ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Хаапсалу. Церковь Марии Магдалины.

Haapsalu püha Maria-Magdaleena õigeusu kirik


Хаапсалу. Церковь Марии Магдалины
Церковь. Действует.  
Престолы:Марии Магдалины
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1845 и 1852.
Архитектор:В. Морган
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
церковь: Rüütli 2,
юрид.адрес: Linda 2, 90502 Haapsalu

Координаты: 58.949909, 23.54066



Сортировка:

Церковь Марии Магдалины, , Хаапсалу, Ляэнемаа, Эстония
Галина Букина
12 августа 2018
Церковь Марии Магдалины, Южный фасад<br>, Хаапсалу, Ляэнемаа, Эстония
Южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина
12 августа 2017
Церковь Марии Магдалины, , Хаапсалу, Ляэнемаа, Эстония
Илья Лепетян
13 февраля 2015
Церковь Марии Магдалины, , Хаапсалу, Ляэнемаа, Эстония
Илья Лепетян
13 февраля 2015
Церковь Марии Магдалины, , Хаапсалу, Ляэнемаа, Эстония
Илья Лепетян
13 февраля 2015
Церковь Марии Магдалины, , Хаапсалу, Ляэнемаа, Эстония
Илья Лепетян
13 февраля 2015
Церковь Марии Магдалины, , Хаапсалу, Ляэнемаа, Эстония
Марк
1 февраля 2008
Церковь Марии Магдалины, , Хаапсалу, Ляэнемаа, Эстония
Марк
1 февраля 2008
Церковь Марии Магдалины, Портал входа<br>, Хаапсалу, Ляэнемаа, Эстония
Портал входа
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина
12 августа 2017
Церковь Марии Магдалины, Общий вид интерьера<br>, Хаапсалу, Ляэнемаа, Эстония
Общий вид интерьера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина
12 августа 2017
Церковь Марии Магдалины, , Хаапсалу, Ляэнемаа, Эстония
Илья Лепетян
13 февраля 2015
Церковь Марии Магдалины, , Хаапсалу, Ляэнемаа, Эстония
Илья Лепетян
13 февраля 2015
Церковь Марии Магдалины, , Хаапсалу, Ляэнемаа, Эстония
FM
17 мая 2014
Церковь Марии Магдалины, Дореволюционное фото<br>, Хаапсалу, Ляэнемаа, Эстония
Дореволюционное фото
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


anatoli  18 апреля 2015

Православный приход Марии Магдалины был основан в 1836-ом году.Изначально богослужения для местных русских проводились в казарме. Краеугольный камень новой церкви был заложен в 1845-ом году. а само здание было освящено в 1852-ом году в присутствии императорской семьи. Архитектуру церкви можно охарактеризовать как пример позднего классицизма с уклоном в эклектику. Главная часть здания, напоминающая куб, увенчана большим куполом-луковицей, расположенным на восьмиугольном барабане с четырьмя парными окнами. К основной части прилегает узкий притвор и квадратная в основании колокольня, увенчанная восьмиугольным шатром. Богослужения в церкви продолжались до 1964-го года, когда пришло распоряжение от властей о её закрытии. Приход был переведён в церковь, расположенную на городском кладбище. После закрытия храма, в здании был проведён ремонт, в ходе которого была восстановлена роспись на потолке храма, опустевшее здание стало использоваться под склад.

С 1993-го года в храме стали проводить свои службы приход адвентистов. С 1995-го года в церкви, наряду с адвентистами, вновь стали проходить богослужения православного прихода, которые проводил протоирей Э. Кирсс. Для разделения основной и алторной частей храма в 1997-ом году между ними была установлена перегородка, заменяющая иконостас, а в храме был освящён алтарь и антиминс. В 1998-ом году в храм был перенесён сохранившийся иконостас из опустевшей церки в Сууре-Яани. Церковь полностью поступила в распоряжение православного прихода в 2001-ом году, когда адвентистский приход перебрался в собственное здание.


Людмила Клешнина
 
Людмила КлешнинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  31 августа 2017

Витражи для южного и северного восьмиугольного окна-"розы" выполнены в 2012 году (худ. Долорес Хоффман). Северный витраж - "Надежда", на нем изображены древние церковные символы - якорь, радуга, корабль Спасения и рыбы. Южный витраж - "Евхаристия", на нем изображены потир, хлеб, виноградная лоза, голуби, монограмма Христа.


Марина Зуйкова  1 сентября 2017

Эстонская Aпостольская Православная Церковь, Приход св. Марии Магдалины в Хаапсалу

Первая деревянная церковь во имя Святой Троицы была построена в Хаапсалу в 1756 году по инициативе бургомистра Й. Тобиаса-Энкина для расквартированных в городе военнослужащих. Вероятно, эту же самую церковь называли еще и Полковой – стояла она на углу нынешних улиц Эхте и Суур-Лосси. Своего священника в церкви не было, и на богослужения приезжал иерей из Палдиски. При необходимости службу вел капеллан местного гарнизона. В 30-х годах XIX столетия церковь закрыли или она сгорела – точных сведений не сохранилось.

Официальной датой основания здесь православного прихода считается 1 февраля 1836 года, когда церковное ведомство перевели в Хаапсалу и сюда же перевезли имущество прекратившей в Таллинне свою деятельность госпитальной церкви. Так как здания для нее не было, то поначалу богослужения в течение 15 лет проводились в казарме (в отделе государственной кассы казначейства, на втором этаже). В первые годы прихожанами были сановники русского происхождения, купцы и военнослужащие.

В 1845 году стали собирать средства на строительство церкви и приступили к возведению каменного здания. Однако пожертвований хватило лишь нафундамент, и в таком виде строение простояло до 1851 года. Наконец по решению Святого Синода необходимые средства на завершение стройки были выделены из государственной казны. Церковь освятили 21 июля 1852 года. Освящали храм протоиереи А. Смирнов, Й. Рождественский и Г. Дебольский. На церемонии присутствовали великая княгиня Мария Александровна и сын Александр (будущий царь Александр II), прибалтийский генерал-губернатор А.А. Суворов в сопровождении нескольких генералов и знатных персон. По желанию княгини храм освятили во имя святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины.

Сначала приход состоял в основном из русской знати, купцов и военнослужащих. В период национального пробуждения во второй половине XIX века приход расширился за счет прихожан-эстонцев. Сменили веру и перешли в православие многие эстонцы Ляэнеского уезда, а также шведы с острова Вормси. После 1905 года часть из них вновь обратилась к лютеранской вере. Несмотря на это в Ляэнемаа, по данным 1922 года, насчитывалось 9779 православных, что составляло 12,9% от уездных жителей. Больше всего православных проживало в волостях Массу, Паадремаа, Паатсалу, Сууремыйза и Лихула (около 1/3 населения).

Церковь Марии Магдалины выполнена в эклектическом стиле, сочетающем в себе наряду с формами классицизма элементы, заимствованные из древней византийской архитектуры. Спроектировал церковь Василий Егорович Морган, проект был утвержден 27 января 1844 года и до сих пор остается уникальным для Эстонии. Стены сложены из плитняка и оштукатурены изнутри и снаружи. В плане здание напоминает крест, в западной части расположена колокольня и хоры. Над сводом центральной части неф переходит в восьмигранную башню (барабан). Через башенные окна внутрь падает свет из восьми окон. Колокольня увенчана пирамидальным восьмигранным шпилем с четырьмя оконными проемами. Из шести колоколов в звоннице сохранился только один большой колокол. В 1859 году церковь обнесли деревянной оградой на каменном фундаменте. Иконы для церкви писал художник Императорской Академии Художеств A.А. Иванов.

В 1869 году открылась православная приходская школа, освященная в честь святителя Николая Чудотворца. Здание строилось на пожертвования высокородной русской знати. Школа предназначалась для всех вне зависимости от вероисповеданияи давала начальное образование на русском языке детям как из эстонских, так и из русских семей. Стояла школа на нынешней улице Сауэ. Обучение поначалу велось два года, а позднее перешли на трехлетний срок учебы. В качестве гостей здесь принимали российскую принцессу Марию и многих других выдающихся личностей. Почетным патроном школы была графиня Мария А. Бреверн-Делагарди. Благотворительностью на школьные нужды откликались многие прославленные российские и местные высокие чины, а также представители знати, приезжавшие на лето в Хаапсалу. К сожалению, здание не сохранилось, оно сгорело во время Второй мировой войны.

В 1896-1897 гг. на православной половине хаапсалуского кладбища была возведена часовня, освященная в честь Александра Невского. В 1899-1901 гг. часовенку перестроили под кладбищенскую церковь, что было обусловлено необходимостью иметь более просторное помещение для отпеваний, а протопить большую городскую церковь в холодные зимы было нелегко. На строительство этой церкви внесли пожертвования многие русские знатного происхождения идеятели культуры того времени, считавшие Хаапсалу своей летней резиденцией. В числе других материально поддержал возведение кладбищенского храма и передал в дар иконы крупный российский торговец и золотопромышленник Алексей Векшин. До Первой мировой войны, в 1913 году, было принято решение снести церковь Марии Магдалины, поскольку здание уже не могло вместить всех прихожан и построить новый, побольше. Однако осуществиться этим планам помешала война. В 1924 году в здание провели электричество, а в 1929 году произвели капитальный ремонт внутренних помещений.

В 1934 году в Ляэнеском уезде проживало 75 039 человек, из них эстонцев – 91,5%, шведов 7,1%, немцев 0,6% и русских 0,5%. Среди них прихожан в эти годы в Хаапсалу насчитывалось около 400-500 человек. Приходская жизнь была насыщенной: шли богослужения, действовали воскресная и приходская школы, занимался хор. Богослужения в приходе на эстонском языке проводил протоиерeй Яакоб Мутт. А в последнее воскресенье каждого месяца службу вел на церковнославянском языке иерей Иоанн Мянник.

С установлением советской власти в 1940 году и с распространением антирелигиозной пропаганды число прихожан значительно сократилось (с 455 человек в 1935 годудо 100 верующих в 1946 году). В послевоенные годы Хаапсалу стал восстанавливать репутацию города-курорта. В связи с этим поступило предложение снести старые деревянные дома вдоль нынешних улиц Линда и Рюютли и построить на их месте большие санаторные корпуса. Однако план так и остался неосуществленным благодаря чьей-то смекалке: кто-то вспомнил, что в одном из этих домов якобы жил царь Петр Первый.

До 1961 года прихожане использовали оба церковных здания. В том же году власти распорядились закрыть кладбищенскую церковь, и в результате здание три года пустовало. Опасаясь разорения, все церковное убранство перевезли в Кивиыли, где оно хранится в местной церкви и поныне. Богослужения же продолжались в главном храме.

В 1964 году городская исполнительная власть приняла решение закрыть храм Марии Магдалины. Однако приходу пошли навстречу и в ответ на просьбу прихожан предложили проводить богослужения в кладбищенской церкви. Об этом горисполком заключил с приходом соответствующий договор. Переезд состоялся в августе – сентябре 1964 года. Опустевшую церковь Марии Магдалины город стал использовать как склад коммунального отдела.Архив прихода и часть метрических книг хранится в Эстонском историческом архиве (ф. 1884), где каҗдый может с ними ознакомиться.

В 1993 году Эстонская Aпостольская Православная Церковь (ЭAПЦ) была зарегистрирована в Министерстве внутренних дел республики. Вскоре после этого часть приходов выразила желание восстановить ЭAПЦ по праву правопреемственности в каноническом подчинении Константинопольскому патриархату. В их числе была и часть прихожан Хаапсалуского прихода, представивших соответствующее ходатайство. Вследствие этого приход разделился. Хаапсалуский приход, находящийся в подчинении Московского Патриархата, продолжил проведение служб в церкви святого Александра Невского на старом кладбище. Приходу Марии Магдалины ЭAПЦ вернули исторически принадлежавший им храм. В 1985 году по решению городского исполкома здание церкви, в течение 21 года служившеескладом, было передано в пользование Хаапсалускому приходу Адвентистов седьмого дня, что в свое время спасло одну из красивых городских достопримечательностей от окончательного разрушения. Адвентисты тогда отремонтировали храм и стали использовать его согласно своим традициям. По закону о реформе собственности в 1995 году церковь была возвращена своему историческому владельцу – ЭAПЦ. С 1995 по 2001 гг. два прихода проводили богослужения под одной крышей.

Восстановленный приход насчитывал 38 человек. Эти прихожане стремились к независимости прихода и восстановлению ЭAПЦ по праву исторической преемственности. Сохранившееся убранство церкви соответствовало нуждам адвентистов для проведения своих богослужений. В алтарной части была устроена сцена, слева от алтаря находилась кафедра, а всё церковное помещение было заставлено скамьями. Главная проблема состояла в том, как приспособить одну церковь для совместного использования двумя приходами. Первым делом убрали из алтаря (со сцены) стулья и пюпитры. На время литургии в алтаре монтировали временный стол, который после каждой службы разбирался. Вскоре были изготовлены первые аналои, установленные вместо иконостаса. В 1997 году для отделения алтаря повесили разделительный занавес.

В 1998 году пришло сообщение, что в заброшенной церкви Сууре-Яаани сохранился иконостас. Он оказался в хорошем состоянии, и по договоренности с городскими властями Суре-Яаани его тогда же перевезли в Хаапсалу и после приведения в порядок, в преддверии Пасхи, поместили в церковь. Храм стал обретать свой традиционный облик.

Церковный комплекс состоит из двух зданий, построенных в 1859 году. Дом по улице Линда, 2 был восстановлен в 1998-2000 гг., а дом на улице Линда, 4 – в 2002-2005 гг. С 2000 года здесь живет приходской священник. Этот дом достоин внимания еще и потому, что в нем шесть счастливых лет детства провела Илон Викланд (Ilon Wikland), иллюстратор книг детской писательницы Астрид Линдгрен. В рисунках к книге «Pikk, pikk teekond» («Долгая, долгая дорога») художница изобразила церковь, прилегающий к ней парк и дома.

В ходе реставрационных работ домa Линда, 4 старались восстановить первоначальный облик: сохранились украшающие потолок толстые матицы, бревенчатая стена в прихожей, пол из широких досок, восстановлена известковая штукатурка на стенах, изготовлены по старинным образцам окна. Все вместе образует отличный архаический ансамбль. Дом используется для проведения различных приходских мероприятий, а в летнее время служит домом отдыха для гостей прихода. Капитальный ремонт дома стал возможен благодаря пожертвованиям от друзей прихода как из числа местных, так и зарубежных, от фирмы ES Sadolin, а также средствам, выделенным государством ЭAПЦ.

http://www.maria-magdaleena.net/?page_id=524



Комментарии и обсуждение


Старинную фотографию наружного вида церкви в Хаапсалу (1900-х гг.) можно найти по адресу: https://sobory.ru/mm/149.jpg.
15 января 2008, Михаил Мещанинов.

Время постройки: 1852 г. Восстановленный храм. Резной иконостас ранее принадлежал православному храму Сууре-Яани (Вильянди).

14 апреля 2011, anatoli.