Троицкий Изсадский погост находится в 150 верст. от Петербурга и в 4 от Ладоги, на правом берегу Волхова. Здесь был в древности монастырь "Троицкий на Златыни", разоренный в смутное время. От него остались две, сохранившиеся до позднейших времен, деревянные церкви: холодная, во имя Св. Троицы и теплая - во имя Св. Модеста, патриарха Иерусалимского. Первая за ветхостью разобрана в 1858 году и, вместо нее выстроена новая каменная, тщанием: графини Борщ генерал-адютанта Философова и новоладожского купца Назария Кулагина, на деньги, частию ими пожертвованные, частию собранные усердием священника Иоанна Травина [Кирпич на постройку церкви был приготовлен на кирпичном заводе, находящемся при усадьбе Загвозье, помещика Философова, в 3 вер. от Изсада; железо пожертвовано графинею Борх, а деньги купцом Кулагивым. Эта новая каменная церковь освящена во имя Св. Троицы, с приделами Алексия человека Божия и св. мученика Назария].
Церковь во имя Св. Модеста, построена в 1766 г. на место прежней сгоревшей. Об освящении ее свидетельствует грамота Димитрия, митрополита Великого Новгорода. Грамотою повелевается: "Обонежской пятины, Тихвинского записа (?) в Троицком Изсадском погосте, новостроенную деревянную церковь, во имя святителя Модеста, патриарха Иерусалимского, игумену Николаевского Беседного монастыря Амвросию соборне, по церковному чиноположению освятить". Далее обычные предписания на счет освидетельствования церкви, прежде нежели приступить к освящению. В конце написано: «дана сия наша благословенная грамота, за подписанием нашея руки, и печатию, в царствующем С. Петербурге, в нашем Карповском доме, при церкви Воскресения Христова 1766 г., октября 30го дня".
Антиминс в храме Св. Модеста освящен 1792 г., октября 30-го митрополитом Гавриилом. В храме замечателен оловянный ковчег для запасных даров; на нем серебряный крестик с мощами Германа, Гурия и Варсонофия Казанских.
В 1867 г., декабри 18-го, освящен новый каменный храм во имя того же угодника Св. Модеста. Храм построен по плану архитектора Мусселиуса. В сем храме особенно уважаются иконы: Богородицы млекопитательницы, присланная с Афона в 1875 г. и икона Пантелеймона, оттуда же, в 1879 году.
Причт состоял сперва из священника, диакона, дьячка и пономаря; в 1843 г. диаконская вакансия уничтожена. Из прежних священников известны: Симеон Лукьянов (и 1801 г.), Никита Феодоров, поступивший, в 1819 году, в Александро-Свирский монастырь и там умерший в 1837 году; Иоанн Травин, поступивший в 1870 году. Ныне служит Иоанн Землянский.
До штатов причт пользовался доходами за требы и получал от крестьян графини Борх -150 руб. сер, а от крестьян других помещиков - по четверику овса с души. С 1843 г. причт, по 4 разряду, получает в год 320 р. Из церковной земли-10 дес. пахотной, 23 сенокосной. Из этого количества священник получает 19дес., причетники - по 6 дес., а просвирня - 2 дес. Кроме жалованья причт получает проценты с 3 билетов по 100 р., положенных гг. Дементьевым, Шавкуновым и Бережковым.
Причт помещается в собственных домах. Соседние приходы: Немятовский, Подбережский, Рождественский-Сясьский, Рогожский, Новоладожский и Веготский.
Приход составляют следующие деревни: Изсад у церкви, Кузнецовщина и Юшково — в версте от церкви. Поляша — в 2 вер., Кускова, Пысковшина, Чернецко и Мондрово — в 3 вер., Березье, Белые кресты и Красково — в 4 вер., Глатково, Лопатицы~в 5 вер, Сватковшина, Будаевшина и Мелецы — в 2 верстах от церкви. Всех прихожан муж пола 563, женск. 632. Кроме Волхова в приходе есть речка Златынька и ручей Лопатка. Чрез приход пролегает почтовая дорога в Архангельск и проселочная — в Тихвин.
Прихожане занимаются судоходством, промыслами, рыбною ловлей и, немногие, хлебопашеством. При церкви есть школа, открытая в 1870 г. и помещавшаяся сперва в наемном доме, а с 1875 г. в церковноприходском. В ней учится 31 мальчик и 7 девоч. Ученики участвуют в чтении и пении церковном. Сельские праздники суть следующие: в Изсаде празднуют препод. Варлааму Хутынскому 6-го ноября и в первую пятницу Петрова поста; в Березье - Казанской Божией Матери; в Белых крестах, Краскове, Чернецком и Мондрове - прор. Илии; в Сватковщине и Будаевщине-Преображению; в Лопатщах Александру Невскому, в Юшкове — Иуде, брату Господню; в Кузнецовщине - Успению Божией Матери.
Кладбище одно, при церкви, обнесенное в 1877-78 г. каменною оградою, на что истрачено от попечительства 2,000 р.
Часовни находятся в Берсзье и Глаткове - во имя Николая Чудотворца в Белых Крестах и Чернецком - во имя прор. Илии; в Будаевщине - во имя Преображения.
Попечительство существует с 1872 г. и употребляет свои средства на отопление училищного дома и наем сторожа для училища.
Деревенские святыни северо-запада России, Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии, 1885 г.