Если подъезжать к Вожбалу со стороны Царевы, то сразу за деревней Ивановской открывается живописный вид: внизу на солнце блестит река, за ней на высоких холмах, среди жёлтых полей и зелёных сенокосов, стоит деревня, а в центре этой идиллистической картины видна стройная церковь среди тёмного куста берёз и елей на старинном погосте. Это Благовещенская церковь, интересная своими сохранившимися росписями. Нижний этаж (тёплый храм) Благовещенской церкви на Вожбале возвели в 1736 году, когда стиль тотемского барокко ещё не появился, поэтому килевидные наличники над окнами первого ряда традиционны для русской архитектуры предыдущего, ХVII столетия. Верхний двусветный этаж (холодный храм) был надстроен спустя четверть века. Клейма на его стенах очень сильно напоминают барочное узорочье Введенского собора Сольвычегодска вплоть до мелочей, однако пышное барокко с берегов Вычегды на тотемской земле как-то "завяло" и "усохло". Тем не менее вожбальские клейма оригинальны, это настоящее народное творчество! Строители так увлеклись украшением храма, что даже забыли про симметрию. Более того, картуши северной и южной стен разные. Очень органично в состав клейм вписаны четырёх- и пятиконечные звёзды-розетки.
По мнению исследователя тотемского зодчества Станислава Михайловича Зайцева, заказчиками строительства вожбальского храма могли выступать известные тотемские купцы Григорий и Пётр Пановы, разбогатевшие на торговле алеутской пушниной. За открытие передовщиками их компании Лисьих островов, последней (со стороны Камчатки) группы в гряде Алеутского архипелага, эти купцы были в 1762 году награждены Екатериной Второй золотыми медалями и правом приобретения земель в Тотемском уезде. Этим правом купцы воспользовались, купив деревни Вожбальской волости Сродино и Пателеевскую (ныне - Паново). Купцы Пановы вполне могли пригласить для завершения строительства местного храма артель мастеров именно из Сольвычегодска... В нижней тёплой церкви был престол во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в трапезе - святых Афанасия и Кирилла Александрийских, в холодной церкви на втором этаже - святого Николая Чудотворца. Местные жители помнят, что стены храма были выкрашены в белый цвет, купол и кровля - в синий; церковный ансамбль был опоясан оградой с широкими проездными воротами, расположенными между храмом и колокольней. Каменная звонница стояла отдельно от храма; такое расположение было явно заимствовано из приёмов более раннего деревянного церковного зодчества Русского Севера. Эта колокольня была разрушена в 50-е годы ХХ века.
Несмотря на все усилия музейщиков и краеведов, её фотографии найти не удалось. Была ли она украшена тотемскими картушами - неизвестно. Сейчас место, на котором стояла колокольня, представляет собой небольшой холмик, на котором растёт липа, с северо-западной стороны от здания храма. Одна из местных жительниц вспоминает, что на площадку колокольни вело четыре лестницы: вторая и третья - длинные, первая и четвёртая - короткие. На смотровой площадке было 4 арочных проёма; в каждом висело по 3 маленьких колокола, а по центру - ещё один, самый большой. Некоторое время перед разрушением помещение использовали под скотобойню: там сдирали шкуры с крупного рогатого скота. В самом же храме успели побывать мастерские для ремонта большегрузных машин, кузница и склады. Последнее тридцатилетие памятник пустует. Несколько лет назад на храме было начато проведение ремонтных и консервационных работ, но дело встало из-за отсутствия дальнейшего финансирования.
Из книги: Кузнецов А. В. "По следам тотемского барокко: альбом-путеводитель". - Вологда: Древности Севера, 2016