ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ножкино. Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Ножкино. Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1608 и 1632.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Костромская область, Чухломский район, с. Ножкино

Координаты: 58.814588, 42.612966








Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 Марина Григорашвили
 
Марина ГригорашвилиАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 апреля 2017

Покровский собор - первое каменное строение Авраамиево-Городецкого монастыря и древнейшее из сохранившихся его зданий. Заложен он был в эпоху Смуты, в 1608 году "по вере и обещанию" царя Василия Шуйского, а достроен 23 годами позже, уже при царе Михаиле Федоровиче. Освятили собор в 1632 году. Собор представлял собой четырёхугольную, одноэтажную, пятиглавую церковь с трапезной. Выполнял функцию летнего храма, в то время как зимой богослужения совершались в тёплом храме в честь Рождества Христова, возведённом чуть позже (примерно в середине XVII века) и разобранном в XIX столетии.

В советскую эпоху Покровский собор сильно пострадал, в нём размещалась машинно-тракторная станция и стояли трактора. Ныне Покровский собор восстановлен (освящён архиепископом Александром 1 августа 1992 года) и выглядит, пожалуй, не хуже, чем выглядел, скажем, в середине позапрошлого века (по крайней мере, это касается его внешнего облика).

Журнал "Православные монастыри. Путешествие по святым местам". № 38, 2009.


Марина Зуйкова  8 июня 2020

Как ни парадоксально, но композиция Авраамиевого Городецкого монастыря, рельеф места, на котором он стоит, невольно напоминает афинский Акрополь. Монастырь построен на северо-восточном берегу огромного Чухломского озера, на природном холме, круто спадающем к воде и значительно поднятом над бескрайней равниной полей и лесов, окружающих озеро. Подобно Акрополю, вход в ансамбль зданий находится на западном склоне холма. Это Святые ворота с надвратной Никольской церковью.

Как и в Акрополе, главное культовое здание, Покровский храм, находится на южной бровке холма, на его наиболее высокой отметке, и воспринимается при взгляде от ворот в три четверти. Подобно Парфенону, в основании его лежит искусственная насыпь, расширившая верхнюю площадку холма к югу и сделавшая его скат почти отвесным. Разумеется, это случайное совпадение, но положение храма в ансамбле, как он был задуман и столетиями существовал, было исключительно эффектным. С юга его белые стены венчает поросший вековыми елями склон холма, от весной стеной встающий над озером – отсюда он кажется особенно неприступным; со стороны монастырского двора его силуэт рисуется на фоне безбрежной водной глади и по контрасту с её бесплотностью кажется скульптурно определённым и под чёркнуто материальным. Впрочем, с тех пор, как по соседству с ним в XIX в. появился новый храм, огромный по размерам и по безвкусице, древний Покровский собор сам, кажется, дематериализовался.

Покровский собор Авраамиевого Городецкого монастыря как каменное здание построен в 1606–1631 гг. (Прилуцкий Д. Ф. Историческое описание Городецкого Авраамиева монастыря в Костромской губернии. СПб., 1861, стр. 9).

Пояснительная записка к проекту восстановления Покровской церкви Авраамиево-Городецкого монастыря. Текст датирован 16 января 1972 г. // Архив ОАО «Костромареставрация»

Прежде здесь стоял деревянный одноимённый храм. Долгий срок строительства объяснялся, по-видимому, бедствиями польской интервенции и естественным обеднением монастыря. Задуманный, воз можно, в белом камне и начатый в нём, он был завершён в кирпиче.

Композиционно это был завершённый пятиглавием четверик с трёхчастным делением фасадов, с покрытием по фальшивым закомарам. С востока к четверику примыкала трёхчастная апсида, с севера – Ильинский придел с небольшой папертью, увенчанной небольшой колокольней под восьмигранным шатром, с ходом к ней по внутренней лестнице в северной стене четверика; второй шатёр был над алтарной апсидой придела; под папертью находился полуподвальный подклет. Крыльцо к паперти было с северной стороны. Как показало натурное обследование 1970 г., собор был двустолпным, с предалтарной стеной, смещённой внутрь четверика примерно на одну треть его глубины. Предалтарная стена, облегчённая двухъярусной трёхпролётной аркадой, двумя низкими арками, несущими восточную стену четверика, соединялась с внутренними стенами трёхчастной апсиды, отвечающими её входящим углам. Отрезки стен над этими арками, заключённые между восточной стеной четверика и предалтарной стеной, имели ещё один ярус сквозных арок, меньшего пролёта. По вертикали алтарная часть делилась на два яруса благодаря полатям по деревянным брусьям, устроенным в уровне основания второго яруса аркады в предалтарной стене. Сохранившиеся гнёзда от брусьев – первоначального происхождения. Алтари перекрывались тремя конхами. Алтарное пространство четверика сообщалось с алтарём придела пологим арочным проёмом; но вскоре, вследствие закладки его со стороны четверика, алтарь придела был обращён в аркосолий, здесь была установлена рака с мощами преподобного Авраамия. В паперть придела из четверика вёл портал. Второй портал с килевидным наличником находится напротив, в южной стене; третий, по-видимому, был в среднем прясле западного фасада.

Алтарь освещался тремя узкими окнами, по одному в каждой из его трёх частей. В южной стене четверика, внизу, было два окна, подобных окнам алтаря – с двусторонним рассветом, арочными перемычками, без наличников, – по одному с каждой из сторон портала; окна второго света располагались на трёх сторонах четверика – три на южном, три на западном и одно на северном фасаде, в его крайнем к западу прясле. Эти окна двух типов: круглые по краям и повышенные, с арочной перемычкой в центре фасадов и окна с наличниками в виде плоской широкой четырёхугольной рамки со стрельчатым фронтоном. Над фронтонами и по сторонам их оснований размещались выпуклые ромбы, того же выноса, что и у наличников. Такие же ромбы украшают верхние части лопаток на фасадах четверика. В отличие от угловых лопаток, равношироких по всей высоте, средние из них внизу сужаются посредством двух уступов с каждой из двух сторон. Карниз, раскрепованный под ними, довольно сложен, он включает в себя два яруса поребрика, разделённых гладкими поясками, и венчающую часть из ступенчатых кронштейнов, поддерживающих массивную полку из двух рядов кирпича. Закомары мягкого коробового очертания, близкие к полукругу; средние закомары несколько шире угловых и имеют отличный от них профиль. Из пяти первоначальных глав сохранились две восточные. Они световые и обращены в алтарную часть четверика. Их круглые барабаны украшены плоскими аркатурами со щелевидными окнами между пилястр. Карнизы напоминают карниз четверика, но на северо-восточной главе только один ряд поребрика. Аркатурой на ступенчатых кронштейнах обработана верхняя часть алтарных апсид, над нею располагается пояс таких же кронштейнов, поддерживающих венчающую полку, украшенную сухариками. Входящие углы апсиды отмечены прямоугольного сечения массивными лопатками.

Здание имеет фундамент из средней величины валунов, уложенных насухо. Поверх их, но ниже земляной отметки, устроен выравнивающий слой из двух рядов грубо отёсанного белого камня на известковом растворе. Цоколь белокаменный, гладко отёсанный; состоит из нижнего ряда с круто наклонённой плоскостью и полувала между двумя па латками. Поверх полувала идёт один ряд белого камня, выше кладка кирпичная. Размер кирпича четверика и апсиды 29(30)х14(15)х8.

Архивные и прочие источники умалчивают о строителях Покровского храма. Однако сравнение его с известными атрибутированными постройками того времени, с какой-то степенью вероятности, позволяют назвать в качестве строителя его солигаличского мастера В. Д. Зубова, построившего в 1642 г. Духовскую церковь в Рязани. Вскоре после Покровского собора, рядом с ним, была построена каменная трёхшатровая церковь, чрезвычайно близкая рязанской. Пристрастие к шатровым композициям (в Покровском соборе – шатры над Ильинским приделом), такие особенности, как применение кирпичных ромбов в декорировании фасадов может быть свидетельством общности авторского почерка, проявившегося в этих столь удалённых друг от друга по стройках.

Как сказано выше, четверик первоначально был лишён трапезной, и его западная сторона оставалась открытой. Об этом свидетельствует совершен но не тронутый характер поверхности угловой, се верной лопатки на западном фасаде, по всей её вы соте. Впоследствии, когда трапезная была сделана, она была просто приложена к четверику без перевязки с её стенами. Стёска на внутреннем крае северной угловой лопатки западного фасада, в её нижней части, произведена именно в это время; остаток стуковой тяги наверху стёсанной части лопатки принадлежит к внутреннему карнизу трапезной. В то же время северный край этой же лопатки, её нижняя часть, уширена влево и раньше непосредственно переходила в какой-то невысокий объём, стоявший у северо-западного угла храма, сделанный одновременно с ним – по-видимому, в паперть Ильинского придела. Сейчас северная сторона угловой лопатки в этом месте стёсана.

Вот что говорится о Покровском соборе в «Материалах по истории Костромской епархии» (выпуск 1, 1895 г.): «1701 год ноября 4 в Авраамьеве Городецком монастыре соборная церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы каменная о 5 главах, средняя глава обита белым немецким железом, а 4 главы окожучены лемехами деревянными» (стр. 111); «у соборной церкви прикладен придел во имя св. пророка Илии каменной об одной главе шатровой» (стр. 112); «у соборной церкви и придела прикладена паперть каменная» (стр. 112); «у соборной церкви над папертью колокольня каменная шатровая об одной главе, на той колокольне 6 колоколов... а седьмой колокол взят к Москве на пушечной двор»(стр. 112). В 1765 г. собор выглядел несколько иначе: « при ней придел по левую сторону с трапезою во имя Пророка Илии, под трапезою погреб каменной, а над трапезою колокольня » (там же, стр. 117). Речь идёт, вероятно, о той одностолпной трапезной, возникшей на месте старой паперти у северо- западного угла четверика и зафиксированной на монастырском плане 30-х годов XIX в. и рисунке К. А. Красовского, выполненном в 1849 г. (План Авраамиева Городецкого монастыря, хранящийся в краеведческом музее г. Чухломы).

Гравированный рисунок К. А. Красовского с видом монастыря с северо-запада содержится в статье С. В. Максимова «Авраамиев Городецкий монастырь в г. Чухломе», опубликованной в журнале «Живописный сборник», № 1–2, СПБ., 1858 г., стр. 22–25.

Где-то во второй половине XVIII в. был перестроен шатёр над приделом, получивший после этого вид восьмигранной ротонды под барочно выгнутым куполом и главкой, и переделаны окна второго света в четверике. Они были расширены и приобрели вид арочных проёмов, утопленных в прямоугольную нишу. Остались нетронутыми лишь восточное окно на южном фасаде и западное – на северном. Вскоре у западной стены была приложена трапезная, её трёхскатная кровля закрыла основания окон верхнего света, и они были заложены. Окна алтарной апсиды четверика, судя по форме их, растёсаны позднее, в начале XIX в.

Но главное, что произошло с Покровским собором, было полное изменение его системы перекрытия, связанное с уничтожением двух внутренних столбов, и замена системы крестовых сводов большим сомкнутым.

Время этой переделки неизвестно, но, скорее всего, это было начало второй половины XVIII в. И освобождение от столбов интерьера, расширение верхних окон, устройство пышного иконостаса представляются актом единой творческой воли. Другой версией в датировании существующего над четвери ком свода и венчающих его трёх глав – средней и двух западных – может быть предположение о появлении их в 40-е годы XIX в., одновременно с постройкой монастырской гостиницы (в основном разобрана в 60-х годах XX в.). Бросается в глаза сходство в обрамлении крайних окон на продольном фасаде гостиницы и окон средней главы Покровского храма. Для проверки этой гипотезы необходимо сравнение кирпича и раствора в обоих зданиях, что возможно лишь при устройстве лесов у храма.

Три древние главы – средняя и две западных, прежде выходящих в четверик, – были заменены новыми; новые западные главы, ставшие глухими, сместились к самой кромке четверика. Их декор, соответствуя новому времени, отличен от декора первоначальных глав. Внутри, в основании сомкнутого оштукатуренного свода, был сделан штукатурный, с сухариками, карниз.

В начале второй половины того же века, взамен старого, по-видимому тяблового, устроен новый иконостас, в стиле барокко.

О дальнейшей судьбе храма так говорится в работе Д. Ф. Прилуцкого (стр. 17): «<…> В 1814 г. пере крыт Покровский собор листовым железом; в 1816 г., вместо деревяннаго пола <…> сделан чугунный <…> ». Далее сообщается, что в 1848 г., «за ветхостью», сломана древняя каменная колокольня над приделом (стр. 19), а в 1857 г. и сам придел, а на его месте, по Высочайше утверждённому в 1851 г. плану, строится новый каменный трёхпрестольный храм во имя Умиления Божией Матери и преподобных Авраамия Городецкого и Сергия Радонежского (стр. 20). Этот храм, тоновский по духу, совершенно подавил древний Покровский собор, который с тех пор выглядит как скромный придел при нём. Тогда же на четверике Покровского собора была повышена кровля, которая повторяла в общем куполообразное очертание предшествовавшей. (Кружала этой ранней кровли сохранились под поздней, с се верной стороны здания, обращённой к новому собору, откуда к ней был сделан скат).

После упразднения в 1929 г. монастыря храм постигла общая участь церковных зданий. Была сломана трапезная, выломан иконостас, а в четверике устроено тракторное депо. Арки в нижней части западной стены, пробитые ещё в XVIII в., были растёсаны для увеличения ширины проезда. По стенам пошли трещины. Наконец, в начале 60-х годов была насильственно обрушена вся западная стена четверика; при этом упало западное прясло южной стены, часть сомкнутого свода и юго-западная глава. Разрушены конхи над апсидами, на стенах их появились глубокие трещины. Сквозная трещина прошла вверх по восточному пряслу южной стены четверика. Покровский храм накануне своей гибели.

Обмер и предварительное исследование памятника произведены в сентябре 1970 г. Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской. Вслед за этим составлен проект не отложных консервационно-восстановительных работ.

В силу катастрофического характера разрушений, для поддержания сводов неизбежно приходится возводить заново всю западную и часть южной стены четверика. При воссоздании окон в этих стенах, стоя перед дилеммой, какого времени восстанавливать окна, мы естественно склоняемся к первоначальной эпохе, тем более что формы этих древних окон ясны. Таким образом, консервационные работы могут и должны, как нам кажется, сопровождаться реставрационными. Исходя из этих соображений, составлен предлагаемый проект.

Ввиду невозможности восстановить первоначальный вид четверика в его полном объёме и отрешиться от перекрытия и глав XVIII в., мы избрали компромиссный путь, попытавшись в проекте применить четверик в его первозданном виде, с завершением XVII–XVIII вв. (ибо две восточные главы всё же XVII в.). Правда, древние окна второго света были уничтожены при переделке верха и в предлагаемом проектом сочетании никогда не существовали. Но нарушение исторической истины с лихвой окупается возрождением в первоначальном виде основных частей здания – четверика с его уникальными окнами.

Исходные данные для составления проекта в утраченных элементах фасада следующие.

Нижнее окно на южном фасаде, в его западном прясле, сделано на основе сохранившегося бокового откоса – по аналогии с целым окном, избегнувшим переделки, в восточном прясле. На западном фаса де нижних окон нет, функционально и композиционно они были бы лишними. Из верхних окон четверика нетронутым и доступным исследованию осталось одно – в восточном прясле южного фасада, с круглым отверстием и наличником в виде плоской прямоугольной рамки, её стрельчатым фронтоном, с ромбами по сторонам его основания и двумя ромбами над ним. В других местах окна растёсаны; но в западном прясле того же фасада сохранилась боковая часть такого же наличника и венчающие его ром бы; они позволяют утверждать, что боковые окна были одинаковы. От среднего окна, над южным пор талом, сохранились венчающие и боковые ромбы, фиксирующие основание фронтона. В отличие от боковых окон последние несколько подняты; предполагая, что подоконники всех окон имели общий уровень, получаем арочный проём с наличником того же типа, но уменьшенной высотой фронтона. Такую же картину имеем на западном фасаде, ныне почти уничтоженном, но зафиксированном на фотографии 1949 г. – круглые боковые окна и арочное среднее.

Портал западного фасада сделан по аналогии с южным, ибо находился в одинаковых с ним условиях восприятия. По аналогии с нижними окнами четверика запроектированы окна алтарной части. Проект представлен в двух вариантах: с кровлей на начало XIX в. – в виде купола и округлым покрытием апсид, и тесовой кровлей – над четвериком и алтарями. О том, что первоначально кровли, по крайней мере над апсидами, были тесовыми, свидетельствуют гнёзда от брёвен в пазухах конх на восточном фасаде четверика.

Утраченная юго-западная глава четверика воссоздаётся по аналогии с сохранившейся северозападной, с привлечением фотографий; утраченные кресты – по аналогии с сохранившимся на юго-восточной главе. Формы маковиц, по-видимому не менявшиеся с XVIII в., предлагаем сохранить.

Внутри собора восстанавливается проём в начале внутристенной лестницы (пролом в соседнюю церковь заделывается), частично раскрывается заложенное окно над ним. Восстанавливается и заделывается арка в северной стене алтарной части, восстанавливаются арки, соединяющие между собой три части алтарного помещения, железные связи в основании сомкнутого свода, конхи над алтарями, заделываются трещины в стенах с предварительным укреплением фундаментов под ними. Воссоздаются «полати» внутри алтарной части, со всходом по деревянной лестнице, штукатурка свода над четвериком и карниз в его основании. Полы запроектированы деревянные, исторически существовавшие. Предлагаем раскрыть двухъярусную аркаду предалтарной стены, предварительно сделав распалубку над средней аркой в основании сомкнутого свода над четвериком. Восстанавливается арочная перемычка в портале южной стены. Должны быть восстановлены подпорные стены у южного и восточного фасадов.

Готовые фасады белятся известью. Решётки окрашиваются свинцовым суриком, железные кровли и маковицы глав – медянкой, кресты глав – золоти стой охрой (в идеальном варианте кресты золотятся).

https://kostromka.ru/architecture/vasiliev/132.php



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.