Осьмино (вол. центр) – церковь во имя Св. вмч. Георгия Победоносца, деревянная, до 1498 г.; деревянная, упомянута в 1675 г.; 1700–1709 гг., с приделами: Пресвятой Троицы (с 1747 г.) и Свт. Николая, перестроена в 1896 г., закрыта в 1936 г., возвращена общине в 1995 г., разобрана в 2003 г.; деревянная, действующая.
Ныне деревня Осьмино – один из волостных центров на территории р-на. В советский период до 1961 г. пос. Осьмино был центром одноименного административного р-на Ленинградской области.
До революции с. Осьмино с округой входило в Гдовский уезд Санкт-Петербургской губ. В древнерусские времена Осьминская волость относилась к Сумерскому (от оз. Самро) погосту Шелонской пятины. Первые письменные сведения об Осьмино относятся к 1498 г. «В Сумерском погосте… деревня Восьмина, а в ней церковь Егорий Велики». Деревня принадлежала небогатому помещику Дмитрию Родионовичу Мякинину. Здесь же были его усадьба и дом его ключника Невера. «Да в той же деревне двор поп Лука да брат его Окудинко…»
Древнее название села происходит или от «восьмины» – русской земельной меры, равной 1/4 десятины, то есть чуть более 2500 кв. м, либо от слова «осьма» – жилище. Местная легенда так объясняет название села: ехал царь Петр I через деревню и здесь сломалась ось у его кареты. Ось заменили, а деревню прозвали Осьмино – то есть мена оси. Но эта легенда – не более чем досужий вымысел. Пока известно лишь одно место в районе, где бывал Петр I. Это соседняя с Осьмином д. Самро, в то время с. Песье.
Современная д. Осьмино составлена из двух когда-то отдельных поселений: Осьмино Лог на правом берегу р. Сабы и Осьмино Гора – на левом, высоком. В географическом отношении расположение Осьмина замечательно своей близостью к слиянию рек Луги и Сабы, на возвышенности, имевшей в древности стратегическое значение. В период русско-шведских конфликтов Осьмино использовалось как один из опорных пунктов обороны русского приграничья.
В конце XVII в. с. Осьмино принадлежало к дворцовой Сомерской волости. К этому времени относится еще одно описание Георгиевской церкви, которое было произведено в 1675 г. писцом Ф.В. Нащокиным и подьячим Василием Берестовым: «Село Осьмино на реке на Сабе, а в нем церковь страстотерпца Христова Георгия, древена, клецка, а в церкви Божия Милосердия образ местный Страстотерпца Христова Георгия, в деянии на окладе. Двери царские, сень и столпцы писаны на краске, да в деисусе 10 образов, паникадило медное о шестнадцать перах у деисусе и в тябле… Да у церкви колокольня, на 8 столбах, верх шатровый, а на ней 2 колокола: один в 3 пуда, другой – в один с половиной… Строение мирское, приходских людей».
Вскоре после этого описания храм подвергся пожару, и его пришлось возводить заново. Новую церковь строили «всем миром», возводили по дедовским плотницким традициям без пил и гвоздей, одними топорами, с применением плотно подогнанных врубок. Церковь освятили в памятный для России год – 1709-й, год победоносной Полтавской битвы. Источники сообщают об этом так: «В селе Осьмино Гора церковь деревянная, построена прихожанами вместо сгоревшей. Освящена в 1709 году при указу Иова митрополита Великого Новгорода и Великих Лук».
На протяжении веков селяне и странствующие почитали Георгиевскую церковь как местную святыню. Первое, что поражало современников, – это былинная мощь ее сруба. Толщина бревен, из которых была срублена церковь, достигала почти полуметрового диаметра. По одной легенде, эти бревна были взяты из отбитого у шведов обоза, по другой, более правдоподобной, лес, из которого строена церковь, был изначально отправлен на заграничную продажу по р. Нарове, но засел на порогах и был употреблен на храм. Особенно впечатляла алтарная часть, состоявшая из трех пятигранных прирубов-апсид, похожих на крепостные бастионы. Сходством с крепостным зодчеством веяло от могучих венцов, величие ощущалось в суровости общего вида храма. Это прекрасно чувствовали современники, отмечая, что Георгиевская церковь в Осьмине замечательная «грубостью отделки и толщиною бревен».
До середины XVIII в. Георгиевская церковь была однопрестольной. В 1747 г. к ней пристроили Троицкий и почти одновременно с ним Никольский приделы. С этого времени церковь стала трехапсидной. Дата пристройки северного, Троицкого, придела была помещена на его церковных вратах. С запада к церкви примыкало помещение трапезной, из которой в храм входили через широкую арку, в приделы же вели небольшие низкие двери. Храм вместе с трапезной снаружи с трех сторон окружала открытая галерея-гульбище на выносных консолях. С запада на галерею поднимались по высокому крыльцу с навесной кровлей на столбчатых опорах. В конце XVIII в. церковь обнесли оградой. Рядом с храмом поставили высокую колокольню, традиционный восьмерик на четверике с шатровым завершением, еще более усиливавшую крепостной облик храма. Особенно примечателен был ярус звона, решенный в формах каменной архитектуры, где стены каждой грани прорезали узкие арочные проемы.
Георгиевская церковь изначально была «об одной главе». Впоследствии ее силуэт получил более развитую композицию. Две малые главы стали венчать двускатные кровли приделов. Эти главы к началу XX в. обили чешуйчатой жестью. Верхи апсид вначале завершались килевидной формы «бочками», увенчанными собственными главками. К концу XIX в. алтарные прирубы перекрыли единой скатной крышей.
Интерьеры храма выглядели так же сурово, как и его наружный облик: стены из круглых бревен без отески, настланный из таких же бревен пол, но уже гладко выровненный топором. Особенностью внутреннего решения церкви являлось сочетание высокого центрального пространства, перекрытого восьмигранным «небом», с низкими объемами приделов и трапезной. Центральный объем имел двусветное освещение, то есть окна основного и дополнительного верхнего пояса. Тем не менее внутри церкви, как отмечали очевидцы, царил полумрак, который рассеивало железное паникадило, по легенде, подаренное храму самим Петром I. Из обстановки выделялся древний иконостас центрального алтаря «о пяти ярусах», Царские врата обоих приделов, относившиеся к XVII в.
Храм расписали в традициях XVII в., и он привлекал богатством своего красочного убранства. В церкви находилось много старинных икон, часть из которых будто бы была перенесена сюда из уничтоженных пожаром или упраздненных окрестных храмов, включая Георгиевскую церковь XVI в. в с. Медвежье. Особый почет прихожан вызывала древняя, едва ли не XV в., икона св. Параскевы Великомученицы.
К храмовым древностям относился также один из колоколов, отлитый в 1651 г. западным мастером Антоном Виленсом, что было видно из надписи на колоколе, выполненной на латинском языке.
Осьмино Петр I пожаловал в вотчину своему сыну, царевичу Алексею Петровичу (1690–1718), для которого здесь выстроили дворец. Считается, что царевич бывал в Осьмине и подарил Георгиевской церкви часть храмовой утвари – серебряный потир с государственным гербом, старинные оловянные сосуды, оловянную дарохранительницу «с вылитыми четырьмя евангелистами», люстру из желтой меди с государственным гербом, а также малоформатное Евангелие, напечатанное в 1701 г. После казни царевича Петр I пожаловал Осьмино своей супруге – императрице Екатерине I. В 1737 г. село приписали к Александро-Невской лавре, имевшей в Осьмине свою контору на месте прежнего дворца царевича Алексея. Затем село переходило из ведомства в ведомство, пока в 1827 г. не сделалось гдовским императорским имением, доходы от которого шли на содержание императорской резиденции «Александрия» близ Петергофа.
В начале XIX в. в Осьмине числилось 500 «дымов», то есть крестьянских изб, но случившийся пожар вынудил многих жителей села переселиться в Ямбург (Кингисепп), Гдов и другие места.
По данным на 1902–1903 гг., в Осьминском приходе состояло 14 деревень, из которых самой дальней была Хилок, отстоящая от Осьмина на 10 км. Правда, к тому времени приходской церковью являлась уже не Георгиевская, а построенная много позже нее на правом берегу Сабы каменная Тихвинская церковь. Именно эта, правобережная, низменная часть и стала именоваться с. Осьмино, тогда как левобережная часть села называлась по-прежнему – Осьмино-Гора. Прихожан к тому времени насчитывалось немногим менее 3 тыс. человек. Основными занятиями населения, кроме традиционного земледелия, были: мелкая торговля, извоз, сбыт льна, скота, леса, выделка овчин, ловля рыбы в реках Сабе и Лососинке, а также продажа рыбы, ловленной на Чудском оз.
В Осьмине имелась так называемая министерская (то есть относящаяся к Министерству народного просвещения) школа, открытая 1 (13) сентября 1881 г., что может считаться одной из памятных дат в истории современного поселка.
Георгиевскую церковь основательно подновили в 1896 г. Под церковь подвели кирпичный фундамент, храм покрыли железной кровлей. Колокольню украсили резьбой в «древнем русском вкусе» и соединили с храмом крытой остекленной галереей. Самым удивительным впечатлением от фотографий Георгиевской церкви начала XX в. является то, что все части храма предстают в замечательном единстве как величавый архитектурный ансамбль, который не смогла нарушить даже дощатая обшивка стен, произведенная в 1890-е гг.
К сожалению, уникальную Георгиевскую церковь постигла участь большинства русских православных храмов. Ее закрыли в 1936 г., хранившиеся в ней книги, иконы, утварь растащили, снесли главки на четверике и приделах. В 1954 г. церковь приспособили под клуб, разобрав при этом колокольню. Затем храм пытались использовать под склад РайПО.
Нельзя сказать, что проблема сохранности Георгиевской церкви оставалась без внимания общественности. В 1988 г. институтом «Спецпроектреставрация» за счет областных средств, при долевом участии ЛОО ВООПИК на церкви произвели противоаварийные и консервационные работы.
В 1997 г. ремонтные работы по кровле церкви были выполнены силами общества, работавшего по программе «Забытый храм». Возглавил работы уроженец осьминского края, сотрудник одного из петербургских институтов и в то же время человек, искушенный в плотницком искусстве, Б. И. Максимов. Директор местного совхоза «Партизан» Борис Александрович Беляев выделил на ремонтные работы железо и другие материалы из совхозных запасов. Казалось, что доживет храм до лучших времен, дождется своей реставрации. Уверенность в этом придавало и возвращение церкви религиозной общине, которое произошло в 1995 г.
Община активно взялась за устройство приходского храма, не особенно считаясь с его древностью. Был снесен переход, когда-то соединявший церковь с бывшей колокольней, а также спилены консоли галереи-гульбища XVIII в. К западному фасаду храма пристроили новый объем из стандартного бруса. Новая постройка лишь по высоте соответствует разобранному двухъярусному переходу, в четыре раза превышая его по ширине.
С 1999 г. церковные службы совершаются не в историческом храме, а в новой пристройке. Покинутый храм оставался в целости недолго. В мае 2002 г. его увенчанный крестом центральный четверик рухнул внутрь церковного сруба.
Сегодня в Осьмине находится фактически новый храм, преемник обрушившейся древней церкви. Но точка в судьбе исторического храма-памятника еще не поставлена. После его обрушения на средства петербургского предпринимателя Юрия Алексеевича Степанова под руководством известного архитектора-реставратора Е. П. Варакина произвели обмер храма, маркировку бревен его венцов. Обрушившиеся или смещенные со своих мест конструкции разобрали и складировали под навесы. Учитывая, что уникальная Георгиевская церковь в Осьмине является объектом культурного наследия регионального значения, ее возрождение продолжает оставаться актуальным.
Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015.