Спасо-Преображенская обитель – одна из самых старинных в Пензе. Принято считать, что монастырь был основан в 1688/89 г., на горе между рекой и новопостроенной крепостью Пензой, «по данной грамоте Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Княжны Софии Алексеевны всея великия, и малыя, и белыя России самодержцев». Но его зачатки могли складываться и раньше. Есть сведения, что в 1674, 1667-1689 и 1691 гг. в Пензе упоминаются некие три мужские монашеские общины (не соотносимые с Предтечевым монастырем за Сурой); предполагают, что Спасо-Преображенский монастырь возник при их слиянии в одну.
В апреле 1691 г. был дан антиминс к освящению «церкви Преображения Господня на посаде, на Пензу, в монастырь», в 1707 г. – выдан антиминс и в новопостроенную монастырскую Казанскую церковь. В 1724 г. сюда перенесли церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи из упраздненного Пензенского Предтечева монастыря; в обитель перешла оттуда и братия.
В первой половине XVIII в., когда Пенза еще не была центром наместничества и губернии, Спасо-Преображенский (Спасский) монастырь уже играл главенствующую роль среди окрестных храмов и обителей. Саранский исследователь С. Б. Бахмустов пишет: «Спасо-Преображенский монастырь сыграл серьезную роль в колонизации и христианизации Понизовья: его монахи славились ученостью, и даже самое первое духовное училище (в 1730-х годах) тоже открыли спасские старцы, осуществлявшие, кроме всего прочего, общий надзор за благочиниями обширного региона в междуречье Мокши и Суры – так называемой четвертой школы (округа) Синодальной области. В школу, кроме Пензы и Пензенского уезда, входили монастыри и храмы Саранского, Петровского, Борисоглебского, Темниковского, Краснослободского, Керенского уездов и Белополья, то есть тяготевшего к Тамбову поречья Вада, Выши, Ломовки и верховий Суры. В количественном отношении четвертая школа складывалась из 20 монастырей и 360 храмов, иными словами духовное правление, сложившееся из чернецов пензенской обители, явилось прообразом епархиальной канцелярии». Встречаются документы середины XVIII в., в которых игумены Спасо-Преображенского монастыря вершат власть над окрестными приходами, почти как архиереи. И действительно, именно в этой обители возникло первое в Пензенском крае учебное заведение. Правда, увы, «школа не сделала ни одного выпуска из-за злоупотребления средствами».
Деятельным настоятелем показал себя игумен Никон (Волоский). Именно его трудам мы обязаны появлением самого древнего в Пензе каменного здания, сохранившегося до наших дней, – соборного Преображенского храма в монастыре. В 1735 г., по его прошению, было велено «вместо ветхих деревянных Преображенской и Казанской церквей, построить вновь каменную церковь в верху во имя Преображения Господня, а под нею наисподи Казанския Пресвятыя Богородицы». Окончили стройку в 1750 г. В 1738 г. одну из ветхих деревянных церквей отдали из монастыря на строительство Петропавловской, приписной к городскому Покровскому храму. В том же 1738 г. в обители была достроена и освящена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Опись 1764 г. дает представление о храмах обители. «В том монастыре каменных церквей две: одна о двух апартаментах, в ней престолов – в верхнем Спасо-Преображения Господня; в нижнем Казанския Богородицы, да в трапезе по сторонам по правую Иоанна Предтечи, а по левую Иоанна Златоустого… Да при оной церкви на колокольне железные большие часы, которые за повреждением ходу не имеют. Вторая церковь, застроенная в 1756 г. … строением окончена в 1760 г. во имя Пресвятыя Богородицы Тихвинския, но токмо в оной иконостаса и иконного писания за неимением к тому денег не окончено». В это время монастырю принадлежала пригородная деревня Пензятка с 34 душами мужского пола крепостных, 50 четвертей земли, сенные покосы, рыбные ловли, пчельник.
После секуляризации в монастырь в 1765 г. перевели братию упраздненного Мокшанского Казанского монастыря во главе со строителем иеромонахом Питиримом. Сам Спасо-Преображенский монастырь упразднен не был, но остался за штатом. Лишь в 1798 г., когда упразднили Ферапонтов монастырь в Новгородской епархии, Пензенский Спасо-Преображенский (по ходатайству тамбовского епископа Феофила) занял его место, и все же попал в число штатных третьеклассных (из Ферапонтова же в Пензу перевели иноков).
В 1764 г. севернее монастыря появился еще один храм – деревянная часовня Божией Матери Живоносного Источника над святым родником. Она дважды заново отстраивалась – в 1804 г. деревянной и в 1850 г. каменной. Почитание родника продолжалось вплоть до революции, в середине 20-х гг. храм Живоносного Источника снесли.
Второй период в истории монастыря отсчитывается с конца XVIII в. В 1791 г., вскоре после екатерининской перепланировки города, расположение обители на горе, в самом центре Пензы, было найдено неудобным. Кроме того, тамбовский краевед Г. Хитров глухо упоминает о ссорах и беспорядках среди братии. Он же пишет: «Город строился по новому, Высочайше утвержденному плану, по которому немалая часть монастырской усадьбы назначена была к занятию частными строениями. Для входа в монастырь оставался один неудобный крутой спуск с горы. Существование его приходилось не у места. С другой стороны, самые церкви монастырские почти отказывались от поправки и обновления. Двухэтажная церковь Спасо-Преображенская, при многих расселинах, угрожала падением; церковь Тихвинская, стоявшая на вратах, по своей ветхости скоро могла свалиться под гору». Епископ Тамбовский и Пензенский Феофил предложил перенести обитель. И в 1794 г. монахов перевели за южную окраину губернского центра, на место Вознесенского кладбища. Преображенская церковь стала приходской, Тихвинскую разобрали и использовали при строительстве нового монастыря.
Первым храмом обители на новом месте стала Вознесенская кладбищенская церковь, построена в 1779-1784 гг. Вскоре построили каменную ограду, корпуса – три братских и трапезный с храмом Божией Матери Всех Скорбящих Радости (1796; разобран в 1832).
Величественный монастырский ансамбль формировался постепенно. В 1798 г. была построена трехъярусная 56-метровая колокольня с церковью Тихвинской иконы Божией Матери. В 1821-1828 гг. возводился Преображенский собор. Наконец, в 1849 г. известная пензенская благотворительница Мария Михайловна Киселева построила над могилой мужа Троицкий храм (он же Вифлиемо-Воскресенский, Киселевский) – двухэтажный, с приделами Живоначальной Троицы и Обновления Храма Воскресения Христова наверху и Казанским, Александро-Невским и Христорождественским внизу (освящены в 1852-1855 гг.). Рождественский придел неизменно привлекал богомольцев тем, что представлял собой точную копию храма Рождества в Вифлиеме...
Монастырь, несмотря на свое значение, местоположение и доходы, никогда не был многолюдным. В 1723 г. здесь было 15 насельников, в 1764 г. – 7 монахов (а также здесь проживали 7 человек белого духовенства и 12 отставных военных с семьями), в середине 1850-х гг. – 25 (в т.ч. 12 собственно монахов), в 1896 г. – 26 (в т.ч. монашествующих 9), в 1907 г. – 14 (в т.ч. монашествующих 7), в 1908 г. – 24 (в т.ч. монашествующих 8).
В июне 1838 г. в ходе своей поездки по Европейской России в Пензе побывал чиновник министерства внутренних дел Михаил Павлович Жданов; позже в своих записках он оставил строки о посещении им Спасо-Преображенского монастыря и знакомстве с архимандритом Антонием. «На лугу р. Пензы стоит монастырь, он так красив, так привлекателен своей архитектурою, чистою белизною, что невольно поедешь посмотреть его. Это Спасо-Преображенский монастырь, существующий уже лет 60. Добрый архимандрит сам водил меня в церковь, ризницу и на трапезу. Собор, или главная церковь, отделан очень просто, на царских вратах Благовещение резное, а не живописное, что встречается очень редко; другая, зимняя церковь деревянная, в ней очень мало образов. Около церквей несколько памятников, невеликолепных. При монастыре разводится небольшой сад»...
Формально монастырь был закрыт в 1918 г., в 1919-1921 гг. здесь уже помещалась «колония дефективных детей», а с 1924 г. на территории обители организовали конный обоз по вывозу нечистот. Часть помещений отняли под конюшни и квартиры рабочих обоза. Но монашеская жизнь еще теплилась здесь вплоть до ареста в 1932 г. последнего настоятеля архимандрита Иоанникия (Жаркова).
В 1928-1929 гг. службы в монастырских храмах совершали архимандрит Иоаникий и иеромонахи Евфимий (Милованов) и Макарий (Матюхин), чуть позже к ним присоединились Нектарий и Сергий (Соловьев). Скорее всего, они и должны считаться последними насельниками обители. В это время основные службы шли в Спасо-Преображенской церкви, но не были отняты и остальные: Вознесенская, Вифлиемская и колокольня.
Один из монастырских храмов заняли «сушилкой» в 1929 г., другой разобрали к 1932 г., еще один в 1931 г. передали конторе «Установка» под школу по подготовке кадров, Спасо-Преображенский собор закрыли в 1934 г. В 1931 г. монастырское хозяйство передали «Продуктпереработке» для огородного пригородного совхоза. В апреле 1933 г. было принято решение о ликвидации уцелевших построек для использования территории под электростанцию, и к маю 1934 г. площадь уже была освобождена. Красивейший монастырский ансамбль перестал существовать физически. Архимандрита Иоанникия посадили в 1932 г. на три года, позже он жил в Моршанске, в 1937 г. там был арестован вторично и расстрелян.
Уничтожение монастырского некрополя началось практически сразу после революции, в 1925 г. кладбище было официально закрыто, в 1940-60-х гг. все надгробия вывезли, зарыли в траншеях, использовали на поделочный камень.
Н.И. Ткач пишет: «В 1950-е годы, когда начали вбивать сваи под фундамент строящихся зданий, они стали проваливаться в могильные склепы. Тогда с помощью строительной техники на месте кладбища расчистили пространство под котлован, а сохранившиеся полуистлевшие гробы вывозили неподалеку в болотистое место, оставшееся после осушения небольшого озера, находившегося близ монастырской рощи. В остатках захоронений находили кресты, иконы, драгоценности. Дольше всего простояли монастырская каланча и стена (параллельно ей строилась улица Индустриальная). Окончательно они были разрушены в середине 1970-х годов, когда на их месте строилось административное здание спецавтобазы».
Территорию Спасо-Преображенской обители постепенно заняли различные организации – автобаза МЧС, корпус Кузнецкого мебельного комбината, жилые дома уже упоминавшегося района «Свинтрест». В 2002 г. в «мебельном» корпусе, по стечению обстоятельств, разместилась архитектурно-творческая мастерская «Дабор», занимающаяся строительством храмов. Ее руководитель архитектор Дмитрий Александрович Борунов решил в память об уничтоженной обители устроить в корпусе Вознесенский молитвенный дом. В 2005 г. здесь прошла первая литургия. В 2006 г. были обнаружены надгробия А.Н. Арапова, Д.К. Гевлича, М.А. Сабуровой и Загоскиных с монастырского кладбища, их перенесли на территорию мастерской «Дабор».
http://orthodox-monastery.ru/o_monastyre