Церковь Успения - бесстолпный трехглавый храм, выполненный в формах древнерусской архитектуры сер. 17 в. с использованием традиций суздальского зодчества. Его трехглавие вызвано, вероятно, ориентацией на храмы Суздаля 16 в. Аркатурно-колончатый пояс в верхней части стен связан с памятниками Верхней Волги. Пространственная композиция кирпичного, покрытого обмазкой и побеленного здания, состоит из крупного двухсветного четверика храма с четырехскатной железной кровлей, увенчанной тремя световыми барабанами, и примыкающих к нему объемов: сильно вынесенной полукруглой алтарной апсиды (первоначально, вероятно, было две апсиды), трапезной и северного придела.
Во 2-й пол. 19 века здание подверглось капитальной перестройке. Был пристроен южный придел разобраны внутренние стены трапезной в обоих приделах. Для достижения традиционного пятиглавия над западной частью четверика были дополнительно устроены две декоративные главки (утр.). Большинство проемов заложено, восточное окно апсиды растесано в широкий въезд. Своеобразно сосредоточение декоративного убранства в верхней части фасадов. Стены четверика завершены карнизом и фризом из поребрика и пояса балясин: во фриз вкомпонованы также обрамленные полуваликами пятиугольные киоты. Под фризом по периметру стен, исключая мощные огибающие угловые лопатки, протянут аркатурный пояс. Не имеющие наличников окна - арочные, с глубокими наружными откосами. Северный и южный входы обрамлены перспективными порталами с килевидными завершениями. Внутри четверик перекрыт оригинальной системой сводов: в восточной части две подпружные арки несут коробовый и полукоробовый своды со световыми отверстиями для центрального и боковых барабанов; в западной части -полулотковый свод. На своде и в верхней части стен храма сохранились фрагменты клеевой живописи. Это интересный пример росписи сер. 19 в., гризайльный декор которое выдержан в стиле классицизма, а в изображении святых заметно влияние древнерусской живописи 17 в. Изысканный колорит построен на сочетании интенсивных ярких и разбеленных светлых тонов.
В западной части свода на розовом фоне написана "Новозаветная Троица" в окружении архангелов в красно-сиреневых, охристых, бледно-голубых и сине-розовых одеждах. Гризайльный орнамент на арках свода выдержан в зеленоватых и коричневых тонах. На южной стене написаны изображения святых, на западной - сцены из жития Николы, на северной - "Поклонение волхвов" и "Преображение".
Доброхотов, 1848, с. 239-240; Стромилов, 1883; Зверинский, 1892, с. 381, № 1293; Седов В.В., 1999, с. 22; РГАДА. Ф. 280, оп. 2. Д. 724. Л. 1 об., 2, 2 об. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 270-274.
Комментарии и обсуждение
4 декабря 1974 года Постановлением Совета Министров РСФСР №624 Свято-Успенский храм села Золотниковская Пустынь признан архитектурным памятником республиканского значения.
По материалам статьи "2014 год. Тейковский календарь памятных дат" газеты "Наше время", 8 января 2014 года.
По преданию, монахи срубили храм Успения Пресвятой Богородицы на месте, где на дубовом пне иноком Ионой Головцыным (бывшим сотником войска Ермака) была обретена икона Казанской Божией Матери.
По материалам статьи "2014 год. Тейковский календарь памятных дат" газеты "Наше время", 8 января 2014 года.