На севере Любытинского района среди болот и лесов находятся остатки Свято-Троицкой Рëконьской пустыни - заштатного мужского монастыря Тихвинского уезда Новгородской губернии. Даты основания монастыря нет и определить её не возможности. Возможно, первый скит образован в 13 веке, когда на берегу реки Реконьки, на гранитном валуне, охотники нашли икону Святой Живоначальной Троицы. Возможно, основан монастырь в 15 или 16 веке, толь документальное подтверждение относится к 1680 году, когда царь Алексей Михайлович пожаловал пустыни 1800 десятин земли. С 1685 года числилась в ведении Тихвинского Успенского монастыря. Упразднен в 1764 году, находясь в совершенном упадке и забвении.
В начале XIX века Рёконьская пустынь возрождается благодаря Андрею Ивановичу Шапошникову (Амфилохию). В 1812 году он появился в заброшенной пустыни и поселился в ней. Его настоящего имени и возраста никто не знал... Известно, что был он родом из Риги, родился в лютеранской семье, но затем стал православным и взял имя своего крестного отца. В 1822 году Шапошников тайно был облечен в схиму и принял имя Амфилохия.
Отец Амфиолохий решил возродить Рёконь и положил на это всю свою жизнь. Он прознал о том, что у пустыни в 18 веке были незаконно изъяты земли и подал прошение о восстановлении монастыря и возвращении земель. 40 лет тянулись судебные разбирательства... Несколько раз неугомонного старца сажали в тюрьму, а в 1839 году приговорили к наказанию плетьми и ссылке в Сибирь, и лишь вмешательство Синода спасло его. Но, в конце концов, старания отца Амфилохия увенчались успехом. В 1858 году было принято решение заплатить монастырю 43 тысячи рублей в качестве компенсации за некогда незаконно отобранные земли.
В 1860 году вышел императорский указ о восстановлении в Рёкони монастыря. Некоторое время отец Амфилохий принимал участие в восстановлении пустыни, а затем перебрался в скит неподалеку от монастыря. Позже ему срубили келью в лесной глуши, где и жил до своей смерти в 1865 году... В возрожденном его стараниями монастыре тем временем кипела жизнь.
8 января 1861 года была торжественно открыта новая церковь во имя святых преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Постепенно появились настоятельские и братские кельи, каменный странноприимный дом, кузница, скотный двор, мельница и другие хозяйственные постройки. Заручившись поддержкой двух известных благотворителей - новоладожских купцов Т.Ф. Луковицкого и Н.Ф. Кулагина, а также местных помещиков о. Даниил решил начать каменное строительство в Рёкони. Осенью 1869 года он предложил проектировать новый монастырский комплекс петербургскому архитектору, профессору М.А. Щурупову. К осени 1873 года был построен пятиглавый собор. А зимой 1874 года и колокольня по проекту того же архитектора. Характерно письмо Щурупова игумену с благодарностью за возможность участвовать в “построении... храма для процветания слова Божьего в отдаленной местности”. В письме зодчий высказал восхищение столь быстрому окончанию строительства “в глухой лесистой местности без всякого водяного и с весьма трудным сухопутным сообщением” и отдал должное энергии, опыту и распорядительности настоятеля обеспечившего успех грандиозной стройки.
21 июля 1877 года главный храм обители был торжественно освящен во имя Святой Живоначальной Троицы при громадном стечении народа со всех окрестных деревень, из Тихвина, Новгорода, многочисленных гостей и почитателей Рёконьской обители из Петербурга. Немного позже были освящены его приделы - во имя св. Иоанна Златоуста и преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. 25 февраля 1879 года освятили церковь на кладбище, возведенную над могилой старца Амфилохия, - во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
После революции у монастыря отобрали все имущество, и в пустыни был организован совхоз "Реконь", позже вполне символично переименованный в "Безбожник". Монастырь приходил в запустение, разрушались дороги, некогда любовно построенные монахами на с трудом отвоеванных у болот землях... Во время Великой Отечественной войны на этой территории велись бои, и монастырь подвергся сильным разрушениям.
В конце “перестройки” о Рёкони узнал ведущий Ленинградского ТВ Александр Невзоров. Его репортаж с вертолета с заявлением о кладах монахов был показан в популярной тогда передаче “600 секунд”. За этим последовал взрыв интереса “черных следопытов”, которые научились делать бизнес на военных реликвиях. И не только на них. Ведь в Рёкони кроме военных “трофеев” искали клад. В храмах практиковался хорошо известный способ: стены простукивались, и пустоты разбивались ломом. Таким образом, оказалась вскрытой вся отопительная система в Троицком соборе, не исключая места, на взгляд нормального человека абсолютно недоступные. Не один раз перекапывались могилы на монастырском кладбище.
От самих монастырских построек сохранилось немногое. Деревянная церковь Святой Троицы в 1979 году перевезена в Новгородский музей деревянного зодчества Витославлицы, что, безусловно, спасло ее от гибели в заброшенном в наше столетие монастыре. Основательный, рубленый корпус братского общежития перевезен в бывший районный центр, километров за 50 от монастыря. Здесь в качестве больницы он достойно служит и по сей день. Напору рачительных хозяев поддалась и часть монастырской стены. Не меньше половины печей в округе сложены из добротного монастырского кирпича.
Печальное зрелище представляет собой монастырь. Рухнула часть сводов Троицкого собора, молчат ярусы колокольни, клубятся заросли кустов над фундаментами монастырских строений. Могила старца в Покровской церкви разрыта. От скита, где он спасался, сохранилась только каменная ограда из валунов.
Начиная с 1995 года в Троицком соборе и Покровском храме служатся панихиды, в Рёконь приходят экспедиции православных краеведов. В наше время монастырь начинает по чуть-чуть возрождаться. Сейчас в пустыни в очень трудных бытовых условиях постоянно живет отец Симеон, охраняющий Рёконь от вандалов. Энтузиасты-добровольцы из Санкт-Петербурга, Москвы и Новгорода помогают ему в восстановлении монастыря. Но добраться в наше время до пустыни очень трудно - от ближайшей деревни до Рёкони 7 километров разрушенной дороги по непролазной грязи и болоту.
Начиная с 2002 года каждый год 22 августа, в день памяти старца Амфилохия, сюда собираются духовенство и большое число паломников из Новгородской и Ленинградской областей и служат панихиды. А летом 2003 года по благословению архиепископа Новгородского Льва в Покровском храме отслужена Литургия священниками Владимиром Константиновым из Любытино, Геннадием Беловоловым из Санкт-Петербурга, Сергием Филоновым из Тихвина и диаконом Алексием Шишовым из Санкт-Петербурга. Были утверждены образа Живоначальной Троицы и Тихвинской иконы Божией Матери, а также святых покровителей старца Амфилохия: преподобного Александра Свирского, который, по преданию, явился ему в 20-х годах прошлого века и властно обязал добиваться возрождения монастыря, преподобных Сергия и Германа Валаамских, из обители которых сорок лет спустя пришли сюда первые иноки восстанавливать монашескую жизнь. Был отслужен молебен добрым заступникам старца, повелевшим чтить эти места и оберегать их как святыню… Восстанавливается церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, остальные постройки находятся в полуразрушенном состоянии.
Есть одно место в пустыни, не тронутое тленом и разрушением, - это большой гранитный валун на берегу Рёконьки, на котором в давние времена была явлена охотникам икона Святой Троицы. Сюда приходят поклониться те, кто добирается через дебри в святое место. Таких людей с каждым годом становится все больше. Дай Бог, чтобы здесь, теперь уже во второй раз, возродилась жизнь.
По материалам: https://russian-church.ru/viewpage.php?cat=novgorod&page=76