ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Евпатория. Церковь Илии Пророка.

Свято-Илиинская церковь


Евпатория. Церковь Илии Пророка
Церковь. Действует.  
Престолы:Илии Пророка
Архитектурные стили:Эклектика, Неовизантийский стиль
Год постройки:Между 1911 и 1918.
Архитектор:А.Л. Генрих
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Республика Крым, г. Евпатория, ул. Братьев Буслаевых, д. 1

Координаты: 45.19266, 33.37419



Сортировка:

Церковь Илии Пророка, , Евпатория, Евпатория, город, Республика Крым
МОРПЕХ879
9 августа 2019
Церковь Илии Пророка, , Евпатория, Евпатория, город, Республика Крым
МОРПЕХ879
9 августа 2019
Церковь Илии Пророка, , Евпатория, Евпатория, город, Республика Крым
МОРПЕХ879
9 августа 2019
Церковь Илии Пророка, , Евпатория, Евпатория, город, Республика Крым
МОРПЕХ879
9 августа 2019
Церковь Илии Пророка, , Евпатория, Евпатория, город, Республика Крым
МОРПЕХ879
9 августа 2019
Церковь Илии Пророка, , Евпатория, Евпатория, город, Республика Крым
Ole Lukoye
27 апреля 2013
Церковь Илии Пророка, , Евпатория, Евпатория, город, Республика Крым
Галина Мехнецова
23 августа 2011
Церковь Илии Пророка, , Евпатория, Евпатория, город, Республика Крым
Галина Мехнецова
23 августа 2011
Церковь Илии Пророка, , Евпатория, Евпатория, город, Республика Крым
Галина Мехнецова
23 августа 2011
Церковь Илии Пророка, Место попадания артеллирийского снаряда во время Великой Отечественной Войны<br>, Евпатория, Евпатория, город, Республика Крым
Место попадания артеллирийского снаряда во время Великой Отечественной Войны
Сидоров Григорий
7 августа 2007
Церковь Илии Пророка, Бранили за смешенье стилей // Хотя в смешенье-то и стиль!<br>(И.Северянин)<br>, Евпатория, Евпатория, город, Республика Крым
Бранили за смешенье стилей // Хотя в смешенье-то и стиль!
(И.Северянин)
Мунарев Сергей
16 июля 2007
Церковь Илии Пророка, , Евпатория, Евпатория, город, Республика Крым
Алексей Кротов
11 октября 2020
Церковь Илии Пророка, , Евпатория, Евпатория, город, Республика Крым
Ole Lukoye
27 апреля 2013
Церковь Илии Пророка, Вид со стороны моря<br>, Евпатория, Евпатория, город, Республика Крым
Вид со стороны моря
Ole Lukoye
27 апреля 2013
Церковь Илии Пророка, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Евпатория, Евпатория, город, Республика Крым
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
10 апреля 1942
Церковь Илии Пророка, , Евпатория, Евпатория, город, Республика Крым
Алексей Кротов
11 октября 2020



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Вадим кр
 
Вадим кр  15 июня 2017

Храм построен в 1911-1918 годах городским архитектором А.Л. Генрихом на средства греческой общины года и судовладельца П. Е. Давыдова, который который руководил строительством. 30 июня 1918 года храм был освящен в честь пророка Божия Илии архиепископом Таврическим преподобным Димитрием (Абашидзе).

С 1919 до 1936 года настоятелем служил священномученик Елеазар Спиридонов. После установления в городе советской власти давление на общину постепенно нарастало. Поначалу подстрекаемая властями молодежь била окна во время богослужения. С начала 1930-х годов настоятеля стали вызывать в ОГПУ, угрожать, шантажировать, предлагать сотрудничество. В 1936 году давление усилилось - власти наложили запрет на колокольный звон. После ходатайства греческой приходской общины об отмене запрета городские власти распорядились вовсе снять колокола с колокольни. Тогда же был расторгнут договор с общиной об использовании церковного здания. Отец Елеазар благословил прихожан отправить письма в Москву греческому консулу с просьбой о поддержке. За это настоятеля арестовали, а ряд активных прихожан долго допрашивали. Вскоре из храма были изъяты церковные ценности, а в 1938 году он был закрыт.

В 1942 году храм открыли, богослужения продолжались до 1962 года, когда его закрыли вновь. По решению местных властей колокольню как аварийную разобрали, а в саму церковь отдали под спортзал ДСО "Спартак". В 1984 году, когда здание было взято на учет как памятник архитектуры, степень его разрушения по заключению комиссии достигла 70 %.

В декабре 1989 года храм возвращен Русской Православной Церкви. 2 мая 1990 года архиепископ Симферопольский Варлаам (Ильющенко) совершил освящение церкви.

В 2003 году Евпатории исполнилось 2500 лет. К юбилею города восстановили звонницу и подняли на нее специально отлитый для храма колокол. К началу 2010-х годов церковь была капитально отремонтирована, возвращено ранее принадлежавшее ей здание, где вновь действует воскресная школа.

http://drevo-info.ru/articles/27009.html


Реконструкция церкви длилась много лет. В девяностых годах прошлого столетия были произведены основные строительные работы. Колокола, которые украшают церковь, были заказаны в Воронеже. В 2000-2001 году закончили строительство колокольни. Иконы для иконостаса и в киоты были изготовлены в Почаеве художниками-иконописцами отцом Ананием Федоровичем Мельчуком и его сыном Иваном. Они же расписали и стены храма. А резной иконостас и киоты - высокохудожественные уникальные произведения искусства были заказаны у заслуженного художника Автономной Республики Крым Василия Степановича Василюка.

Из книги-буклета "Храм святого Пророка Илии"


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  19 октября 2020

В 1899 году в Евпатории был освящён Свято-Никольский собор, однако он не мог полностью удовлетворить потребность православного населения. В 1901 году по просьбе местной греческой общины городская Дума Евпатории бесплатно выделила место (600 квадратных саженей земли) под строительство новой церкви. А через шесть лет городской архитектор Адам Людвигович Генрих (1894-1919) подготовил для этого проект.

В 1911 году было освящено место под строительство храма в честь пророка Божия Илии, которое велось на деньги греческой общины. Значительную сумму на это благое дело пожертвовал известный судовладелец Панаит Давыдов, он же руководил и всей постройкой. Но средства на постройку новой церкви поступали слишком медленно, что вынудило евпаторийскую греческую общину обратиться в Думу с просьбой о выдаче субсидии в сумме 5 тысяч рублей. Семён Эзрович Дуван, городской голова Евпатории, дал согласие выплачивать субсидию частями (по 1 тысячи рублей в год), а лично от себя пожертвовал 400 рублей и бронзовую люстру для церкви. За помощь в строительстве храма Дуван был награждён Его Величеством Королём Греции Крестом Святого Спасителя. Строительство храма началось 6 июня 1911 года и продолжалось до 1916 года под руководством автора проекта, архитектора А. Л. Генриха. Здание возводилось из местного пористого камня-известняка. Во внешних углах, между рукавами церкви, находились четыре симметричные постройки. Две из них, ближайшие к алтарю и открытые в солею, служили жертвенником и дьяконником. Третья являлась клиросом, а в четвёртой располагалась лестница, ведущая на хоры. 30 июня 1918 года церковь Св. пророка Илии открыла свои двери для верующих. Богослужение и чин освящения в ней совершил архиепископ Таврический Дмитрий (князь Абашидзе). Внутреннее устройство храма из-за недостатка средств длилось почти 10 лет и было окончено уже с началом гонений на Церковь.

После революции Ильинский храм оставался действующим, но его не обошли стороной тяжёлые испытания. В 1922 году по Декрету ВЦИК изъяли церковные ценности на нужды голодающих. В 1936 году в Евпатории сначала запретили колокольный звон, а затем и вовсе закрыли этот храм. Здание церкви передали Комитету физкультуры и спорта. Настоятель Ильинского храма протоиерей Елеазар Спиридонов написал о случившемся греческому консулу в Москву, после чего был арестован. Ему присудили пять лет лагерей без права переписки. 64-летнего священника отправили этапом на Колыму, где он работал на рудниках и через полгода скончался от непомерных трудов и болезни. В том же, 1936-м году власти Евпатории расторгли договор с греческой общиной из-за того, что прихожане не сумели отремонтировать здание и храм закрыли. Уже во время Великой Отечественной войны Ильинку вновь открыли и здесь в годы оккупации службу вёл Иван Улезко, 1872 года рождения. Однако в конце 50-х годов прошлого столетия храм ждали новые испытания. Из-за хрущёвской атаки на религию его вновь закрыли якобы из-за аварийного состояния колокольни высотой 42 метра. Её пытались разрушить с помощью военной техники: танка, БТРов и стенобитных машин. Стальные тросы рвались, но колокольня не поддавалась. В конце концов рабочим удалось разобрать верхние её ярусы. Случилось это в 1959-м году. Здание храма снова стали использовать как спортивный зал. В очередной раз тут забелили лики святых.

В конце 1980-х гг. инициативная группа верующих приступила к работе по возвращению Ильинской церкви прихожанам. И в декабре 1989 года Евпаторийский исполком принял решение о передаче здания церкви религиозной общине. 2 мая 1990 года архиепископ Симферопольский и Крымский Варлаам совершил чин освящения храма. Благодаря настоятелю Ильинского храма иерею Георгию Куницыну, была восстановлена звонница, алтарь, в церковь вернулись многие иконы. Иконы на иконостас и киоты были изготовлены в Почаеве художниками-иконописцами отцом и сыном Ананием и Иваном Мельничуками. Они же расписали и стены храма. К юбилею Евпатории в 2003 году колокольню восстановили, на ней был установлен новый колокол. Его отливали на днепропетровском предприятии "Благовест-1". Высота колокола составляет 89 см, диаметр - 84 см, на поверхности - надпись: "Сей колокол отлит в честь 2500-летия богоспасаемого града Евпатории в лето 2003 от Рождества Христова для храма пророка Илии".

В отличие от затейливого Николаевского собора, греческая церковь смотрится довольно просто: гладкие темноватые стенки из пиленого ракушечника, большие лаконичные детали фасадов. Храм построен в греко-византийском стиле, поэтому традиционно план имеет вид креста. Здание церкви возвышается на высоком цоколе, что несмотря на небольшие размеры здания, делает его вид более внушительным. Купол покоится на восьмигранном барабане, каждая грань которого заканчивается фронтоном. Украшают храм тонкие пилястры, полуциркульные арки, тройные арки с витражами. С восточной стороны расположена пятигранная апсида, главный вход оформлен в виде арки, опирающейся на две полуколонны. Примечательна трёхъярусная колокольня, которая значительно выше основного купола. На одной из грани апсиды виден след от снаряда - это след от шрапнели, выпущенной с турецкого крейсера "Мидилли" (переименованный германский "Бреслау") 24 апреля 1916 года по старому стилю.

Из книги: "Православный Крым. Святыни, храмы, монастыри", - Санкт-Петербург, издательство ООО "Торговый Дом Медный Всадник", 2017 и с сайта: www.iliynka-evpatoria.ru/История храма


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  20 октября 2020

Старожилы, которые в середине 1950-х гг. были прихожанами храма Илии Пророка, до сих пор с трепетом вспоминают уникальную роспись на восточной стене церкви - "Голгофа" ("Лунный пейзаж"). Её выполнил евпаториец, известный советский художник-баталист Юрий Васильевич Волков. В середине 50-х гг. художник испытывал материальные затруднения: заказов не было. И тогда его мать, Галина Николаевна решила сделать благое дело для храма и помочь сыну. Ничего не сказав Юрию Васильевичу, она отнесла свои сбережения, восемьсот рублей, в Ильинскую церковь, и попросила, чтобы батюшка Михаил Севбо пригласил её сына выполнить роспись на восточной стене храма, а в оплату за работу добавил те деньги, которые она передала. Вскоре на восточной стене храма началась работа над росписью "Голгофа" ("Лунный пейзаж"). Когда труд художника уже подходил к завершению, нашлись "доброжелатели" которые отправили в Киев письмо, что член Союза художников СССР Ю. В. Волков проигнорировал постановление ЦК КПСС о проведении в стране "глубокой систематической научно-атеистической пропаганды" и работает над росписью стены в Ильинской греческой церкви.

Для вынесения вердикта в Евпаторию из Киева прибыла авторитетная комиссия во главе с Народным художником СССР тов. М. Г. Дерегус. Войдя в храм и внимательно рассмотрев готовую роспись Волкова, Дерегус смело и твёрдо сказал: "За такое произведение не исключать из Союза художников надо, а принимать в члены Союза художников". Но Волков всё же был наказан: его кандидатуру, выдвинутую на присвоение почётного звания "Заслуженный деятель искусств УССР", отклонили. Спустя короткое время храм закрыли и начали использовать под склад, а в 1962 году превратили в спортивный зал ДСО "Спартак". Роспись "Голгофа" ("Лунный пейзаж") была навсегда потеряна. Очевидцы рассказывали, как власти дали распоряжение её закрасить, и рабочие покрыли роспись масляной краской, но она не хотела "умирать" и проступала сквозь краску. Тогда, чтобы уничтожить её окончательно, роспись покрыли горячей свежегашёной известью.

С сайта: https://artpriced.ru/biografiya/volkov_yuriy_vasilevich


Елена Григорьева
 

Построен в 1911-1918 г.г. городским архитектором А.Л. Генрихом. В отличие от затейливого Николаевского собора греческая церковь смотрится достаточно сурово: гладкие темноватые стены из пиленого камня, крупные лаконичные детали оформления фасадов. В плане храм традиционно крестообразный, ориентированный по сторонам света. Над входом - звонница, увенчано здание одним куполом на гранёном барабане.

Приключения советского времени греческий храм пережил не без утрат, восстановительные работы ещё не закончены. На одной из стен церкви виден след от снаряда - на этой набережной 5 января 1942 г. произошла высадка Евпаторийского десанта.

Слева от входа памятная доска с текстом: «Священномученик Елеазар (Спиридонов) Евпаторийский прославлен в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX в. Подвизался первым настоятелем Свято-Ильинского храма в 1919-1936 г.г.».

Храм Святого Илии, наряду с мечетью Джума-Джами и Николаевским собором, входит в число трёх наиболее значимых архитектурных доминант города, их купола - неотъемлемая и самая выразительная часть открывающегося на Евпаторию вида со стороны моря.

Храм Святого Илии в г. Евпатория


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 июня 2025

В 1899 году греческая община города Евпатории обратилась в Думу с просьбой выделить землю под строительство храма. Несмотря на то, что в этом году освятили собор святого Николая, возникла необходимость еще в одном храме для православного населения. В 1901 году участок земли в 600 квадратных саженей был бесплатно передан общине. К 1907 году подготовили проект храма, его автором стал городской архитектор А.Л. Генрих.

Строить новый храм предполагалось на пожертвования прихожан. Но средства поступали медленно, и нужная сумма никак не собиралась. Поэтому в 1908 году в Думу по поручению общины обратился Ф.И. Василькиоти, он просил о выдаче субсидии в сумме 5000 рублей. Губернатор Евпатории С.Э. Дуван дал согласие выплачивать субсидию частями, каждый год по 1000 рублей. Лично от себя С.Э. Дуван пожертвовал 400 рублей и бронзовую люстру. За помощь в строительстве храма он был награжден Его Величеством королем эллинов крестом Святого Спасителя.

Строительство церкви началось 6 июня 1911 года, а 30 июня 1918 года новый храм освятили в честь пророка Илии. Итак, из-за недостатка средств устройство храма затянулось почти на десять лет, а закончилось в канун новой эпохи, когда начались гонения на Церковь. Храм построен в греко-византийском стиле, в плане в виде креста. Купол покоится на восьмигранном барабане, каждая грань которого заканчивается фронтоном. Украшают храм тонкие пилястры, полуциркульные арки, тройные окна с витражами. С восточной стороны расположена пятигранная апсида, главный вход оформлен в виде арки, опирающейся на две полуколонны.

Трехъярусная колокольня Илиинского храма была разобрана в 60-х годах и восстановлена недавно.

После революции церковь оставалась действующей. Ее прихожане были греческими подданными, поэтому власть не сразу применила силовые приемы. Сначала решили, что колокольный звон — явление неприемлемое для социалистической действительности, поэтому сняли колокола на глазах у пораженных прихожан. Община решила защищать свой храм, для этого отправила в Москву к греческому консулу письмо с просьбой о помощи. Отвез письмо председатель церковной двадцатки Савва Федорович Кириакиди. Это обращение привело власти Евпатории в ярость, они обвинили греческую общину в клевете. В 1936 году договор с греческим обществом расторгли из-за того, что прихожане не сумели отремонтировать здание. Впрочем, у государства денег тоже не нашлось, и храм закрыли.

Со дня открытия и до своего ареста священником в Свято-Ильинском храме был Елеазар Спиридонович Спиридонов. Он родился в Евпатории в семье крымских греков. С 1894 по 1900 год работал учителем в церковно-приходской школе. Его духовным наставником и добрым другом был священник Иаков Чепурин, стараниями которого появился в городе величественный Свято-Никольский собор. Отец Иаков обвенчал Елеазара Спиридонова с Ксенией Ивановной Янковой. В 1899 году Елеазар Спиридонович был рукоположен в священный сан Таврическим епископом Николаем (Зиоровым). Первый свой приход молодой священник получил в селении Керменчик. В семье Спиридоновых родились три дочери — Вера, Мария, Надежда, которых отец Елеазар воспитывал в религиозном духе, с детства приучал к молитве и церковным службам.

В 1919 году семья переехала в Евпаторию, где к тому времени построили Свято-Ильинский храм. Отец Елеазар стал его священником. Прихожане любили его за кроткий нрав, доброту и бескорыстие.

В конце 20-х годов отец Елеазар подружился с духовным писателем и фотографом Иваном Васильевичем Поповым, который несколько раз снимал царскую семью в Ливадии. Удивительным человеком была его мать схимонахиня Евгения Попова. Будучи парализованной, она не жаловалась на судьбу, а глубоко веровала в Бога. Со всего Крыма приезжали к ней за советом и утешением. Многие, увидев парализованную матушку Евгению, становились на колени и тогда лишь говорили о своих печалях.

Схимонахиня Евгения обладала даром предвидения, многим она предсказала будущее. В 1934 году матушка Евгения отошла ко Господу, отпевал ее отец Елеазар.

Но в стране наступили смутные времена, власть ополчилась против Церкви, многих священнослужителей отправили в ссылку. Сгустились тучи и над головой отца Елеазара. Неоднократно с ним проводили беседы, угрожали, предлагали доносить на прихожан, требовали снять рясу. Но отец Елеазар твердо отказался: «Я священник и буду ходить в подобающей моему сану одежде».

Арестовали отца Елеазара 27 октября 1936 года, учинив обыск в храме и в доме священника. Его обвинили в хранении богослужебных книг, содержащих элементы монархической пропаганды; в обращении к греческому консулу, содержащем, по их мнению, «клевету на органы местной власти»; в том, что имел дальних родственников в Греции и Литве и «служил панихиды за иностранных подданных и о врагах Советского Союза, проживающих за границей». В 1936 году умер Константинопольский Патриарх, по которому в Ильинском храме отслужили панихиду. Не могли не молиться и за умершего в том же году в Греции Панаиота Елеферовича Давыдова, стараниями которого был возведен храм пророка Илии в Евпатории.

В 1937 году отец Елеазар Спиридонович Спиридонов был приговорен к пяти годам концлагерей и отправлен на Колыму. Невыносимые условия жизни, голод, холод и тяжелый труд на руднике подорвали его здоровье. 6 декабря 1937 года священник Елеазар Спиридонов, смиренно претерпев все невзгоды, отошел ко Господу, стяжав венец исповедника.

Нелегкая судьба ожидала и других членов семьи. Матушку Ксению Ивановну арестовали в 1938 году: осудили и расстреляли в Белоруссии. Дочери Вера и Надежда были депортированы в 1944 году в Кемеровскую область, на родную землю им вернуться не удалось.

С конца 1950-х годов в бывшем Свято-Ильинском храме организовали спортзал. Сегодня колокольня и храм полностью восстановлены.

Недавно в храме случилось чудо с храмовой иконой пророка Илии. Неизвестный художник изобразил пророка по пояс, в руке он держит свиток, лицо строго, брови грозно сдвинуты, седые волосы и бороду развевает ветер. Когда Илиинский храм закрыли, икона хранилась в Свято-Никольском соборе. После того как храм отреставрировали, икона с особой любовью и торжеством была перенесена в свой родной храм.

В 1999 году в праздник Святой Троицы пономарь пришел в храм очень рано. Прикладываясь к иконе пророка Илии, он увидел, как в лучах утреннего солнца на стекле, прикрывавшем икону, четко проступили контуры, повторяющие изображение пророка на иконе. Об увиденном пономарь сообщил настоятелю, и икона была перенесена в алтарь. Во время праздничной службы контуры на стекле стали более четкими, а к концу праздника можно было увидеть лик пророка Илии.

По указанию Владыки Лазаря была создана комиссия, которая должна была освидетельствовать икону. Когда члены комиссии сняли стекло, на нем ясно был виден отпечаток контуров фигуры и лица святого пророка Илии, лучше всего отпечаталась рука, держащая свиток. Пророк Илия как бы призывает всех нас быть более усердными в изучении Священного Писания, жить и поступать по его заветам.

Теперь в Илиинском храме ежедневно в 9 часов прихожане вместе с духовенством совершают чтение акафиста пророку: «Святый Пророче Божий Илие, моли Бога о нас».

Источник: Крым: православные святыни: путеводитель. – Сост. Е.М. Литвинова. – Симферополь: «Рубин», 2003 г. на сайте «Крымовед — путеводитель по Крыму»

Церковь Святого Пророка Илии



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.