Предыстория постройки Иверского собора в Николо-Перевинском монастыре напрямую связана с Иверской часовней у Воскресенских ворот Красной площади, которая с 60-х годов ХVII века стала принадлежать обители. В 1669 году в ней была поставлена икона Иверской Божией Матери. В 1680 году Неглинские ворота, на внутренней стороне которых она находилась, были перестроены и стали называться Воскресенскими, а деревянная часовня с тогда уже чтимой москвичами иконой была поставлена на месте прежде бывшей снаружи ворот лавки Перервинского монастыря. При часовне было и монастырское подворье; совершать требы в ней направлялись перервинские иеромонахи. Часовня и ее святыня - чудотворная Иверская икона Божией Матери, давала Николо-Перервинской обители духовное покровительство и материальные средства, способствовала содержанию на Перерве духовных школ.
Накануне трагических событий 1905 года, когда так явно и жестоко ополчились на Россию враги Православия и русского народа, священномученик Владимир (Боявленский; митрополит Московский и Коломенский) благословляет строить в загородном Николо-Перервинском монастыре собор в честь Иверской иконы. Храм задумано строить в русско-византийском стиле. Четыре года спустя, 7 сентября 1908 года, состоялось освящение вновь построенного собора, которое вылилось в истинное Торжество Православия. Из часовни была вынесена чудотворная Иверская икона Богоматери, и крестный ход, включавший десятки тысяч человек, двинулся от часовни через Москву в Николо-Перервинскую обитель. Во главе процессии следовал митрополит Московский Владимир. Из всех 24 храмов, находящихся по пути, под колокольный звон выносились навстречу хоругви и иконы и выходило духовенство; процессия останавливалась, причем владыка митрополит прикладывался к святым иконам и благословлял народ.
Пройдя всю Москву, Высокопреосвященнейший Владимир у Покровского монастыря оставил шествие и направился на лошадях в Перервинскую обитель, чтобы там встретить шествие, а крестный ход продолжал свой путь через пригородные селения. На следующий день в девять часов утра началось освящение главного престола нового собора во имя Иверской иконы Божией Матери, которое совершил Высокопреосвященнейший Владимир соборно с тремя преосвященными, тринадцатью архимандритами из Московских и подмосковных монастырей и другим духовенством, при пении хора Чудовского монастыря. Через несколько дней после освящения главного Иверского придела, в воскресный день 21 сентября , митрополит Владимир вновь посетил Николо-Перервинский монастырь, чтобы освятить правый придел Иверского собора, названный в честь святого равноапостольного Великого Князя Владимира. Левый придел Иверского собора в честь святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна был освящен митрополитом Владимиром в 1909 году, на третий день Пасхи.
Архитектором этого величественного храма, вмещающего в себя более 3 тысяч богомольцев, был Петр Алексеевич Виноградов. Красивый резной вызолоченный иконостас был сооружен И.А. Соколовым, святые иконы писаны по вызолоченному фону придворным иконописцем Василием Павловичем Гурьяновым, драгоценные облачения сделаны братьями Заглотиными.
Два года спустя, 20 мая 1910 года, архимандриту Иоанникию было разрешено произвести вновь под наблюдением архитектора окраску куполов и кровли на Иверском соборе, так как появилась опасность порчи кровельного железа. Прежняя окраска глав на куполе белого цвета оказалась особенно неустойчивою, поэтому архимандрит Иоанникий просил разрешения окрасить главы в поднебесный цвет с матовыми звездочками, что и было исполнено.
Первоначально храм расписан внутри не был. Известна фотография иконостаса Иверского собора 1909 года с автографом архитектора П.А. Виноградова, на которой стены собора еще без росписи. Очевидно, собор был расписан в последующие годы. Работала артель художников во главе с Василием Павловичем Гурьяновым, иконописцем и реставратором, автором нескольких книг. Происходил он из семьи потомственных художников-иконописцев Владимирского села Мстеры. В искусстве его времени преобладал так называемый стиль модерн. Образцом для Гурьянова, как и для многих других церковных художников того периода, было творчество Виктора Михайловича Васнецова, что сказалось отчасти и на живописных изображениях Иверского собора.
http://перервинский-монастырь.рф/hram-monastir/iverski-sobor