ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Николо-Малица. Николаевский Малицкий мужской монастырь.

Николо-Малицкий мужской монастырь


Николо-Малица. Николаевский Малицкий мужской монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Между 1584 и 1595.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Тверская обл., Калининский р-н, с. Николо-Малица, ул. Школьная, д. 17 (на окраине Твери)

Координаты: 56.874166, 35.799186
Проезд:Автобус №233 (пос. Эммаус-Николо-Малица)



Существующие постройки монастыря:

Утраченные постройки:

До разрушений советского времени монастырь представлял собой один из наиболее ценных архитектурных ансамблей русской провинции. В 1751-1760-х монастырь, существовавший с XVI в., был полностью перестроен на средства М.Е. Шуваловой под руководством архитектора П.Я. Плюскова, ученика Д.В. Ухтомского, и стал одним из первых ансамблей в стиле барокко за пределами столицы. За образец планировки был взял комплекс Приморской пустыни под Санкт-Петербургом, в решении комплекса также сказывалось влияние Смольного монастыря. Построенный Плюсковым барочный собор стал важным образцом для последующего церковного строительства в регионе. В 2000-2010-х годах вместо воссоздания нарушенного ансамбля был сделан выбор в пользу строительства в новой, неовизантийской стилистике.

Подробнее см.: История русского искусства. - В 22 т. - Т. 13: Искусство провинции второй половины XVIII века / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: Государственный институт искусствознания, 2023. С. 302.



Сортировка:

Николаевский Малицкий мужской монастырь, Северо-восточная башня<br>, Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Северо-восточная башня
Илья Смирнов
5 июня 2019
Николаевский Малицкий мужской монастырь, , Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Игорь В. Полякофф
12 января 2011
Николаевский Малицкий мужской монастырь, , Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2003
Николаевский Малицкий мужской монастырь, , Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2003
Николаевский Малицкий мужской монастырь, , Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1993
Николаевский Малицкий мужской монастырь, Галерея трапезного корпуса<br>, Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Галерея трапезного корпуса
Сергей Меркулов
23 февраля 2023
Николаевский Малицкий мужской монастырь, , Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Илья Смирнов
5 июня 2019
Николаевский Малицкий мужской монастырь, Братский корпус<br>, Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Братский корпус
Артёмов Артём
22 сентября 2006
Николаевский Малицкий мужской монастырь, Братский корпус<br>, Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Братский корпус
Артёмов Артём
22 сентября 2006
Николаевский Малицкий мужской монастырь, Братский корпус<br>, Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Братский корпус
Артёмов Артём
22 сентября 2006
Николаевский Малицкий мужской монастырь, , Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Илья Смирнов
5 марта 2021
Николаевский Малицкий мужской монастырь, , Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
24 октября 2015
Николаевский Малицкий мужской монастырь, Юго-западная башня<br>, Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Юго-западная башня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
24 октября 2015
Николаевский Малицкий мужской монастырь, , Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
24 октября 2015
Николаевский Малицкий мужской монастырь, , Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
24 октября 2015
Николаевский Малицкий мужской монастырь, Братский корпус<br>, Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Братский корпус
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
29 июня 2012
Николаевский Малицкий мужской монастырь, Звонница и братский корпус<br>, Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Звонница и братский корпус
Артёмов Артём
22 сентября 2006
Николаевский Малицкий мужской монастырь, Братский корпус<br>, Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Братский корпус
Артёмов Артём
22 сентября 2006
Николаевский Малицкий мужской монастырь, Часовня в братском корпусе<br>, Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Часовня в братском корпусе
Артёмов Артём
22 сентября 2006
Николаевский Малицкий мужской монастырь, На месте бывшего Спасского собора ныне стоит крест<br>, Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
На месте бывшего Спасского собора ныне стоит крест
Артёмов Артём
22 сентября 2006
Николаевский Малицкий мужской монастырь, Братский корпус<br>, Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Братский корпус
Артёмов Артём
22 сентября 2006
Николаевский Малицкий мужской монастырь, Братский корпус<br>, Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Братский корпус
Артёмов Артём
22 сентября 2006
Николаевский Малицкий мужской монастырь, Братский корпус<br>, Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Братский корпус
Артёмов Артём
22 сентября 2006
Николаевский Малицкий мужской монастырь, Братский корпус<br>, Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Братский корпус
Артёмов Артём
22 сентября 2006
Николаевский Малицкий мужской монастырь, Братский корпус<br>, Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Братский корпус
Артёмов Артём
22 сентября 2006
Николаевский Малицкий мужской монастырь, Братский корпус<br>, Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Братский корпус
Артёмов Артём
22 сентября 2006
Николаевский Малицкий мужской монастырь, , Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Артёмов Артём
22 сентября 2006
Николаевский Малицкий мужской монастырь, Братский корпус<br>, Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Братский корпус
Артёмов Артём
22 сентября 2006
Николаевский Малицкий мужской монастырь, Литография. 1880-е годы.<br>, Николо-Малица, Калининский район, Тверская область
Литография. 1880-е годы.
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Артёмов Артём  27 сентября 2006

Николаевский Малицкий монастырь имеет древнюю и чудесную историю. Он был основан между 1584-1595 гг. в царствование царя Федора Ивановича на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы, огибавшей монастырь с севера и запада и впадавшей в реку Межурку – приток Волги. Название «Малицкий» должно было так же отличать этот монастырь от другого близлежащего Никольского монастыря, который находился до литовского разорения начала XVII в. на Мытицком ручье и называвшийся поэтому – «на Мытище». И вот здесь, окруженный почти со всех сторон высоким густым сосновым лесом располагался этот монастырь. Даже только его внешний вид переносил мысль всякого приезжего богомольца к векам, давно минувшим: когда ревнители благочестия и монашеских добродетелей – нестяжания, послушания и девства – оставляли города и веси, небоязненно селились в дремучих лесах, в соседстве с дикими зверями, для того, чтобы без всяких развлечений пещись о спасении души.

Сначала обитель была очень бедная.После Смутного времени молитвами и трудами немногочисленной братии жизнь на Малице стала постепенно устраиваться. Сюда потянулись люди, рядом возникла слобода. Безмятежная, хотя и убогая, жизнь монастыря продолжалась до 1675 г., когда от сильного пожара вся обитель сгорела. Но Господь, по молитвам преподобных отцов, не оставил иноков в такой скорби без утешения: среди пепла и песка была обнаружена икона святителя Николая Чудотворца, чудесным образом уцелевшая в столь сильном пожаре. Хотя задняя сторона иконы была обожжена, лик святителя остался неповрежденным. Икона имеет размер 24,5 х 20 см., написана по наклеенному на доске холсту, по сторонам лика Святителя – небольшие изображения святых благоверных князей Бориса и Глеба. Такое чудо привело в радость все городские сословия Твери, как об этом пишет летописец, которые решили возродить обитель.

В 1676 г. на пожертвования тверского дворянина, стольника Григория Дмитриевича Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви был построен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя теплыми приделами: святителя Николая и иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия. Восстановлены братские келии и службы в монастыре. Во второй половине XVIII в. в монастыре началось капитальное каменное строительство. Начало этому положило так же чудо от образа Святителя. В дни коронационных торжеств 1742 г. графиня Мавра Георгиевна Шувалова, состоявшая в свите императрицы Елизаветы Петровны, по дороге из Петербурга в Москву серьезно заболела и вынуждена была остановиться в подмонастырской Малицкой слободе. Графиня ждала ребенка, и доктора, не находя действенных средств лечения, опасались за жизнь обоих. Узнав о Чудотворном образе Святителя, графиня попросила принести его к своей постели и отслужить молебен, прося о помощи и обещая перестроить монастырь. Вскоре после молебна она выздоровела, доехала до Москвы и родила сына, который в честь Угодника Христова был назван Николаем. Во исполнение данного графиней Шуваловой обета с 1751 г. начались работы по каменной отстройке монастыря в стиле барокко. По плану реконструкции территория монастыря стала иметь вид четырехугольника длиной 138,5 м, шириной 85 м, обнесенного каменной стеной с четырьмя башнями по углам. В ее центре располагался перестроенный Спасский собор в виде усложненного греческого креста с приделом святителя Николая и ризницей. К востоку от соборного храма вырос братский корпус. В южной части монастыря находились настоятельские покои. Над Святыми вратами возвели двухъярусную колокольню, а по сторонам – церкви Покрова и Петра Афонского. В одной из них была мозаичная икона работы М.В. Ломоносова.

К началу ХХ в. обитель имела статус заштатного необщежительного монастыря с числом братии 8-10 человек и располагала обширной хозяйственной инфраструктурой. С 1862 г. в память избавления Твери от холерной эпидемии (1860/61 гг.) чудотворная икона святителя Николая ежегодно 9 мая по ст.ст. крестным ходом переносилась из монастыря сначала в Знаменскую церковь г. Твери (на месте областной библиотеки им. Горького), а с 1901 г. – в Никольскую церковь в Капустниках (на современной пл. Революции) и оставалась там до 1 июня, когда икону святого торжественной процессией с сотнями хоругвей доставляли обратно в монастырь. Все это благолепие после революционных бурь ХХ в. оказалось утрачено.

В 1920-е гг. новые власти поставили вопрос о закрытии монастыря, началось его расхищение и медленное уничтожение. Активное участие в этом проявляли сами местные жители. Судьба большинства братии сегодня неизвестна. Но ясно, что обитель дала свой священный плод в сонм новомучеников и исповедников Российских. В деле Иосифа Ивановича Ярового-Яропольского, арестованного в Калинине 16 октября 1937 г., читаем: «Место рождения – село Славинка Харьковской области. Профессия – служитель культа. Место служения – Николо-Малицкий монастырь». 23 февраля 1938 г. отец Иосиф был приговорен к трем годам ссылки по статье 58-10 УК РСФСР и отправлен по этапу в Северный край, в возрасте 77 лет. В боях октября-декабря 1941 г. монастырь был почти полностью разрушен. После войны стала налаживаться мирная жизнь, вот только места для монашеской молитвы в ней уже не нашлось. Некоторые члены колхоза «Нива» заняли келии уцелевшего братского корпуса. В чудом сохранившихся соборных стенах хранили рожь. При начавшемся восстановлении жилья стали использовать кирпичи монастырских строений: так погиб монастырь. Стерты с лица земли и все монастырские захоронения. Только на старом кладбище можно еще найти могилу последнего иеромонаха обители отца Серафима. Три года назад в северном крыле зияющего пустыми глазницами окон братского корпуса бывшего монастыря усилиями прихода блаженной Ксении Петербуржской была оборудована небольшая часовня. Обретена древняя чудотворная икона Святителя Николая. Теперь пришло время возрождать и монашескую жизнь. Богу нашему слава. Теперь монастырь снова восстанавливается. Постоянно происходят Богослужения. Недавно в монастыре была возведена звонница.

Статья с сайта Тверской епархии tver.eparhia.ru


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  3 марта 2019

Николо-Малицкий монастырь (официальное название – Николаевский Малицкий мужской монастырь) – православная обитель в деревне Николо-Малица, вблизи северо-западной границы города Твери, основанная в конце XVI века. В советское время монастырь был закрыт и почти полностью разрушен, возрожден в начале 2000-х г.г.

История монастыря уходит своими корнями в XVI век. Основанный на пустоши Шевякова между 1584 и 1595 г.г. во времена царствования Федора Ивановича, он получил свое название от речки Малицы, впадавшей в Межурку, приток Волги, и огибавшей обитель с севера. Со всех сторон монастырь был окружен сосновым лесом, частично сохранившимся до наших дней.

Первое время обитель была бедна. В смутное время она подверглась разорению от поляков, но постепенно трудами и молитвами немногочисленной братии начала возрождаться. Согласно данным тверских писцовых книг за 1627, 1628, 1685 г.г., хранящихся в Государственном архиве Тверской области, владения Николаевского Малицкого монастыря в XVII веке заметно расширились – вероятно, к нему были приписаны монашеские обители и земли, запустевшие в Смутное время. Тогда же рядом с монастырем возникла Малицкая слобода.

Изначально монастырь был посвящен святителю и чудотворцу Николаю, что имело для всей его истории важнейшее значение. В архиепископе Мир Ликийских, которого на Руси называли Угодником Божиим, видели само воплощение святости. Близость к Большой Московской дороге, пролегавшей южнее монастыря, привлекала к нему купцов, заезжавших сюда помолиться Николаю Угоднику, покровительствующему путешественникам, и порой делавших ценные вклады.

В 1675 г. во время сильного пожара монастырь сгорел дотла, спасти не удалось почти ничего. Но на пепелище монахи нашли неповрежденный образ небесного покровителя обители – Николая Угодника. Обгорела только задняя сторона иконы, лик святого остался нетронутым. Чудо, по сообщению летописца, обрадовало всех жителей Твери, было решено всем миром возродить обитель.

В 1676 г. на пожертвования Григория Дмитриевича Овцына, тверского дворянина и царского стольника, вместо уничтоженной пожаром деревянной церкви был выстроен каменный пятиглавый храм в честь Всемилостивого Спаса с теплыми приделами: святого Николая Чудотворца и иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Остальные строения были возведены из дерева, вокруг монастыря построили деревянную ограду. В монастыре возобновились службы. В 1683 г. скончался Г. Д. Овцын и, согласно завещанию, был погребен в Николо-Малицком монастыре рядом с Соборной церковью напротив придела иконы Богородицы «Одигитрия».

В 1742 г., в дни торжеств по случаю коронации Елизаветы Петровны, ближайшая подруга императрицы, статс-дама ее двора графиня Мавра Егоровна Шувалова, серьезно заболела во время следования по дороге из Петербурга в Москву и была вынуждена сделать остановку в Малицкой слободе. Доктор, знавший о том, что графиня ждет ребенка, не находил действенных средств лечения и опасался за жизнь обоих. Узнав о находившемся в Николо-Малицком монастыре чудотворном образе Святителя, графиня попросила, чтобы святыню доставили к ее постели и отслужили молебен. Она молила Николая Чудотворца о помощи и обещала перестроить деревянный монастырь в каменный. Вскоре после молебна наступило выздоровление, графиня благополучно доехала до Москвы, где родила сына, назвав его в честь Угодника Христова Николаем. Николаевский Малицкий монастырь с тех пор приобрел особое покровительство, ведь ставший его ктитором Петр Иванович Шувалов, супруг Мавры Егоровны, был генералом-фельдмаршалом, сенатором, президентом военной коллегии, являясь фактическим руководителем правительства императрицы. Во исполнение обета, данного графиней Шуваловой, с 1751 г. в монастыре началось каменное строительство в стиле «петровского» барокко, все работы велись на средства Петра Ивановича и Мавры Егоровны Шуваловых.

После реконструкции территория Малицкого монастыря приобрела вид четырехугольника 138,5 x 85 метров, обнесенного каменной оградой с башнями по углам, завершенными восьмиугольными деревянными куполами, увенчанными шпилями. К началу ХХ века ограду, башни и остальные каменные постройки обители покрыли железом. В одной из башен в восточной части монастырской стены была устроена келья. В центре монастыря стоял перестроенный Спасский собор, в плане имевший вид усложненного греческого креста, с двумя приделами – святителя Николая Чудотворца и святых праведных Захарии и Елизаветы. Восточнее соборного храма появился братский корпус. В южной части монастырской территории располагались настоятельские покои. Святые врата были надстроены двухъярусной колокольней, по сторонам от них построены церкви преподобного Петра Афонского и Покрова Пресвятой Богородицы. На колокольне было шесть колоколов, самый древний из которых датировался 1687 годом и весил 14 пудов, самый тяжелый колокол весом 126 пудов был отлит в 1743 г. и пожертвован обители графом и графиней Шуваловыми. В 1891 г. на монастырскую колокольню подняли новый колокол, отлитый на колокольном заводе Самгина в Москве и имевший вес 293 пуда. В целом именно во второй половине XVII в. Николо-Малицкий монастырь превратился в цельный архитектурный ансамбль. В первой половине XVIII в. здесь был посажен фруктовый сад.

Мавра Егоровна Шувалова скончалась 9 (20) июня 1759 г. и по завещанию была похоронена в склепе под южным приделом Спасского собора, в храме у святых ворот погребены ее сын и другие родственники. Среди семейных реликвий, переданных Шуваловыми в дар монастырю, были предметы большой культурной и исторической ценности разного времени.

Ежегодно с 1862 г. 9 мая (по ст. ст.) проходил крестный ход с иконой святого Николая Чудотворца в память избавления Твери от свирепствовавшей в 1860–1861 .гг. эпидемии холеры, в котором участвовали жители ближайших деревень и города Твери. Чудотворную икону переносили из Николо-Малицкого монастыря в Знаменскую церковь Твери, а с 1901 г. – в церковь Николая Чудотворца в Капустниках.

За пределами основной монастырской территории также имелись постройки, принадлежавшие обители. На северной стороне к теплому храму была пристроена каменная часовня, где стоял старинный иконостас с «древними» иконами. Еще одна часовня была выстроена в 800 м от монастыря, вблизи дороги на Санкт-Петербург, при ней имелись монашеская келья и деревянный сарай.

В 1886 г. открылась Николо-Малицкая церковно-приходская школа с четырехгодичным курсом обучения, где преподавали два учителя. По данным на декабрь 1916 г., в школе проходили обучение 38 мальчиков и 38 девочек из Николо-Малицкой слободы и деревень Старое Каликино, Новое Каликино, Брянцево, Сакулино, Черкассы. Деревянное, крытое железом здание школы отапливалось двумя голландскими и одной русской печами. Закон Божий преподавал настоятель Николаевского Малицкого монастыря архимандрит Даниил.

В 1901 г. рядом с обителью и на ее средства было построено здание церковно-приходского училища.

К началу ХХ столетия монастырь располагал многочисленными хозяйственными постройками, на его территории размещались изба для рабочих, баня, хлебный амбар, погреб, два сарая для лесоматериалов и дров, конюшня, сарай для телег, каретный сарай. За монастырской оградой также располагались принадлежавшие монастырю постройки: скотный двор с двумя избами, сараи для соломы и сена, рига с крытым гумном. Во владении обители находились мукомольная двухпоставная мельница на реке Малица в 2-х верстах от монастыря, свыше 520 десятин сенокосных, пахотных и лесных угодий. Только лесная дача монастыря имела площадь более 290 десятин. Кроме того, владения монастыря находились в пустошах: Рогачеве и Предтеченской (вблизи Предтеченской церкви Твери). Пахотную землю обрабатывали наемные рабочие. Мельница, пустоши и сенокосы сдавались в аренду. Из вышеперечисленного видно, что Николо-Малицкий монастырь вел активную хозяйственную деятельность, что было обусловлено его статусом. Обитель принадлежала к числу заштатных особножительных монастырей, поэтому была более зависима от изменений в экономической и общественной жизни России.

Перемены в Тверской губернии, произошедшие с началом Первой мировой войны, не обошли стороной и Малицкий монастырь. С сентября 1915 по август 1917 гг. в конюшнях и помещениях обители размещалось четвертое отделение Рижского общего конского запаса. На постое находилось от 40 до 240 человек ежедневно, за месяц здесь содержалось до 4 800 человек. С конца XIX в. до 1918 г. численность монастырской братии составляла от 8 до 10 человек. На начало 1918 г. штат монастыря состоял из настоятеля, четырех иеромонахов (один из которых исполнял должность казначея), двух иеродиаконов, одного монаха и двух послушников.

В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г. монастырь продолжал вести хозяйство. 20 июля 1918 г. игумен Николо-Малицкого монастыря был уведомлен Брянцевским волостным исполкомом о том, что монастырь обязан уплатить в семидневный срок единый чрезвычайный продовольственный налог в сумме 1 000 рублей. Менее чем через полгода, 5 декабря 1918 г. от властей поступило еще одно уведомление об уплате налога в сумме 4 000 рублей.

Братия предпринимала попытки реорганизовать обитель в сельхозартель, однако разрешения на это не получила. Монахи не сразу оставили монастырь, какое-то время они проживали здесь как частные лица. Собор и другие постройки были отобраны, до 1929 г. действующей оставалась только Покровская церковь. Точная дата полного закрытия монастыря на данный момент остается неизвестной, это случилось, предположительно, в период 1929–1933 г.г. Неизвестной остается и судьба большинства братии. Ясно только, что обитель пополнила число новомучеников и исповедников российских.

После завершения церковной жизни помещения монастыря использовали под склады, общежития, Дом культуры. На его территории даже стали хоронить мирских людей.

Во время Великой Отечественной войны по деревне Николо-Малица проходила линия фронта, здесь шли кровопролитные бои за Октябрьскую железную дорогу. Большая часть архитектурного ансамбля Николаевского Малицкого монастыря была уничтожена немецкой бомбежкой: разрушены два храма, трапезная, колокольня, настоятельский корпус, большие повреждения получил собор. Сгорело и большинство малицких домов. Многие из вернувшихся сюда жителей остались без крова. Некоторые члены расположенного рядом колхоза «Нива» заняли кельи уцелевшего братского корпуса. В чудом сохранившихся стенах собора хранили рожь. Для обустройства своих домов люди использовали доски, двери, рамы – все, что было можно разобрать из монастырских строений.

В 1954 г. был взорван последний храм на территории монастыря – Покровский. От некогда величественного монастырского ансамбля остался только братский корпус, в нем располагалось общежитие для местных колхозников. В 1980-е г.г., после того, как колхозникам было предоставлено жилье, здание пустовало, с крыши сняли черепицу, вынесли окна и двери. К началу 1990-х г.г. от братского корпуса остался лишь кирпичный остов. Землю исторической территории бывшего Николо-Малицкого монастыря стали раздавать под индивидуальное жилищное строительство.

Начало возрождению монастыря положил игумен Юстиниан, первый настоятель возвращенной верующим в 1992 г. церкви Вознесения Господня в центре города Твери, ныне архиепископ, взявшийся вместе с прихожанами наводить порядок на монастырской территории. В Светлое Христово Воскресение 1 мая 1994 г. у стен полуразрушенного братского корпуса установили поклонный крест, игумен Юстиниан отслужил возле него молебен – первый после полувекового перерыва.

В конце 1990-х г.г. Тверской Союз православных мирян под руководством Сергея Дмитриева, являвшегося в ту пору депутатом Тверской Гордумы, приступил к восстановлению совершенно заброшенного братского корпуса. Сначала восстановили северную часть здания, в 2001 г. здесь была устроена часовня, освященная во имя святителя Николая.

На заседании епархиального совета 14 июля 2005 г. было рассмотрено обращение жителей Николо-Малицы к архиерею и принято решение назначить клирика собора Белая Троица иеромонаха Бориса ответственным за восстановление Николо-Малицкого монастыря. Первым делом часовня была преобразована в домовую церковь. Уже 20 августа в ней была совершена первая Божественная литургия. С тех пор богослужения в домовой церкви стали совершаться каждую субботу. В октябре 2005 г. силами неравнодушных людей территория монастыря была обнесена забором, к весне 2006 г. на территорию провели электричество. В том же году была зарегистрирована церковная община, благодаря статусу юридического лица появилась возможность организовать целенаправленный сбор средств и работы по воссозданию обители.

От идеи восстановления монастыря в прежнем виде пришлось отказаться. По мнению искусствоведов и историков, архитектурный ансамбль Николаевского Малицкого монастыря ко времени его упразднения включал в себя разностильные строения, складывавшиеся с конца XVII до начала ХХ вв. Полного описания и результатов обмера большинства разрушенных зданий не сохранилось.

В ту пору будущий настоятель монастыря побывал на Афоне и его не оставляло желание перенести частичку святогорского благочестия на тверскую землю. После долгих размышлений за основу первого монастырского храма было решено взять храм Святого Пояса Богородицы Ватопедского монастыря, размеры которого примерно совпадали с размерами церкви Покрова Пресвятой Богородицы Николо-Малицкого монастыря.

К середине 2008 г. архитектором Михаилом Будкиным был разработан проект будущего храма с использованием опубликованных планов церкви в Ватопеде. 4 сентября того же года состоялась торжественная закладка церкви в присутствии архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, который совершил молебен.

В конце 2008 г. игумен Борис, ставший к тому времени наместником действующего Николаевского Малицкого монастыря, поселился в обители. Богослужения в монастыре с тех пор стали проводиться ежедневно. К этому времени был восстановлен братский корпус, построено здание трапезной, на втором этаже которой устроены кельи. В ноябре 2009 г. над куполом Покровской церкви был установлен крест. В мае 2010 г. завершилось строительство колокольни, вскоре была построена каменная ограда с четырьмя башнями. На средства благоустроителей в городе Бежецке были отлиты 15 колоколов.

1 июня 2012 г., в день Святой Троицы, в полностью построенной Покровской церкви была отслужена божественная литургия. Ранее, в 2010 г., по благословению архиепископа Виктора, из собора Белая Троица в Николо-Малицкий монастырь была возвращена главная святыня – чудотворный образ Святителя Николая.

http://www.bankgorodov.ru/sight/nikolaevskii-malickii-monastir


Марина Зуйкова  22 июля 2019

Весной 2016 года по восточной стороне Николаевского Малицкого мужского монастыря было начато строительство нового братского корпуса. 29 октября 2017 года после богослужений братия и прихожане имели радость присутствовать на установке купола и креста на главку домовой церкви братского корпуса, церкви в честь Преподобных Отцов, во Святой Горе Афонской просиявших. Молебен и освящение креста совершил настоятель обители игумен Борис (Тулупов). Все было подготовлено и четко организовано – купол в мгновение ока взлетел и накрыл главку церкви. Крест поднимался на купол под пение всеми присутствующими «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…». Вот и свершился еще один важный этап в возрождении поруганной святыни.

По материалам сайта Николаевский Малицкий мужской монастырь


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  6 марта 2025

Николаевский Малицкий мужской монастырь расположился в уютном и живописном местечке в семи километрах от Твери и к югу от дороги на Санкт-Петербург. Дату основания монастыря историки приписывают к временному промежутку между 1551 и 1554 годами. Не дошло до наших дней и подлинное имя первого монаха, который добровольно поселился здесь, вблизи речки Малицы, чтобы предаться отшельническому служению Господу. В первые десятилетия своей истории Малицкая обитель представлялась весьма бедной, поэтому набожный и благочестивый христианин и Великий князь всея Руси Федор Иоаннович неоднократно выделял для пользования братии окрестные земли, чтобы монахи могли заниматься приусадебным хозяйством. Но, несмотря на дары правителя, долгие годы обитель вела более чем скромный быт, мужественно переживая суровые времена тяжелых болезней и массового голода.

Изменилось непростое положение малицких монахов в период восхождения на государев престол Михаила Романова, который причислил к Николаевскому Малицкому монастырю земли Тверского Воздвиженского монастыря и Николаевской Мытицкой обители, уничтоженной поляками в 1610 году. Со временем вокруг монастырского ансамбля активно появлялись жилые постройки, паломники и местные крестьяне охотно оставались здесь жить, образовалась Малицкая слобода. Настоятелей монастыря стали производить в игумены. В 1763 году Архиепископ Тверской Иоасаф, высоко оценивая вклад обители в духовное просвещение прихожан, пожаловал Малицкому монастырю напрестольный крест с 42 частицами святых мощей, ставший одной из самых ценных святынь Тверской земли того времени.

Лето 1675 года стало поистине судьбоносным для истории монастыря. Буквально за считанные минуты на глазах братии из-за сильного пожара дотла сгорела деревянная церковь, а вслед за нею все хозяйственные постройки и большая часть монастырского имущества. Когда пожар невероятными усилиями удалось укротить, братья и иноки в отчаянии и скорби пришли на пепелище для совершения молебна. И к великому удивлению и всеобщей радости, при разборе последствий бедствия в куче золы и песка была обнаружена чудом сохранившаяся икона Святителя Николая Чудотворца, совершенно не тронутая огнем с лицевой стороны, и лишь подгоревшая с тыльной. 

Среди всех благотворителей той эпохи следует вспомнить имя царского стольника Григория Овцына, который в честь произошедшего чуда на свои личные сбережения подрядил бригаду ярославских каменщиков, которым поручил в короткий срок возвести на месте сгоревшей церкви просторный каменный храм. Команда строителей письменно обязалась «делать ту церковь мастерски, твердо и крепко без хитрости, чтоб половняку кирпичу и тройнику в стенах не класть, для своего поспешения и лености; никакой порухи не учинять, ров копать и сваи бить, подошва твердить натвердо»…

Зодчие сдержали обещание, и в 1675 году пятиглавая соборная во имя Всемилостивого Спаса церковь благородно возвысилась над малицкими постройками и имела два придела — во имя Святителя Николая и Пресвятой Богородицы Одигитрии. Примечательно, что в архитектурном плане она создавалась по образу знаменитого храма Преображения Господня в Московском дворце Великого Князя, а главы, кресты и колокольня были обиты белой листовой жестью, свечение от которой в лучах восходящего солнца становилось настолько ярким и живописным, что было заметно издалека. Щедрый меценат Г.Овцын так полюбил монастырскую землю, что завещал родным похоронить его на территории обители, что и произошло в апреле 1683 года.

Николаевский Малицкий мужской монастырь год от года расширялся, креп и становился все более известным в народной молве, привлекая множество путешественников и паломников. Однако самое масштабное строительство и укрупнение монастырского комплекса произошло после 1751 года и было связано с невероятными событиями и известными историческими именами.

В 1742 году ближайшая подруга и наперсница будущей императрицы Елизаветы Петровны, графиня Мавра Егоровна Шувалова по дороге из Санкт-Петербурга в Москву внезапно почувствовала себя плохо. На тот момент супруга успешного и состоятельного вельможи Петра Ивановича Шувалова была в положении и ждала рождения первенца. Состояние графини настолько ухудшилось, что извозчик был вынужден временно прервать путешествие. Столичные гости остановились по дороге в одном из крестьянских домов Малицкой слободы. К лихорадящей и теряющей силы женщине пригласили из Твери уездного доктора, который, осмотрев пациентку, беспомощно развел руками и констатировал неутешительный прогноз для жизни графини и будущего ребенка.

Везти Мавру Шувалову в Москву или Петербург было слишком рискованно, ибо могли попросту не уберечь больную. Узнав от хозяйки постоялого дома о существовании в местном монастыре Чудотворного образа Святителя Николая, графиня слезно попросила принести святыню к своей постели и заказала отслужить молебен о здравие. Испуганная и обессиленная недугом гостья много часов сама усердно молилась, прося милости и помощи господней. В искренней молитве она зареклась при выздоровлении выстроить для монастыря каменные церкви и стать его покровительницей до конца жизни.

Вскоре после водосвятного молебна на глазах у изумленных очевидцев Мавре Егоровне стало значительно лучше, на следующий же день она уже смогла самостоятельно встать с постели, а через некоторое время полностью выздоровела без помощи докторов и приема лекарств. Добравшись в прекрасном самочувствии до Москвы, графиня Шувалова благополучно родила крепкого и здорового сына, который по имени исцелившего ее Угодника был назван Николаем. С этого времени знаменитая столичная графиня, действительная статс-дама при Императорском дворе, сыгравшая немаловажную роль в дворцовых событиях того времени, стала главным благодетелем Николаевского Малицкого мужского монастыря.

Во исполнение молитвенного обета, данного графиней в сельском домике у чудотворной иконы, с 1751 года были начаты масштабные работы по перестройке Малицкой обители, братии же Мавра Егоровна и Петр Иванович Шуваловы пожертвовали множество драгоценной церковной утвари и чтимые церковные святыми. Среди щедрых даров благодарного семейства, например, значилась первая мозаичная икона Нерукотворного лика Спасителя, созданная из натурального цветного стекла руками самого Михайло Ломоносова. Но еще более ценным пожертвованием благодетелей стал золотой крест с частицей священной ризы Господней.

Прежняя каменная церковь была полностью разобрана, и вместо нее в центре монастырского комплекса был возведен значительно больший по размерам и площади каменный храм также во имя Всемилостивого Спаса. Вслед за ним построили просторную трапезную и два придела — в честь Святителя Николая и святых Праведных Захария и Елизаветы. Церковные стены были изящно расписаны лучшими иконописцами, а центральный позолоченный иконостас украшали драгоценные камни. В приделе Святителя Николая по желанию Мавры Егоровны был устроен каменный фамильный склеп, в котором после смерти в 1759 году была упокоена сама графиня, её супруг, перенесен прах их сына и других представителей знаменитого рода Шуваловых.

Позже на северной стороне монастыря воздвигнута каменная теплая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которая впоследствии была перестроена с целью увеличения внутренних масштабов. За воротами обители с северной стороны была сооружена высокая трехъярусная колокольня, на которой находились шесть бронзовых колоколов, в том числе и самый древний — 1687 года — весом 14 пудов.

Перемены в жизни Тверской губернии после начала Первой мировой войны коснулись и монастыря. С сентября 1915 г. по август 1917 г. в помещениях и конюшнях монастыря размещалось 4-е отделение Рижского общего конского запаса. Ежедневно на постое было от 40 до 240 человек, за месяц содержалось до 4800 человек. (ГАТО. Ф. 184. Оп. 1. Лл. 198, 202, 262).

Судя по описаниям монастыря, с конца XIX в. и до 1918 г. число монастырской братии составляло 8–10 человек. В фонде Николо-Малицкого монастыря, хранящемся в Тверском областном государственном архиве, имеются послужные списки братии монастыря, составленные в начале 1918 г. В этот период в штат монастыря входили настоятель, четыре иеромонаха, в том числе один из них исполнял должность казначея, два иеродиакона, один монах, два послушника. Все происходили из крестьян или мещан, за исключением одного иеромонаха, происходившего из духовного сословия. Все благолепие Николаевского Малицкого монастыря после революционных бурь ХХ века оказалось утрачено. В первые месяцы после Октября обитель продолжала вести хозяйство, пытаясь уживаться с новой властью.

20 июля 1918 г. Брянцевский волостной исполком уведомил игумена Николо-Малицкого монастыря о том, что в семидневный срок монастырь обязан уплатить единый чрезвычайный продовольственный налог в сумме 1000 рублей. 5 декабря 1918 г. от властей было получено еще одно уведомление о налоге 4000 рублей. (ГАТО. Ф. 184. Оп. 2. Д. 264. Лл. 17, 53). Для сравнения: в последнем сохранившемся отчете о деятельности монастыря за 1918 г. игумен Иосиф сообщал, что после раздела братией 2180 руб. остаток на 1919 г. составил 7094 руб. 96 коп. (ГАТО. Ф. 184. Оп. 1. Д. 204).

Братия пыталась реорганизовать монастырь в сельхозартель, но не получила на это разрешения. Монахи не сразу выехали из монастыря, некоторое время они продолжали там жить как частные лица. Соборный храм и другие строения были отобраны. До 1929 года действовала только одна церковь — Покровская. Пока историкам не удалось документально установить точную дату закрытия монастыря. В массовом порядке такие акции были проведены в 1929-1933 гг., хотя бывали исключения.

Судьба большинства братии сегодня неизвестна. Но ясно, что обитель пополнила сонм новомучеников и исповедников российских. В деле Иосифа Ивановича Ярового-Яропольского, арестованного в Калинине 16 октября 1937 г., читаем: «Место рождения — село Славинка Харьковской области. Профессия — служитель культа. Место служения — Николо-Малицкий монастырь». 23 февраля 1938 г. отец Иосиф в возрасте 77 лет был приговорен к трем годам ссылки и отправлен по этапу в северный край, откуда не вернулся.

В 1929 году, когда в Твери кроме церкви Белой Троицы все храмы уже были закрыты, на Рождественскую службу верующие пришли в Покровский храм бывшего Николо-Малицкого монастыря, и после праздничного богослужения священник объявил о том, что приходил уполномоченный от властей с требованием уплаты большой суммы налогов. Он сказал, что, если эта сумма не будет уплачена, храм закроют. Верующие собрали необходимую сумму. Но их обманули. Через некоторое время, когда богомольцы разъехались, храм, несмотря на уплату обозначенных налогов, был закрыт, священник отправлен в тюрьму. На этом вся церковная жизнь здесь завершилась. В дальнейшем помещения монастыря использовали под склад, Дом культуры, общежития. На территории монастыря даже начались захоронения мирских людей. Если раньше хоронили только братию обители, то в 1920 - 1930-е годы стали хоронить всех.

В период Великой Отечественной войны линия фронта проходила по деревне Николо-Малица, здесь шли ожесточенные бои за Октябрьскую железную дорогу. Немецкой бомбежкой была уничтожена большая часть архитектурного ансамбля монастыря: две церкви, колокольня, трапезная, настоятельский корпус, сильно поврежден собор. В дошедших до наших дней литературных воспоминаниях писателя Бориса Полевого упоминается, что во время оккупации города Калинина в полуразрушенных церковных постройках монастыря располагался командный пункт 8-ой танковой бригады, которой руководил полковник П.А. Ротмистров. 

Последний на территории монастыря Покровский храм был взорван в 1954 году. От некогда величественного монастыря, остался только одинокий братский корпус. Он использовался как общежитие для местных колхозников (колхоз "Нива"). В 1980-е годы, после того как им предоставили жилье, здание пустовало, и с него сняли черепичную крышу, унесли окна, двери. К началу19 90-х годов остался только кирпичный остов, внутри которого уже росли деревья. Постепенно землю исторической территории монастыря начали раздавать под индивидуальное жилищное строительство. К началу XXI века от богатой некогда священной обители сохранились лишь полуразрушенные стены кирпичного братского корпуса. Территория бывшей обители заросла высокой травой и кустарником...

Именно такую ужасающую картину увидел, приехав сюда однажды, клирик собора Белая Троица, иеромонах Борис (Тулупов), чья судьба с тех пор неразрывно связана с этой священной землей.

По инициативе местных жителей и при участии отца Сергия и прихожан из церкви Блаженной Ксении Петербуржской здесь соорудили крохотную часовню и самостоятельно совершали молебен. Для управления процессом воссоздания обители отцу Борису пришлось переехать из уютной кельи в здании Епархии в специально оборудованный в Николо-Малице фургон, ставший, по сути, первой постройкой нового монастыря.

По архитектурному образу древнего Афонского храма Пояса Богородицы на территории Николаевского Малицкого мужского монастыря был построен и открыт для прихожан диковинной красоты Покровский храм, исполненный в необычном для России византийском стиле XIV века. За ним последовали высокая и изящная многоярусная колокольня, четыре церковные башни с высокими стенами, уютная арочная трапезная и удобный братский корпус. Весь поражающий своей красотой и изысканностью архитектурный ансамбль монастыря создан по замыслу художников и строителей из специально изготовленного двухцветного кирпича, придающего здешним постройкам особую красочность и визуальное сходство с православными храмами святой горы Афон.

Для оформления внутреннего убранства собора специально из Румынии в Николо-Малицу приехал иконописец, который вот уже четыре года ежедневно и кропотливо занимается росписью живописных фресок на стенах храма и созданием уникального по своей художественной выразительности иконостаса. По словам монаха Паисия, идея оформления Покровской церкви появилась после посещения Афонских храмов, художественный стиль и смысловое содержание её росписей заимствовано с древних фресок афонского монастыря Дионисиат, созданных художниками-иконописцами XVI века. Система иконописных изображений святых не случайна: в первом ярусе в полный рост предстают великие мученики и преподобные, выше изображены основные события из Евангелия, над ними — сюжеты великих христианских праздников. Отличительной особенностью этого храма является хорос — обширное позолоченное кольцо с иконами и узорами, движущееся вокруг центрального паникадила. Во время службы хорос специально раскачивают и, отражающиеся в его бликах, изображения святых будто бы оживают, движутся и принимают действенное участие в литургии, создавая особенную торжественность у всех молящихся. Прямо как в древнем предании — с небес снисходят ангельские силы и, задевая крыльями священный хорос, приводят его в движение…

Но главным событием в современной истории обители можно считать возвращение под монастырские своды той самой уникальной старинной иконы Святителя Николая. Чудотворная икона долгие годы находилась в тверском храме Белой Троицы, в киоте рядом с мощами Макария Калязинского, продолжая исцелять от недугов просящих и дожидаясь своего исторического возвращения на священную монастырскую землю.

К настоящему времени восстановлен братский корпус, домовый храм, благоустроена территория, построен Покровский храм, колокольня, подсобные помещения, трапезная и др. Регулярно совершаются богослужения по монастырскому чину. Службы проводятся в Покровском храме. Монастырь живет по строгому афонскому уставу с единственным отступлением – сюда разрешено приходить женщинам.

Материал из газеты: "Старицкий Вестник" от 7 сентября 2014 года/Максим Страхов. Возрождение святыни.



Комментарии и обсуждение


Малицкий Николаевский монастырь, заштатный, при ручье Малице, в 6 верстах от Твери, приписанный к архирейскому дому. Основан в 1584 — 1595 годах. В монастыре находится образ святого Николая чудотворца, найденный после пожара в 1675 году среди пепла неповрежденным.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Настоятели Николо-Малицкого монастыря: 1. Игумен Митрофан (1689г.). 2. Игумен Мелентий (1722г.). 3. Строитель Сергий (1803г.). 4. Иеромонах Иосиф (1859г.). 5. Иеромонах Серафим (1865г.). 6. Игумен Серафим (11 февраля 1872г.),(1873г.). 7. Иеромонах Нафанил (1875г.), (1876г.). 8. Иеромонах Даниил (1880г.). 9. Архимандрит Даниил (1893г.). 10. Игумен Павел (20 ноября 1906 г.). 11. Игумену Иосифу (2 января 1909г.,1917г.). 12. Игумен Павел (без даты). (Повторяющиеся года - это документы, датированные на имя данного настоятеля).

21 августа 2010.

Сайт Православные храмы Тверской земли
16 августа 2012, Т..

17 августа 2012 Владыка Виктор совершил чин закладки храма во имя святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба в с. Отмичи Калининского района, который станет подворьем Николаевского Малицкого мужского монастыря.

Источник: сайт Тверской епархии

21 августа 2012, Т..

Иеромонах Николо-Малицкого монастыря Гурий, был в 1920 г. благословлён совершать богослужен ия в Смоленской церкви с. Выдропужск, т.к. там отсутствовал второй священник. По некоторым сведениям, Гурий так и продолжал служить до закрытия прихода в Выдропужске. Вместе с ним служил священник из г. Торжка Иоанн Соколов. Дальнейшая судьба обоих священников неизвестна. 
1 ноября 2012, Денис Ивлев.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.