ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Раньково (Яндомозеро). Церковь Варвары великомученицы (старая).


Раньково (Яндомозеро). Церковь Варвары великомученицы (старая)
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Варвары великомученицы
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:Между 1653 и 1656.
Год утраты:2016 (перевезена в с. Типиницы)
Адрес:
Республика Карелия, Медвежьегорский район, урочище Яндомозеро.

Координаты: 62.24699, 35.205943
Проезд:От дороги Типиницы - Усть-Яндома вдоль левого берега Яндомы к северу отходит труднопроезжая лесная дорога. По ней ок. 9 км до места церкви





Сортировка:

Церковь Варвары великомученицы (старая), Фото Ларса  Петтерссона. Историко-литературный альманах «Соловецкое море», №17, 2018<br>, Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
Фото Ларса Петтерссона. Историко-литературный альманах «Соловецкое море», №17, 2018
Вадим Павлов
30 января 1943
Церковь Варвары великомученицы (старая), Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1915
Церковь Варвары великомученицы (старая), Рис. из журнала "Зодчий"<br>, Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1878
Церковь Варвары великомученицы (старая), В период реставрации 1952-1959 гг https://kizhi.karelia.ru/collection/tserkov-sv-varvaryi-d-yandomozero/3333<br>, Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
В период реставрации 1952-1959 гг https://kizhi.karelia.ru/collection/tserkov-sv-varvaryi-d-yandomozero/3333
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
Церковь Варвары великомученицы (старая), В период реставрации 1952-1959 гг https://kizhi.karelia.ru/collection/tserkov-sv-varvaryi-d-yandomozero/3333<br>, Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
В период реставрации 1952-1959 гг https://kizhi.karelia.ru/collection/tserkov-sv-varvaryi-d-yandomozero/3333
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
Церковь Варвары великомученицы (старая), https://kizhi.karelia.ru/collection/tserkov-sv-varvaryi-d-yandomozero/3318<br>, Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
https://kizhi.karelia.ru/collection/tserkov-sv-varvaryi-d-yandomozero/3318
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
Церковь Варвары великомученицы (старая), В период реставрации 1952-1959 гг https://kizhi.karelia.ru/collection/tserkov-sv-varvaryi-d-yandomozero/3333<br>, Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
В период реставрации 1952-1959 гг https://kizhi.karelia.ru/collection/tserkov-sv-varvaryi-d-yandomozero/3333
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
Церковь Варвары великомученицы (старая), , Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
JohnIngham
24 июля 2013
Церковь Варвары великомученицы (старая), , Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
hanbanah
6 января 2013
Церковь Варвары великомученицы (старая), , Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
hanbanah
6 января 2013
Церковь Варвары великомученицы (старая), , Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
JohnIngham
24 июля 2013
Церковь Варвары великомученицы (старая), , Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
JohnIngham
24 июля 2013
Церковь Варвары великомученицы (старая), , Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
JohnIngham
24 июля 2013
Церковь Варвары великомученицы (старая), , Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
JohnIngham
24 июля 2013
Церковь Варвары великомученицы (старая), , Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
JohnIngham
24 июля 2013
Церковь Варвары великомученицы (старая), , Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
JohnIngham
24 июля 2013
Церковь Варвары великомученицы (старая), , Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
JohnIngham
24 июля 2013
Церковь Варвары великомученицы (старая), , Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
Борис Ефимов
30 августа 2004
Церковь Варвары великомученицы (старая), , Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
JohnIngham
24 июля 2013
Церковь Варвары великомученицы (старая), , Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
JohnIngham
24 июля 2013
Церковь Варвары великомученицы (старая), , Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
JohnIngham
24 июля 2013
Церковь Варвары великомученицы (старая), , Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
JohnIngham
24 июля 2013
Церковь Варвары великомученицы (старая), , Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
JohnIngham
24 июля 2013
Церковь Варвары великомученицы (старая), , Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
JohnIngham
24 июля 2013
Церковь Варвары великомученицы (старая), , Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
JohnIngham
24 июля 2013
Церковь Варвары великомученицы (старая), , Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
hanbanah
6 января 2013
Церковь Варвары великомученицы (старая), , Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
hanbanah
6 января 2013
Церковь Варвары великомученицы (старая), , Раньково (Яндомозеро), Медвежьегорский район, Республика Карелия
yozik
25 июля 2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Андрей СергеевичАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  31 января 2011

В начале XVIII века увеличилось число деревень, приписанных к приходу, это и послужило поводом к реконструкции церкви. В ходе реконструкции демонтировали крышу над молельней и надстроили восьмигранный сруб. Завершили сруб высокой шатровой крышей, увенчанной луковичной головкой с крестом. По периметру восьмерика устроили фронтонный пояс. В конце XVIII века рядом с церковью построили колокольню. Высота ее составила 35 метров и превзошла саму церковь, изменив облик всего комплекса. В XIX веке церковь опять реконструировали. Соединили церковь и колокольню крытым переходом, расширели окна, с наружи и с изнутри стены обшили тесом и окрасили. Варваринская церковь принадлежит к храмам типа "восьмерик на четверике". Подобных построек много вокруг Онежского озера – это церкви, расположенные в Гимреках, Кондопоге, Космозере, Челмужах, на Саминском погосте. Варваринская церковь одна из ранних построек такого типа – она освящена в 1650 году. В 1865 году ее ремонтировали: перебрали сруб, растесали окна в трапезной, заново прорезали окна в помещении собственно церкви и алтаре. В 80-х годах ХХ века ее реставрировали: трапезной придали вид семнадцатого века, оставили одно косящатое и сделали заново два волоковых окна, поменяли тес кровель, заменили шелом (охлупень), прикрывающий стыки теса кровли трапезной и притвора. Cтрогий шелом на крыше - не небрежность реставраторов. Если в Архангельской области или на Вологодчине ему придавали очертания головы коня или птицы, то в Карелии чаще всего просто гладко отесывали. Так же не украшали, а лишь гладко отесывали концы "куриц", поддерживающих "потоки" - деревянные желоба для отвода воды, стекающей с кровли. Из конструктивных элементов кровли в Карелии было принято украшать резьбой лишь концы "потоков". Резьбу выполняли топором, долотом, реже коловоротом в зависимости от стиля самой резьбы: объемной, рассчитанной на восприятие с дальнего расстояния, или плоскостной, видимой при ближайшем рассмотрении. Крупной топорной резьбой украшены "потоки", расположенные на переломе кровель рундуков двухвсходного крыльца Варваринской церкви.

Крыльцо в церкви всегда украшалось особенно тщательно. Во-первых, оно было всегда на виду, первым встречало прихожан, идущих в церковь, с него оглашались все решения "сходбищ", проходивших в трапезной. Во-вторых, сама открытая для глаза конструкция крыльца давала возможность украсить все ее элементы, чего не могли упустить народные мастера. Объемной резьбой украшались столбы, поддерживающие кровли всходных рундуков, глухой резьбой украшались причелины, прорезной резьбой подзоры, пущенные под кровлей между столбами. Концы теса кровли украшались "гребнями резными", дающими, кроме всего прочего, очень красивую тень в солнечные дни; про украшение "потоков" мы уже говорили.

Нельзя не обратить внимание на колокольню Варваринской церкви, построенную в восемнадцатом веке. Небольшой, в несколько венцов, четверик в основании стройного восьмигранного сруба, открытая площадка звона, крытая высоким шатром, непосредственно под которым подвешивались колокола. С перехода, соединяющего церковь и колокольню, можно подняться по внутренней лестнице на площадку звона, обозреть заонежские дали, а заодно и изучить конструкцию колокольни, которая так же имеет свою историю. Первоначально колокольни представляли собой простые навесы на столбах, врытых в землю. Столбов могло быть четыре, пять или даже девять штук. Чем больше столбов, тем больше устойчивость колокольни при их подгнивании. Затем столбы стали обносить срубами , хотя они еще оставались врытыми в землю. Для того чтобы столбы меньше подгнивали, их стали устанавливать не на земле, а на срубе, или в самом срубе. Для этого внутри сруба на одной трети его высоты под столбы подводились балки-"переводы", концы которых врубались в сруб. Столбы опирались на балки, были зажаты срубом, не гнили. Если подгнивал сруб, то в нем всегда можно было заменить нижний венец, что значительно упрощало ремонт. Точно такую конструкции можно наглядно увидеть внутри Яндомозерской колокольни. Четверик в основании появляется в середине семнадцатого века и состоит сначала всего из нескольких венцов, затем количество венцов увеличивается, доходя по высоте до половины сруба всей колокольни. Церковь стоит на холме. Она вытянута с востока на запад и разделена длинной и сравнительно низкой трапезной и переходом. При таком соотношении восьмигранный сруб колокольни с высоким шатром, поставленный на низкий цоколь, приобретает доминирующее значение. Образец плотничьего мастерства являют небольшие окна трапезной, резные украшения крылец. Лишь крытые железом главки шатров выпадают из общего ансамбля.

Расположена в центре деревни, является архитектурной доминантой поселения. Памятник включает в себя церковь и колокольню, соединенные открытым крыльцом-галереей. Церковь состоит из основного молельного помещения, алтаря, трапезной и сеней. Сруб молельного помещения и сруб колокольни рублены по типу «восьмерик на четверике», с повалами в верхней части, и имеют шатровые завершения, увенчанные лемеховыми главками с крестами. С востока к основному объему церкви примыкает меньший по объему сруб алтаря с крышей в форме бочки, с запада – более широкая трапезная и сени, покрытые общей двускатной крышей. Колокольня поставлена западнее церкви и несколько смещена к югу от ее продольной оси. Соединяющее их крыльцо-галерея имеет два крытых лестничных марша, нижние площадки которых покрыты двускатными крышами, поддерживаемыми резными столбами. Кровли храма тесовые, над трапезной - безгвоздевой конструкции (по курицам и потокам). Алтарная бочка покрыта гонтом. Потолок молельного помещения выполнен в форме шестнадцатичастного «неба». Сохранились волоковые и трехкосящатые окна. Декор представлен подзорами и резными столбами звонницы и крыльца, пикообразной порезкой концов теса на полицах, крыльце-галерее и сенях. Представляет историко-архитектурную ценность как пример становления и развития шатровых храмов на Русском Севере.

Валерий Карсаков


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 сентября 2011

Деревня "на Яндоме озере" ("на Андоме озере") впервые упоминается в писцовой книге 1563 г. Она стояла на длинном и узком мысу ("наволоке"), вдающемся в озеро. Варваринская церковь, построенная здесь в середине XVII в., по-видимому, первая. Не случайно еще на плане 1800 г. погост с церковью назван "выставкой". В 1830 г. приход насчитывал 16 деревень с общим числом в 122 двора, где проживало 1050 человек.

Знаменитая Варваринская церковь, возведенная в 1653-1656 гг. на Погосте примерно посередине полуострова, относится к типу шатровых храмов восьмерик на четверике. На продольной оси церкви располагаются алтарь, молитвенное помещение, трапезная и крыльцо-галерея, связывающая притвор с колокольней. Последняя несколько смещена с оси в южную сторону. Первоначально церковь была клетской и состояла из двух объемов, крытых двускатной кровлей. Около 1710 г. на церковном четверике возвели восьмерик с двумя фронтонными поясами. В молитвенном помещении при перестройке устроили "небо" с композицией "Божественной литургии". В центральном кольце представлен Христос в образе Великого Архиерея, а вокруг, на 16-ти гранях - ангелы в одеждах дьяконов.

В 1797 г. построили шатровую колокольню, которая превзошла по высоте саму церковь (соответственно около 35 и 28 м). Выдвинутая почти к самой воде, она стала служить ориентиром для всех плывущих по озеру. Церковь располагалась у дороги, соединявшей деревни прихода и имела всходы на галерею, обращенные и в южную, и в северную стороны.

В 1860 г. всю церковь, вероятно, перебирают и обшивают, причем на обшивке были изображены фальшивые окна, что придавало храму вид каменного. Тогда же растесаны окна и стена, отделявшая трапезную от молельного помещения.

Вокруг нее возникло кладбище, огражденное валунной оградой с трехарочными воротами, обращенными к дороге (не сохранились).

В 1951-1957 гг. церковь отреставрирована под руководством А.В.Ополовникова.

М.И. Мильчик. Заонежье. История и культура


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 сентября 2024

«...Среди других известных памятников следует упомянуть церковь Варвары из деревни Яндомозеро (1650-е гг.), которая, возможно, была одним из первых храмов с каскадным покрытием в Заонежье. В 1982 г. автор в составе группы реставраторов (Е. В. Вахрамеев, А. Т Яскеляйнен, И. Ю. Тергуева) участвовал в натурном обследовании церкви.

В процессе обследования среди прочих «следов» на северной и южной стенах на уровне 20-21 венцов основного четверика были обнаружены следы стесанного повала, свидетельствующие о том, что первоначально церковь была не шатровая, как считалось ранее, а клетская - скорее всего с коньковым покрытием. На восточной стене четверика сохранились также врубки от примыкания каскадного покрытия алтаря. Возможно, в начале XVIII в. оба покрытия и верхние венцы повала основного четверика были разобраны, четверик был увеличен по высоте и получил завершение в виде восьмерика с шатром. Каскадное покрытие алтаря было заменено бочкой

По результатам обследования руководитель группы Е. В. Вахрамеев опубликовал статью с описанием обнаруженных «следов» перестроек, а также с реконструкцией строительных этапов церкви. При этом в качестве покрытия храмового объема для первого строительного периода было предложено клинчатое покрытие с полицами.

А. Б. Боде, анализируя ареалы распространения подобных покрытий, выразил сомнение в правомерности такой реконструкции, предположив, что покрытие церкви могло быть каскадным. Действительно, мы не располагаем сведениями о храмах с клинчатым покрытием и полицами в Карелии. В то же время справедливым является и то, что при наличии каскадного покрытия алтаря, покрытие кафоликона было также каскадным.

Здесь мы воспользуемся возможностью представить гипотетическую версию первого строительного периода Варваринской церкви из деревни Яндомозеро с каскадным покрытием как основного объема, так и алтаря…»

По материалам статьи Яскеляйнен А.Т. (Финляндия, г.Йоэнсуу) «О храмах с каскадными покрытиями на территории Карелии»

О храмах с каскадными покрытиями на территории Карелии | Рябининские чтения – 2023| Электронная библиотека | Музей-заповедник «Кижи» (karelia.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 октября 2024

«…Церковь великомученицы Варвары в селении Яндомозеро была построена, «по сказанию старожилов», по случаю явления иконы св. Варвары, поставленной затем в местном ряду иконостаса. Поэтому датировка иконы в данном источнике увязывается с датой постройки храма, указанной на храмоздательном кресте (1650 г.), который хранился в церкви. Икона св. Вар­вары была украшена серебряною ризой с позолоченными венчиками. Сегодня нам известно, что в Варваринской церкви находились многие произведения древнерусского искусства. Среди них выделяются поясной образ св. Николая XVI в., икона «Св. Никита, с житием» с вкладной надписью второй половины XVII в. (надпись плохо сохранилась), несколько более поздние иконы деисусного чина и двухрядные иконы с изображением праздников и поясных пророков (все в собрании МИИ РК)…»

Источник: Кижский вестник. Выпуск 20: Сборник статей // Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2023.

По материалам статьи: Платонов В.Г. (г. Петрозаводск) «Учет церковных древностей в Олонецкой губернии по архивным материалам второй половины XIX в.» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru

https://kizhi.karelia.ru/library/kizhskij-vestnik-vyipusk-20-sbornik-statej/2349.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 января 2025

«…Варваринская церковь относится к широко распространенному на Русском Севере типу шатровых церквей, у которых храмовая часть построена как «восьмерик на четверике». Известно, что этот тип храма сформировался в XVII веке. Церковь в дошедшем до нас виде имеет одноосную композицию с вертикально-акцентированными храмовым объемом и колокольней. По продольной оси памятника последовательно расположены алтарь, церковное помещение, трапезная и крыльцо-галерея, связывающее притвор с отдельно стоящей колокольней. Крыльцо-галерея своими двумя маршами с нижними площадками, перекрытыми коньковыми кровельками, создает дополнительную горизонталь, уравновешивающую основную ось сооружения. Колокольня несколько смещена к югу от основной оси и, несмотря на более крупный масштаб, придает динамичность всему комплексу.

Варваринская церковь, как выдающийся памятник народного деревянного зодчества, привлекала многих исследователей. В сороковых годах нашего столетия Варваринская церковь, наряду с другими памятниками народной архитектуры Заонежья, была тщательно изучена финским ученым Ларсом Петерссоном, позднее, в 50-е годы, церковь исследовал А. В. Ополовников. Тогда же, в 1951 - 1957 гг., силами реставрационной мастерской Управления по делам строительства и архитектуры при Совете Министров Карело-Финской С СР под руководством А. В. Ополовникова проводились реставрационные работы, в результате которых памятник был освобожден от поздней тесовой обшивки, реставрировано крыльцо-галерея, восстановлены кровли, фрагментарно реставрированы окна и двери. В 1950 - 1970 гг. Варваринскую церковь в числе других памятников Карелии обследовал В. П. Орфинский. Материалы перечисленных исследований, несмотря на определенные разночтения, позволили сформулировать 4 основных этапа эволюции памятника.

Перестройки, затрагивающие внешний облик или интерьер храмовых сооружений, связаны не только с чисто утилитарными соображениями, но и, в большей мере, с определенными внешними объективными причинами. Так, например, пристройку колокольни к Варваринской церкви могли вызвать как функциональные (включение в храмовый комплекс дополнительного сооружения), так и архитектурно-композиционные мотивы, обусловленные профессиональной архитектурой. При этом сохранялось главное — доминирующее значение культового сооружснния в условиях разрастающейся деревни. Таким образом, на фоне общего историко-культурного процесса, проходившего в крае, памятник предстает перед нами как исторический документ со своей биографией, связанной с биографией создавшего его народа, документ, в котором рашифрованы не все страницы.

В 1982 году автором настоящей статьи совместно с сотрудниками Карельской СНРПМ Яскеляйненым А. Т. и Тергуевой И. Ю. проводились предпроектные натурные исследования Варваринской церкви. В результате фиксации и анализа ряда следов, обнаруженных в интерьере храма и на его наружных стенах, удалось уточнить и по-новому осмыслить отдельные периоды строительной истории этого памятника.

Основная группа следов находится в храмовой части. Во-первых, это следы первоначального потолка: шесть балочных гнезд со штрабой между ними отчетливо читаются на 20-м бревне восточной стены. Очевидно, первоначальный потолок был трапециевидной формы, набранный «в елочку» из коротких тесин. Подобная конструкция встречалась и в других храмах Заонежья. Во-вторых, 20-е и 21-е бревна южной и северной стен четверика имеют необычную отеску по всей длине, которая, судя по фактуре их поверхности, была выполнена не под обшивку, а гораздо ранее. В интерьере, в этом же уровне, отчетливо читается повал стен. Еще одна деталь: сквозь восточную стену храма пропущены бревна продольных стен алтаря и двух нижних слег алтарной бочки. Прием этот довольно распространен— он обеспечивает надежную связь двух срубов. Выпуски этих бревен не видны зрителю, находящемуся в храме, поскольку скрыты от него иконостасом. Любопытно другое— две нижние слеги алтаря перекрываются 20-м бревном восточной стены четверика (тем самым, на котором имеются следы потолка), а выше слеги не прорублены сквозь стену. То есть в невидимом зрителю чердачном пространстве (там, где, казалось бы, им и место) выпусков слег нет.

Обследование внутренней части алтарной бочки показало, что слеги существующей килевидной бочки опираются на внутренний фронтон (судя по патине и характеру обработки — более поздний) и вообще не связаны с четвериком храма. Далее, за этим фронтоном, на восточной стене четверика видны следы опирания шести промежуточных (по три с каждой стороны) и коневой слег, а также шелома. Причем слеги эти когда-то несли двускатную кровлю. Таким образом, 20-й венец сруба четверика стал определенной границей, после которой изменилось направление работы зодчих.

Следует заметить, что верхняя отметка следов первоначального уровня кровли трапезной приходится тоже на 20-й венец. Комплексный анализ выявленных следов в сопоставлении с известными памятниками народного деревянного зодчества позволяет сделать вывод о том, что первоначально Варваринская церковь в д. Яндомозеро строилась как церковь клетского типа. На этом этапе она имела каноническую трехчастную композицию: алтарь, покрытый двускатной каскадной крышей, храмовое помещение, которое, возможно, имело высокую щипцовую крышу с полнцами, и трапезная (трансформированный в условиях общинной демократии притвор-нартекс). Судя но нижнему уровню следов крыши на стене трапезной, с запада к ней примыкало двухвеходное крытое крыльцо.

В целом архитектура Варваринской церкви на этом этапе носила несколько камерный характер, рассчитанный на восприятие в «интерьере» небольшой деревни. В рамках описанного первоначального объема церкви и заключены все ее архаичные детали: волоковые окна алтаря, храмового помещения и трапезной; «красное» косящатое окно трапезной, двускатный потолок алтаря и трапециевидный в храме, парадная двупольная с трапециевидным завершением дверь между трапезной и храмом (восстановленная А. В. Ополовниковым) и первоначальная входная дверь, форму которой удалось графически реконструировать на основе следов. Она была несколько ниже существующей, с более массивными косяками и со слегка скошенной опорной частью. Со стороны трапезной был устроен гребень с заплечиками. Легкая выкружка на заплечиках и опорном бревне очень созвучна характеру «красного» окна трапезной с его скругленными углами светового проема. Похожую конструкцию имеет дверь трапезной Никольской церкви Муезерского монастыря (1602 г.), расположенного па территории Беломорского района КАССР.

Интересная группа следов имеется также на западной стене четверика со стороны чердака трапезной. Они с определенной долей достоверности позволяют представить первоначальный интерьер трапезной. Как отмечалось, крыша ее была значительно ниже существующей. Несколько ниже штрабы от кровли читаются следы трапециевидного потолка. На противоположной западной стене следов от потолка пет, поскольку фронтон трапезной перебирался при последующей реконструкции крыши.

Кажущийся необычно высоким, по сравнению с современным уровнем, потолок трапезной, а также идеально круглые небольшие проемы, расположенные симметрично на западной стене храма (раньше исследователи обходили их молчанием), легко объясняются, если предположить, что первоначально Варваринская церковь была теплой, топящейся «по-черному» (вспомним, что храмовый праздник Варвары Великомученицы приходится на 17 декабря). Большое количество волоковых окон предназначалось для быстрого удаления дыма из помещений, а упомянутые круглые проемы между трапезной и храмом способствовали лучшему теплообмену и, кроме того, могли служить для акустической связи между помещениями во время богослужения. Печь, по-видимому, располагалась слева от входа, в северо-западном углу трапезной (традиционное «печное» место во всех северных церквах). Это подтверждает также тот факт, что единственное (первоначально волоковое) окно северного фасада резко сдвинуто к северо-восточному углу.

Представление об уровне крыши первоначального крыльца, как уже говорилось, дает нижняя группа следов на западной стене трапезной, причем то, что сохранился след от коневой слеги крыльца и нет следа от шелома, еще раз подтверждает факт переборки фронтона трапезной и позволяет определить границу, с которой началась реконструкция крыши.

Второй строительный этап характеризуется радикальными изменениями в облике памятника: поднимается храмовый объем и церковная стопа строится как «восьмерик на четверике», перекрытый шатровой крышей. Шатер рублен «в реж» до половины, выше — стропильной конструкции. Поднимается уровень кровли трапезной и в ней устраивается плоский балочный потолок. С запада к трапезной пристраиваются каркасные сени и вход в них, по-видимому, организуется как и прежде — через двухвсходное крыльцо. Алтарь в этот период имел двускатную каскадную крышу. Возможно, в этот же период волоковые окна в алтаре и на южной стене храма переделываются на косящатые. Причем переделка верхнего окна в храме, по-видимому, связана с устройством «неба».

Активными элементами декора в экстерьере храма были два фронтонных пояса: нижний, решенный в крупном ритме, отмечал переход четверика в восьмерик, второй, расположенный под повалами восьмерика, вторил ему в более частом ритме аналогичным орнаментальным рисунком. Второй этап в строительной истории Варварииской церкви ознаменовал, прежде всего, ее градостроительную роль как активной-доминанты в созданной человеком архитектурно-ландшафтной среде.

Третий и четвертый строительные этапы достаточно документированы и описаны в материалах предыдущих исследований. Поэтому нет необходимости останавливаться на них подробно.

Выводы, изложенные в настоящей статье, основаны, прежде всего, на натурных исследованиях и анализе композиционных особенностей памятника в различные периоды его существования. В некоторых аспектах они гипотетичны. Не исключено, например, что переход от клетской к шатровой форме храма произошел уже в процессе строительства, т. е. стал следствием изменения «авторского» замысла. Окончательно сформулировать эволюцию памятника можно, лишь продолжив исследования по двум направлениям: первое — это поиск новых историко-архивных материалов; второе — отбор проб из предположительно разновременных частей памятника и проведение на их основе дендрохронологического анализа (такие опыты выполнены при обследовании ряда памятников Карелии учеными кафедры архитектуры Петрозаводского государственного университета совместно с финскими учеными).

Но уже на достигнутом уровне познания памятника по-новому воспринимаются его место и роль в развитии народного деревянного зодчества. История Варварииской церкви наглядно иллюстрирует один из путей формирования шатровых храмов типа «восьмерик на четверике», их генетическую связь с клетскими церквами. Впервые генезис этого типа храма в Карелии на примерах Никольской церкви Муезерского монастыря (1602 г.) и Богоявленской церкви в селе Челмужи (1605 г.) отметил В. П. Орфинский. И если в упомянутых памятниках восьмерик и шатер еще не были увязаны с определенным помещением и, акцентируя культовое сооружение, несли в своем образе недоговоренность переходной формы, то в Варваринской церкви мы видим ясную законченную архитектурную композицию, в которой шатром выделяется конкретный структурный элемент — храм. Второй этап истории Варварииской церкви знаменует качественно новую ступень развития образа памятника в контексте эволюции народного зодчества в целом.

Возвращаясь к проблемам реставрации, необходимо констатировать, что существующий уровень знаний о Варварииской церкви предполагает на сегодняшний день только один метод сохранения этого уникального памятника — его консервацию. Техническое состояние церкви настолько тяжелое, что ее укрепление путем замены разрушенных конструкций на новые затронуло бы в большом объеме разновременные части памятника со следами традиционных перестроек и тем самым упичтожило бы «археологическую» ценность объекта. Консервация Варваринской церкви, разработки проекта которой ведутся в Карельской СНРПМ, предполагает усиление аварийного в целом сруба путем подведения дополнительных разгрузочных конструкций. Это неизбежно в какой-то степени снизит эстетические качества раскрытого (без тесовой обшивки) в процессе предшествующей реставрации памятника, но, с другой стороны, позволит сохранить его как исторический документ...»

По материалам статьи: Е.В. Вахромеев «Новые исследования Варваринской церкви в д. Яндомозеро Карельской» в сборнике «Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера»: Межвуз. сб. / Петрозавод. гос. ун-т им. О. В. Куусинена; [Редкол.: Орфинский В. П. (отв. ред.) и др.]. - Петрозаводск: ПГУ, 1989. Стр. 81-94

text.pdf


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 февраля 2025

«…Примером полностью сформировавшихся храмов типа «восьмерик на четверике» может служить Варваринская церковь в селе Яндомозеро, построенная в середине XVII в. Первоначально она состояла из алтаря, шатрового храмового столпа, трапезной и крыльца. Контрастно противопоставленный низкому объему трапезной столп церкви с высоким четвериком, небольшим восьмериком и устремленным вверх шатром с крупной маковкой-главкой воспринимается очень стройным и высотным. И вместе с тем благодаря четким горизонтальным членениям полиц четверика и шатра он пропорционально увязывается с остальными частями сооружения. Вертикальная направленность церкви дополнительно подчеркивается бочечным венчанием прямоугольного алтаря. В отличие от архаичных церквей начала столетия алтарь храма образует самостоятельную клеть.

Типичен интерьер Варваринской церкви. Просторная трапезная (6,4х5,5 м) освещена четырьмя окнами - одним с севера и тремя с юга. Северное окно волоковое, центральное южное окно косящатое, боковые - волоковые. Такое сочетание красного и волоковых окон, характерное для древних жилых домов, в других известных памятниках культовой архитектуры Карелии не встречается.

Из трапезной в собственно церковь ведет широкий проем с трапециевидным завершением. Относительно светлое помещение храма перекрыто 16-польным «небом» - потолком в виде пологой усеченной пирамиды. Такие потолки возникли в ХVІІ в. для отделения пространства шатра от используемого для культовых целей интерьера. Ребра «неба» тябла, врубленные в стены, и центральный замковый круг обычно расписывались растительным орнаментом, а клинья между тяблами заполнялись сюжетной живописью - иконами. В настоящее время живопись «неба» и иконостаса не сохранилась, но, судя по довоенным фотографиям (мысленно отбросив позднейшие наслоения), можно заключить, что главное помещение Варваринской церкви по своему характеру и степени насыщенности цветом отвечало декоративным тенденциям искусства XVII в.

Конструкции храма традиционны: нижняя часть шатра рублена из бревен, «в реж», верхняя - стропильная. Алтарная бочка рублена из бревен и сверху покрыта досками, с дугообразной контурной порезкой. Крыша над трапезной выполнена по слегам, врубленным через самец. В XVIII в. церковь подвергалась частичной реконструкции - надстраивалась трапезная (на чердаке, ниже существующего покрытия, видны гнезда слег старой крыши). Позднее, вероятно в середине XVIII в., было разобрано старое крыльцо, и на его месте, впритык к трапезной, поставлен сруб сеней. Одновременно были срублены колокольня, соединительная галерея и новое крыльцо. Пристройка сильно усложнила композицию сооружения и вместе с тем привела к удивительному многообразию восприятия памятника, в котором в зависимости от точек зрения то церковь, то колокольня являются композиционной доминантой.

Мощный восьмерик колокольни на низком четверике, отличающийся по своему масштабу от остального сооружения, получил композиционную самостоятельность благодаря смещению к югу по отношению к продольной оси храма. Связывающие колокольню с церковью соединительная галерея и крыльцо имеют общий конек, в то время как скаты разновелики - северный скат длиннее из-за Г-образной формы галереи и верхней площадки крыльца, вызванной относительным смещением входов в сени и колокольню. Покрытия заканчиваются самостоятельными двускатными крышами над нижними площадками крыльца. Такая композиция несколько напоминает крыльцо Преображенской церкви в Кижах, но отличается большей живописностью, соответствующей асимметрии основных объемов сооружения. Вероятно, вместе с колокольней и крыльцом строились сени - единственная клеть, рубленная «в лапу». Сени и трапезная объединены крышей с общим коньком, но с различным конструктивным решением (безгвоздевое с курицами и потоками по слегам покрытие трапезной, красный тес по редким нарощенным слегам - над сенями).

Сильно исказило Варваринскую церковь «поновление», произведенное с разрешения епархиального начальства в 1860 г. Но в результате тщательного обследования, а затем реставрации, выполненной под руководством А. В. Ополовникова, памятнику удалось возвратить облик, сложившийся в XVIII в. после пристройки колокольни…»

Деревянное зодчество Карелии - Орфинский В.П.



Комментарии и обсуждение


Церковь после реставрации в Петрозаводске перевезена в село Типиницы и собрана на месте утраченной церкви Вознесения.

12 июля 2021, Сергей Бузланов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.