ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Погост (Ошевенск). Церковь Богоявления Господня.

Церковь Ошевенского прихода


Погост (Ошевенск). Церковь Богоявления Господня
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Богоявления Господня
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:1787.
Адрес:
Архангельская область, Каргопольский район, куст деревень (село) Ошевенск, деревня Погост

Координаты: 61.865418, 38.776682
Входит в коллекции:Шедевры деревянного зодчества, Федеральная программа консервации (сезон 2025)



Сортировка:

Церковь Богоявления Господня, Общий вид с юго-востока<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Общий вид с юго-востока
Павел ЛабутинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
5 января 2016
Церковь Богоявления Господня, , Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
6 февраля 2014
Церковь Богоявления Господня, Вид с колокольни собора Александро-Ошевенского монастыря<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Вид с колокольни собора Александро-Ошевенского монастыря
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
6 февраля 2014
Церковь Богоявления Господня, вид с северо-запада<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
вид с северо-запада
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 октября 2011
Церковь Богоявления Господня, , Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
JohnIngham
19 сентября 2011
Церковь Богоявления Господня, , Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
JohnIngham
19 сентября 2011
Церковь Богоявления Господня, , Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Андрей Семенов
7 января 2010
Церковь Богоявления Господня, , Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Александр Фурсов
6 октября 2022
Церковь Богоявления Господня, , Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Александр Фурсов
6 октября 2022
Церковь Богоявления Господня, Вид с северо-запада<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Вид с северо-запада
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
2 сентября 2021
Церковь Богоявления Господня, , Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
exploremanАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
25 сентября 2020
Церковь Богоявления Господня, колокольня<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
колокольня
exploremanАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
25 сентября 2020
Церковь Богоявления Господня, Погост. Церковь Богоявления Господня<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Погост. Церковь Богоявления Господня
Lipilin1980
3 августа 2016
Церковь Богоявления Господня, Вид с севера<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Вид с севера
Павел ЛабутинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
25 июня 2016
Церковь Богоявления Господня, Вид с северо-запада<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Вид с северо-запада
Павел ЛабутинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
5 января 2016
Церковь Богоявления Господня, Вид с запада<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Вид с запада
Павел ЛабутинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
5 января 2016
Церковь Богоявления Господня, Вид с юго-запада<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Вид с юго-запада
Павел ЛабутинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
5 января 2016
Церковь Богоявления Господня, , Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
20 мая 2015
Церковь Богоявления Господня, , Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Paprika
6 января 2015
Церковь Богоявления Господня, , Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Paprika
6 января 2015
Церковь Богоявления Господня, вид с запада<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
вид с запада
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 октября 2011
Церковь Богоявления Господня, вид с юго-запада<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
вид с юго-запада
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 октября 2011
Церковь Богоявления Господня, церковь, вид с юга<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
церковь, вид с юга
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 октября 2011
Церковь Богоявления Господня, колокольня, вид с северо-запада<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
колокольня, вид с северо-запада
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 октября 2011
Церковь Богоявления Господня, , Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
JohnIngham
19 сентября 2011
Церковь Богоявления Господня, Фото Людмилы Васильковой<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
22 июля 2007
Церковь Богоявления Господня, Фото Людмилы Васильковой<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
22 июля 2007
Церковь Богоявления Господня, Фото Людмилы Васильковой<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
22 июля 2007
Церковь Богоявления Господня, Фото Людмилы Васильковой<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
22 июля 2007
Церковь Богоявления Господня, Шатер основного объема<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Шатер основного объема
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
2 сентября 2021
Церковь Богоявления Господня, Шатер колокольни<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Шатер колокольни
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
2 сентября 2021
Церковь Богоявления Господня, Фрагмент колокольни<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Фрагмент колокольни
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
2 сентября 2021
Церковь Богоявления Господня, Апсида придельного алтаря<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Апсида придельного алтаря
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
6 февраля 2014
Церковь Богоявления Господня, завершение колокольни, вид с юга<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
завершение колокольни, вид с юга
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 октября 2011
Церковь Богоявления Господня, , Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
JohnIngham
19 сентября 2011
Церковь Богоявления Господня, Интерьер холодной церкви; хорошо заметен перекос конструкции восьмерика, возникший из-за разрушения сгнивших нижних венцов<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Интерьер холодной церкви; хорошо заметен перекос конструкции восьмерика, возникший из-за разрушения сгнивших нижних венцов
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
6 февраля 2014
Церковь Богоявления Господня, Небеса<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Небеса
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
6 февраля 2014
Церковь Богоявления Господня, , Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Виктория Быкова
14 февраля 2022
Церковь Богоявления Господня, Фотограф В.М. Шульц. Фото из фондов Галереи Ильи Глазунова г. Москва<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Фотограф В.М. Шульц. Фото из фондов Галереи Ильи Глазунова г. Москва
Елена Григорьева
01.06.1900 - 01.06.1905
Церковь Богоявления Господня, Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1900
Церковь Богоявления Господня, Фото 1950 года из фондов Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства<br>, Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Фото 1950 года из фондов Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Богоявления Господня, , Погост (Ошевенск), Каргопольский район, Архангельская область
Александр Фурсов
6 октября 2022



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Екатерина Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 22 января 2011

Ошевенское сельское поселение (Ошевенск) — муниципальное образование в Каргопольском районе Архангельской области. Оно представляет собой группу деревень, наиболее крупными и известными из которых являются Ширяиха, Халуй, Гарь, Низ, Погост. Административный центр — деревня Ширяиха. Это место богато памятниками, главной достопримечательностью Ошевенска является Свято-Успенский Александро-Ошевенский монастырь, однако интересна и церковь Богоявления.

Богоявленский деревянный храмовый комплекс 1787г. в деревне Погост - один из ярких памятников русского северного деревянного зодчества. Хорошо сохранился огромный деревянный храм Богоявления с расписными небесами и громадным деревянным иконостасом, а так же отдельно стоящая колокольня. Церковь на мощном восьмерике с выразительным шатром. Колокольня чем-то напоминает Лядинскую: низкий четверик, относительно массивный восьмерик, невысокий звон и шатёр. Под влиянием чуждого классицизма столбы звона обшиты тёсом так что они представляют из себя арочные пролёты. Это конструктивно неоправданная деталь была на многих колокольнях, как например в Саунино, но потихоньку им придают исторический вид.

В 1930-е годы, как и большинство церквей, ее закрыли. Потом во время войны открыли и в ней молились до 1960 г. После вновь закрыли, и снова она стала действующей уже недавно. Богоявленская церковь с иконостасом практически без икон, а на потолке росписи - «небо». Рядом с храмом отдельно стоящая колокольня. Службы в этой церкви проводятся нерегулярно, но при нас церковь была открыта, хотя службы в ней не было. Прекрасны окрестные виды, чуть пройдя, мы вышли на берег реки Чурьеги, поросший высокой травой.

Информация с сайтов http://www.myrusland.ru/places_169.htm, http://www.myrusland.ru/cities_178.htm, википедии и собственные впечатления.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 9 июня 2016

Деревянный храм, существующий ныне в Ошевенске, был построен в 1787 году на месте сгоревшей церкви 17 века, по схеме "восьмерик от пошвы с прирубами" уже практически не использовавшейся в то время. Впервые наличие церкви в Ошевенске фиксируется документально в 1648 году. Церковь имела три престола - во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Богоявленский и еще один, посвящение которого к настоящему моменту не установлено. Строительство храма велось, как правило, странствующей артелью, состоящей из нескольких мастеров и примерно десяти "подсобных" рабочих. Нанимал ее "мир", заручившись благословением правящего архирея. Лес и сруб готовили загодя, зимой или в начале весны, когда стволы особенно смолисты, а санный путь позволял легко вывезти бревна к месту постройки. Строительство начиналось "с оклада", то есть с первого венца, задавшего форму будущему храму. Следующая важная веха - завершение сруба. Затем - "мощение" потолков, изготовление кровли и, наконец, отделочные работы.

Строительство храма длилось "два лета". В конце 18 века всюду уже строились храмы типа "восьмерик на четверике", а ошевенцы, верные старине, поставили "восьмерик от пошвы" (то есть от основания), хотя этот восьмерик и не всегда угадывается, отчасти скрытый массивными объемами трапезной и алтарного прируба. Алтарная часть обита тесом и имеет форму семигранника. Покрыт алтарь как и трапезная железом, на кровле - 2 маленькие главки, обозначающие наличие двух престолов. Шатер храма крыт тесом. Главка покрыта осиновым лемехом. В основании главки - так называемая "епанча", своего рода "воротник" из тесин. Ошевенская колокольня представляет собой типичное в своем роде строение: восьмерик на низком четверике, невысокий "звон" и шатровое покрытие. Столбы звона имеют тесовую обшивку, образующую арочные окна. Эта деталь характерна для 19 века, когда деревянной архитектуре пытались придать некие "каменно-классицистические" черты. Внутри храма находится родной четырехярусный иконостас, сохранивший подлинные иконы только в верхнем ряду. Остальные были когда-то вывезены на реставрацию, но в храм обратно так и не вернулись. Гораздо интереснее - восемнадцатигранное "небо", пребывающее в хорошей сохранности. В центральном кольце изображен Христос Вседержитель, а грани представляют собой полноценные, слегка удлиненные иконы святых на фоне синего неба.

Иоанно-Богословский храм закрыли в 1930-е годы. Во время Великой Отечественной войны службы в нем возобновились, но в 1960-е годы прекратились уже до конца советской эпохи. Сейчас церковь является действующей, однако службы проводятся только летом (приблизительно после Пасхи и до конца октября), так как зимой здесь, несмотря на две печи, холодно даже в валенках. Вся богослужебная жизнь в зимнее время сосредотачивается в надвратном Никольском храме Ошевенского монастыря.

Источник: журнал "Православные Храмы. Путешествие по святым местам", №29, автор текста Ксения Толоконникова, изд-во ООО "Де Агостини", 2013 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 11 января 2019

Ошевенск стоит на земле, освящённой молитвенным подвигом одного из главных святых Каргополья - прп. Александра Ошевенского. Река Чурьега делит местность на "монашескую" и мирскую. Архитектурной и смысловой доминантой одного берега выступает ансамбль Александро-Ошевенского монастыря, другого - приходская церковь Иоанна Богослова.

Само существование села и монастыря близ него есть плод удивительной взаимной привязанности, царившей в семействе прп. Александра. Сам Александр Ошевень был родом из-под Белозёрска. С восемнадцати лет подвизался он в Кирилло-Белозёрском монастыре. Но спустя несколько лет после ухода сына в монастырь, его отец Никифор Ошевень переселился с семейством ближе к городу Каргополю, на земли некоего боярина Иоанна Григорьевича. Прошло ещё некоторое время. И вот преподобный Александр отпросился у игумена Кирилло-Белозерской обители навестить своих родителей. Никифор стал просить сына не покидать стареющих родителей, а поселиться здесь же неподалёку. На другом берегу реки, уговаривал он Александра, есть прекрасное место для устройства монастыря - "место угодно к монастырскому строению". Молодой инок и сам искал случая уйти из "густонаселённой" Кирилло-Белозерской обители с тем, чтобы вести жизнь более уединённую, а потому отправился на другой день со старшим братом посмотреть указанное отцом место. Покуда брат рубил дрова, Александр молился и сам не заметил, как задремал. Во сне он услышал голос: "Александр, угодник Мой, вот Я приготовил место тебе, куда ты пришёл сам без зова. Сотвори себе пребывание. Живи здесь и спаси душу твою. И будет тебе покой во веки веков, и через тебя многие спасутся". Дома отец лишь утвердил его намерении основать там обитель, рассказав в добавок, что из-за реки иногда виден таинственный свет, слышен звон колоколов и пение невидимого хора. Игумен Кирилло-Белозёрской обители, узнав о знамениях, бывших прп. Александру, не стал удерживать его и более того - благословил иконами Божией Матери и святителя Николая. Постройку монастыря для сына взял на себя Никифор Ошевень, а сам Александр отправился к архиепископу Ионе в Новгород и вернулся оттуда уже иеромонахом, настоятелем новой обители. Мало-помалу монастырь рос. Росло и село близ него: крестьяне охотно селились в краю, освящённом монашеским подвигом. Вероятно, уже в это время, то есть в последней трети ХV века, здесь появилась первая церковь, ибо неудобно было мирянам молиться вместе с иноками, а женщины вообще не могли входить в обитель (даже мать прп. Александра, нежно любимая им, встречалась с сыном за монастырскими воротами).

По всей вероятности, первый храм Ошевенска был клетским, то есть представлял собой простой четырёхугольный сруб (клеть) с прирубленной к нему алтарной частью. Это наиболее древний - и одновременно наиболее простой - тип деревянных церквей на Руси. Документы впервые фиксируют её существование в 1648 году. А в 1717 году она сгорает и возводится заново. Собственно, сей "послепожарный" храм был уже не просто храм, а трёхчастный ансамбль включавший в себя холодную церковь Иоанна Богослова, тёплую Богоявленскую церковь с трапезной и колокольню. Строения окружала рубленая деревянная ограда с глухими башнями, отчего погост имел в своём облике нечто монастырское, стилистически соответствуя Александро-Ошевенскому монастырю, видневшемуся за рекой. Строительство церквей на Каргополье велось, как правило, странствующей артелью ("дружиной"), состоявшей из нескольких мастеров и примерно десяти "другов" - подсобных рабочих. Нанимал её "мир", заручившись благословением правящего архирея. Все сношения с плотниками лежали на плечах церковного старосты (выборного лица). Во время работ мастера жили на иждивении "мира" и получали от него не только денежную плату, но и "паёк", причём экономить заказчикам здесь не приходилось, дабы не раздражать строителей. Лес на сруб готовили загодя, зимой или в начале весны, когда стволы особенно смолисты, а санный путь позволяет легко вывезти брёвна к месту постройки. Собственно строительство начиналось с "оклада", то есть с первого венца, задававшего форму будущего здания. Сложно переоценить значение этого этапа в условиях отсутствия каких бы то ни было чертежей, и потому им руководил наиболее опытный мастер, а по окончании "окладывания" "мир" выставлял плотникам угощение. Следующая важная веха - завершение сруба. Затем - "мощение" потолков, изготовление кровли и, наконец, отделочные работы. Основным плотницким инструментом являлся топор. Строительство большого храма длилось "два лета", и участие в нём принимали не только плотники. Крестьяне со своей стороны обязывались предоставлять артели посильную помощь и "полуфабрикаты" - например, заготовки для лемеха, которыми покрывали главы.

Храм, существующий ныне в Ошевенске, был построен в 1787 году - надо полагать, после очередного пожара. Вместо двух отдельно стоящих церквей "мир" на сей раз решил возвести "две в одной", в восьмерике разместился холодный храм Иоанна Богослова, в трапезной части - тёплый Богоявленский, из чего впоследствии произошла путаница в названиях: иные называют ошевенскую церковь Богоявленской, иные - Богословской. И то, и другое, в сущности, верно, но по традиции "двойной" храм всё же называют по имени холодного (главного) престола. Исследователи отмечают, что Богоявленская церковь Ошевенска уникальна для своего времени: она как бы "запоздала" появиться на свет. В конце ХVIII века всюду уже строились храмы типа "восьмерик на четверике", а ошевенцы, верные старине, поставили настоящий "восьмерик от пошвы" (то есть от основания), хотя этот восьмерик и не всегда угадывается, отчасти скрытый массивными объёмами трапезной и алтарного прируба. И, возможно, из-за этого обстоятельства в ряде научных работ Богоявленская церковь ошибочно отнесена к типу "восьмерик на четверике". Трапезная всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни села. Тут было и богомолье, и контора, и "клуб". В трапезной происходили мирские советы, суды: здесь взимались подати, заключались сделки, хранился деревенский архив. По праздникам здесь устраивали "братчины" - пиршества с питьем пива. Трапезную всегда строили просторную, хотя и с довольно низким потолком (чтобы легче было натопить). Именно такова она и в ошевенском храме - в отличие от помещения холодной церкви, завораживавшей прихожан своим "потолком-небом".

К началу ХХ века в Каргопольском уезде насчитывалось более 100 приходских храмов. Ошевенский был лишь одним из многих, но его близость к Александро-Ошевенскому монастырю ставила его в особые условия. Тем не менее, более половины приходов в то время были заражены расколом самых разных "толков" (беспоповских по преимуществу). И Ошевенский храм не являлся исключением в этом отношении. Всё-таки положение здесь, в Ошевенске, было более благополучным, чем в других приходах уезда, - в силу того, что "под боком" находился Александро-Ошевенский монастырь. Присутствие поблизости обители со столь значительной святыней (мощи прп. Александра) и правильным устроением духовной жизни оказывало своё воздействие на быт и нравы мирян Ошевенска.

Иоанно-Богословский храм закрыли в 1930-е годы. Во время Отечественной войны службы в нём, по некоторым сведениям, возобновились, но в 1960-е годы прекратились уже до конца советской эпохи. Сейчас церковь является действующей, однако состояние её трудно назвать благополучным. Икон в главном иконостасе почти нет, пол и кровля холодного храма - в аварийном состоянии, поэтому уже несколько лет здесь богослужения не проводятся. Да и в так называемом зимнем Богоявленском храме на поверку оказалось возможно служить только летом: зимой здесь, несмотря на две печи, холодно даже в валенках. Поэтому приблизительно с конца октября и до Пасхи церковь стоит, как говорили раньше, "без пения", а вся богослужебная жизнь села сосредотачивается в надвратном Никольском храме Ошевенского монастыря.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №29, 2013 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 29 сентября 2024

«…Само село Ошевенское далеко вытянулось за мостом вдоль дороги по правому берегу мелководной каменистой Чурьюги. Село состоит из трех близко сходящихся деревень Погост, Ширяиха и Низ. Название первой деревни понятно - здесь находится старый погост с древними замшелыми плитами, и на погосте деревянная церковь с колокольней.

Церковь Богоявления датируется 1787 годом, но облик её - приземистая башня-восьмерик, крытая шатром, говорит о том, что церковь эта повторяет формы более древней, стоявшей на том же месте. На Севере часто возобновляли древние обветшалые церковные постройки, создавая их близкую копию. Копия, по всей видимости, удачная грузная стопа с могучим шатром производит суровое величественное впечатление, характерное для памятников подобного типа.

И в этом сооружении плотники-умельцы отказались от принципа симметрии и расположили прирубы так, как подсказывало им художественное чутье. Апсида, крытая на три ската, с двумя главками, в плане не симметрична оси храма, а сдвинута в северную сторону. С южной же стороны трапезной далеко за линию грани восьмерика выступает придел с главкой на кровле. Как везде в деревянном зодчестве, главное здесь живописность, игра объемов и это достигнуто. Здание лишено однообразия, оно по-разному смотрится с разных сторон, фасады не повторяют друг друга: с севера здание обводит ломаная вогнутая линия, с юга выпуклая. Прекрасно дополняет памятник сама природа старые лиственницы и березы.

Колокольня, стоящая возле, во многом напоминает виденную нами в Лядинах: низкий четверик, высокий восьмерик, пролеты звона и шатер с главкой…»

Источник: Гунн Г.П. Каргополье - Онега. Серия «Дороги к прекрасному». - М.: Искусство, 1974, стр. 83-85

Каргополье - Онега (Дороги к прекрасному). Гунн Г.П. 1974 | Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 4 августа 2025

«…Примером многоцентровой композиции может служить уже упоминавшееся село Ошевенское (Каргопольский район Архангельской области). Деревни б. Ошевенской волости вытянулись двумя линиями вдоль берегов рек Чурьеги и Халуя. Каждая из крупных деревень села имела свой организующий центр в виде шатровой часовни, что было вполне оправдано при относительно спокойном рельефе и горизонтальной протяженности жилых домов. Вертикали часовен помогали зрительно связать большое жилое пространство как вдоль берегов рек, так и с одного берега на другой. В этой зрительной «перекличке» участвовали и вертикали приходской церкви, и колокольни, а также шатры Александро-Ошевенского монастыря (до пожара 1706 г.).

Часовни и приходская церковь ставились на наиболее просматриваемых местах: на пересечении дорог, выступах береговой бровки или небольших площадях, замыкавших перспективы порядков домов. Центром деревни Большой Халуй была часовня И. Богослова (не сохранилась), стоявшая у самого обрыва между двумя съездами к мосту. Она была хорошо видна и от первого порядка домов и с дороги, идущей от монастыря. Ильинская часовня в деревне Малый Халуй стояла на пересечении двух основных направлений улицы, идущей вдоль берега реки, п дороги на Кенозеро. Таким образом, шатры часовни замыкали перспективу в деревне с четырех сторон и были видны из деревень вдоль Чурьего. В центре ближайшей из них- деревне Низ - на повороте улицы стоит Георгиевская часовня.

Приходская шатровая церковь Богоявления (1787 г.) со стоящей рядом шатровой же колокольней в ограде составили центр деревни Погост, размещенный напротив излучины Чурьеги, вдоль которой встал еще один порядок домов. Находясь в любой точке села, можно было по вертикалям культовых построек зрительно охватить все замкнутое берегами пространство и быстро сориентироваться в нем. При движении внутри жилого пространства эти вертикали как бы передавали, «ретранслировали», непрерывную зрительную связь…»

Источник: Ансамбль в народном зодчестве русского Севера (пространственная организация, композиционные приёмы, восприятие) / Ю. С. Ушаков. — Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1982, стр. 79

Ансамбль в народном зодчестве русского Севера - Ушаков Ю.С. - 1982



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.