«…Варваринская церковь относится к широко распространенному на Русском Севере типу шатровых церквей, у которых храмовая часть построена как «восьмерик на четверике». Известно, что этот тип храма сформировался в XVII веке. Церковь в дошедшем до нас виде имеет одноосную композицию с вертикально-акцентированными храмовым объемом и колокольней. По продольной оси памятника последовательно расположены алтарь, церковное помещение, трапезная и крыльцо-галерея, связывающее притвор с отдельно стоящей колокольней. Крыльцо-галерея своими двумя маршами с нижними площадками, перекрытыми коньковыми кровельками, создает дополнительную горизонталь, уравновешивающую основную ось сооружения. Колокольня несколько смещена к югу от основной оси и, несмотря на более крупный масштаб, придает динамичность всему комплексу.
Варваринская церковь, как выдающийся памятник народного деревянного зодчества, привлекала многих исследователей. В сороковых годах нашего столетия Варваринская церковь, наряду с другими памятниками народной архитектуры Заонежья, была тщательно изучена финским ученым Ларсом Петерссоном, позднее, в 50-е годы, церковь исследовал А. В. Ополовников. Тогда же, в 1951 - 1957 гг., силами реставрационной мастерской Управления по делам строительства и архитектуры при Совете Министров Карело-Финской С СР под руководством А. В. Ополовникова проводились реставрационные работы, в результате которых памятник был освобожден от поздней тесовой обшивки, реставрировано крыльцо-галерея, восстановлены кровли, фрагментарно реставрированы окна и двери. В 1950 - 1970 гг. Варваринскую церковь в числе других памятников Карелии обследовал В. П. Орфинский. Материалы перечисленных исследований, несмотря на определенные разночтения, позволили сформулировать 4 основных этапа эволюции памятника.
Перестройки, затрагивающие внешний облик или интерьер храмовых сооружений, связаны не только с чисто утилитарными соображениями, но и, в большей мере, с определенными внешними объективными причинами. Так, например, пристройку колокольни к Варваринской церкви могли вызвать как функциональные (включение в храмовый комплекс дополнительного сооружения), так и архитектурно-композиционные мотивы, обусловленные профессиональной архитектурой. При этом сохранялось главное — доминирующее значение культового сооружснния в условиях разрастающейся деревни. Таким образом, на фоне общего историко-культурного процесса, проходившего в крае, памятник предстает перед нами как исторический документ со своей биографией, связанной с биографией создавшего его народа, документ, в котором рашифрованы не все страницы.
В 1982 году автором настоящей статьи совместно с сотрудниками Карельской СНРПМ Яскеляйненым А. Т. и Тергуевой И. Ю. проводились предпроектные натурные исследования Варваринской церкви. В результате фиксации и анализа ряда следов, обнаруженных в интерьере храма и на его наружных стенах, удалось уточнить и по-новому осмыслить отдельные периоды строительной истории этого памятника.
Основная группа следов находится в храмовой части. Во-первых, это следы первоначального потолка: шесть балочных гнезд со штрабой между ними отчетливо читаются на 20-м бревне восточной стены. Очевидно, первоначальный потолок был трапециевидной формы, набранный «в елочку» из коротких тесин. Подобная конструкция встречалась и в других храмах Заонежья. Во-вторых, 20-е и 21-е бревна южной и северной стен четверика имеют необычную отеску по всей длине, которая, судя по фактуре их поверхности, была выполнена не под обшивку, а гораздо ранее. В интерьере, в этом же уровне, отчетливо читается повал стен. Еще одна деталь: сквозь восточную стену храма пропущены бревна продольных стен алтаря и двух нижних слег алтарной бочки. Прием этот довольно распространен— он обеспечивает надежную связь двух срубов. Выпуски этих бревен не видны зрителю, находящемуся в храме, поскольку скрыты от него иконостасом. Любопытно другое— две нижние слеги алтаря перекрываются 20-м бревном восточной стены четверика (тем самым, на котором имеются следы потолка), а выше слеги не прорублены сквозь стену. То есть в невидимом зрителю чердачном пространстве (там, где, казалось бы, им и место) выпусков слег нет.
Обследование внутренней части алтарной бочки показало, что слеги существующей килевидной бочки опираются на внутренний фронтон (судя по патине и характеру обработки — более поздний) и вообще не связаны с четвериком храма. Далее, за этим фронтоном, на восточной стене четверика видны следы опирания шести промежуточных (по три с каждой стороны) и коневой слег, а также шелома. Причем слеги эти когда-то несли двускатную кровлю. Таким образом, 20-й венец сруба четверика стал определенной границей, после которой изменилось направление работы зодчих.
Следует заметить, что верхняя отметка следов первоначального уровня кровли трапезной приходится тоже на 20-й венец. Комплексный анализ выявленных следов в сопоставлении с известными памятниками народного деревянного зодчества позволяет сделать вывод о том, что первоначально Варваринская церковь в д. Яндомозеро строилась как церковь клетского типа. На этом этапе она имела каноническую трехчастную композицию: алтарь, покрытый двускатной каскадной крышей, храмовое помещение, которое, возможно, имело высокую щипцовую крышу с полнцами, и трапезная (трансформированный в условиях общинной демократии притвор-нартекс). Судя но нижнему уровню следов крыши на стене трапезной, с запада к ней примыкало двухвеходное крытое крыльцо.
В целом архитектура Варваринской церкви на этом этапе носила несколько камерный характер, рассчитанный на восприятие в «интерьере» небольшой деревни. В рамках описанного первоначального объема церкви и заключены все ее архаичные детали: волоковые окна алтаря, храмового помещения и трапезной; «красное» косящатое окно трапезной, двускатный потолок алтаря и трапециевидный в храме, парадная двупольная с трапециевидным завершением дверь между трапезной и храмом (восстановленная А. В. Ополовниковым) и первоначальная входная дверь, форму которой удалось графически реконструировать на основе следов. Она была несколько ниже существующей, с более массивными косяками и со слегка скошенной опорной частью. Со стороны трапезной был устроен гребень с заплечиками. Легкая выкружка на заплечиках и опорном бревне очень созвучна характеру «красного» окна трапезной с его скругленными углами светового проема. Похожую конструкцию имеет дверь трапезной Никольской церкви Муезерского монастыря (1602 г.), расположенного па территории Беломорского района КАССР.
Интересная группа следов имеется также на западной стене четверика со стороны чердака трапезной. Они с определенной долей достоверности позволяют представить первоначальный интерьер трапезной. Как отмечалось, крыша ее была значительно ниже существующей. Несколько ниже штрабы от кровли читаются следы трапециевидного потолка. На противоположной западной стене следов от потолка пет, поскольку фронтон трапезной перебирался при последующей реконструкции крыши.
Кажущийся необычно высоким, по сравнению с современным уровнем, потолок трапезной, а также идеально круглые небольшие проемы, расположенные симметрично на западной стене храма (раньше исследователи обходили их молчанием), легко объясняются, если предположить, что первоначально Варваринская церковь была теплой, топящейся «по-черному» (вспомним, что храмовый праздник Варвары Великомученицы приходится на 17 декабря). Большое количество волоковых окон предназначалось для быстрого удаления дыма из помещений, а упомянутые круглые проемы между трапезной и храмом способствовали лучшему теплообмену и, кроме того, могли служить для акустической связи между помещениями во время богослужения. Печь, по-видимому, располагалась слева от входа, в северо-западном углу трапезной (традиционное «печное» место во всех северных церквах). Это подтверждает также тот факт, что единственное (первоначально волоковое) окно северного фасада резко сдвинуто к северо-восточному углу.
Представление об уровне крыши первоначального крыльца, как уже говорилось, дает нижняя группа следов на западной стене трапезной, причем то, что сохранился след от коневой слеги крыльца и нет следа от шелома, еще раз подтверждает факт переборки фронтона трапезной и позволяет определить границу, с которой началась реконструкция крыши.
Второй строительный этап характеризуется радикальными изменениями в облике памятника: поднимается храмовый объем и церковная стопа строится как «восьмерик на четверике», перекрытый шатровой крышей. Шатер рублен «в реж» до половины, выше — стропильной конструкции. Поднимается уровень кровли трапезной и в ней устраивается плоский балочный потолок. С запада к трапезной пристраиваются каркасные сени и вход в них, по-видимому, организуется как и прежде — через двухвсходное крыльцо. Алтарь в этот период имел двускатную каскадную крышу. Возможно, в этот же период волоковые окна в алтаре и на южной стене храма переделываются на косящатые. Причем переделка верхнего окна в храме, по-видимому, связана с устройством «неба».
Активными элементами декора в экстерьере храма были два фронтонных пояса: нижний, решенный в крупном ритме, отмечал переход четверика в восьмерик, второй, расположенный под повалами восьмерика, вторил ему в более частом ритме аналогичным орнаментальным рисунком. Второй этап в строительной истории Варварииской церкви ознаменовал, прежде всего, ее градостроительную роль как активной-доминанты в созданной человеком архитектурно-ландшафтной среде.
Третий и четвертый строительные этапы достаточно документированы и описаны в материалах предыдущих исследований. Поэтому нет необходимости останавливаться на них подробно.
Выводы, изложенные в настоящей статье, основаны, прежде всего, на натурных исследованиях и анализе композиционных особенностей памятника в различные периоды его существования. В некоторых аспектах они гипотетичны. Не исключено, например, что переход от клетской к шатровой форме храма произошел уже в процессе строительства, т. е. стал следствием изменения «авторского» замысла. Окончательно сформулировать эволюцию памятника можно, лишь продолжив исследования по двум направлениям: первое — это поиск новых историко-архивных материалов; второе — отбор проб из предположительно разновременных частей памятника и проведение на их основе дендрохронологического анализа (такие опыты выполнены при обследовании ряда памятников Карелии учеными кафедры архитектуры Петрозаводского государственного университета совместно с финскими учеными).
Но уже на достигнутом уровне познания памятника по-новому воспринимаются его место и роль в развитии народного деревянного зодчества. История Варварииской церкви наглядно иллюстрирует один из путей формирования шатровых храмов типа «восьмерик на четверике», их генетическую связь с клетскими церквами. Впервые генезис этого типа храма в Карелии на примерах Никольской церкви Муезерского монастыря (1602 г.) и Богоявленской церкви в селе Челмужи (1605 г.) отметил В. П. Орфинский. И если в упомянутых памятниках восьмерик и шатер еще не были увязаны с определенным помещением и, акцентируя культовое сооружение, несли в своем образе недоговоренность переходной формы, то в Варваринской церкви мы видим ясную законченную архитектурную композицию, в которой шатром выделяется конкретный структурный элемент — храм. Второй этап истории Варварииской церкви знаменует качественно новую ступень развития образа памятника в контексте эволюции народного зодчества в целом.
Возвращаясь к проблемам реставрации, необходимо констатировать, что существующий уровень знаний о Варварииской церкви предполагает на сегодняшний день только один метод сохранения этого уникального памятника — его консервацию. Техническое состояние церкви настолько тяжелое, что ее укрепление путем замены разрушенных конструкций на новые затронуло бы в большом объеме разновременные части памятника со следами традиционных перестроек и тем самым упичтожило бы «археологическую» ценность объекта. Консервация Варваринской церкви, разработки проекта которой ведутся в Карельской СНРПМ, предполагает усиление аварийного в целом сруба путем подведения дополнительных разгрузочных конструкций. Это неизбежно в какой-то степени снизит эстетические качества раскрытого (без тесовой обшивки) в процессе предшествующей реставрации памятника, но, с другой стороны, позволит сохранить его как исторический документ...»
По материалам статьи: Е.В. Вахромеев «Новые исследования Варваринской церкви в д. Яндомозеро Карельской» в сборнике «Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера»: Межвуз. сб. / Петрозавод. гос. ун-т им. О. В. Куусинена; [Редкол.: Орфинский В. П. (отв. ред.) и др.]. - Петрозаводск: ПГУ, 1989. Стр. 81-94
text.pdf