ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Выша. Успенский Вышенский монастырь.


Выша. Успенский Вышенский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1625.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Рязанская область, Шацкий район, п. Выша, ул. Заречная, д. 20

Координаты: 54.028941, 42.103295
Проезд: На автомобиле из Рязани по автодороге М-5 в направлении города Шацка, а проехав Шацк, двигаться по указателям на Конобеево. У Конобеево поворачивать направо, на первой развилке — снова направо, на Быкову Гору; далее — прямо. ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На автомобиле из Рязани по автодороге М-5 в направлении города Шацка, а проехав Шацк, двигаться по указателям на Конобеево. У Конобеево поворачивать направо, на первой развилке — снова направо, на Быкову Гору; далее — прямо.



План Успенского Вышенского монастыря

Храмы монастыря:

1. Собор Рождества Христова
2. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
3. Церковь Казанской иконы Божией Матери
4. Церковь Богоявления Господня в келейном корпусе

Другие постройки и сооружения:

5. Фундамент колокольни (XIX в.)
6. Дворянская гостиница (XIX в.)
7. Просвирочная (XIX в.)
8. Гостиница для простолюдинов (XIX в.)
9. Монастырская постройка (XIX в.)
10. Трапезная (XIX в.)
11. Дом настоятеля (XIX в.)
12. Монастырская постройка (XIX в.)
13. Ледник (XIX в.)
14. Юго-западная башня (XIX в.)
15. Западная башня (XIX в.)
16. Стены ограды (XIX в.)
17. Ворота (XIX в.)
18 Монастырская постройка
19. Кельи (XIX в.)
20-22 Монастырские постройки
23. Пруд
24. Восточная башня (XIX в.)
25. Северо-восточная башня (XIX в.)
26. Некрополь
27. Хозяйственная постройка



Сортировка:

Успенский Вышенский монастырь, , Выша, Шацкий район, Рязанская область
Lyudmila-laifka
30 июня 2018
Успенский Вышенский монастырь, Реставрация<br>, Выша, Шацкий район, Рязанская область
Реставрация
Ceргей Князeв
3 мая 2015
Успенский Вышенский монастырь, , Выша, Шацкий район, Рязанская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
9 августа 2014
Успенский Вышенский монастырь, , Выша, Шацкий район, Рязанская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
9 августа 2014
Успенский Вышенский монастырь, , Выша, Шацкий район, Рязанская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
9 августа 2014
Успенский Вышенский монастырь, , Выша, Шацкий район, Рязанская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 апреля 2008
Успенский Вышенский монастырь, , Выша, Шацкий район, Рязанская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 апреля 2008
Успенский Вышенский монастырь, , Выша, Шацкий район, Рязанская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
9 августа 2014
Успенский Вышенский монастырь, , Выша, Шацкий район, Рязанская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
9 августа 2014
Успенский Вышенский монастырь, , Выша, Шацкий район, Рязанская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
9 августа 2014
Успенский Вышенский монастырь, , Выша, Шацкий район, Рязанская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
9 августа 2014
Успенский Вышенский монастырь, , Выша, Шацкий район, Рязанская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
9 августа 2014
Успенский Вышенский монастырь, , Выша, Шацкий район, Рязанская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
9 августа 2014
Успенский Вышенский монастырь, , Выша, Шацкий район, Рязанская область
iд Стефан
17 сентября 2010
Успенский Вышенский монастырь, фотоснимок с дореволюционной фотографии<br>, Выша, Шацкий район, Рязанская область
фотоснимок с дореволюционной фотографии
Алексей Кротов
1 июля 1917
Успенский Вышенский монастырь, Фото из журнала "Русский Паломник"<br>, Выша, Шацкий район, Рязанская область
Фото из журнала "Русский Паломник"
Андрей Агафонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 19 февраля 2011

Успенская Вышенская пустынь, заштатная, на правом берегу реки Выши, в 24 верстах от города Шацка. Время основания ее неизвестно; на нынешнем месте существует с 1625 года, до того же времени находилась на 8 верст вверх по реке Выши. Пустынь обстроена и возобновлена игуменом Тихоном (+1844 год). Старинный небольшой каменный храм в честь Успения Божией Матери построен в половине XVIII века. В монастырском Казанском соборе находится чудотворная Вышенская Казанская икона Божией Матери. Эту святую икону получила в благословение от своих родителей инокиня Мирония (Данкова), которая в 1812 году спасаясь от французов, на пути из Москвы в Тамбовский Вознесенский монастырь, подверглась нападению везшего ее ямщика, вознамеривавшегося ее убить; тогда Мирония обратилась с молитвенным воплем перед святою иконой о заступлении Богоматери, и ямщик внезапно ослеп; такое грозное вразумление привело его в чистосердечное раскаяние, после чего он прозрел, и Мирония была благополучно довезена до монастыря; поселившись здесь, она поставила святую икону в своей кельи, а перед своей кончиной завещала ее, согласно чудесно слышанному ею неоднократно исходившему от святой иконы повелению, Вышенской пустыни, где святая икона и находится с 7 марта 1827 года. Ежегодно после Пасхи святая икона носится в Тамбов и другие города губернии. В пустыни погребен подвизавшийся в ней 28 лет и скончавшийся 6 января 1894 года преосвященный Феофан Вышенский затворник.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Валерий Антипин
 
Валерий АнтипинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 9 апреля 2011

Обитель основана в XVI-XVII веках, в 25 километрах от города Шацка при впадении в реку Цну реки Выши. Первое письменное свидетельство о Вышенском монастыре относится к 1625 году. В 1724 году обитель была приписана к Свято-Никольско-Чернеевскому монастырю, а с 1764 года вновь обрела самостоятельность, тогда это был мужской монастырь. В первое столетие своего существования он был малочислен и беден. С начала же XIX века, когда монастырь перешел в ведение Тамбовской епархии, управляемой епископом Феофилом, начинается период возрождения Вышенской пустыни. Приглашенный Владыкой Феофилом из Саровской обители старец Тихон отстроил Вышенский монастырь почти заново. За годы его настоятельства (1800-1844 гг.) были возведены восемь каменных корпусов для братских келий. Построена каменная четырехъярусная колокольня, на втором этаже которой в 1818 году был освящен храм во имя Святой Живоначальной Троицы. А также каменная ограда с башнями и кельями вместо ветхой деревянной, кроме того, были куплены новые колокола.

В 1831 году заложен каменный летний храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен летом 1844 года, через несколько дней после смерти старца Тихона). Храм - пятиглавый, трехпрестольный: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, правый - в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый - в честь Рождества святого Иоанна Крестителя; три портала храма украшены портиками и колоннами. В 1875 году были расписаны стены храма, устроен резной иконостас. В нем были и иконы, написанные святителем Феофаном Затворником. Главной святыней монастыря с 1827 года стала чудотворная Казанская икона Божией Матери, хранившаяся в Казанском соборе. В 1861 году в обители был построен Успенский храм, освященный в 1862 году. В нем было два придела: правый в честь святителя Николая Чудотворца, левый - преподобного Сергия Радонежского. Во второй половине XIX века при архимандрите Аркадии построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой и богадельня. В 1896 году - две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. В 1874-1890 годах сооружен каменный теплый Христорождественский собор - пятиглавый, с трех сторон украшенный портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол в нем - в честь Рождества Христова, правый - во имя святых мучеников Адриана и Наталии, а в левом - ризница. В соборе хранилась особо почитаемая святыня - икона святых Девяти мучеников Кизических.

Всероссийскую известность Вышенская обитель получила в XIX веке, благодаря подвижнику, епископу Феофану (Говорову), который жил в монастыре, уйдя на покой с Владимирской кафедры в 1866 году. Еще через шесть лет он ушел в затвор и 22 года провел в полном уединении, в молитвах и богослужениях, собственноручно устроив небольшой домовый храм Богоявления Господня. Там он ежедневно совершал Литургию один, начиная с первого дня своего затвора и кончая последним днем своей жизни в 1894 году. Святитель Феофан, Затворник Вышенский - автор многочисленных духовных сочинений и большого эпистолярного наследия, появившегося в основном за годы его отшельничества. В письмах святителя можно найти ответ практически на любой вопрос, возникающий на духовном пути христианина. В 1920-х годах Вышенский монастырь был закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены. Лишь в Христорождественском соборе богослужения продолжались до 1938 года. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 года - областная психиатрическая больница. В 1990 году часть зданий монастыря передана Церкви для организации женской обители. Насельницы поселились в 5 километрах от Выши, в бывшем имении обер-камергера Е.Д. Нарышкина "Быкова Гора" (конец XIX века).

После канонизации святителя Феофана Затворника в 1988 году его мощи перенесли в единственную тогда близлежащую действующую церковь в селе Эммануиловка, а 29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана обратно в Вышенскую обитель. Церемонию возглавлял Предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора монастыря, в этот же день туда были перенесены мощи святителя Феофана Затворника. 15 марта 2009 года было совершено освящение крестов на купола Христорождественского собора Вышенского монастыря. В настоящее время монастырь активно возрождается. Ведётся восстановление здания, где пребывал в затворе святитель Феофан Затворник Вышенский.

http://www.svtheofan.ru/; http://www.ryazeparh.ru/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 3 мая 2020

Свято-Успенский Вышенский монастырь известен с ХVII века. Но обрёл широкую славу и пережил подлинный расцвет он в ХIХ веке - когда в нём подвизался выдающийся православный мыслитель и богослов святитель Феофан Затворник. Вот уже почти 400 лет Успенский Вышенский монастырь стоит на правом берегу реки Выши, неподалёку от впадения её в реку Цну. Первое письменное свидетельство об обители датировано 1625 годом. Тогда грамотой "великой старицы инокини Марфы Иоанновны" - матери первого русского царя из династии Романовых, Михаила Феодоровича, - разрешался перевод Вышенского монастыря на новое место. До того времени пустынь, которая, вероятно, возникла в ХVI или в начале ХVII века, располагались от указанного места в восьми верстах вверх по течению Выши, на её левом берегу. Челобитная о переводе монастыря не сохранилась, поэтому о том, что сподвигло монахов покинуть обжитую территорию, можно только догадываться. Одной из причин, очевидно, было быстрое течение Выши, подмывавшей берег у стен обители. Возможно, что инокам приходилось терпеть от окрестных жителей - мордвы, тогда ещё пребывавшей в язычестве.

Существует предание, согласно которому монахи опустили в воду икону Божией Матери, чтобы Она указала место для монастыря. Там, где прибилась к берегу икона, и построили новую Вышенскую пустынь. А прежняя ещё до начала ХХ века ясно обозначалась могильными холмиками. Первым строителем монастыря на новом месте стал иеромонах Тихон, упомянутый в грамоте инокини Марфы. О нём практически ничего не известно, кроме того, что он был настоятелем обители 36 лет, до 1661 года. Затем в течение 59 лет (до 1720 года) пустынью управлял игумен Герасим, при котором монастырь значительно увеличил свои земельные владения. В конце его настоятельства Вышенская обитель по каким-то причинам оскудела - в 1722 году в ней числилось всего четыре человека. В связи с этим в 1724 году пустынь приписали к находившемуся поблизости Свято-Николо-Чернеевскому монастырю. До середины ХVIII века состояние обители было довольно скромным. Известно, что в то время в ней стояли две деревянные церкви и жили всего четыре насельника. Как сказано в документах, "а угодий и доходов не имеется и не бывает". В 1761 году, при игумене Досифее, в монастыре возвели каменную Успенскую церковь, взамен сгоревшей деревянной, а в 1764 году Вышенская обитель снова получила самостоятельность. В 1774 году в Вышенской пустыни побывали пугачёвские отряды, разграбившие Успенский храм. Опись конца ХVIII века сообщает, что все строения монастыря (и ограда в том числе) оставались деревянными - кроме Успенской церкви; впрочем, и крыша последней была деревянной, да к тому же и пришедшей в совершенную ветхость.

В 1800 году начался период возрождения обители. Есть сведения, что епископ Тамбовский и Щацкий Феофил (до 1799 года - епископ Тамбовский и Пензенский), увидев насколько оскудела Вышенская пустынь, хотел упразднить её или, как вариант, приписать к Саровской пустыни. Однако потом он изменил своё намерение и поставил в монастырь настоятелем старца Тихона из Сарова. Вот как новый настоятель описывал тогдашнее состояние обители: "В церковной трапезе, где придел святителя и чудотворца Николая, пол сгнил и служение исправлять опасно; ризница за ветхостию ни к употреблению, ни к починке никак не способна. Келии деревянные, ветхие, а некоторые келии и забор вокруг монастыря почти развалились, да ещё мало келий для братии". В начале ХIХ века в пустыни подвизались лишь пятеро монахов и один послушник. За 44 года настоятельства отца Тихона в обители было сделано очень многое. Появились восемь корпусов для проживания братии, каменная ограда с башнями, ветхую деревянную колокольню заменили каменной четырёхъярусной, подняв на неё новые колокола. Но самой значительной постройкой стал каменный собор в честь Казанской иконы Божией матери, который начали возводить в 1831 году и к 1844 году достроили. Во времена игумена Тихона монастырь активно привлекал благотворителей, делавших солидные пожертвования на его благоустройство. Так, в 1837 году в Вышенскую пустынь поступил крупный денежный вклад от полковника Ивана Граве в размере 6000 рублей. К 1842 году в Вышенской обители числилось уже 34 монаха и 16 послушников. Святейший Синод, отмечая труды отца Тихона, наградил его напёрсным крестом и возвёл в сан игумена. Более десяти лет игумен Тихон трудился над возведением соборного храма в честь Казанской иконы Божией Матери, не дожив до его освящения всего несколько дней.

Период возрождения Свято-Успенского Вышенского монастыря сменился периодом расцвета, который пришёлся на время управления обителью архимандритом Аркадием (1862-1907 гг.). В эти годы продолжилось интенсивное строительство и благоустройство обители. Так, в Успенской церкви поставили новый иконостас и новый престол; возвели каменную двухэтажную постройку с башней, на втором этаже которой располагались келии и кладовая, а в нижнем - келии и хлебопекарня; появились новые житницы, все корпуса в пустыни покрыли железной кровлей. За оградой монастыря обустроили каменный конный двор, скотный двор, прачечную, помещения монастырских служб и мастерских. В обители имелась даже аптека для братии и паломников, а также богадельня для престарелых монахов. В 1896 году выросла большая двухэтажная гостиница для богомольцев на 40 номеров и гостиница для приёма странников из простого народа. В 1890 году освятили новый Христорождественский собор, в начале ХХ века обновили иконостас в Казанском соборе. Стараниями архимандрита Аркадия в соседней деревне Купле в 1886 году была открыта монастырская школа. В 1890 году для школы на средства Вышенской обители построили двухэтажный каменный дом. При школе имелись церковь и квартиры для учителей. Именно при архимандрите Аркадии в Вышенской пустыни проживал святитель Феофан Затворник - с 1866 года до своей блаженной кончины в 1894 году. Будучи с 1872 года в полном затворе, святой Феофан вёл обширную переписку со всеми, кто нуждался в его наставлениях и духовной помощи. По свидетельствам современников, с каждой почтой ему приходило до 20 писем со всех концов России. И он отвечал на каждое письмо. Большое влияние оказывал архипастырь на внутреннюю жизнь обители. Говорят, что архимандрит Аркадий все свои дела начинал с того, что шёл за советом и благословением к святителю Феофану.

К 1915 году в монастыре числилось 45 монахов, 23 послушника, 36 временно проживающих и 7 человек, обитающих в монастырской богадельне. Период после 1917 года стал для Вышенской пустыни временем тяжких испытаний. В начале 1918 года у обители были отобраны все земельные угодья, а уже осенью за проведение крестного хода во избавление от эпидемии смертоносного "испанского" гриппа власти "арестовали" почитаемую Казанскую икону Божией Матери. Множество православных пошли освобождать образ. По свидетельству очевидцев этих событий, председатель местной ЧК, испугавшись народа, приказал открыть по верующим стрельбу из пулемёта. Много людей тогда погибло и получили ранения. В связи с этими событиями большевики наложили на Вышенскую пустынь штраф в размере 100000 рублей.

В 1923 году богоборцы закрыли монастырь. Церковные ценности были изъяты и разграблены, колокола сняты с колокольни и проданы, монастырское кладбище отдано под огороды, библиотека сожжена, здания частично заняты "Детским городком имени III Интернационала" и домом инвалидов. Успенскую церковь определили под театр, 80 насельников разогнали, и только в Христорождественском храме до 1938 года несколько иеромонахов продолжали совершать богослужения. Как рассказывали иеромонах Дорофей, "служба была... монастырская, и я во время богослужения на панихидах об упокоении поминал императоров Александра I и Александра II и III... как за обидчицу в первую очередь я молился за Советскую власть". Начиная с 1925 года в зданиях монастыря размещались детский сад, лесхоз, свиносовхоз, а с 1938 года - областная психиатрическая больница. Корпуса психбольницы располагались в помещении Успенского храма, в Феофановском корпусе. В 1960-х годах на территории обители содержалось до 900 больных. В Христорождественском соборе устроили зернохранилище, в одном из притворов - морг психбольницы. В середине 1970-х годов была разрушена колокольня.

Новая история Вышенской пустыни началась в 1990-х годах, когда часть монастырских зданий была передана Рязанской епархии РПЦ. Возрождать обитель решили как женскую. В 1994 году восстановили купола и кресты Христорождественского собора, в алтарной части храма положили деревянные полы и сделали амвон. В 1996 году в Успенской церкви обвалился купол, и её тоже передали Церкви. Спустя два года возрождённый Успенский храм был освящён, и в нём начались регулярные богослужения. В 2000 году монастырю отдали Феофановский корпус. В 2002 году в Вышенскую обитель вернулись святые мощи святителя Феофана, перенесённые крестным ходом из церкви преподобного Сергия Радонежского, что в селе Эммануиловка, где они почивали с 1988 года. Тогда для участия в перенесении мощей святителя приехал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

28 июня 2010 года в Свято-Успенском монастыре состоялось освящение Богоявленского храма, в котором совершал богослужения святитель Феофан, когда пребывал в затворе. Освятил храм, музей святителя Феофана и архирейские покои архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. 29 июня 2010 года для посетителей открылся и сам музей святителя Феофана Затворника. Экскурсии в нём организуют сами инокини, подробно рассказывая интересующимся об обители и о выдающемся православном подвижнике - святителе Феофане. Экспозиция размещена в четырёх залах. Ранее в этих помещениях Феофановского корпуса находились туберкулёзные больные. Для того чтобы привести его в надлежащее состояние, потребовалось четырежды провести дезинфекцию всего здания, перекрыть крышу, отреставрировать пристройку с лестницей на второй этаж, вставить новые окна, оштукатурить и покрасить стены. Постепенно, молитвами святителя Феофана и трудами насельниц обители идёт возрождение Вышенского монастыря. Недалёк тот день, когда он снова воссияет, как в ХIХ веке, когда святитель Феофан сказал о нём: "Вышу можно променять только на Царство Небесное".

Из журнала "Православные Монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск № 83, ООО "Де Агостини", 2010


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 3 мая 2020

При игумене Тихоне в Свято-Успенском Вышенском монастыре к 1818 году была возведена отдельно стоящая четырёхъярусная колокольня в классицистическом стиле взамен ветхой деревянной. В те годы, в обители также возводятся несколько каменных келий для проживания братии и монастырская ограда с башенками. С помощью благотворителей и меценатов, которых было у монастыря в то время немало, были приобретены великолепные колокола. В 1911 году звонница насчитывала тринадцать колоколов с выдающимся звоном. Главный колокол, приобретённый в 1890 году, весил 726 пудов, второй колокол - 308 пудов и 28 фунтов, третий - 100 пудов. В среднем ярусе колокольни, с момента освящения здания в 1818 году, располагалась церковь во имя Живоначальной Троицы. Однако в ней, из-за небольшого размера и не слишком удобного выхода, службы не совершались. В 1924 году власти решили снять и продать колокола, что вызвало массовые протесты верующих, многие из которых за это были осуждены. С течением времени колокольня разрушалась, и к концу 1960-х годов от неё остались только два нижних яруса. В 1976 году разобрали и их. Кирпичи от колокольни пустили на постройку психиатрической больницы. Сейчас на месте колокольни установлен поклонный крест. В ноябре 2009 года Комитет по культуре и туризму Рязанской области согласовал проект восстановления колокольни. Можно надеяться, что вскоре эти планы воплотятся в жизнь, и окрестности Вышенского монастыря вновь огласит мелодичный колокольный звон.

Из журнала: "Православные Монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск № 83, ООО "Де Агостини", 2010


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева 19 сентября 2020

Обитель основана в XVI-XVII в.в., в 25 км от города Шацка. Первое письменное свидетельство о Вышенском монастыре относится к 1625 г. В 1724 г. обитель была приписана к Свято-Никольско-Чернеевскому монастырю, а с 1764 г. вновь обрела самостоятельность, тогда это был мужской монастырь. В первое столетие своего существования он был малочислен и беден. С начала же XIX в., когда монастырь перешел в ведение Тамбовской епархии.

В 1800-1844 г.г. были возведены восемь каменных корпусов для братских келий. Построена каменная четырехъярусная колокольня, на втором этаже которой в 1818 г. был освящен храм во имя Святой Живоначальной Троицы. А также каменная ограда с башнями и кельями вместо ветхой деревянной, кроме того, были куплены новые колокола.

В 1831 г. заложен каменный летний храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм - пятиглавый, трехпрестольный. В 1875 г. были расписаны стены храма, устроен резной иконостас.

Во второй половине XIX в. построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой и богадельня. В 1896 г. - две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. В 1874-1890 г.г. сооружен каменный теплый Христорождественский собор - пятиглавый, с трех сторон украшенный портиками и колоннами ионического ордера.

В 1920-х г.г. Вышенский монастырь был закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены. Лишь в Христорождественском соборе богослужения продолжались до 1938 года. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 г. - областная психиатрическая больница.

В 1990 г. часть зданий монастыря передана Церкви для организации женской обители.

Гостиница для простолюдинов

Общая характеристика объекта культурного наследия "Гостиница для простолюдинов" - постройка относится к XIX в. Прямоугольное двухэтажное здание с выступающими ризалитами на западном и восточном фасадах выделяется сравнительно большими размерами и протяженностью фасадов.

В 2009-2017 г.г. проведены работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе установка дверных и оконных блоков, реставрация и воссоздание штукатурки цоколя, отделка цоколя, окраска фасадов, устройство кровли, устройство водосточных труб, реставрация кирпичной кладки стен, устройство фундаментов под крыльца, реставрация и воссоздание штукатурки внутренних стен, потолков, откосов, устройство крылец, воссоздание белокаменных ступеней, парапетов, плит покрытия крылец, устройство системы отопления.

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 7 августа 2025

Есть в Центральной России особенный монастырь, расположенный очень сокровенно, словно специально для того, чтобы до него было трудно добраться. Однако, несмотря на свою удаленность, он известен всему православному миру – это Свято-Успенский Вышенский монастырь. Дальний юго-восток Рязанщины — лесная часть Шацкого района — лежит на границе с Тамбовской областью и Мордовией. До ближайшего райцентра (будь то Тамбов, Саранск или Рязань) не меньше двухсот километров. В этой глуши 400 лет тому назад был основан Вышенский Успенский монастырь. В исторических хрониках основание монастыря относят к 1625 году — впервые он упоминается в грамоте матери первого русского царя из династии Романовых, царя Михаила Фёдоровича, великой старицы Марфы. В этой грамоте владелица тех земель, Марфа Иоанновна указала нынешнее место пустыни. На прежнее жаловались монахи, опасаясь угрозы затопления в половодье. Так с левого берега Выши монастырь перебрался на правый.

До того времени пустынь, которая, вероятно, возникла в ХVI или в начале ХVII века, располагались от указанного места в восьми верстах вверх по течению Выши, на её левом берегу. Одной из причин, очевидно, было быстрое течение Выши, подмывавшей берег у стен обители. Другая причина заключалась в том, что инокам приходилось терпеть набеги от окрестных жителей - мордвы, тогда ещё пребывавшей в язычестве. Существует предание, согласно которому первоначальный монастырь был заложен выше по р. Выша (в районе современного с. Желанное). Однажды монахи заметили, что весь скот с их пастбищ, все пчелы и другая живность перебираются в какое-то место в северном направлении. Чтобы определить его монахи решили пустить по реке написанный на доске образ Богоматери. Сами же они следовали вдоль берега за ним. Спустя некоторое время икона прибилась к правому берегу, где и остановилась. А ночью монахам-старцам в этом месте стал видеться дивный свет исходящий из земли... Вот и решили, что это место Богом избранное и основали на нем обитель... Успенская церковь, кельи и «всякие хоромы» с прежнего места были перевезены на недоступный для мирян правый берег р. Выши, при ее впадении в р. Цну.

"Лета 7133 (1625 г.) Августа в 15 день, по грамоте Господии великия старицы инокини Марфы Иоановны и по челобитию Вышинской пустыни Успения Пресвятые Богородицы чернова попа Тихона с братиею... храм Успения Пресвятые Богородицы перенесть и кельи и всякия хоромы, на новом месте велеть строить монастырь, и тому месту грань и ограде монастырской учинить..."

Расположившись в труднодоступных дебрях, Вышенский монастырь лишь со временем превратился в центр духовного просвещения местного населения. Ученые также предполагают, что монастырь был и важным укрепленным пунктом в Засечной черте Российского государства. Подтверждение этого - следы оборонительного вала, который был очень хорошо различим еще в конце XIX в.

Основателем и первым строителем Вышенской обители явился игумен Тихон, упомянутый в той самой грамоте. Настоятельствовал он 36 лет: с 1625 по 1661-й годы. Из какого звания был старец Тихон и откуда поступил на должность, неизвестно. Было время, когда его закрывали по причине бедности и малочисленности братии. В кон. XVII в. Вышенский монастырь пострадал от пожара, в 1724 г. был приписан к Николо-Чернееву монастырю (в 20 км от Шацка), открыв вновь через три года. В 1739 г. в Вышенском монастыре проживали иеромонах Иосиф и 4 насельника, в 1744 г.- 3 монаха и 1 псаломщик. Указом Рязанской духовной консистории 10 марта 1753 г. для служения в Вышенскую обитель был переведен иеромонах Авраамий из Рязанского Троицкого монастыря.

К сер. XVIII в. в Вышенском монастыре находились деревянные Успенский храм, церковь во имя прп. Сергия Радонежского и кельи. На месте сгоревшей Успенской церкви (ок. 1754 г.) был построен и игуменом Василием освящен каменный храм (1761-1762), в котором в 90-х гг. XVIII в. устроен левый придел во имя прп. Сергия Радонежского. Во 2-й пол. XVIII в. в монастыре находилась также дубовая колокольня, «рублена осьмериком, крыта тесом», с 4 колоколами. Монастырь имел небольшие сенокосные угодья и пасеку, денежного жалованья ему тогда не полагалось. В 1764 г. Вышенский монастырь стал самостоятельным, заштатным, к 1780 г. в его хозяйстве имелось 5 лошадей, рогатый скот, пасека (5 ульев), 389 четвертей земли, сенные покосы (700 копен). Часть монастырских земель обрабатывали крестьяне с уплатой оброка в обитель (25 рублей в год).

В 1799 г. Вышенский монастырь был отнесён к Тамбовской епархии. Начало возрождения связывают с настоятелем, иеромонахом Тихоном: он был назначен в 1800 году епископом Тамбовским Феофилом (Раевым), когда Шацкий уезд годом раньше, отошёл к Тамбовской губернии. При игумене Тихоне, переведённым из Саровской пустыни, были возведены каменная четырёхъярусная колокольня с Троицким храмом, каменные кельи и каменная ограда с башнями. Иеромонах Тихон ввел в Вышенском монастыре правила, близкие к уставу Саровской пустыни. Монахи проживали в кельях по одному, занимались рукоделием, изготовляли крестики из кипариса, шили, вязали рыболовные сети. Главной святыней монастыря с 1827 года была чудотворная Казанская икона Божией Матери. (Известно, что Вышенская икона Казанской Божией Матери — точная копия с чудотворного образа, обретённого 8 июля 1579 года в Казани).

7 марта 1827 г. насельница московского в честь Вознесения Господня монастыря монахиня Миропия (Аденкова) передала в Вышенский монастырь чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери, ставший главной святыней обители, а также серебряный позолоченный крест с частицами мощей ап. Матфея, святителей Василия Великого, Спиридона Тримифунтского. Перед образом горела неугасимая лампада, многие паломники получали исцеления. К 1830-м гг. монастырская Успенская церковь не вмещала всех молящихся. Перед монастырской братией остро встал вопрос о строительстве в обители более просторного вместительного храма.

В 1831-1843 гг. на средства протоиерея И. Наполинского был построен 5-главый собор, главный престол которого освящен епископом Тамбовским Николаем (Доброхотовым) 16 июня 1844 г. в честь Казанской иконы Божией Матери, правый придел - 15 августа 1845 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый придел - 16 августа 1845 г. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Зимой Вышенская Казанская икона находилась за правым клиросом теплой Успенской церкви, летом - по левую сторону от царских врат Казанского собора.Святейший Синод разрешил жителям Тамбова, Кирсанова, Моршанска переносить из монастыря крестным ходом чудотворный образ Вышенской Казанской Божией Матери для служения молебнов с 19 апреля в течение всего лета.

В 1891-1892 гг. архимандрит Аркадий, назначенный в Вышенскую обитель 30 марта 1862 г. епископом Тамбовским Феофаном (Говоровым, в последствии - Вышенским Затворником), устроил на могиле мон. Миропии (Аденковой) в тамбовском в честь Вознесения Господня монастыре часовню с неугасимой лампадой. При архимандрите Аркадии был построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. С 1874 по 1890 выстроен тёплый каменный пятиглавый Христорождественский собор, украшенный с трёх сторон колоннами и портиками ионического ордера. Главный престол храма освящён в честь Рождества Христова, правый — в честь мучеников Адриана и Наталии, а в левом расположилась ризница. В этом соборе хранилась почитаемая икона Девяти мучеников Кизических.

С 17 июня 1866 г. в Вышенском монастыре пребывал на покое (с 1872 в затворе) свт. Феофан (Говоров). С сентября 1867 г. он проживал в устроенных при просфорном корпусе покоях с домовым храмом в честь Богоявления. С 1872 г. святитель ежедневно служил литургию в домовой церкви, вел обширную переписку, написал несколько богословских и экзегетических трудов, собрал библиотеку, изготовил престол, жертвенник и иконостас для Богоявленской церкви, написал иконы для других храмов Вышенского монастыря. Со свт. Феофаном и архимандритом Аркадием общались посетившие Вышенский монастырь 12-15 сентября 1886 г. великая княгиня св. Елизавета Фёдоровна и великий князь Сергей Александрович. После кончины в 1894 г. святитель Феофан был похоронен во Владимирском приделе Казанского собора. На мраморной гробнице был начертан текст из послания ап. Павла, а также помещен вызолоченный резной киот с иконами Воскресения Христова и прп. Феофана Исповедника.

Вышенский монастырь осуществлял широкую благотворительную деятельность. Во время голода 1891-1892 гг. и в годы русско-японской войны проходили бесплатные трапезы, открылись лазареты, делались значительные пожертвования в епархиальные комитеты Красного Креста и др. организации. На средства монастыря были отремонтированы здания и выстроена церковь в Шацком Духовном Училище, почетным блюстителем которого с 1877 г. был архимандрит Аркадий. Вышенский монастырь учредил и содержал церковные школы в имении Нарышкиных Быкова Гора, в дер. Купле (в 2-этажном каменном доме с храмом, квартирами для учителей, общежитием), в селах Золотая Поляна и Шаморга. Ежегодно монастырь жертвовал по 300 р. на церковные школы Шацкого уезда и по 1000 р. на школы в Тамбовской епархии. При принесении Вышенской Казанской иконы в Тамбов 1/3 пожертвований направлялась на духовно-учебные заведения епархии. В 1865 г. Вышенский монастырь владел 398 дес. земли, в нач. XX в. - 1348 дес. земли (в т. ч. 508 дес. пахотной и 300 дес. луговой земли на р. Цне), большая часть которой сдавалась в аренду.

К 1905 г. у Вышенского монастыря имелся неприкосновенный фонд в размере 265 030 р. На берегу р. Цны монастырь построил деревянную часовню с домом для пономаря и сторожа лесных угодий. К 1905 г. в обители проживало ок. 70 чел., к 1917 г. - ок. 100 чел. После кончины в 1907 г. архимандрита Аркадия (похоронен у алтаря Рождественской церкви) настоятелем стал игумен Ипатий. Со дня основания до революции монастырь был мужским. В 1919 году тогдашняя большевистская власть Вышенский монастырь закрыла, здания и всё имущество национализировала, а монахов выселила. Территория передана лесхозу, свиносовхозу, детскому городку им. III Интернационала (учителя жили в братском корпусе, дети - в трапезной).

Около 1930 г. большая часть братии была арестована. В книге «Красный террор в России» на странице 103 есть абзац: «Найдём ли мы в жизни и в литературе описание, аналогичное тому, которое приводит Штейнберг о происшествии в Шацком уезде Тамбовской губернии. Есть там почитаемая народом Вышинская икона Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка. Устроили молебствие и крёстный ход, за что местной ЧК были арестованы священники и сама икона… Крестьяне узнали о глумлении, произведённом в ЧК над иконой: плевали, шаркали по полу, и пошли «стеной выручать Божью Матерь». Шли бабы, старики, ребятишки. По ним ЧК открыла огонь из пулемётов. Пулемёт косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем… Страху уже в них не было никакого».

Успенский и Рождественский храмы, некоторое время действовавшие как приходские, к 1938 г. были закрыты (Богослужения продолжались до 1938 года лишь в Христорождественском соборе). С 1938 г. на территории бывшего монастыря находилась психиатрическая больница, в которой в 1960-х гг. содержались более 900 чел. В Казанском и Рождественском соборах были размещены больничные склады. В 1960-х годах местные власти взорвали колокольню (для чего она была взорвана история умалчивает). В 1973 г. усердием нескольких священнослужителей, в т. ч. настоятеля Сергиевской церкви в с. Эммануиловка протоиерея Г. Глазунова, были обретены и тайно перенесены в Троице-Сергиеву лавру мощи свт. Феофана Затворника. С 1988 г. мощи святителя находились в Сергиевском храме Эммануиловки. С 1947 г. в том же храме находилась сохраненная двумя монахинями Вышенская Казанская икона Божией Матери. Паломники со всей России и из-за рубежа приезжали в сельскую церковь для поклонения святыням. Так продолжалось до 1990 года.

Задумались о судьбе некогда знаменитого Вышенского монастыря лишь после канонизации в 1988 году Феофана Затворника. В 1990 г. часть обезображенных и перестроенных зданий Вышенского монастыря была передана РПЦ, первыми насельницами стали прихожанки Скорбященской церкви г. Рязани. Указом Синода от 14 июня 1990 г. настоятельницей стала игумения Нонна (Знаменская). К началу 2005 г. монастырю переданы Успенский, Рождественский и Казанский храмы, другие постройки, но, ввиду того что на территории Вышенского монастыря размещалась психиатрическая лечебница (около 500 больных), сестры проживали на подворье Вышенского монастыря в дер. Быкова Гора Шацкого района. В одном из помещений подворья была освящена домовая церковь во имя свт. Феофана Затворника Вышенского. Насельницы ежедневно приезжали на богослужения в восстановленный Успенский храм Вышенского монастыря. 29 июня 2002 г. крестным ходом во главе с Патриархом Московским Алексием II из Сергиевского храма Эммануиловки в Успенскую церковь были перенесены мощи свт. Феофана.

В апреле 2005 г. в Вышенском монастыре реставрировались Свято-Казанский и Свято-Рождественский храмы, к тому времени уже были отремонтированы кельи для постоянного проживания в монастыре игумении Нонны и священноначалия. К 2009 году был отреставрирован большой Свято-Казанский собор. 6 июля 2011 года с территории монастыря съехала психиатрическая лечебница. Новые отстроенные благоустроенные корпуса Шацкой психиатрической больницы расположились на выезде из села Выша по дороге на Эммануиловку.

С сайта: https://www.pravenc.ru/text/161125.html



Комментарии и обсуждение


Понравился фильм "Феофан Затворник и Вышенская Пустынь" Алексея Денисова, Бориса Костенко и Елены Козенковой. Приятно удивили работы по вышиванию насельниц монастыря. Какой профессионализм!
24 марта 2011.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.