Сразу следует отметить, что со времени основания и
до ХХ века название "Буйцы" делили два рядом стоявших села,
разграниченные глубоким оврагом с протекающей внизу речкой Сури.
Северная часть местности, где сейчас больница, носила название Красные
Буйцы, а южная (Галевка, Богдановка, Сафоновка) называлась Никольские
Буйцы. Оба села имели свои приходы и на всем протяжении своего
существования принадлежали разным помещикам. Современные границы
Краснобуйцы приобрели только при СССР в результате объединения этих двух
сел. Церковь, о которой пойдет речь, находилась в исторических Красных
Буйцах.
Приход в Красных Буйцах образовался так давно, что точная дата его
возникновения забылась много лет назад. Само село впервые упоминается в
1682 году - царским указом московскому дворянину, князю Якову Ефимовичу
Мышецкому ( ? - 1700), присоединили к его существовавшему с 1663 года
владению в Епифанском уезде новые земли, на которых стояли основанные к
тому времени Буйцы. В XVIII веке уже точно известно о наличии храма: в
селе действовала деревянная церковь архангела Михаила. Вероятно, она
появилась в начале данного столетия, когда Буйцами владел зять
Мышецкого, видный деятель петровской эпохи Кирилл Нарышкин (1670?-1723).
От Кирилла Нарышкина село перешло его сыну Семену (1710-1775). Поскольку
тот пережил своих детей, Буйцы достались племяннику Семена, князю
Александру Михайловичу Голицыну (1723-1807). С него-то и начинается
история сохранившейся каменной церкви.
Голицын какое-то время был послом в Британии, а еще раньше представлял
российское государство во Франции. Участвовал в возведении на трон
Екатерины II, занимал посты вице-канцлера и вице-президента Коллегии
иностранных дел, был награжден многими орденами. Под конец карьеры был
сенатором и обер-камергером. Очень ценил искусство и собрал крупную
коллекцию картин. Выйдя в отставку, занимался благотворительностью.
Голицын стал полноправным владельцем краснобуйских просторов в 1776
году. Эта собственность была у Голицына далеко не единственной, его
поместья были разбросаны по всей стране (впрочем, то же самое можно
сказать и о предыдущих помещиках села). Тем не менее, развитием буецкого
имения князь все-таки занялся. Он озаботился освоением земель, в
результате чего краснобуйскими крестьянами была основана деревня
Куликовка. И еще выделил деньги на постройку нового храма в Красных
Буйцах - каменного и капитального, на замену старому деревянному.
Эпоха деревянных церквей в то время уже клонилась к закату. Они хотя и
обходились недорого, но очень часто горели и их приходилось выстраивать
заново. Да и выглядеть они начинали несовременно. В селах потихоньку
строились каменные храмы. Ко времени постройки новой буецкой церкви в
близлежащих Бахметьеве и Муравлянке уже стояли добротные религиозные
сооружения из кирпича.
Для строительства было выбрано новое место, на приличном удалении от
старой церкви. В 1795 г. свежепостроенный храм был освящен епископом
Коломенским и Тульским Афанасием и открылся для прихожан. Деревянная
церковь была разобрана и на ее месте поставили часовню. Поскольку новая
церковь заменила старую, она унаследовала от нее название Михайловской.
Престольным праздником, как и прежде, остался Михайлов день 8 (21)
ноября.
Храмозданная надпись на церкви гласила: "Во славу превечного бога
исповедаемого во святой единосущней и не раздельной Троице, ревнуя
непреложному Его святому закону, князь Александр Михайлович Голицын,
бывший вицеканцлер и сенатор оберкамер, действительный тайный советник
орденов св.апостола Андрея Первозданного и Белого орла кавалер -
исполнил свое благое и богоугодное намерение, соорудя сей святой храм во
имя архангела Михаила в царствовании Екатерины II в 1795 году".
К сожалению, об архитекторе здания информации нет. Однако несколько
ранее, в 1779 году, Голицын пожертвовал средства на строительство церкви в
другом своем владении - селе Константиново Рязанской губернии.
Проектировать храм он поручил не кому-нибудь, а самому И.Е. Старову.
Буецкая церковь имеет сильное сходство с константиновской и это дает
основание предположить, что ее тоже мог спроектировать Старов.
Князь Голицын скончался в 1807 г. в Москве. Краснобуйцы же
постепенно росли и развивались. На 1857 год в них было 73 двора и
население 700 человек. В 1916 году в Архангельском приходе состояли сами
с. Красные Буйцы, деревни Гороховка, Куликовка и Семеновка. На всей
территории проживало 1897 человек, из них 886 в Краснобуйцах. А в
соседних Никольских Буйцах имелась церковь Николая Чудотворца (не
сохранилась), в приходе которой помимо села были также деревни Бабанино,
Даниловка, Кащеевка, Самохваловка и Страховка (в общей сложности 4249
человек). Никольский храм, построенный в 1854 году, был скорее всего
очередным деревянным.
В 1924 г. Епифанский уезд упразднили и превратили в сильно урезанный
район, а в 1958 г. Епифань вообще потеряла статус райцентра. Так Буйцы
стали частью Богородицкого района.
В 1930-е годы храм в Краснобуйцах закрыли. Колокольня была снесена,
купол разобран, демонтирована ограда, ликвидированы все захоронения (в
том числе были утрачены могилы предпоследнего хозяина села графа А.В.
Олсуфьева и его жены), однако здание самой церкви решили использовать и
дальше, но уже по другому назначению. Оно продолжило свою службу в роли
магазина.
В 2008 году в Краснобуйцах было прописано 113 человек. С цифрами
100-летней давности и не сравнить, сейчас там много домов брошено,
какие-то используются под дачи. Но деревням бывшего прихода повезло еще
меньше. Семеновка, стоявшая на Епифанском большаке, была отселена и
упразднена в 1970-е годы во время борьбы с "неперспективными деревнями".
В наши дни на ее месте можно видеть заросшие сады и большое количество
бузины. Исчезла с карт и Гороховка, оставив на память лишь стоящие среди
бурьяна деревья и брод через Дон. А в Куликовке еще стоит пара
обитаемых домов. Эта деревня до сих пор связана с Буйцами хорошей
проселочной дорогой (через Кичевский).
Магазин, разместившийся в бывшей краснобуйской церкви, оказался не
вечен. Дотянув до 2000-х годов, он приказал долго жить. В данный момент
старинное строение находится в запустении и стремительно приходит в
негодность.
Вот такую статью я нашел на форуме "Заброшенные церкви района" на сайте города Богородицка, где описывается
примерное происхождение нашей церкви и села.