ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Горки. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Введенская церковь


Горки. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова, Илии Пророка
Год постройки:1780.
Адрес:
Россия, Ивановская область, Кинешемский район, с. Горки, ул. Введенская, дом 51

Координаты: 57.36875, 42.104533
Проезд: В Кинешме, при движении со стороны г.Иваново, свернуть направо на равнозначном перекрестке у АЗС "Газпромнефть" и двигаться по ул. Ивана Виноградова прямо до выезда из города. За городом продолжить движение прямо по асфальтированной дороге мимо деревень Кутуниха, Щечиха, Осташево до д. Горки. При в ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда В Кинешме, при движении со стороны г.Иваново, свернуть направо на равнозначном перекрестке у АЗС "Газпромнефть" и двигаться по ул. Ивана Виноградова прямо до выезда из города. За городом продолжить движение прямо по асфальтированной дороге мимо деревень Кутуниха, Щечиха, Осташево до д. Горки. При въезде в д. Горки (крутой поворот сразу после Осташево) быть предельно осторожным и сбросить скорость. На спуске к мосту асфальт резко обрывается. В Горках - подняться в горку, доехать до конца центральной улицы (конец деревни) и свернуть направо на полевую дорогу, отсыпанную щебнем. Ехать по ней около 200 м и свернуть направо. Дорога прямо к храму.



Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Горки, Кинешемский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
20 августа 2007
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Южный фасад<br>, Горки, Кинешемский район, Ивановская область
Южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
3 октября 2015
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Горки, Кинешемский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
20 августа 2007
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Горки, Кинешемский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
20 августа 2007
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Горки, Кинешемский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
20 августа 2007
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Горки, Кинешемский район, Ивановская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
20 августа 2007
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, один из приделов храма<br>, Горки, Кинешемский район, Ивановская область
один из приделов храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
3 октября 2015
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2"  М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Горки, Кинешемский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1987
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2"  М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Горки, Кинешемский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1975
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2"  М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Горки, Кинешемский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1975
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2"  М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Горки, Кинешемский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1975



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Иван Матершев  8 марта 2007

По данным, опубликованным в 1863 г. И. Беляевым, в храме существовали престолы: во славу Воскресения Иисуса Христа из мёртвых, в честь Божьей матери, празднования Введения её в храм и св. Пророка Илии. У храма – кладбище со старинными каменными надгробиями. Раньше, до вхождения в состав Горок, храм являлся частью погоста Введенского.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 февраля 2008

Расположена в центральной части села, на кладбище. Построена в 1780 г. Кирпичные стены обработаны под затирку и побелены. Интересный пример использования мотивов допетровской архитектуры в период классицизма, характерный для данного региона, ранее входившего в Костромскую губ. В основе объемно-пространственной композиции здания - высокий трехсветный четверик, к которому примыкают низкая, чуть суженная пятигранная апсида и такой же высоты широкая трапезная. Скругленные алтари ее приделов частично закрывают боковые стены храма и завершены небольшими главками. В венчающей части храма - пояс имитирующих кокошники неглубоких полуциркульных ниш, декоративное пятиглавие на тонких восьмигранных шеях - ощутимы традиции древнерусского зодчества. Высокая столпообразная восьмигранная колокольня, приподнятая на низком четверике и завершенная стройным шатром с тремя рядами слухов и маленькой главкой, типична для костромского зодчества.

Стены четверика на всю высоту фланкированы узкими лопатками, антаблемент над ними крепован. Окна третьего яруса имеют восьмигранную форму, типичную для нарышкинского барокко. Остальные окна - также небольшие, арочные, с замком в вершине. В первом ярусе осевые линии нарушены, окна сдвинуты к востоку и сближены. Наличники окон трапезной имеют изогнутые надоконные доски, повторяющие форму лучковых перемычек, криволинейные сандрики и колонки по сторонам воспроизводят в обобщенной форме мотивы барокко. В декоре колокольни применены огибающие угловые лопатки, филенки, пояски поребрика, городков и трехрядная пила, пирамидки кокошников в основании граней шатра и наличники слухов с треугольными сандриками. Высокое центральное пространство, завершенное восьмилотковым сомкнутым сводом, соединено тремя арочными проходами с алтарем, перекрытым граненой конхой. Двустолпная трапезная, разделенная подпружными арками на отдельные ячейки, имеет систему коробовых сводов с лотками. Первый ярус колокольни и притвор между ней и трапезной перекрыты коробовыми сводами. Вход в трапезную со стороны притвора оформлен перспективным порталом. В колокольне внутристенная лестница ведет к ярусам звона.

Первоначальная роспись сер. 19 в. - композиция "Новозаветная Троица" в окружении ангельских чинов - сохранилась на своде. Храм и трапезная расписаны маслом в кон. 19 в., тогда же прописана живопись свода. В 1972 г. стенопись всей церкви поновлена. Роспись характерна для позднеакадемической манеры. Большинство композиций замкнуты и уравновешены. Типы некоторых женских и детских лиц заимствованы с полотен Г.И. Семирадского, а построения ряда сцен восходят к иллюстрациям Библии Шнорра. Колорит основан на холодных, но глуховатых по звучанию красках - синих, розоватых и голубых. На стенах живопись расположена в три яруса, разграниченных лентами растительного орнамента. Роспись посвящена евангельским сюжетам, причем на западной стене представлены "Страсти Христовы", а на восточной - "Жены мироносицы" и "Христос в Эммаусе". Свод алтаря занят монументальной композицией "Новозаветная Троица", а на его стенах написаны традиционные ветхозаветные сюжеты, связанные с символикой алтаря, и отцы церкви. В трапезной после поновления живопись утратила свой стиль и колорит. Евангельские композиции на стенах и сводах заключены в живописные фигурные рамы. В цветовой гамме преобладают зеленовато-серые тона.

Трехъярусный главный иконостас 2-й пол. 19 в., фон которого окрашен белой краской, а детали позолочены, выдержан в формах классицизма с барочными мотивами в резьбе; имеет завороты на боковые стены. Его боковые врата с изображением Давида и Мельхиседека - 2-й пол. 19 в., иконы - 20 в. В каждом ярусе расположены иконы двух чинов, отличающиеся по размеру и конфигурации. Крепованные антаблементы подчеркивают выступы и углубления по осям врат. Третий неполный ярус с волютами по сторонам завершен иконой "Коронование Богоматери" в фигурном обрамлении и небольшими овальными иконами в резных венках. На царских вратах на фоне барочной решетки помещены шесть икон в картушах. В таком же стиле исполнена надпрестольная сень. В западных углах трапезной сохранились две облицованные кафелем печи. Южная из них, кафели которой украшены кобальтовыми рисунками вазонов, может датироваться 1-й пол. 19 в. Представляют интерес два деревянных "саркофага" - постамента под "гроб Господен" (1-я пол. 19 в.). Их затянутые холстом лицевые поверхности расписаны маслом. На гранях одного из них в лежачих овалах изображены "Страсти Господни", исполненные в самобытной, наивно-выразительной манере, близкой по духу народному искусству. Паникадило в храме - 1-й пол. 19 в.

Двухъярусные иконостасы южного и северного приделов в трапезной - типичные образцы кон. 19 в. в русском стиле. Иконы - 20 в. Их завершение состоит из треугольных фронтончиков и икон в арочных киотах. Иконостасы декорированы массивной орнаментальной резьбой растительного и геометрического рисунка.

Краткие статистические сведения... 1911, с. 139. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 468-471


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  25 июля 2018

Свято-Введенский храм в селе Горки был построен в 1780 году. Началом возведения этого здания принято считать 1740-й год. Строительство продолжалось целых 40 лет на деньги собранные прихожанами - крестьянами окрестных деревень, местными купцами и мастеровым да ремесленным людом. При церкви имеются три престола: Обновления храма Воскресения Христа, Введения во храм Пресвятой Богородицы, пророка Илии. Главная достопримечательность храма - икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". История её появления во Введенском храме очень интересна и начало берёт в селе Велизанец. Там когда-то стояла старинная деревянная церковь святого мученика Платона, которую любили и часто посещали окрестные жители. Особенно прихожане почитали и молились на ту самую икону Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", которая висела в церкви на самом видном месте.

Перед началом Великой Отечественной войны церковь в Велизанце внезапно сгорела, видимо, как страшный знак приближавшейся народной беды. Люди о войне ещё думали, а когда запылала церковь, они плакали об одном - в пламене пожара погибала их любимая икона - помошница и заступница. И тут, откуда не возьмись, 14-летний худенький парнишка Валентин с топором в руках. Он метнулся к церковному оконцу, так как вход в церковь уже был объят пламенем. Как ему удалось разрубить икону на 3 части, вытащить их через маленькое окно и при этом самому не сгореть - одному Господу Богу ведомо. Когда спасённую икону на телеге везли в село Горки, то лошадь всю дорогу шла нехотя и упиралась, а перед мостом, на въезде в село, и вовсе встала как вкопанная. Видимо, не хотела Божья Матерь просто так, без особой к ней просьбы, заходить в другой храм. И тогда священник по тропинке от самого Введенского храма до моста на коленях двигался навстречу Богоматери, упрашивая её войти во храм. Лошадь без понуканий тронулась в путь и привезла икону к воротам церкви. Эта святыня очень почитаема местными прихожанами и теми, кто приезжает на церковные службы и соборования во Введенский храм издалека. Бездетные люди молятся на икону и просят у Божией Матери помощи в рождении детей; люди, страдающие от недугов, молят её об излечении. И всем святая икона помогает.

У Введенского храма, как впрочем и у всех церквей в России, долгая и непростая история. Считается, что он никогда не закрывался для прихожан. Однако был небольшой период во время войны, когда пришлось закрыть храм и сбросить колокола: скорее всего, предполагалось их переплавить для нужд фронта. Однако богослужения возобновились в апреле 1943 года, и вскоре здесь прославляли победивших воинов. Со временем и колокола заняли свои прежние места. Храм выстроен на Введенском погосте, то есть вокруг церкви старинное кладбище. Внутреннее убранство, в том числе иконостасы и стеновые росписи, а также плитка на полу относятся к ХIХ веку. "Роспись на стенах характерна для позднеакадемической манеры... Типы некоторых женских и детских лиц заимствованы с полотен Г. И. Семирадского, а построения ряда сцен восходит к иллюстрации Библии Шнорра. Колорит основан на холодных, но глуховатых по звучанию красках". Всё это сохранилось, как и сводчатые потолки ХVIII века, наподобие боярских палат ещё допетровской архитектуры. В 1972 году стенопись всей церкви была поновлена.

Из книги-путеводителя "Кинешемская сторона. Путешествия в прошлое русской глубинки". Издательство И. Д. "Референт". Иваново, 2016 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.