ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Черкес-Кермен, урочище. Неизвестная церковь.

Храм Донаторов


Черкес-Кермен, урочище. Неизвестная церковь
Церковь. Не действует.  
Год постройки:приблизительно 1300 - 1400.
Адрес:
Республика Крым, Бахчисарайский р-он, с. Красный Мак

Координаты: 44.611507, 33.726932
Проезд:Автобус Бахчисарай - Красный Мак, далее пешком почти до Эски-Кермен, через ворота частного хозяйства по соседней балке до разветвления, 100 метров вправо и затем в гору влево (есть отчетливая тропа). На своем автомобиле можно доехать до ворот частного хозяйства
Вопрос модератора:Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм.



Неизвестная церковь, , Черкес-Кермен, урочище, Бахчисарайский район, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
20 августа 2004
Неизвестная церковь, , Черкес-Кермен, урочище, Бахчисарайский район, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
20 августа 2004
Неизвестная церковь, , Черкес-Кермен, урочище, Бахчисарайский район, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
20 августа 2004



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 октября 2006

"Храм Донаторов" находится в верховьях балки Черкес-Кермен. Храм получил свое условное название по сюжету росписей, изображающих семью донаторов, или ктиторов, церкви. Церковь подпрямоугольней формы, размерами 5,1х3,2х2,5м. Апсида подковообразная (1,5х1,8х2,2м), расположена не по центру наоса, но смещена к югу. К апсиде примыкает синтрон шириной 0,22м, высотой до 0,45м, в который "встроен" престол трапециевидной формы высотой 0,65м, шириной до 0,55м. В северной стене вырублены две ниши 0,59х0,5x0,14м нижняя и 0,66х0,54 х 0,18м верхняя. По мнению Н.Репникова, одна из них - жертвенник. К востоку от последней есть еще одна ниша 0,37х0,3 х 0,19м. В южной стене на высоте 0,52м находится сиденье. Апсида отделялась от наоса алтарной преградой, сохранившейся на высоту до 0,35м. По предположению О. Домбровского, в позднее время алтарная преграда была наращена иконостасом. По центру алтарной преграды, в месте царских врат, вырублены ступеньки, ведущие в алтарь. Наос храма прямоугольный. По его периметру расположена скамья 0,32х0,3м.

Северная стена вырублена двумя аркосолевидным углублениями. Здесь, в скамье, имеется небольшое углубление, возможно, для деревянных конструкций. На стыке северной и западной стен также есть аркосолевидная вырубка. В южной стене, в восточной части, вырублено окно, размерами 0,46 х 0,58м. В юго-западной половине - дверной проем шириной 1,7м. Потолок северной части в виде полукоробового свода. По мнению Н.Репникова, здесь была скальная колонна, основание которой сохранилось в полу. Остальной потолок плоский. Храм был расписан фресками. Приводим их описание по Н.Репникову: "Изображение на синем фоне. В апсиде над престолом Христос младенец в чаше, по бокам 5 святителей в крещатых облачениях, со свитками в руках и архидиакон с кадилом. В конхе - поясной Деисус. На потолке впритык с алтарным полукружием - Благовещение. За ним по потолку композиции Крещения и Сретения. По своду северной части потолка в пышном орнаментальном узоре в 5 медальонах поясные фигуры. Из них сохранились с изображениями Ермолая, Пантелеймона, апостолов Петра и Павла. На остальном участке этой части потолка композиции мучения Федора Стратилата перед царем и усекновение главы его. На северной стене в западном аркосолии незначительные остатки фигур Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского в рост в воинском наряде с фрагментом малой фигуры между ними. В восточном аркосолии, по-видимому, остатки конной фигуры (копыта коня). По закрайкам аркосолии пышно орнаментированы узором и вязью надписи.

В пространстве между дугами медальоны с бюстами святых. На простенке у алтарной преграды поясные изображения двух мучениц, ниже орнаментальное полотенце. На тяге потолка мученик в княжеском одеянии и преподобный в рост. В узком аркосолии западной стены фрагменты композиции, представляющей "донаторов". По середине остатки фигуры в рост в богатом красном одеянии. Лицо молодое, с остроконечной бородкой, в нимбе. Остаток окончания надписи имени ДINOC с несомненностью устанавливают мученика Анкиндина, державшего в правой руке большой процветший крест, около которого OQ(VOIVIOS). Справа поясная женская фигура в монашеском одеянии, правая рука наискось груди. Слева от Анкиндина бородатая фигура, от которой сохранилась верхняя часть. На голове шапка с матерчатым верхом и меховой опушкой, на уши спускаются матерчатые тесемки белого цвета с кисточками на концах. Правая рука наискось груди. Над головой остатки надписи ВОН справа TV. Рядом с этой фигурой остатки женской в красноватой одежде с короткими по локоть рукавами. Исподняя одежда белая. На голове остроконечный кокошник с эспри, в ушах серьги, сбоку надпись EKOIMHTV (почила, упокоилась). Аркосолии с помянутыми изображениями по закрайку орнаментирован. Арка его с правой стороны покоится на колонке, верх которой оканчивается капителью с маскароном в виде головы чудища.

Стиль росписи храма высокого мастерства столичного художника". О. Домбровский не согласился с рядом трактовок изображений: а) вместо Анкиндина он предположил Христа, на этом настаивал и Н.Эрнст; б) отрицал изображение Георгия Победоносца в западном аркосолии северной стены; в) считал, что изображение "мучений Федора Стратилата" более позднее, однако никаких аргументов не приводил. С мнением о разновременности изображений трудно согласиться, однако исключить факт подновления фресок нельзя. О.Домбровский считал, что храм был связан с Черкес-керменом. На наш взгляд, это маловероятно. Для сельской церкви данный памятник слишком труднодоступен и замаскирован, что, кстати, и позволило сохранить его росписи. Вероятно, прав был А. Якобсон, считавший церковь частью небольшого монастырька (скита). Расположение храма и его росписи подтверждают данную гипотезу. В данном случае перед нами распространенный в Византии пример, когда на средства состоятельных ктиторов основывается монастырь, являющийся их фамильной усыпальницей. В пользу этого говорит и наличие всего одного, максимум двух (если верно предположение Н.Репникова) мест захоронений. Вероятно, рядом с церковью имелись какие-то наземные сооружения: перед входом в храм и на площадке видны гнезда для установки деревянных конструкций. В вопросе о датировке памятника следует согласиться с мнением Н.Репникова, по крайней мере, относить храм "Донаторов" ко времени ранее середины XIV в. нет оснований.

А.Г.Герцен, Ю.М.Могаричев С сайта http://cave-town.iatp.org.ua/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  22 марта 2020

Донаторов пещерная церковь (X-XV в.в.) вырублена в скалистом мысу, разделяющем верховье ущелья на два коротких рукава. Вероятно, была каким-то образом связана с находящимися недалеко замком "Кыз-Куле" и пещерным городом "Эски-Кермен". Из северного рукава ущелья по крутому скалистому склону к памятнику ведет лестница, высеченная в скале. Имеет прямоугольный план, входной проем и единственное окно - с южной стороны. Вдоль западной и северной стен тянется каменная скамья. В XII-XIV в.в. интерьер в несколько этапов был расписан фресками, остатки которых сохранились и являются уникальным памятником средневековой художественной культуры Крыма.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Иллюстрированный справочник-каталог., http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua2/pamyatniki_ua2_708.html



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.