Часть №1. Москва-река, совершая путь от истоков к устью, делает множество излучин. В одной из них, с трёх сторон окружённое лентой реки, уже набравшей силу от притоков, на левом пологом берегу стоит древнее село Васильевское. Места вблизи Васильевского издавна привлекали людей, и они заселили этот край в глубокой древности. В ХIV-ХV вв. эти места входили в состав обширного Звенигородского княжества. Здесь проходил старинный торговый путь, связывавший Москву и Рязань с Новгородом: в ХV веке так шли в обход Тверских торговых застав через Волоколамск, Микулин и на Торжок. Торговые пути были самыми удобными, наезженными, людными дорогами, и не только для торговых, но и всяких иных целей. Зимой по льду, летом по воде или по берегу. Цари и владыки, монахи и миряне, богомольцы и торговый люд, воины и захватчики - кто с молитвой, а кто и с мечом - проходили здесь.
Первое летописное упоминание о Васильевском относится к 1498 году. Связано оно с именем преподобного Иосифа Волоцкого и с именем его юного крестника и духовного сына удельного князя Рузского Иоанна Борисовича (1408-1503). Движимый желанием оказать помощь отцу Иосифу в его пустынносозидательных трудах, пятнадцатилетний князь в жалованной своей грамоте 1498 года отписал село Васильевское, село Каринское с деревнями, село Богородицкое, деревню Неверово во владение Московскому Симонову монастырю, где подвизался в то время брат преподобного, отец Вассиан. Итак, в княжеской жалованной грамоте 1498 года Васильевское значится селом, и, следовательно, здесь уже была церковь. Вероятно, при ней возник в дальнейшем монастырский скит, однако летописных упоминаний об этом нет. Год основания этого храма, нам не известен. За долгую свою историю село Васильевское было монастырским, дворцовым, потом принадлежало первым лицам государства, возглавлявшим "посольское", иностранное ведомство, дворянам из рода Романовых.
В писцовых книгах, хранящихся в РГАДА, мы находим, что в 1619 году Васильевское находилось в вотчине за атаманами: Нагаем Ивановым сыном Тобыльцовым, Иваном Желесковым, Викулою Завъяловым, Иваном Костровым, и Фёдором Семёновым сыном Кочетом, "писана за ними та вотчина по государевым жалованным грамотам", - т. е. пожалована государем в вотчинное владение пяти донских казацких атаманов. Пожалование вотчинных владений казацким атаманам было благодарностью от юного государя Михаила Фёдоровича Романова и его государевых родителей за воинскую доблесть и верность казаков при освобождении Москвы от шляхты, а также за их дальнейшие усилия против иных иноземных кандидатов на русский трон в 1613 году. От тех славных лет на память нам, потомкам, остались древние липовые аллеи, заложенные 400 лет тому назад. Они живые свидетели того времени.
Первое сведение о Воскресенской церкви мы встречаем в приходных Патриарших книгах дани с действующих "жилых данных" церквей казённого приказа за 1628 год: "Церковь Воскресения Христова в Васильевском, дани 4 алтына с деньгою, наместнических 6 денег, заезда две деньги, в корм и Московский проезд гривна". Здесь: дани - в Патриаршую казну, наместнических - в Новоспасский монастырь, заезда в корм и Московский проезд - платёж, взимавшийся для обеспечения объезда архиреем своей епархии, его проезд до Москвы и обратно. Кем и когда была построена церковь, неизвестно, писалась ежегодно под Звенигородской десятиной. В селе в это время было "4 двора вотчинников, 9 дворов крестьянских, людей в них 14 человек и 5 дворов бобыльских. В них 5 человек". К селу принадлежала деревня Агафоновская, в которой было 3 двора крестьянских с 5 человеками (мужчинами). Через несколько лет все земли казаков перешли во владение Новоспасского монастыря, и Васильевское стало монастырским селом.
В 1690 году бояре Заборовские, владевшие тогда селом, продали Васильевское с деревнями думному дьяку Посольского приказа Емельяну Игнатьевичу Украинцеву (1641-1708) за 6000 рублей; он то и строит здесь каменную церковь Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, существующую и поныне. С горы и от реки церковь видна как на ладони на ровном и небольшом (62х50 м) месте; как плывущий корабль-крепость цвета зари, стоит храм. В одну линию, параллельно реке, выстроена была колокольня (ныне утрачена), трапезная и четверик, устремлённый ввысь восьмериком и шлемовидной главой на высокой шее. Сплошная кирпичная ограда толщиной около метра и высотой около 3,5 метра с четырьмя угловыми круглыми башенками и всего одними вратами, объединёнными с колокольней, делает церковь настоящей крепостью. Совсем недавно, у края леса в Васильевском, были обнаружены древние подземные кирпичеобжигательные печи. Рядом с ними найдены залежи красной глины и кирпичи-большемеры. Вероятно, кирпичи для храма изготавливались и обжигались здесь; было налажено местное производство.
По переписи 1705 года: "да в селе двор вотчинников, двор скотный, людей в них три человека, всего в селе с двумя деревнями (Агафонова и Мышкина) 57 дворов, крестьянских людей в них 198 человек". В 1762 году, на основании указа императрицы Екатерины II от 8 августа, село Васильевское перешло на 50 лет - до 1813 года - в вотчинное владение помещиков Яковлевых, генерал-майора Михаила Александровича (1708-1767) и супруги его Марии Петровны. Ближайшие к Васильевскому село Поречье, сельцо Кривошеино, деревни Полушкино, Михалево, Бережки, Воскресёнки, Мышкино, Агафоново также принадлежали им.
Воскресенская церковь за время, прошедшее после думного дьяка Емельяна Украинцева, не претерпела изменений. Михаил Яковлев пишет "Доношение" члену Святейшего Синода митрополиту Тимофею от 12 мая 1764 года: "В Звенигородском уезде в вотчине моей в селе Васильевском имеется каменная церковь во имя Обновления Храма Восресения Христова, при которой церкви имеется два священника, а служба Божия совершается в оной одна в зимнее время за неимением тёплой церкви; как священники так и приходящие люди испытывают немалую тягость, а при той церкви при обширности трапезы можно в одной стороне сделать придел. Того ради прошу дозволить мне во упоминаемой трапезе сделать деревянный придел во имя Владимирской Богородицы". На что и было получено им вскоре дозволение. Всё было устроено и готово к освящению 18 сентября того же года. Благодаря усердию Михаила Александровича, храм обрёл вместе с новым тёплым приделом сразу три летних престольных праздника - во имя Владимирской иконы Богородицы. Яковлевы построили при церкви богадельню.
Помещичий Яковлевский дом в Васильевском не сохранился. Фундаменты его, а также основания столбов ограды и подходящая к дому въездная липовая аллея вместе с ивовой аллеей у реки, заложенные при владельцах, указывают на его местоположение вблизи церкви с восточной стороны. "Дом каменный... с мезонином, длиною 27, а шириною 16 аршин" (19,1х11,4 м).
Из журнала: "Московские епархиальные ведомости". Выпуск №3/2021 г./Екатерина Абросова. Из истории села Васильевского и Воскресенской церкви