ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Стебачёво. Церковь Иоанна Богослова.


Стебачёво. Церковь Иоанна Богослова
Церковь. Действует.  
Престолы:Иоанна Богослова
Год постройки:не ранее 1786.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Ивановская область, Тейковский район, с. Стебачёво

Координаты: 56.66095, 40.32119



Сортировка:

Церковь Иоанна Богослова, , Стебачёво, Тейковский район, Ивановская область
ТМВ
11 октября 2018
Церковь Иоанна Богослова, , Стебачёво, Тейковский район, Ивановская область
ТМВ
9 октября 2018
Церковь Иоанна Богослова, , Стебачёво, Тейковский район, Ивановская область
ТМВ
9 октября 2018
Церковь Иоанна Богослова, Храм Иоанна Богослова<br>, Стебачёво, Тейковский район, Ивановская область
Храм Иоанна Богослова
Осминина Юлия
27 июня 2009
Церковь Иоанна Богослова, , Стебачёво, Тейковский район, Ивановская область
Вадим Павлов
3 июля 1996
Церковь Иоанна Богослова, , Стебачёво, Тейковский район, Ивановская область
ТМВ
7 декабря 2023
Церковь Иоанна Богослова, , Стебачёво, Тейковский район, Ивановская область
Sergej
23 сентября 2006
Церковь Иоанна Богослова, , Стебачёво, Тейковский район, Ивановская область
Илья Олейник
25 мая 2008



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 апреля 2007

ЦЕРКОВЬ ИОАННА БОГОСЛОВА, 2-я пол. 18 в.

Поставлена на левом берегу р. Нерль, в центре древнего села, которое до 1764 г. было вотчиной суздальского Спасо-Евфимьева монастыря. Сооружена из кирпича в 1786 г. Стены побелены по обмазке. В 19 в. была сделана западная пристройка к трапезной, охватившая своим объемом нижний четверик колокольни; при этом проемы между его пилонами были расширены, а часть западной стены трапезной разобрана. В поел, трети 19 в. священником этой церкви был дед М.И. Цветаевой. Окружающая храм новая металлическая ограда поставлена на цоколе старой кирпичной. Характерный для суздальского региона небольшой сельский храм в традициях местной архитектуры кон. 17 - 1-й пол. 18 в. Двусветный основной четверик, чуть растянутый по продольной оси, завершен четырехскатной кровлей. Ее венчает луковичная чешуйчатая главка с перехватом, основанием для которой служат поставленные друг на друга небольшой восьмигранный барабан и цилиндрическая шейка. К четверику примыкают сильно пониженные объемы полукруглой, чуть суженной апсиды и квадратной, равной четверику по ширине трапезной, над которой возвышается восьмигранный столп колокольни. Шатер последней прорезан двумя рядами слухов и завершен маленькой чешуйчатой луковичной главкой. Декоративное убранство фасадов включает огибающие лопатки на углах, раскрепованные над ними широкие карнизы, перспективные порталы боковых входов и нарядные наличники с профилированными подоконниками, колонками по бокам и фигурными килевидными завершениями. На углах столпа колокольни также поставлены лопатки, арки звона завершены килевидными архивольтами. О древнерусских традициях свидетельствует также не подчиненное строгой симметрии расположение оконных и дверных проемов и их не совсем одинаковые размеры. На фасадах западной пристройки воспроизведены элементы декора старой части здания. Над входом в пристройку сохранился металлический зонт кон. 19 в. на ажурных кронштейнах.

Внутри четверик, хорошо освещенный двумя ярусами окон и световым кольцом барабана, перекрыт четырехлотковым сводом (с промежуточными диагональными гранями), алтарь - цилиндрическим, переходящим в конху, трапезная - полулотковым. В первом ярусе колокольни свод сомкнутый; перекрытия окружающей части пристройки - стропильные деревянные с подшивным потолком. На колокольне храма вывезенный из с. Быково Суздальского уезда колокол с орнаментальными фризами, отлитый в 1873 г. на нижегородском заводе купца С.Д. Чарышникова. Клеевая живопись кон. 18 - нач. 19 в. в четверике и трапезной - выразительный памятник стиля барокко, в котором наряду с сюжетными композициями большая роль отведена гризайльному декору. Поновлена маслом во 2-й пол. 19 в., композиции в нижнем ярусе западной стены выполнены заново. В центральной части свода написана орнаментальная розетка, от которой к углам расходятся декоративные полосы с изображением евангелистов в медальонах, зрительно расширяющие узкие диагональные грани. На лотках традиционно расположены "Преображение", "Воскресение", "Вознесение" и "Вознесение Богоматери". В основании свода - гризайльный карниз. На западной стене в верхнем ярусе помещены евангельские сцены "Исцеление расслабленного" и "Изгнание торгующих из храма", отличающиеся динамичностью композиционного построения. Между ними гризайлью изображен ангел на постаменте с крестом и потиром в руках. Композиции "Лепта вдовицы" и "Христос и самаритянка" в нижнем ярусе выполнены в позднеакадемической манере. В своде трапезной - роспись на слова "Отче наш".

Трехъярусный главный иконостас 1780-х гг. - один из лучших памятников барокко в Ивановской области. В его структуре присутствуют царские врата с исключительно редким по композиции изображением "Тайной вечери" в сочетании с "Благовещением", развернутая композиция "Распятия" с предстоящими, орудиями Страстей и четырьмя жертвенными чашами. О высоко профессиональном архитектурном и орнаментальном оформлении иконостаса свидетельствует строгая соподчиненность элементов композиции, высокое качество выполнения резных и живописных работ, разнообразие форм иконных досок. Все это дает основание предположить, что в качестве образца для провинциальной церкви был использован очень качественный столичный иконостас стиля барокко. Вместе с тем чистота стилевых форм здесь утрачена, в орнаментике прослеживаются элементы рококо (букеты, цветочные гирлянды, измельченный характер резьбы) и в меньшей степени - классицизма (розетки, вазы, иконы округлой формы).

В скульптуре и особенно в резьбе царских врат заметны черты примитива. Иконостас в девять осей усложнен двумя парами ризалитов по сторонам центральной оси. Его боковые крылья выходят на северную и южную стены храма. Нижний ярус объединяет местные, праздничные и тумбовые иконы. В нем наиболее ярко выражены принципы барокко. Эта часть композиции насыщена архитектурным и орнаментальным декором. На ризалитах по сторонам царских врат расположены иконы Богоматери и Христа с резными навершиями. Тумбовые и праздничные иконы в форме квадрифолиев заключены в широкие резные рамы. Над праздничными образами помещены резные полукруглые в плане балдахины с раздвинутыми завесами, увенчанные прорезными кокошниками треугольных очертаний с ликами херувимов, акантовыми листьями и коронами. На капителях колонн, фланкирующих иконы, помещены коленопреклоненные ангелы. На диагональных выступах карниза со стороны центральной оси установлены скульптурные изображения двух сидящих евангелистов, а на выступах к северу и югу от балдахинов - ангелы с рипидами, украшенными ликами херувимов. Откосы царских врат декорированы накладным объемным орнаментом, составленным из крупных акантовых листьев. На уровне карниза орнамент переходит в поясные изображения двух ангелов с обнаженными торсами и с плащами на уровне пояса. Ангелы в третьем ярусе по сторонам Распятия представлены в набедренных повязках. Выбор таких неканонических облачений для ангелов следует отнести к особенностям данного иконостаса.

Два верхних яруса иконостаса однотипны. Центростремительная динамика их композиции проявляется в живописи: одиночные фигуры представлены в поворотах к центру, а фланкирующие главную ось иконы - трехфигурные. Основная сюжетная нагрузка ложится на скульптурные композиции страстного цикла - от "Тайной вечери" до "Распятия". Тема небесного предстательства обозначена в живописи фигурами апостолов и пророков, а в скульптуре -евангелистами, ангелами и херувимами. Идея Царствия небесного показана через изображения небесных сил, балдахинов с венчающими коронами, а также венцов на иконах с ликами Христа и Богоматери. Иконостас частично переделан: утрачены две из четырех скульптур евангелистов и икона Вседержителя из апостольского чина. Икона Богоматери перенесена из пророческого яруса в апостольский, а композиция "Распятие с предстоящими" - из венчающей части в третий ярус. Верхний осевой балдахин первоначально располагался над царскими вратами и т.д. Одноярусный иконостас в стиле классицизма в южном приделе трапезной характерен для 1-й пол. 19 в.: он решен в виде четырехколонного портика с фронтоном, с тремя овальными иконами в завершении. Над довольно скромными царскими вратами - скульптурное изображение Св. Духа в виде голубя.

Березин, Добронравов, 1896, с. 248-249. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 288-292.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.