ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Черновцы. Церковь Николая Чудотворца.


Черновцы. Церковь Николая Чудотворца
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1607.
Адрес:
г. Черновцы, ул. Сагайдачного, 87-а

Координаты: 48.292156, 25.943911



Церковь Николая Чудотворца, вид с юго-востока<br>, Черновцы, Черновцы, город, Украина, Черновицкая область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 июля 2013
Церковь Николая Чудотворца, вид с востока<br>, Черновцы, Черновцы, город, Украина, Черновицкая область
вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 июля 2013
Церковь Николая Чудотворца, вид с юго-запада<br>, Черновцы, Черновцы, город, Украина, Черновицкая область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 июля 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Черновцы, Черновцы, город, Украина, Черновицкая область
Саша
30 августа 2007
Церковь Николая Чудотворца, звонница к юго-западу от церкви<br>, Черновцы, Черновцы, город, Украина, Черновицкая область
звонница к юго-западу от церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 июля 2013
Церковь Николая Чудотворца, постройки на церковной территории к северо-востоку от церкви<br>, Черновцы, Черновцы, город, Украина, Черновицкая область
постройки на церковной территории к северо-востоку от церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 июля 2013
Церковь Николая Чудотворца, входные ворота с боковыми башенками, внутренняя сторона<br>, Черновцы, Черновцы, город, Украина, Черновицкая область
входные ворота с боковыми башенками, внутренняя сторона
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
13 июля 2013
Церковь Николая Чудотворца, Источник: огвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М. «Искусство», 1982 г..<br>, Черновцы, Черновцы, город, Украина, Черновицкая область
Источник: огвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М. «Искусство», 1982 г..
Елена Григорьева
1 июня 1970
Церковь Николая Чудотворца, Источник: «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К. «Техника», 2000 г.<br>, Черновцы, Черновцы, город, Украина, Черновицкая область
Источник: «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К. «Техника», 2000 г.
Елена Григорьева
1 июня 1970
Церковь Николая Чудотворца, Источник: Юрченко П.Г. «Деревянная архитектура Украины». – К.: 1970 г.<br>, Черновцы, Черновцы, город, Украина, Черновицкая область
Источник: Юрченко П.Г. «Деревянная архитектура Украины». – К.: 1970 г.
Елена Григорьева
1 июня 1965



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 августа 2011

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1607 г. Переделана  в XVIII в. Реставрирована в 1954 г. Памятник является образцом характерного для Буковины архаичного «хатнего» типа. Деревянный, трехсрубный с квадратным более широким центральным срубом и пятигранными апсидой и бабинцем. Накрыт высокой, крутой, гонтовой, скатной крышей, под которой скрыты низкие пирамидальные верхи срубов: западный — четырехгранный, восточный — восьмигранный и центральный — восьмигранный с заломом. Переход сруба в восьмерик перекрытия осуществляется при помощи плоских парусов. Высотно раскрытое внутреннее пространство объединяется фигурными арками-вырезами. Характерной особенностью подобных памятников является сильный вынос крыши и вход с южной стороны. На стене бабинца четко прослеживается стык старых бревен с позднейшей достройкой. Компактная композиция и нерасчлененность объемов придают сооружению монументальность при сравнительно небольших размерах. Памятник — старейший из дошедших до нас один из лучших образцов деревянной архитектуры Буковины.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 339-340, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  26 июня 2019

Основными православными храмами доавстрийских Черновцов были деревянные церкви. Это было совершенно естественно для края, где в течение веков преобладало православное население и где эта вера имела незаурядную поддержку со стороны вельмож - молдавских воевод-господарей.

Древнейшие письменные свидетельства о черновицких церквях относятся к концу ХV века, где в грамоте одного из великого правителя Молдавского княжества Стефана III Великого от 15 марта 1490 года упомянуто о двух церквях "отъ места отъ Черновцих". Храмы эти кончно же были деревянными и, надо полагать, погибли в пламени военных лихолетий, что время от времени надвигались на Буковину. Зато больше известно о святынях более позднего периода - безкупольных деревянных храмах молдавско-буковинского (или т.н. "хатнего") типа ХVI-ХVIII вв. Они удлинены в плане и имеют трёхсложный (трёхмерный) объём, который создают размещённые последовательно с запада на восток притвор, неф и алтарь. Центральная часть (неф) по обыкновению шире, чем другие, извне едва выступает пятистенный алтарь, нередко такую форму имеет и притвор. Для таких церквей характерен вход в храм, который находится с южной стороны. Стены сложены преимущественно из дубовых брусьев в сруб, без выпусков по углам. Выпуски верхних венцов сруба образовывают небольшие кронштейны, поддерживающие кровлю. Крыша обычно была покрыта дранкой и увенчана коваными крестами. Характерную примету церквей "хатнего" типа - отсутствие купола, - появившуюся в период турецкого господства, иногда связывают с обязательными ограничениями высоты христианских храмов, введёнными завоевателями-мусульманами на подвластных территориях. Именно такие деревянные церкви и представляли архитектурные достопримечательности в доавстрийских Черновцах.

Одной из таких старинных достопримечательностей города и является Николаевская церковь, являющаяся памятником архитектуры национального значения. Деревянная церковь Святого Николая Чудотвоца была построена на окраине Черновцов в массиве Селище (Посёлок), возле "дороги на Гореч" в 1607 году. Внешне здание церкви мало чем отличается от вида простых буковинских селянских домов того времени. Стены храма сплошь покрыты многочисленными образами, вышитыми рушниками и коврами с буковинскими орнаментами. Об этой церкви в народе ходят многочисленные легенды, из-за которых её прозвали "казацкой". Сюда якобы приезжали помолиться и попросить Божьего благословения украинские гетманы Пётр Сагайдачный во время Хотинской войны 1621 года и Иван Мазепа после проигранной Полтавской битвы в 1709 году. Также именно в этой церкви якобы отпевали трагически погибшего старшего сына Богдана Хмельницкого Тимоша.

Никольский храм перестраивали в ХVIII и ХIХ вв. В результате последней перестройки бабинец приобретает несколько нетрадиционную удлинённую пятигранную форму (длина увеличена на 2,5 м) и теряет первоначальный пирамидальный верх. Вероятно, тогда же была достроена и ризница. Сначала возле церкви стояла деревянная звонница на три колокола, а в 1868 году на её месте построили каменную колокольню, которая сохранилась до наших дней. Во время Советского союза церковь закрыли, позже отдали под спортзал одной из близлежащих школ. Реставрация с каждым годом ветшавшего памятника архитектуры была произведена в 1954 году. В 1992 году была проведена последняя реставрация, после того как сгорела большая часть здания. Деньги на её восстановление собирали всем миром. После ремонтно-реставрационных работ в освящённом в 1996 году храме проводит богослужение православная община Черновцов Киевского Патриархата.

Из книги-путеводителя "Прогулка по Черновцам и Буковине". - Киев: Балтия Друк, 2007 и с сайтов: www.our-travels.info/Украина/Черновцы/Церкви и храмы/Николаевская церковь и www.votpusk.ru/Украина/Достопримечательности/Николаевская церковь в Черновцах


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  7 июня 2020

Самый старый сохранившийся черновицкий храм. Его построили в 1607 г. в буковинском «домашнем стиле», поэтому вместо куполов у сооружения – интересные угловые башни и крыша из дранки, над которой возвышаются кованые кресты. Внутри церкви – нестандартный притвор и множество тайн, а также черновчане рассказывают, что раньше она стояла совсем не там, где сейчас.

Неподалеку от изысканных черновицких каменных домов и храмов спряталась скромная святыня. С первого взгляда и не скажешь, что небольшая Николаевская деревянная церковь является свидетелем развития города на протяжении последних 400 лет. Николаевская деревянная церковь в Черновцах входит в перечень памятников архитектуры национального значения. Храм св. Николая – это самая старая деревянная церковь в городе.

Святыню построили в 1608 г. в массиве Селище неподалеку от Черновцов (современная ул. П. Сагайдачного). По другой версии, храм перенесли сюда из центральной части города, после освобождения Черновцов от турок, которые предоставили церкви статус епископской. В результате одной из многочисленных перестроек церкви, её удлинили на 2,5 метра, что изменило её визуальное восприятие. Храм, который ранее, как будто тянулся в небо, теперь стал более приземистым.

В 1992 г. святыня сгорела, поэтому сегодня мы видим восстановленное сооружение. Рассказывают, что тогда церковь сожгли рэкетиры, которые не получили денег от настоятеля.

Старинный храм спрятался за деревянной оградой с небольшими башенками по бокам. Его построили в классическом «домашнем» стиле, который присущ буковинским традициям. Рядом с церковью в XIX в. возвели каменную колокольню с тремя колоколами. Здание, как шатер, накрывает восьмигранная стоговая крыша. Кровлю сложной формы трудно разглядеть, потому что её окружает ещё одна крыша с закругленными углами. Ранее крыша церкви была значительно выше, но из-за запрета строить высокие храмы во время турецкого режима, её начали уменьшать и прятать.

Стены святыни сплошь укрыты многочисленными образами, вышитыми рушниками и коврами с буковинскими орнаментами. В небольшом зале церкви чувствуется домашний уют и покой. Хочется рассмотреть все детали вышивки и рисунков, которыми она украшена.

Иногда можно услышать, как Николаевский храм называют казацкой церковью. Такое название произошло из преданий о том, что сюда приходили молиться знаменитые казаки: рассказывают, что здесь молился гетман П. Сагайдачный перед своей битвой с Османской империей; в стенах храма отпевали сына Б. Хмельницкого – Тимоша, убитого во время похода молдавских войск; здесь же читал молитвы и знаменитый гетман Мазепа после своего поражения в Полтавской битве.

Николаевская деревянная церковь в Черновцах часто бывает закрыта, службы в ней служатся редко. Для того, чтобы попасть внутрь, нужно позвонить по номеру, указанному в объявлении на воротах святыни. Вскоре к вам придет настоятель храма, откроет его, а возможно, и расскажет подробнее об истории церкви.

http://md-ukraine.com


Елена Григорьева
 

Летописный город Черновцы стоял на левом берегу Прута, возле села Леньковец. Известное Леньковецкое городище, по-видимому, и является остатками его укреплений. Возник город очень давно, потому что уже в XII–XIII в.в. он был значительным торгово-ремесленным центром, но в 1240 г. подвергся татаро-монгольскому нашествию. После ликвидации последствий нашествия был основан новый город на высоком холме, где находятся и современные Черновцы. За время молдавского господства через Черновцы проходили торговые пути на Львов, Луцк, Вильно, Киев и даже Москву и в Среднюю Европу.

Город расположен живописно благодаря тому, что высокий правый берег Прута подобно киевским высотам разрезан глубокими оврагами на отдельные горы, которые спадают террасами к реке. В Черновцах сохранились аж четыре деревянных храма в пригородах Рош, Каличанка, Клокучка и в центре города – на Волгоградской улице. Церковь Николая является, пожалуй, старейшим из уцелевших храмов на Буковине. Построенная, очевидно, в 1607 г. и переработанная в XVIII в., она была реставрирована в 1954 году. Первобытные части ее сохранены в среднем помещении, в алтаре и частично в притворе, где видно стык новых колод, сделанных при расширении здания.

Как известно, в 1514 г. Молдавию вместе с Буковиной захватили турки, которые установили здесь режим жестокого террора и притеснений. Они запрещали строить высокие бани, поэтому Буковинским плотникам пришлось сооружать храмы «домашнего» типа. Правда, этот вариант существовал ранее и в других местах на Украине, например, в с. Куцеволовка на Днепропетровщине, в с. Локачах на Волыни и даже в Белоруссии (в сек. Большие Жуковичи). Поэтому можно предположить, что домашнего типа храмы с одной крышей над всеми тремя срубами строились давно, а их архаичные черты лучше всего сохранило буковинское строительство.

Внешне Николаевская церковь, на первый взгляд, ничем почти не отличается от обычной избы и, только хорошо присмотревшись, можно заметить её отличие. Прежде всего бросаются в глаза граненая восточная часть и маленькие маковки на коньке крыши с крестами. Потом под кровлей, напоминающей огромную шапку, надвинутую на голову по самые уши, замечаешь среднее помещение, чуть шире боковых. Высокая кровля будто вдавливает храм в землю; через то он кажется сплющенным, а глубокая тень от кровли усиливает впечатление «низости».

Если зайти внутрь, то первое ощущение тоже такое, будто находишься в доме. Оно исчезает, когда глаза привыкают к полумраку. Маленькие окна расположены высоко под самой кровлей, поэтому на них всегда ложится тень и они пропускают мало света. Далее можно заметить, что в притворе потолок не совсем плоский, а немного приподнят и держится на низком срубе в форме усеченной четырехгранной пирамиды. Пройдя через небольшой вырез в среднее помещения, увидим, что оно перекрыто настоящей граненой главкой с одним заломом, но таких приземистых, словно сдавленные тяжестью огромной кровли, пропорций, что подбанник имеет высоту лишь в две колоды. Так же и треугольные паруса и своды бани чрезвычайно малых размеров в высоту. Итак, невысокая баня как будто пребывает еще в зачаточном состоянии и прячется под кровлей. В апсиде потолок также имеет вид сплющенного, низкого, сомкнутого свода. Поэтому интерьер производит впечатление именно ощущением вполне домашнего уюта. Ни одному типичному храму не присущи в такой степени приветливость, лиризм, как Буковинским церквям. К сожалению, иконостас описываемой церкви не сохранился, и мы не можем судить о его стиле и связи с интерьером.

Логвин Г. Н. «По Украине». – К.: Мистецтво, 1968 г., перевод с украинского


Елена Григорьева
 

Среди местных разновидностей трехсрубных церквей XVII в. особенно выделяются некоторые деревянные храмы Бойковщины и Буковины. Типичным образцом буковинской церкви можно считать церковь Николая в Черновцах (1607). Она состоит из трёх больших срубов (средний больше других), сложенных из дубовых брусьев. Углы рубленые без остатка, высоких кронштейнов тоже нет, дом снаружи побелен, и складывается впечатление, что это не деревянное, а каменное здание. Особенно интересным является то, что палаточное восьмиугольное перекрытие над нефом не развито вверх. Снаружи его не видно, потому что оно закрыто высокой крышей, которая имеет большие выносы крыши и закругленные углы.

В целом Буковинские церкви со своими большими крышами и простыми очертаниями стен напоминают известные молдавские каменные храмы XV-XVI в.в. в Сучаве, Радавке. Историческая судьба Буковины долгое время была тесно связана с жизнью Молдавии, что и обусловило возникновение здесь подобных деревянных строений. Запрет в своё время турецкими захватчиками строить высокие храмы привёл к тому, что начали уменьшать высоту традиционного шатра над нефом и прятать его под крышей.

Юрченко П.Г. «Деревянная архитектура Украины». – К.: 1970 г., перевод с украинского


Елена Григорьева
 

Деревянные храмы Черновцов представляют собой типы буковинской школы деревянного народного украинского зодчества. Самым древним из них является церковь св. Николая, сооруженная в 1607 г. и расположенная на ныне Волгоградской улице. По преданию, во времена турецкого владычества она была епископской церковью и находилась в центре города, а затем была перенесена на нынешнее место, где при её возведении по длине был увеличен бабинец. Чтобы восстановить её первоначальный облик, необходимо мысленно укоротить бабинец на 2,5 м, и тогда пропорции храма станут иными, его объём не будет казаться таким приплюснутым и «стелющимся» по земле.

Некогда церковь св. Николая выглядела более гармоничной по массам и совершенной в художественном отношении. Невысокие стены её срубов и очень большого выноса кровля не вызывали необходимости устройства опасанья (галереи) для защиты от дождей нижних венцов; кроме того, опасанье при общем восприятии здания в целом дробило бы и без того его небольшие массы и ухудшало бы его архитектурно-художественный облик.

В плане церковь св. Николая представляет собой классический образец украинского трехчастного храма с гранеными апсидой и бабинцем. Бабинец и апсида имеют плоские потолки, устроенные на невысоких срезанных пирамидальных сводах. Неф перекрыт верхом, покоящемся на восьмерике, переход к которому осуществлен при помощи парусов. Вертикальные размеры всех составных бани – парусов, восьмерика и шатрового восьмигранного свода до предела малы.

Логвин Г.Н. «Украинские Карпаты». – М.: Искусство, 1973 г.


Елена Григорьева
 

Деревянная Николаевская церковь в плане трехчастная, с квадратными бабинцем (4,5х4,5 м), нефом (7х7 м) и граненым пятистенным алтарем (4х4,5 м). Бабинец перекрыт четырехгранным пирамидальным очень низким верхом, неф – восьмигранным верхом с одним заломом, алтарь – восьмигранным верхом, также очень низеньким, переход к которому в прямоугольной части алтаря осуществлен при помощи парусов. Все три верха покрыты одной высокой скатной крышей. Срубы алтаря и бабинца соединяются с нефом фигурными арками-вырезами. Высота среднего верха 6 м. В XIX в. бабинец был расширен.

Внешний облик церкви производит монументальное впечатление неподвижностью нерасчлененного массива, но интерьер отличается гармонией и уютом. Церковь является древнейшим произведением буковинской школы деревянной архитектуры.

Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: Искусство, 1982 г.


Елена Григорьева
 

Согласно литературным источникам, церковь возведена в 1607 г. она является одной из самых ранних памятников деревянной архитектуры на территории Буковины. Среди позднейших перестроек храма самым значительным было расширение в XIX в. первоначального бабинца, вследствие чего это помещение приобрело несколько нетрадиционную граненную, вытянутую в продольном направлении форму. Несмотря на это, а также на потерю первоначального рубленого перекрытия над бабинцем, начальная объемно-пространственная схема сооружения и все определяющие элементы ее архитектурного решения остались неизменными.

Композиционную основу Николаевской церкви составляют три последовательно расположенные по оси запад – восток сруба: граненого, вытянутого в продольном направлении бабинца с главным входом в южной стене, чуть большей по размерам квадратной в плане нефа и граненого алтаря. Согласно традициям Буковинской архитектурно-строительной школы, эти срубы объединены высокой Гонтовой крышей, выносы которой удерживаются на тесаных фигурных кронштейнах и равны почти 1 м. Помещение бабинца перекрыт плоским потолком на балках, нава – небольшим двозаломним, а алтарь – однозаломним восьмигранными куполами (аналогичная сводчатая конструкция существовало первоначальное и над бабинцем). Особый интерес вызывает перекрытие нефа, нижний ярус которого является четырехгранным, а верхний – восьмигранным, причем переход между ними выполнено с помощью четырех плоских пандатив. Этот способ устройства рубленого перекрытия присущ большинству деревянных храмов Буковины независимо от их объемно-пространственного решения и времени возведения.

В архитектуре Николаевской церкви едва ли не впервые воплотились главные признаки Буковинской архитектурно-строительной школы, в чем и заключается неповторимая научная и художественная ценность памятника.

«Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: Техника, 2000 г.



Комментарии и обсуждение


Находится в расколе, принадлежит филаретовцам.
11 сентября 2010, xenos.