ЦЕРКОВЬ КАЗАНСКАЯ. КОМПЛЕКС, 1-я пол. 19 в.; рубеж 19-20 в.
Комплекс построек, связанных с Казанским храмом, находится на северо-западной окраине села, на вершине пологого холма, хорошо виден издалека, с дороги Лух - Пучеж. Состоит из самой церкви, возведенной в 1813 г. на средства прихожан в честь победы России в Отечественной войне 1812 г. (ее трапезная выстроена чуть позже храма и колокольни), восточных ворот не сохранившейся до нашего времени ограды 1-й четв. 19 в., часовни 1-й пол. 19 в., расположенной рядом с воротами, и церковноприходской школы рубежа 19—20 вв., стоящей к юго-западу от храма. Все сооружения кирпичные; три (кроме школы) оштукатурены и побелены. Характерный для востока области пример церковного комплекса 1-й пол. 19 в., в архитектуре которого отразилось проникновение форм столичного классицизма (колокольня) и, одновременно, прослеживаются черты уходящей барочной традиции.
Церковь. Двусветный четверик несет равный ему по ширине высокий восьмерик, увенчанный восьмигранным куполом со световым барабаном и луковичной главкой. К четверику примыкают низкие объемы более узкой полукруглой в плане апсиды и обширной трапезной, охватывающей западную часть четверика скруглениями придельных алтарей. Через небольшой притвор трапезная соединяется со стройной трехъярусной колокольней, уравновешивающей своей вертикалью крупный основной объем. Гладкие стены четверика лишь по углам украшены рустованными пилястрами. Этот мотив продолжен на восьмерике, основные грани которого (по сторонам света) обработаны сплошным ленточным рустом. Стены трапезной и алтаря расчленены неглубокими, широко расставленными нишами, заключающими оконные проемы, и завершены лентой плоского фриза и ступенчатым карнизом с рядом поребрика. Оконные и дверные проемы основного объема имеют лучковые перемычки и обведены простыми рамочными наличниками с замковыми камнями и упрощенными фартуками; в апсиде и на фасадах трапезной аналогично оформленные проемы помещены в плоских прямоугольных нишах. Редкая деталь декора, не свойственная этому времени, - надпись вязью, украшающая фриз апсиды.
Наиболее эффектна архитектура колокольни. Выразителен силуэт устремленного ввысь объема, состоящего из трех сужающихся кверху ярусов-четвериков, прорезанных высокими арками. Каждый из них оформлен портиками из трехчетвертных тосканских колонн с подчеркнутым энтазисом. В двух нижних ярусах парные колонны на углах портиков поддерживают крепующиеся фронтоны, верхний отличается одинарными колоннами и усиленной профилировкой деталей. Венчающая часть колокольни состоит из высокой четырехгранной изогнутой кровли с люкарнами, заключенными в портики, и граненого барабана, несущего стройную луковичную главку.
Эффект необычно светлого основного пространства храма обеспечивают многочисленные проемы: два яруса окон четверика, окна в каждой грани восьмерика, отверстия люкарн и световой барабан главки. Этот объем перекрыт сомкнутым сводом с проемом в вершине (переход от четверика к восьмерику осуществлен посредством парусов). В апсиде коробовый свод переходит в конху. Двустолпная трапезная перекрыта коробовыми сводами с мощными распалубками.
Клеевая живопись 1-й пол. 19 в. в основном объеме почти полностью утрачена. Судя по гризайльным обрамлениям и фризу под окнами восьмерика (гризайль на голубом фоне с охристым орнаментом), многоярусная архитектурно-декоративная роспись подчеркивала структуру интерьера, выявляла его устремленность вверх и динамичность. В конхе алтаря сохранилась масляная живопись 2-й пол. 19 в. в духе позднего классицизма.
Ворота - редкий сохранившийся в районе памятник архитектуры малых форм в стиле классицизма с хорошей проработкой всех элементов. По сторонам центральной арки проезда, отмеченной замковым камнем и карнизом-импостом на уровне пят, расположены прямоугольные проемы калиток. Фланкирующие проемы пилоны (левый утрачен) оформлены парами трехчетвертных тосканских колонн на высоких постаментах. Верхняя часть ворот не сохранилась.
Часовня - оригинальный памятник архитектуры малых форм в провинциальном зодчестве 1-й пол. 19 в. Небольшой, близкий к кубическому объем отмечен по углам широкими огибающими лопатками. Упрощенный антаблемент выполнен из непрофилированного кирпича. Неожиданно монументально завершение часовни: высокий барочный купол сложного рисунка, где сменяются ярусы выпуклых и вогнутых поверхностей, увенчан крупной главой в форме вазы.
Двухэтажное Г-образное в плане здание церковноприходской школы — типичный пример скромного учебного здания периода эклектики. Выполненные в лицевой кладке фасады имеют широкий междуэтажный пояс, ограниченный двумя полочками, и ступенчатый карниз. На углах и в центре протяженного фасада поставлены лопатки с фигурными филенками. Равномерно расположенные проемы окон с лучковыми перемычками выделены побелкой по периметру и украшены профилированными, чуть изогнутыми сандриками на консольках.
Беляев, 1863, с. 207-208; Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 224; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 241. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 640-642