ПРОТАЛИНКИ. ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА, 2-я четв. 19 в.
Стоит на холме на краю небольшого села среди старой березовой обсадки. Построена в 1834 г. на средства прихожан. Колокольня пристроена чуть позже. Кирпичные стены побелены по кладке. Скромный сельский приходский храм, в архитектуре которого скупая пластика классицизма своеобразно сочетается с реминисценциями барокко.
Объемная композиция здания строится из двусветного одноглавого четверика с низким прямоугольным со скругленными углами алтарем, широкой трапезной (апсиды ее боковых приделов частично прикрывают фасады храма) и трехъярусной колокольни. Ступенчатый карниз, объединенный с карнизом апсиды и трапезной, членит четверик на два яруса. Плоские обрамления прямоугольных окон храма и трапезной, имитирующие барочные наличники с ушами и серьгами, завершены профилированными полочками - сандриками, под массивными подоконниками - гладкие прямоугольные доски. Все три яруса колокольни прорезаны арками (по бокам нижнего - арочные ниши). В ее убранство включены широкие филенчатые лопатки или пилястры (в верхнем ярусе), поддерживающие раскрепованные антаблементы в основании треугольных фронтонов.
Внутри четверик перекрыт высоким восьмилотковым сводом с узкими диагональными гранями, прорезанным световым барабанчиком. Угловые тромпы имеют оригинальную конструкцию: маленький тромп служит опорой для трапеции, наклоненной внутрь храма. В стенах апсиды, перекрытой коробовым сводом с граненым восточном лотком, сохранились узкие маленькие ниши дымохода и сдвоенные узкие печуры со щипцовыми завершениями. Полы двустолпной трапезной с пересекающимися коробовыми сводами выстланы квадратными чугунными плитами, у западной стены - белые кафельные печи с иониками в карнизе. Из трапезной в нижний ярус колокольни ведут богато орнаментированные двустворчатые двери с веерной расстекловкой верхней полуциркульной части.
Настенная живопись, скорее всего, была выполнена в нач. 20 в. в масляной технике. На северной стене изображены сцены из Нового Завета и фигуры Святителей Московских. На южной стене к евангельским сценам добавлены три сюжета из жития Ильи Пророка. На западной стене помещены крупные композиции из жизни Богоматери: "Введение во храм", "Покров" и "Успение", в рамах со стилизованным орнаментом. В своде расположены четыре крупные композиции: "Распятие", "Положение во гроб", "Воскресение Христово" и "Воздвижение креста". Между ними вертикально расположены изображения четырех евангелистов. Свод обрамляет живописный карниз с кронштейнами и розетками. В алтарной конхе находится большая композиция "Сошествие Св. Духа на апостолов", а на стенах фигуры Отцов церкви. Вся стенопись выполнена в стиле академической живописи, скорее всего, местными мастерами.
В церкви сохранился каркас трехъярусного высокого иконостаса в стиле классицизма, который можно датировать 1830-ми гг. Несколько выступающая средняя часть состоит из трех осей; центральная, более широкая, отличается иной формой икон (квадратной, с закругленными углами). Ярусы разделены между собой раскрепованным антаблементом, опирающимся на высокие колонны коринфского ордера. На темно-бордовом фоне иконостаса выделялась позолоченная резьба, ныне почти полностью утраченная.
Беляев, 1863, с. 225. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 757-759