Летописный город Черновцы стоял на левом берегу Прута, возле села Леньковец. Известное Леньковецкое городище, по-видимому, и является остатками его укреплений. Возник город очень давно, потому что уже в XII–XIII в.в. он был значительным торгово-ремесленным центром, но в 1240 г. подвергся татаро-монгольскому нашествию. После ликвидации последствий нашествия был основан новый город на высоком холме, где находятся и современные Черновцы. За время молдавского господства через Черновцы проходили торговые пути на Львов, Луцк, Вильно, Киев и даже Москву и в Среднюю Европу.
Город расположен живописно благодаря тому, что высокий правый берег Прута подобно киевским высотам разрезан глубокими оврагами на отдельные горы, которые спадают террасами к реке. В Черновцах сохранились аж четыре деревянных храма в пригородах Рош, Каличанка, Клокучка и в центре города – на Волгоградской улице. Церковь Николая является, пожалуй, старейшим из уцелевших храмов на Буковине. Построенная, очевидно, в 1607 г. и переработанная в XVIII в., она была реставрирована в 1954 году. Первобытные части ее сохранены в среднем помещении, в алтаре и частично в притворе, где видно стык новых колод, сделанных при расширении здания.
Как известно, в 1514 г. Молдавию вместе с Буковиной захватили турки, которые установили здесь режим жестокого террора и притеснений. Они запрещали строить высокие бани, поэтому Буковинским плотникам пришлось сооружать храмы «домашнего» типа. Правда, этот вариант существовал ранее и в других местах на Украине, например, в с. Куцеволовка на Днепропетровщине, в с. Локачах на Волыни и даже в Белоруссии (в сек. Большие Жуковичи). Поэтому можно предположить, что домашнего типа храмы с одной крышей над всеми тремя срубами строились давно, а их архаичные черты лучше всего сохранило буковинское строительство.
Внешне Николаевская церковь, на первый взгляд, ничем почти не отличается от обычной избы и, только хорошо присмотревшись, можно заметить её отличие. Прежде всего бросаются в глаза граненая восточная часть и маленькие маковки на коньке крыши с крестами. Потом под кровлей, напоминающей огромную шапку, надвинутую на голову по самые уши, замечаешь среднее помещение, чуть шире боковых. Высокая кровля будто вдавливает храм в землю; через то он кажется сплющенным, а глубокая тень от кровли усиливает впечатление «низости».
Если зайти внутрь, то первое ощущение тоже такое, будто находишься в доме. Оно исчезает, когда глаза привыкают к полумраку. Маленькие окна расположены высоко под самой кровлей, поэтому на них всегда ложится тень и они пропускают мало света. Далее можно заметить, что в притворе потолок не совсем плоский, а немного приподнят и держится на низком срубе в форме усеченной четырехгранной пирамиды. Пройдя через небольшой вырез в среднее помещения, увидим, что оно перекрыто настоящей граненой главкой с одним заломом, но таких приземистых, словно сдавленные тяжестью огромной кровли, пропорций, что подбанник имеет высоту лишь в две колоды. Так же и треугольные паруса и своды бани чрезвычайно малых размеров в высоту. Итак, невысокая баня как будто пребывает еще в зачаточном состоянии и прячется под кровлей. В апсиде потолок также имеет вид сплющенного, низкого, сомкнутого свода. Поэтому интерьер производит впечатление именно ощущением вполне домашнего уюта. Ни одному типичному храму не присущи в такой степени приветливость, лиризм, как Буковинским церквям. К сожалению, иконостас описываемой церкви не сохранился, и мы не можем судить о его стиле и связи с интерьером.
Логвин Г. Н. «По Украине». – К.: Мистецтво, 1968 г., перевод с украинского