ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Алексино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.


Церковь. Не действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Троицы Живоначальной, Усекновения главы Иоанна Предтечи
Год постройки:Между 1806 и 1813.
Адрес:
Ивановская область, Савинский район, село Алексино

Координаты:56.570606, 41.60937




Добавить фотографию
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Алексино - Савинский район - Ивановская область
Константин М
19 февраля 2018
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Алексино - Савинский район - Ивановская область
Иван Матершев
26 июня 2006
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Алексино - Савинский район - Ивановская область
Иван Матершев
26 июня 2006
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Алексино - Савинский район - Ивановская область
Иван Матершев
26 июня 2006



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  25 апреля 2007

Церковь Рождества Богородицы

В своем первоначальном виде - характерный для рубежа 18-19 вв. памятник провинциальной архитектуры, в композиции и декоре сохранявший не только барочные, но и древнерусские приемы (пятиглавие). Вероятно, в 1810-е гг. к основному четверику были пристроены четырехколонные тосканские портики, завершенные фронтонами (ныне утрачены). Высокий трехсветный четверик с четырехскатной кровлей увенчан пятиглавием с луковичными главами (центральный барабан - световой). Форма прямоугольного алтаря с более узкой полукруглой апсидой (ее восточная стена снаружи спрямлена) восходит к барокко. Низкая (как и алтарь — в уровень первого света четверика), чуть более широкая прямоугольная трапезная под двускатной кровлей с главкой имеет с запада суженный притвор и еще более узкий переход к ныне доминирующей в композиции высокой монументальной колокольне. Последняя состоит из трех массивных четвериков (нижний - с аттиковым полуярусом) и завершается граненой изогнутой кровлей с чашеобразной главкой на глухом барабанчике.

Стены четверика разделены полным антаблементом на нижнюю - основную двусветную - часть и на односветный верхний ярус, окна которого, как и внизу, расположены в три оси, причем среднее вписано в рельефный полукруг. Этот декоративный мотив особенно эффектен на восточном и западном фасадах (здесь окна глухие) и перекликается с трехчастным окном, вписанным в рустованную арку в полуярусе колокольни. На всех фасадах над промежуточным антаблементом поднимаются пологие фронтоны. Проемы нижнего света (средние - дверные) завершены лучковыми фронтончиками. Стены алтаря и трапезной покрыты горизонтальным рустом, над окнами переходящим в клинчатый. Окна боковых фасадов притвора (по три с каждой стороны) объединены разорванным рельефным фронтоном со свесами. Арочные проемы колокольни фланкируются тосканскими полуколоннами, образующими портики: в нижнем ярусе - из двух пар полуколонн, поддерживающих фронтоны; в среднем - из четырех полуколонн (при этом крайние размещены на углах и превращены в трехчетвертные); в верхнем — из двух полуколонн с фронтоном. Стены полуяруса рустованы.

Особенностью конструкции колокольни являются разгрузочные арки над проемами четвериков, выложенные в уровне аттиков. В интерьере четверика подчеркнуты вертикализм и цельность пространства: окна по осям объединены идущими от пола до свода глубокими нишами, расширяющимися внутрь храма; на узкие простенки наложены лопатки, переходящие вверху в распалубки основания сомкнутого свода. Трапезная перекрыта коробовыми сводами, опирающимися в середине на два столба (по оси север-юг); боковые пространства предназначены для приделов — в их восточных стенах имеются ниши. В притворе - поперечно ориентированный лотковый свод; в переходе - парусный; в нижнем ярусе колокольни - коробовый с продольной ориентацией. В толще очень мощных боковых устоев колокольни расположены подсобное помещение (в южном) и лестница ( в северном). На стенах и сводах сохранились незначительные фрагменты масляной живописи 2-й пол. 19 в., характерной для стенописей, выполненных в духе позднего академизма. В главном своде: "Вознесение" (северный лоток), "Воскресение" (южный), "Распятие" (восточный - над несохранившимся иконостасом); в простенках под верхними окнами написаны евангельские сцены, на лопатках — святые в рост, на западной стене - "Введение во храм" и "Покров", в конхе алтаря - "Спас на убрусе".

Березин, Добронравов, 1898, с. 245—249; Токмаков, 1903, с. 28-33. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 202-206.



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.