ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Золотниковская пустынь. Золотниковская Успенская пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери.


Церковь. Не действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери
Год постройки:1657.
Адрес:
Россия, Ивановская область, Тейковский район, село Золотниковская Пустынь

Координаты:56.692127, 40.611408




Добавить фотографию
Сортировка:


Золотниковская Успенская пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери - Золотниковская пустынь - Тейковский район - Ивановская область
Андреева Ирина
19 июня 2009
Золотниковская Успенская пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери - Золотниковская пустынь - Тейковский район - Ивановская область
Андреева Ирина
19 июня 2009
Золотниковская Успенская пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери - Золотниковская пустынь - Тейковский район - Ивановская область
Андреева Ирина
19 июня 2009
Золотниковская Успенская пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери - Золотниковская пустынь - Тейковский район - Ивановская область
oldboy
12 августа 2017
Золотниковская Успенская пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери - Золотниковская пустынь - Тейковский район - Ивановская область
Андреева Ирина
19 июня 2009
Золотниковская Успенская пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери - Золотниковская пустынь - Тейковский район - Ивановская область
Андреева Ирина
19 июня 2009
Золотниковская Успенская пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери - Золотниковская пустынь - Тейковский район - Ивановская область
Андреева Ирина
19 июня 2009
Золотниковская Успенская пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери - Золотниковская пустынь - Тейковский район - Ивановская область
Развалины Казанской церкви с трапезной, 1657 г.
Андрей Попов
11 сентября 2005



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  25 апреля 2007

Казанская церковь принадлежит к типу трапезных церквей, трехчастных в плане. Кирпичное, неоштукатуренное здание стоит на высоком подклете, в котором располагались помещения хозяйственного назначения. Над подклетом находилась собственно церковь с двусветным прямоугольным в плане четвериком, завершенным декоративной главкой, и примыкающими к нему тремя уплощенными апсидами алтаря (в ширину основного объема), и более широкой квадратной трапезной. К настоящему времени сильно разрушена трапезная, утрачены перекрытия подклета, четверика и алтаря, а также завершения всего здания. Декоративное убранство фасадов выдержано в той же стилистике, что и в Успенской церкви. На углах объемов также расположены мощные лопатки, а декоративное убранство сосредоточено в верхней части четверика и других объемов. Сходны и примененные архитектурные мотивы - поребрик, балясины, аркатурный пояс. Однако это сходство не буквальное: так, аркатурный пояс здесь более миниатюрный, а между рядами поребрика в четверике проходит пояс перспективных ширинок. Внутри четверик храма перекрыт в первом этаже коробовым сводом, во втором — лотковым, алтарные апсиды — лотковым и коробовым сводами, подалтарное пространство — коробовым сводом.

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 270-274.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  10 января 2019

Казанская (трапезная, зимняя) церковь, судя по надписи на существовавшем в церкви храмозданном кресте, освящена в 1657 году. По стилистическим архитектурным признакам церковь можно скорее отнести к 70–80-м годам ХVII века, так как она близко связана с ростовским и суздальским кругом памятников конца ХVII столетия.

Казанская трапезная церковь расположена в глубине участка Золотниковской пустыни, в девяти с половиной метрах к северо-западу от Успенской церкви, недалеко от западного, противоположного главному, входа, к которому она развернута западным фасадом. Постановка церкви под углом к Успенской обеспечивает выгодные точки обзора здания и является существенным элементом композиционной организации ансамбля. Церковь сложена из кирпича 30(32)×16(17)×8,5(9) см с затиркой швов, побелена. Под алтарем просматривается фундамент из валунов на известковом растворе. Внешняя поверхность кладки первого яруса церкви толщиной в кирпич. Внутри — забутовка из мелких валунов и битого кирпича, перемежающихся с рядами кирпичной кладки. Первый этаж Казанской церкви предназначался для хозяйственных помещений (подвала, кладовых), во втором помещались собственно церковь и трапезная палата.

Кроме главного, одновременно было освящено еще два престола: во имя Митрофана Воронежского, постригшегося в Золотниковской пустыни, и Николая Мирликийского. По описи пустыни 1764 года, при Казанской церкви существовали: лестница и паперть («каменные крыты тесом»), под папертью — кухня и кладовая палатка, одна келарская келья. Во второй половине ХIХ века храм обновлялся на средства Антона Николаевича Шодчина. Тогда же с северной стороны церкви были сделаны укрепляющие стену кирпичные контрфорсы. В это же время, а возможно и ранее, в церкви помещались библиотека и архив.

При тесной стилистической общности с Успенской церковью Казанская отличается от нее типологически и композицией объемов. Менее значительный по величине двухсветный стройный четверик храма, вытянутый с севера на юг, завершался декоративной главой. Двухэтажный, прямоугольный в плане алтарь, чуть меньший по длине храма, почти равный ему по ширине, в высоту доходит до орнаментального верха основного объема, выделенного, как и в Успенской церкви, с севера и юга аркатурным поясом. Во втором этаже алтарь имеет трехчастную форму восточной части с апсидальными выступами пологого очертания.

Самым массивным объемом церкви являлась обширная двухэтажная трапезная, равная по высоте алтарю. Во втором этаже она соединялась дверным проемом с ныне утраченной папертью, примыкавшей к четверику храма с юга. От этого проема сохранились откос и остатки арочной перемычки на юго-восточном углу трапезной. Существование паперти и крыльца, формы которых установить невозможно, подтверждается наличием полуциркульной трабы от кирпичного свода на южной стене алтаря, уступом в кладке на стене храма и, по-видимому, связанным с устройством паперти смещением вниз южного окна второго света храма.

Подалтарное помещение в первом этаже церкви, где под деревянным настилом пола помещался погреб, перекрыто коробовым сводом в направлении север — юг. Так же перекрывался первый этаж четверика храма. Во втором этаже собственно храмовая часть — с лотковым сводом.

Алтарь двухчастный. Северное помещение придела, соответствующее меньшей северной апсиде, имело коробовый свод в направлении восток — запад. Южное, с главным престолом, во внешнем объеме отмеченное центральной и южной апсидами, перекрывалось полулотковым сводом. Места примыкания стены, разделяющей апсиды, к восточной стене алтаря скруглены до пят сводов. Алтарь соединен с храмом тремя арочными проемами, растесанными в прошлом столетии. В восточной стене алтаря два проема сохранили свою первоначальную форму: заложенное снаружи арочное окно в первом этаже и небольшое полукруглое с широким раструбом в северной апсиде во втором этаже, близкое по форме окну северного придела Успенской церкви. Окно центральной апсиды при переделках опустили ниже, растесали, а первоначальную верхнюю часть окна заложили заподлицо со стеной.

Перекрытия обоих этажей трапезной утрачены. В первом, как, видимо, и во втором этаже трапезная состояла из нескольких помещений, о чем свидетельствуют остатки продольной стены в первом ярусе, примыкавшей к западной стене, и пяты различных сводов. В северо-западной части первого этажа трапезной существовал коробовый свод, в юго-западной — сомкнутый.

Над проемами первого яруса в западной, единственной почти полностью сохранившейся стене, остатки распалубок. На западной и восточной стенах во втором этаже сохранились пяты цилиндрических сводов в направлении север — юг. Эти своды, видимо, были переложены позднее. При обновлении церкви в ХIХ веке, вероятно одновременно с растеской южного входа в трапезную, была устроена лестница для выхода на второй этаж, следы которой видны на внутренней стороне западной стены трапезной. При этом свод первого этажа был пробит. Количество проемов в западной торцевой стене трапезной сохранено первоначальным, но все они были растесаны и увеличены по высоте. Углы прямоугольных, геометрически четких объемов церкви закреплены лопатками. Во втором этаже алтаря в сочетании с плоскостью стены первого рельефно выделяются скругленные объемы апсид с полуколонками между ними.

Декор здания сконцентрирован в венчающих частях объемов и особенно развит в верхней части четверика храма. Над его аркатурным поясом, более миниатюрным, чем в главном монастырском соборе, между рядами поребрика проходят отсутствующие там перспективные ширинки, а над ними — ряд балясин. Все вместе производит впечатление широкого орнаментального пояса. Над апсидами — фигурные карнизы из рядов поребрика и балясин, существовавшие ранее и над трапезной. Набор декоративных элементов аналогичен примененным в Успенской церкви.

Четырехскатное покрытие храма Казанской церкви утрачено. В северо-западном углу ее второго этажа найдена чернолощеная черепица прямоугольной формы с полукруглым концом в глинистой обмазке.

В Казанском храме хранилась особо чтимая древняя икона Казанской Божией Матери в серебряном с позолотой окладе, украшенном жемчугом. По преданию, именно эта икона была обретена основателем обители на пне, на котором впоследствии устроили престол в приделе Иоанна Белгородского Успенского собора.

В притворе Казанского храма располагалась библиотека; в ней среди прочих находились древние книги: Требник 1646 года, Минея месячная 1693 года и другие.

http://zolpust.ru/



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.