ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сазоново. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Сазоново. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:1805.
Ссылки: Прочее 
Адрес:
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, п. Сазоново, Белые Кресты

Координаты: 59.078462, 35.237789
Проезд:От трассы Вологда - Новая Ладога (А114) заехать в Сазоново по правому берегу Песи и двигаться на юг, церковь видна с дороги



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Сазоново, Чагодощенский район, Вологодская область
yozik
30 октября 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Сазоново, Чагодощенский район, Вологодская область
yozik
30 октября 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Сазоново, Чагодощенский район, Вологодская область
yozik
30 октября 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Сазоново, Чагодощенский район, Вологодская область
yozik
30 октября 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Сазоново, Чагодощенский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2007
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Сазоново, Чагодощенский район, Вологодская область
yozik
30 октября 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Сазоново, Чагодощенский район, Вологодская область
yozik
30 октября 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Сазоново, Чагодощенский район, Вологодская область
yozik
30 октября 2011



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Вадим кр
 
Вадим кр  20 января 2017

Поселок городского типа Сазоново расположен на берегу реки Песь бассейна Волги. Благодаря наличию месторождений кварцевого песка, известняка и мела в недрах еще в начале XIX века в этих местах развивалось стеклопроизводство. Поселок Белые Кресты, после трагической гибели работника стеклозавода Дениса Сазонова в 1923 году, переименован в Сазоново. Каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1805 году на правом берегу реки Песь.

http://www.kaliningradgid.ru/architecture/


Марина Зуйкова  18 февраля 2017

На месте села Белые Кресты издавна существовала пустошь Селища, с 80-х годов XVIII века известная как выставка Белые Кресты. К концу XIX столетия она превратилась в богатое село с деревенькой Попово - поселением церковного причта. Напротив, на другом берегу реки Песь, находилось сельцо Покровское - усадьба Бакуниных, в начале XX века купленная Толстыми.

Церковь Покрова, начатая строительством в 1785 году, окончательно была построена в 1805 году. Сооружен храм был "тщанием прихожан", которые создали свой приход, выделившийся из Избоищского. Кроме холодного Покровского придела, имелись два теплых придела: правый - во имя Святителя Николая, а левый - в честь Собора Архангела Михаила. Одновременно с храмом построили и колокольню, обладавшую благовестным колоколом весом в две тонны. Вначале теплая церковь была мала, и увеличением числа богомольцев объясняется ее удлинение к западу во второй половине XIX века, проведенное на средства Бакуниных и прихожан. Колокольня, прежде примыкавшая к западной стене теплой церкви, оказалась стоящей внутри ее. По боковым фасадам было добавлено еще по два окна с прежним декором, ориентированным на "узорочье" XVII столетия.

К храму приписали окрестные часовни в деревнях: Пильная, Вялье, Гора, Паник, Малашкино, Бортниково, Загорье, Костылева Гора. Причт Покровской церкви был большим: священник Феодор Степанович Кременицкий, диакон Евфимий Павлович Образцов, дьячок Михаил Никитич Думинский, пономарь Гавриил Митрофанович Чермянский (умер в 1848 году). Обширный приход составляли селения: сельца Борок, Покровское; деревни Алексеевская, Загорье, Голопупово, Огарево, Метелищи, Усадище, Костылева Гора, Ерохово, Гора, Лешутина, Марьино, Григорьево, Пильная, Вялье, Булдыжкино, Березье, Папорть, Трухново, Малашкино, Паник, Бортниково.

Во второй половине XIX века к приходу добавляется приписная часовня в деревне Колобово. Около церкви выстраивают караульную избу.

В 50-е годы XIX века священником служил Василий Туберозов43. Его преемником стал священник Александр Разумовский, с 1860 года исполнявший должность благочинного 2-го округа. Имелась диаконская вакансия, а дьячком был Кирилл Успенский, пономарем Василий Мегринский. На приходе с конца XIX века по 1916 год служил известный историк-краевед, протоиерей Григорий Димитриевич Яковцевский, известный в столичных кругах как почитатель и ревнитель старины. Умер он в селе Долоцком, на приходе своего брата священника Модеста Яковцевского, у которого остановился, возвращаясь из Синозерской пустыни, где он принимал деятельное участие в собрании Совета братства преподобномученика Евфросина Синозерского. Погребли его 20 декабря 1916 года недалеко от северной стены Покровской церкви в Белых Крестах.

Сыном дьячка Покровской церкви был знаменитый церковный и общественный деятель, выдающийся проповедник-импровизатор, архиепископ Воронежский и Задонский Анастасий (в мире Алексей Добрадин), никогда не порывавший связи с родиной.

Архитектура Покровской церкви, поздней по времени сооружения среди подобных храмов Устюжнского уезда, выдержана в ключе местной интерпретации барочной архитектуры. Ее прообразом послужила известная Казанская церковь в г. Устюжне. Покровская церковь - шестая и последняя по счету постройка такого типа в уезде. Наиболее близкими к ней являются церкви Сошествия Св. Духа на Апостолов и Рождества Христова постройки 1781 года в г. Устюжне. Различие их лишь в деталях декора.

Вместе с тем Покровская церковь имеет свои особенности. Таковыми являются парные входы по северному и южному фасадам, цилиндрические, с распалубками, своды теплого храма, опирающиеся на стены и четыре столба. На полочке под карнизом со всех сторон холодной церкви размещались по девять кокошников. Зенит свода был прорезан световым барабаном. Традиционно все барабаны были восьмигранными, типа "восьмерик на восьмерике" с гранеными куполами, увенчанными "процветшими крестами". На каждой грани барабанов имелись впадины-ширинки прямоугольной формы. Холодный храм имел роспись, состоящую из изображений преподобных (предположительно новгородских святых) и богородичных праздников. Чтимыми местно святынями Покровской церкви были иконы Великомученика и целителя Пантелеймона и Богоматери Всех Скорбящих Радость.

Кругом храма располагался старинный погост, обнесенный оградой на каменных столбах.

Последним священником, служившим в Покровской церкви, был о. Борис, погребенный на местном кладбище. Закрытие церкви произошло быстро и просто в марте 1933 года. Ему предшествовало ходатайство Верхне-Чагодощенского РИКа перед комиссией по рассмотрению религиозных вопросов Леноблисполкома от 19 января 1933 года о закрытии белокрестской церкви и "использовании се под культурные учреждения и заведения районного центра". При этом отмечается, что "служителя культа не имеется", а прихожане церкви - "Тихоновского направления". Здание предполагалось приспособить под клуб. Заместитель председателя райисполкома Тихомиров добавляет ко всему изложенному, что "определенных сумм на переустройство здания хотя не имеется, но они будут изысканы немедленно, как только это потребуется". Затем храм, обезглавленный и обезличенный, использовался под склад, клуб, холодильник, контору, и, наконец, в 1992 году его возвратили Церкви в состоянии разрухи и запустения.

Началось его восстановление... Необходимо отметить, что оно проводилось без должного натурно-архитектурного исследования, надзора специалистов, случайными людьми. Результатом такой "реставрации" явились несообразная с прежней колокольня и алтарная апсида. Постановка колокольни из белого кирпича (хотя на практике используется только керамический красный кирпич) без системы разгрузочных арок и связей привела к тому, что стены теплой церкви начали отходить наружу. Теплый храм неоправданно лишен печного отопления. Все это привело к тому, что здание церкви начало быстро разрушаться. Но есть надежда, что храм все же обретет первозданный вид.

М.Ю. Хрусталев "Приходские храмы: Страницы истории". http://www.booksite.ru/fulltext/cha/god/a1/6.htm



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.