Село Осьмино расположено в 150 верстах от Петербурга и в 105 верстах от Гдова, на правом берегу реки Сабы. При Петре Великом называлось «Посадом»; в 1676 г. принадлежало к дворцовой Сомерской волости и составляло вотчину царевича Алексея Петровича (1716 г.), потом – Екатерины I (1723 г.); в 1737 г. оно приписано было к Александро-Невской лавре; после переходов в разные ведомства в 1827 г. сделалась гдовским Императорским имением и доходы его шли на содержание «Александрии», близ Петергофа.
В начале XVIII ст. тут был дворец Алексея Петровича, доныне окрестности погоста иногда называют «садом», вокруг погоста видны остатки погребов и подвалов. Потом на месте дворца была контора Александро-Невского монастыря и разные хозяйственные постройки, оставшиеся, вероятно, от построек дворцовых.
А что было при дворце хозяйство, это видно из поданного в 1723 г. на имя Петра Великого объявления вотчинного старосты: «к церкви св. Георгия, в селе Осьмине, что некоторые стоги сена, скошенного по десятинам пашни в селе Осьмине и по прочим деревням и пустошам Ее Величества, неизвестно кем увезены». Принадлежащие к дворцовому ведомству крестьяне приписаны были к Осьминской церкви тогда, когда весь округ перешел в казну.
Здешняя Осьминская церковь выстроена около 80 лет назад при следующих обстоятельствах: жители села Осьмина, торговавшие в Петербурге, принесли оттуда икону Тихвинской Божией Матери и в честь ее при участии всего прихода выстроили каменную теплую церковь, с деревянным куполом, без колокольни. Церковь эта теперь разобрана.
Около 1820 г. петербургский купец, осьминский уроженец Гавриил Карпович Поршняков выстроил почти на свой счет нынешнюю каменную теплую церковь. Когда же дела его расстроились, то на окончание постройки было занято 5000 руб. ассигн.из духовного учебного правления. Так как строили поспешно и кирпич был не особенно хорош, то на куполе и на колокольне штукатурка стала отваливаться и впоследствии была заменена железною обшивкою.
В селе Осьминой Горе церковь деревянная, построенная прихожанами вместо сгоревшей, освящена в 1719 г. по указу Иова, митрополита Великого Новгорода и Великих Лук. Она замечательна грубостью отделки и толщиною бревен. В 1747 г. пристроен к ней Троицкий придел, как показывает надпись на северных вратах. Из трапезы в церковь входят через широкую арку; в придел же ведут низкие небольшие двери. Лес, из которого построена церковь, был, говорят, назначен для отправки по Нарове за границу, но засел в порогах и был употреблен на церковь. Обе здешние церкви в три алтаря.
Каменная Тихвинской Божией Матери с приделами архангела Михаила и св. Петра митрополита замечательна только особенно уважаемой иконой Тихвинской Божией Матери. Антиминс главного алтаря освящен епископом Нафанаилом и подписан митрополитом Серафимом; в боковых – освящены епископом Никанором и подписаны Серафимом.
В старом храме св. вмч. Георгия с приделом Троицы и св. Николая вся живопись старинная, хорошей работы. Многие старинные иконы вынесены из сгоревшей церкви по одному сказанию, а по другому – взяты из упраздненной церкви св. Георгия, существовавшей будто бы в 15 верстах от Осьмина в сельце Медвежи Лугского уезда.
К старинным предметам относятся царские врата, помещенные в ряду местных икон, и иконы Смоленской Божией Матери и Николая чудотворца. Есть еще резная, особенно уважаемая икона св. Параскевы, вышиною в 1 арш. 6 верш. За правым клиросом в резном вызолоченном киоте есть образ св. ап. Петра и Павла. В Георгиевском храме антиминс главного престола освящен епископом Смарагдом и подписан митрополитом Серафимом; в Троицком приделе – освящен и подписан Нафанаилом, в Никольском – освящен епископом Григорием и подписан митрополитом Серафимом.
В том храме замечательны: небольшой серебряный потир, с государственным гербом в нижней части; оловянные старинные сосуды; оловянная дарохранительница с вылитыми четырьмя евангелистами, тяжелая и довольно большая; люстра желтой меди, массивная, с государственным гербом и малого формата Евангелие 1701 г. – все эти предметы принадлежали, говорят, царевичу Алексею Петровичу; колокол с надписью: «Gloria in excelsis Deo Domini auxilio me fecit Anton Wilens 1651».
В писцовой книге 1675-76 гг. прежде бывшая Георгиевская церковь описана следующим образом: « Село Осьмино на реке Сабе, а в нем церковь Страстотерпца Христова Георгия, древена… да у церкви колокольня на осьми столбах, верх шатровой, а на ней два колокола, один три пуда, а другой в полтора пуда, клепало железное в два пуда. Церковь и церковная утварь строение мирское, приходских людей…».
Документы церкви: план и межевая книга 1785 г., план и межевые книги сенного покоса, план и межевые книги пустоши Большой Перелог, план и межевые книги пустоши Второй Перелог в 400 дес., указ Иова, митрополита Новгородского и Великих Лук, от 12 января 1709 г. на имя старосты церковного Игнатия Парфеньева и приходских людей о дозволении освятить вновь отстроенную церковь и о выдаче антиминса; метрические книги хранятся с 1810 г.
Причт состоит из священника, псаломщика и просвирни. До штатов причт пользовался доходами за требы и ругою по четверику ржи и ячменя с каждого дома и в виде хлеба или «курца», который давался в каждом доме после служения молебна. С утверждением штатов остались только плата за молебны в Пасху и в сельские праздники. По штатам причт отнесен к 3 классу и назначено ему 460 руб. в год.
Приход состоит из 14 деревень; всех прихожан муж. пола 1442 души, жен. пола 1495. Прихожане кроме хлебопашества занимаются мелкою торговлею в окрестностях, извозом, сбытом льна, скота и леса, набивкою крестьянского холста, продажею рыбы, выделкою овчин, ловлею рыбы. Школа в селе Осьмине одна, министерская, открыта 1 сентября 1881 г. Попечительство учреждено в 1872 г.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 10, 1885 г.