ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Воскресенское. Церковь Воскресения Христова.

Воскресенская церковь


Воскресенское. Церковь Воскресения Христова
Церковь. Не действует.  
Престолы:Воскресения Христова
Год постройки:Между 1713 и 1751.
Адрес:
Россия, Ивановская область, Лежневский район, село Воскресенское

Координаты: 56.700792, 40.967578
Проезд:В 10 км от Лежнево





Сортировка:

Церковь Воскресения Христова, Из-за реки<br>, Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
Из-за реки
Л. Скляров
12 сентября 2008
Церковь Воскресения Христова, , Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
Лобготт Пипзам
26 августа 2013
Церковь Воскресения Христова, , Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
Лобготт Пипзам
26 августа 2013
Церковь Воскресения Христова, , Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
30 сентября 2010
Церковь Воскресения Христова, , Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
30 сентября 2010
Церковь Воскресения Христова, Колокольня Воскресенской церкви<br>, Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
Колокольня Воскресенской церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
14 октября 2009
Церковь Воскресения Христова, Вид с колокольни<br>, Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
Вид с колокольни
Л. Скляров
14 апреля 2009
Церковь Воскресения Христова, Вид с юго-востока<br>, Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
Вид с юго-востока
Л. Скляров
20 сентября 2008
Церковь Воскресения Христова, , Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
Иван Матершев
26 июня 2006
Церковь Воскресения Христова, , Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
Иван Матершев
26 июня 2006
Церковь Воскресения Христова, наличники второго света на южном фасаде<br>, Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
наличники второго света на южном фасаде
Л. Скляров
21 сентября 2008
Церковь Воскресения Христова, Портал придела<br>, Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
Портал придела
Л. Скляров
20 сентября 2008
Церковь Воскресения Христова, , Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
Лобготт Пипзам
26 августа 2013
Церковь Воскресения Христова, , Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
Лобготт Пипзам
26 августа 2013
Церковь Воскресения Христова, , Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
Лобготт Пипзам
26 августа 2013
Церковь Воскресения Христова, , Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
30 сентября 2010
Церковь Воскресения Христова, , Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
30 сентября 2010
Церковь Воскресения Христова, , Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
30 сентября 2010
Церковь Воскресения Христова, , Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
30 сентября 2010
Церковь Воскресения Христова, , Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
30 сентября 2010
Церковь Воскресения Христова, , Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
30 сентября 2010
Церковь Воскресения Христова, , Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
Л. Скляров
21 сентября 2008
Церковь Воскресения Христова, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1989
Церковь Воскресения Христова, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1989
Церковь Воскресения Христова, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1989
Церковь Воскресения Христова, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1989
Церковь Воскресения Христова, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1989
Церковь Воскресения Христова, И.Ф. Токмаков "Историко-статистическое описание города Коврова (Владимирской губ.) с уездом." М1903<br>, Воскресенское, Лежневский район, Ивановская область
И.Ф. Токмаков "Историко-статистическое описание города Коврова (Владимирской губ.) с уездом." М1903
Андрей Агафонов
1903



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 июля 2007

Церковь Воскресения - яркий памятник местной архитектурной традиции, продолжающей развивать формы зодчества 17 в. Основу композиции образует двусветный четверик с низким трехапсидным алтарем. Он завершается ярусом наложенных на стену кокошников, над ними уступом поднимается заметно меньший по размеру квадратный пьедестал. Его стороны также украшены кокошниками; ранее он служил основанием кровли с пятью главами. С запада к четверику примыкает пониженный двусветный объем трапезной, значительно шире храма, с севера - небольшой придел с апсидой и западным притвором. Из-за понижения рельефа в сторону реки придел имеет подклет. Углы четверика в верхнем свете отмечены тройными колонками, поставленными на нижние лопатки.

В трапезную с запада и в четверик с юга ведут перспективные порталы с лучковыми архивольтами. По сторонам южного портала — два окна в наличниках с наборными колонками и лопастным завершением с килевидным острием в центре, такие же окна в апсиде. Окна второго света на боковых фасадах сдвинуты к западу и не совпадают с осями нижних; их наличники имеют коронообразное венчание на южном фасаде и в виде трех "уголков" - на северном. Нижний ряд кокошников отсечен от остальной части стены крепованным карнизом с поребриком. В обоих поясах расположено по пять профилированных кокошников с килевидным подвышением. По краям фасадов трапезной поставлены лопатки, по верху проходит карниз с поребриком и бегунцом. Интересной особенностью фасадного декора здесь являются обрамления окон: боковые наборные колонки наличников первого и второго света объединены импостами с филенкой между ними; верхние наличники завершены разорванными фронтонами с вогнутыми скатами.

Основной объем перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом барабана в центре, алтарный выступ - лотковым сводом с конхами над апсидами. Три проема в северной стене храма ведут в придел, перекрытый сомкнутым сводом (в его притворе свод коробовый). В трапезной два столба поддерживают подпружные арки, на которые опираются крестовые своды ячеек.

Роспись маслом, сохранившаяся фрагментарно на стенах основного объема и трапезной, выполнена в 3-й четв. 19 в. Хороший образец живописи, следующей барочным традициям. На боковых стенах храма роспись располагалась в четыре яруса (сохранилась на южной стене): в верхнем ярусе над окнами второго света в центре были написаны композиции в картуше, по краям - евангелисты; ниже в простенках - отдельные изображения святых; под ними — три сцены Страстного цикла ("Моление о чаше", "Уверение Фомы", "Умовение ног"), разделенные широкими полосками гризайльного орнамента-плетенки; живопись в нижнем ярусе располагалась по сторонам дверных проемов. На северной стене сохранились лишь изображения святых в простенках. В трапезной на западной стене в два яруса помещены "Благословение детей", "Изгнание торгующих из храма" и редко встречающиеся сцены "Явление ангела во сне Иосифу" и "Избиение младенцев".

Колокольня - хороший образец характерного для рубежа 17-18 вв. типа построек, сочетающего древнерусские формы с новой ярусной композицией. Состоит из широкого четверика с проездом по оси север-юг и гульбищем вверху; над ними поднимается мощный двухъярусный восьмигранный столп (верхний ярус звона чуть меньшего размера), на который водружен небольшой сквозной восьмерик с купольной изогнутой кровлей (главка утрачена). Декор четверика (пучки из трех полуколонок на углах, карниз с бегунцом и парапет гульбища с ширинками) по характеру аналогичен убранству Воскресенского храма. Первый восьмигранный ярус имеет на углах колонки, на середине высоты он перебит горизонтальной валиковой тягой; в глухом верхнем поле расположен своеобразный декор: двухступенчатые тяги образуют трехлопастные арки с килевидным завершением на каждой грани, на которые опираются округлые лопасти, сходящиеся к угловым колонкам. Ярус звона прорезан лучковыми архивольтами и небольшим килем в центре; под звоном проходит пояс ширинок. Малый восьмерик завершается карнизом с сухариками. Проезд в четверике перекрыт коробовым сводом; в узком помещении с востока находится лестница на гульбище. Перекрытия ярусов столпа деревянные.

Березин, Добронравов, 1898, с. 224-225. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 579-582


Дмитрий Вадатурский
 
Дмитрий Вадатурский  9 октября 2024

В статье Александра Богданова от 9 июля 2007 г. помещён текст из "Свода памятников...", с подписью «Березин, Добрононравов, ... Из книги "Свод памятников..."», что можно трактовать так, будто в "Своде..." лишь перепечатан текст Березина и Добронравова. В действительности Александр Богданов привёл оригинальный текст, написанный в секторе Свода памятников архитектуры и монументального искусства России Государственного института искусствознания. А здесь ниже я привожу текст В.С. Берёзина (Добронравов писал вторую половину цитируемого тома):

Село Воскресенское, на реке Ухтохме, находится от уездного города в 40 вер., от губернского же города в 70 верст. В старинные времена село принадлежало фамилии князей Прозоровских; в половине же XVIII столетия оно было вотчиной графов Строгановых.

В настоящее время в селе существуют две каменные церкви: холодная — Воскресенская и теплая — Николаевская.

Холодная церковь построена тщанием прихожан в 1713 г. и освящена в честь Воскресения Господня; в ней имеется придельный престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы, устроенный прихожанами в 1751 году.

Теплая церковь построена усердием прихожан в 1791 г. Престолов в ней два: главный — во имя Святителя и Чудотворца Николая и придельный — в честь Смоленской иконы Божией Матери. Колокольня и ограда каменные же.

Из св. икон, имеющихся в церкви, особенным почитанием пользуется древняя Смоленская икона Божией Матери.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1855 году.

Земли при церкви имеется: усадебной — неизвестное количество, пахатной 81 десят. 283 кв. саж., из коих неудобной земли, поросшей кустарником, 15 десят.; сенокосной земли 33 десятины. План и межевая книга на пахатную и сенокосную земли имеются и хранятся в церковной ризнице.

Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Годовой доход причта: процентов с церковного капитала 17 р. 78 к., от земли 340 руб., от сбора хлебом 20 р. и за требоисправления до 1,040 руб., а всего до 1,418 руб. Дома причт имеет собственные, на церковной земле.

Приход составляют: село и деревни: Колышкино, Бирюково, Голиковка, Помчиха, Булатцево, Стрекалово, Мостово, Андреевна, Выковка, Волково, Яманово и Павелково. Разстояниемъ деревни от церкви не далее 4 верстъ; особенных препятствий к сообщению с ними не имеется. Дворов в приходе 301, душ мужеского пола 839 и женского пола 989 душ.

Березин В.С. (сост.). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир. Вып. 5. Типо-литография В.А. Паркова. 1898. С. 224-225


Дмитрий Вадатурский
 
Дмитрий Вадатурский  9 октября 2024

Воскресенское-Прозоровское, село при реке Ухтохме, в 70 верстах от губернского города и в 40 верстах к с.-в. от уездного города. В XVII столетии это село было вотчиной князей Прозоровских, а в половине XVIII столетия было вотчиной графов Строгановых. В настоящее время в селе существуют две каменные церкви с таковою же колокольнею и оградою.

1. Церковь в честь Воскресения Господня построена прихожанами в 1713 году, с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы (празднование 1 октября), пристроенным прихожанами в 1751 году над могилою отшельника Блаженного Киприана, Суздальского чудотворца.

Блаженный Киприан - родом крестьянин, подвизавшийся в царствование Михаила Феодоровича и Алексея Михаиловича на одном из островков реки Ухтохмы. В «Иконописном Подлиннике», читаем под 22 июля: «Преставление святого и праведного Киприана, иже Христа ради юродивого, на Увоте реце в Воскресенском селе, Суздальского чудотворца; подобием рус изчерна; власы с ушей, повились, брада подоле Богословли, раздвоилась, в свите зеленной, ноги босы, руце молебныя». По другим историческим сведениям видно, что Блаженный Киприан жил долгое время в лесу, при слиянии реки Вязьмы с Уводью. Киприан † 2 октября 1622 года; память его почитается этого же числа и месяца. Мощи его почивают под спудом в помянутом приделе выше означенного храма. 2 октября сюда стекается масса богомольцев для служения панихид Блаженному Киприану. Торговцы пользуются этим случаем, приезжают сюда с товарами и таким образом образовали ярмарку.

По другому известию, «святой Киприан, Христа ради юродивый, суздальский, бе в лето 7140 (1632) июля в 25 день». Едва ли в этом году и в это число не удостоверялись в нетлении его мощей. Блаж. Киприан жил на небольшом острове при устье реки Увоти (в Ковровском уезде, Владимирской губернии), а в воскресные и праздничные дни приходил молиться в храм села Воскресенскаго. Место, где он пребывал, в 7 верстах от Воскресенского, известно ныне под именем пустыни Киприановой, а ямы местности называются пещерами Киприана. Гроб его и ныне можно видеть под полом Воскресенской церкви. В 1751 году в память его построен храм в селе Воскресенском. 

2-я церковь, во имя Св. Николая Чудотворца (празднование 9 мая и 6 декабря) с приделом в честь Смоленской иконы Божией Матери (празднование 28 июля и 12 октября), построена прихожанами в 1791 году. К достопримечательностям храма, свидетельствующим о его древности, принадлежит древняя Смоленская икона Божией Матери. Икона эта в особом благоговейном почете не только у местных, но и окрестных жителей села.

Земли при церкви имеется: усадебной неизвестно количество, пахатной 81 десят 283 кв. саж., из коих неудобной земли, поросшей кустарником, 15 дес.; сенокосной земли 33 десят. План и межевая книга на пахатную и сенокосную земли имеются и хранятся в церковной ризнице. Дома причт имеет собственные, на церковной земле.

Приход церкви села Воскресенского Прозоровского ныне состоит из прихожан помянутого села и деревень: Андреевка, Бирюково, Булатцево, Выковка, Волкова, Голиковка. Колышкино, Мостово, Павелково, Помчиха, Стрекалово и Яманово.

Токмаков И.Ф. Историко-статистическое описание города Коврова (Владимирской губ.) с уездом. - М., 1903. С. 41-44.



Комментарии и обсуждение


Вскрытие мощей блаженного Киприана Суздальского в 1938 г. в с. Воскресенском Лежневского района

На рубеже 16–17 в. в урочище около с. Петровское (ныне Лежневского района Ивановской области, до 1918 г. – Ковровского уезда Владимирской губернии) подвизался юродивый Киприан. Скончался он 22 июля 1622 г. Похоронен был в с. Воскресенское, т.к. являлся прихожанином именно этого села, кроме того, как гласит его житие, такова была его воля, о которой чудесным образом стало известно. Вскоре появилась традиция его местного почитания. Описывали его так: «…подобием рус исчерна, власы с ушей повились, брада подобие Богослова, раздвоилась, в свите зеленой, ноги босы, руце молебныя». В 1751 г. владелец с. Воскресенское князь Голицын построил над могилой блаженного придел к храму.

Перед революцией началась работа по сбору материала для его канонизации. Фиксировались чудеса исцеления, произошедшие на его могиле. Революция прервала эту работу.

О дальнейшей его судьбе многие сайты, в т.ч. и сайт храма с. Петровское, около которого жил блаженный Киприан, повествуют следующее. Якобы в 1936 г. ивановский епископ Борис (Воскобойников) принял решение изъять мощи блаженного из храма для спасения их от поругания, но работники НКВД, узнав об этом, под покровом ночи вскрыли раку Киприана и вывезли его останки в неизвестном направлении. Дальнейшая судьба мощей неизвестна [1].

Этому противоречат данные из книги священника А.А. Федотова «Сборник статей», в которой приводятся протоколы допроса епископа Бориса (Воскобойникова), который «уличался» в том, что «принимал участие в антисоветской деятельности контрреволюционных групп церковников и монашества, ликвидированных в 1937 году в г. Иваново и Лежневском районе». Из текстов допросов следует, что мощи по благословению епископа были положены в новый гроб и перенесены из склепа в церковь 6 февраля 1937 г., т.е. позднее даты, когда их якобы уже ликвидировали. Перенос мощей поручен был священнику с. Воскресенское Иоанну Казанскому. Вскоре после этого епископ Борис (Воскобойников), священник с. Воскресенское Иоанн Казанский и лежневский священник Николай были арестованы. В конце 1937 г. епископ Борис (Воскобойников), уже находясь в ссылке в Казахстане, был расстрелян [2].

До настоящего времени сохранилась дубрава, где жил блаженный Киприан. В этой дубраве сохранилась непересыхающая яма с чистой родниковой водой, которую называют «ключик блаженного Киприана» [3]. До 1950-х гг. верующими людьми там сохранялась землянка, в которой жил святой, однако в период хрущевских антицерковных акций она была уничтожена. Ныне известно лишь приблизительное место, где землянка находилась [1].

Так что же произошло с мощами? Несколько лет назад мне в Государственном архиве Российской Федерации попал в руки Акт ликвидации мощей блаженного Киприана в закрытой церкви с. Воскресенском Лежневского района от 1938 г. Акт гласит, что ликвидация мощей состоялась 20 февраля 1938 г. Согласно акту осмотра, сохранилась верхняя и нижняя челюсть (буровато-желтого цвета), а 4 ребра и лучевая кость правого предплечья были лишние. «Гроб и холсты из него были в присутствии членов комиссии сожжены». Мощи сначала отправили в Иваново, а потом в Москву, в Антирелигиозный музей. Верующие якобы не были против ликвидации мощей [4].

Чем же примечателен факт этой ликвидации мощей? Как известно, кампания по вскрытию мощей началась осень 1918 г. со вскрытия в Олонецкой губернии мощей св. Александра Свирского. На 1919–1920 гг. приходится разгар кампании, в частности в 1919 г. вскрыты мощи во Владимире, Суздале, Муроме, Юрьев-Польском, Переславле-Залесском, в 1920 – в Ростове. К 1922 г. кампания исчерпывает себя. Так, в это время вскрывают мощи св. Иннокентия Иркутского (раньше это помешала сделать Гражданская война) и католического мученика Анджея Боболы (Полоцк). Согласно данным «Православной энциклопедии», кроме публичных вскрытий мощей, были непубличные, обычно происходили они во время изъятия церковных ценностей. Последние публичные вскрытия мощей «Православная энциклопедия» относит к «концу 1920-х – началу 1930-х гг.», но упоминает при этом лишь вскрытие мощей св. Анны Кашинской в Кашине в январе 1930 г. Встречаются упоминания, что в 1932 г. при закрытии церкви Воскресения «словущего» в Москве из нее планировалось изъять мощи князя Даниила Московского, но те неожиданно исчезли, возможно, их скрыли верующие. В годы Великой Отечественной войны немецкие власти передали верующим Киево-Печерскую лавру со множеством мощей в пещерах. Вероятно, в ответ на это советские власти в 1946–1948 гг. вернули Русской православной церкви мощи примерно 10 святых.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что вскрытие мощей блаженного Киприана Суздальского в 1938 г. в с. Воскресенском Лежневского района было последним вскрытием мощей на территории нашей страны.

[1] http://www.petrovskoe.com/histor.htm (дата обращения - 21.11.2012)

[2] Федотов А. А. Сборник статей. – Иваново, 2006. – 371 с.

[3] Бачев И. Там, где жил блаженный Киприан // Рабочий край, 2001, 27 апреля.

[4] ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 698. Л. 53-59.

// Ершов А.Л. Вскрытие мощей блаженного Киприана Суздальского в 1938 г. в с. Воскресенском Лежневского района // Государство, общество, церковь в истории России ХХ века: Мат-лы ХII Международ. науч. конф., Иваново, 20–21 февраля 2013 г. – Иваново : Иван. гос. ун-т, 2013. – Ч. 1. – С. 137–139.

11 марта 2013, Андрей Ершов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.