КУЗНЕЦОВО, ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ КАЗАНСКАЯ И УСПЕНИЯ, кон. 18 - нач. 19 в. Среди широких, окружающих село полей уже издали видна высокая колокольня; однако полностью комплекс раскрывается на центральной площади села. Первоначально здесь по заказу воеводы Д.С. Змиева в 1636 г. была построена деревянная Успенская церковь. В 1775 г. возвели кирпичную теплую Казанскую церковь с оградой, а в 1810 - 11 гг. - также кирпичную холодную церковь Успения. Территория комплекса вытянута вдоль площади, образованной широкой улицей села. Казанская церковь, стоящая к востоку от Успенской, несколько отступает вглубь от дороги и обнесена низкой каменной оградой с двумя воротами и калиткой. Территорию комплекса с церквами и кладбищем с юго-востока огибает небольшой сельский пруд.
Церковь Казанская - скромный образец сельского храма, выполненного в традициях 17 в. с использованием деталей нарышкинского барокко. Фасады побелены по кладке. В 19 в. некоторые детали убранства были стесаны, а в 20 в. уничтожены алтарная апсида и притвор; часть проемов в ходе ремонта 1980-х гг. заложена. В объемной композиции доминирующая роль принадлежит двусветному пятиглавому четверику, несколько растянутому в поперечном направлении. С запада к нему примыкает пониженная, близкая по площади трапезная. Проемы на боковых фасадах четверика расположены по двум осям, ярусы света разделены пояском. Углы первого яруса отмечены плоскими огибающими лопатками, второго - пучками тройных колонок. Первоначальные арочные проемы окон в обрамлении наличников с разорванным фронтоном сохранились во втором ярусе северного фасада. Цилиндрические барабаны луковичных глав охватывают аркатурно-колончатые пояса. Стены завершает широкий фриз с полукружиями декоративных кокошников. Четверик перекрыт четырехлотковым сомкнутым сводом, трапезная - коробовым. В восточной стене сохранились три заложенных арочных проема в алтарь. В своде уцелели небольшие фрагменты масляной живописи кон. 19 в.
Церковь Успения. Крупные объемы храма отражают характерную для местной архитектуры привязанность к традиционным формам 17 и 18 вв. К почти кубическому двусветному четверику, завершенному широко расставленным на четырехскатной кровле пятиглавием, примыкает сильно пониженный прямоугольный алтарь с полукруглой апсидой в центре восточной стены. Короткая трапезная также низкая, к ее западному фасаду примыкает высокий столп шатровой колокольни. В строгой трехосевой композиции главного южного фасада четверика центральная ось выделена массивным портиком крыльца. Окна обоих ярусов объединены продолжением вертикалей рамочных наличников с лучковыми сандриками над верхними проемами. По рисунку к этим сандрикам близки дуги раздвинутых кокошников венчающего фриза, однако оси их не совпадают. Над нижними проемами выделены прямоугольные филенки. Углы всех объемов отмечены огибающими лопатками с раскрепованными над ними уступами карнизов. Граненые барабаны глав (центральный - световой) обработаны арочными нишками, поясками и дентикулами. Колокольня декорирована более изобретательно. Нижний четвериковый ярус с широкими арками входов отмечен фронтонными портиками с тройными колоннами на углах. Высокий восьмигранный столп колокольни, вертикализм которого подчеркнут парными узкими лопатками на углах, расчленяют пояски, а на гранях помещены ромбические, квадратные и фигурные филенки. Арки звона имеют лучковые перемычки небольшого подъема. Основание шатра над ними обработано барочными филенками. Грани прорезаны тремя рядами слухов в наличниках. Внутреннее пространство четверика перекрыто четырехлотковым сводом со световым кольцом в центре, алтарная часть - поперечным цилиндрическим, переходящим в конху апсиды, трапезная - полулотковым. В западных углах трапезной сохранились печи, облицованные белым кафелем. Клеевая роспись сер. 19 в. записана в 1977 г. с грубым искажением стиля и колорита. Расположение композиций в четверике характерно для 19 в.: в своде - "Новозаветная Троица" и ангелы, на южной и северной стенах - евангельские сцены, написанные в два яруса. Один из них занимает простенки верхних окон, другой - стену между верхними и нижними окнами. Над арочным проемом западной стены помещена наиболее крупная композиция - "Успение". Росписи трапезной были представлены большой, архаичной для своего времени композицией "Страшный суд", от которой сохранились фрагменты. Трехъярусный пятичиновой иконостас выполнен во 2-й пол. 19 в. Отличается плоскостной композицией и известной сухостью сквозной резьбы, повторяющей барочные формы. Ярусы разделены слабо крепованными антаблементами с широкими фризами (в верхнем и нижнем из них - по два ряда икон). Иконы нижнего яруса разделены массивными витыми колонками. Центральная ось над царскими вратами подчеркнута крупными иконами в окладах. В завершении помещено скульптурное "Распятие", по сторонам которого - две круглые иконы в резных картушах в духе барокко 2-й пол. 18 в. Фон окрашен в белый цвет, резьба позолочена. Иконы палехского и холуйского письма современны иконостасу. В основном объеме сохранились барочный киот кон. 18 в. и сень кон. 19 в.; в трапезной - две деревянные скульптуры 1-й пол. 18 в.: "Христос в темнице" и "Глава Иоанна Предтечи".
Ограда состоит из невысокой кирпичной стенки, расчлененной широкими столбами с двускатным покрытием, и закрепленной между ними решетки (вокруг Успенской церкви). В ограде прорезаны двое ворот перед южными фасадами цер¬квей и небольшая калитка между ними, на повороте ограды перед прудом. Столбы обработаны прямоугольными филенками и фронтончиками. Лучше сохранились ворота перед церковью Успения: высокую арку въезда, обрамленную пилястровым портиком с наложенным на аттик крупным фронтоном, фланкируют пониженные стенки с прямоугольными проемами калиток, также под треугольными фронтонами. Центральный фронтон над проездной аркой имеет небольшой киот и завершен фигурной двухчастной главкой. В проемах сохранились железные решетки ворот и калиток нач. 20 в. Калитка на повороте ограды ниже боковых калиток ворот. Ее пилоны обработаны филенками, в завершении - треугольный фронтон.
Борисов, 1859; Топография и статистика.., 1879, № 18, с. 2; Березин, Добронравов, 1898, с. 62-63; ГАИО. Ф. 862. Оп.1. Д. 31. Л. 51; Ф. 863. Оп. 1. Д. 23. Л.58. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», с. 607-610