ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Власово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь


Власово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Покрова Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1865 и 1874.
Архитектор:Д.А. Гущин, Н.А. Артлебен
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская обл., Шатурский р-н, с. Власово

Координаты: 55.664585, 39.752372
Проезд:Казанское направление, ст. Шатура (125 км), автобусом на Мишеронь или Рошаль – 22 км.



Сортировка:

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Власово, Шатурский городской округ и г. Рошаль, Московская область
Hramsohran
29 июля 2021
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Власово, Шатурский городской округ и г. Рошаль, Московская область
Hramsohran
29 июля 2021
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Власово, Шатурский городской округ и г. Рошаль, Московская область
Алексей Кротов
8 марта 2016
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Вид на основной объем церкви<br>, Власово, Шатурский городской округ и г. Рошаль, Московская область
Вид на основной объем церкви
Алексей Кротов
1 июня 2015
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Власово, Шатурский городской округ и г. Рошаль, Московская область
Ярослав
22 июля 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Власово, Шатурский городской округ и г. Рошаль, Московская область
Ярослав
22 июля 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Власово, Шатурский городской округ и г. Рошаль, Московская область
Федоров Игорь
1 сентября 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Власово, Шатурский городской округ и г. Рошаль, Московская область
Федоров Игорь
1 сентября 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Власово, Шатурский городской округ и г. Рошаль, Московская область
Федоров Игорь
1 сентября 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Власово, Шатурский городской округ и г. Рошаль, Московская область
Федоров Игорь
1 сентября 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Власово, Шатурский городской округ и г. Рошаль, Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1999
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Власово, Шатурский городской округ и г. Рошаль, Московская область
Алексей Кротов
8 марта 2016
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Власово, Шатурский городской округ и г. Рошаль, Московская область
Hramsohran
20 июня 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, на трапезной есть главка<br>, Власово, Шатурский городской округ и г. Рошаль, Московская область
на трапезной есть главка
Андрей Агафонов
1 июня 1990



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Ярослав  3 октября 2006
Церковь Живоначальной Троицы с престолами Николая Чудотворца и Покрова Богородицы построена в 1865 г. тщанием братьев И.А. и Н.А. Костерёвых. Обширный храм внутри богато украшен. Престолы в трапезной освящены в 1866 г., а главный престол – девятью годами позднее. Рядом расположено кладбище. Архитектурный интерес представляют краснокирпичные ворота с парными калитками кованой работы, вероятно, последней трети XIX века.

По данным документов Государственного архива Владимирской области (ГАВО)Покровская церковь была сначала деревянной с такою же колокольней. Построена была в 1777 г. князем Петром Михайловичем Голициным в своей вотчине. В 1862 г. по инициативе и на средства потомственного почетного гражданина купца Никифора Андреевича Костерева (был в то время старостой деревянной церкви), началось строительство каменной Покровской церкви с такою же колокольней недалеко от деревянной. Всего Н.А.Костерев пожертвовал более 88 тыс.руб. серебром. Архитектор Покровской церкви с.Власово - Императорской Академии художник-архитектор Дмитрий Гущин. В 2007 г. будет отмечаться 230-летие Покровской церкви в с.Власово (бывшее Власовское, Покровское). Краеведческий клуб "Селищенская волость" готовит к этой дате специальный выпуск краеведческого сборника, посвященный истории Покровской церкви.

Приход выделился из дальних деревень кривандинского прихода. Первая, деревянная, церковь была построена в 1777 г. стараниями кн. П.М. Голицына. Существующий каменный храм был построен в 1865-1877 гг. на средства промышленников братьев Ивана и Никифора Андреевичей Костеревых. Автор проекта неизвестен; предположительно называют владимирского архитектора Н.А. Артлебена или художника-архитектора Д.А. Гущина. Величественное здание, увенчанное восьмериком, принадлежит к русско-византийскому направлению в художественной эклектике. К основному объему примыкает обширная трапезная с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и свт. Николая Чудотворца, а также многоярусная колокольня. Внутри храм украшен вызолоченными резными иконостасами и иконами греческого письма. Церковь ненадолго закрывалась в 1937-1940 гг.

По материалам сайта "Храмы России" и справочника "Подмосковье. Монастыри. Храмы. Источники". М, УКИНО "Духовное преображение", 2008 г.

В 2003 г. храм Покрова Пресвятой Богородицы вместе с оградой по адресу: Шатурский район, с. Власово, был поставлен на государственную охрану в статусе выявленного объекта культурного наследия (Приказ Министерства культуры МО от 26.08.2003 г. № 516).

Современный адрес: г/п Мишеронский, с. Власово.

Кирилл Аминов. 18 мая 2015 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 февраля 2016

Село Власовское (Власово) находится в 70 верстах от Владимира и в 60 верстах от уездного города Покрова, почти на границе Покровского уезда с Егорьевским уездом Рязанской губернии. Власовский приход образовался в 1776 г., когда была построена церковь в деревне Власовской. В 1776-77 гг. помещик князь Петр Михайлович Голицын построил в своей вотчине в дер. Власовской деревянную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот деревянный храм с иконостасом и многими иконами в 1866 г. был пожертвован в новооткрытый Марковский приход Покровского уезда.

В 1865 г. на средства братьев Ивана и Никифора Андреевичей Костеревых в Власовском был построен обширный и богато украшенный каменный храм с такою же колокольнею. Престолов в храме три: главный в холодном – во имя Живоначальной Троицы (освящен в 1875 г.), в трапезе теплой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и св. Николая чудотв. (освящены в 1866 г.); этот новый храм украшен весьма богато особенно для сельской церкви.

На престоле и жертвеннике главного храма одеяния медные, вызолоченные, с вычеканенными изображениями из жизни Спасителя, стоимость одеяний 925 руб.; паникадило медное посеребренное 880 руб.; ковчег для св. даров серебряный вызолоченный 340 руб.; сосуды серебряные вызолоченные 300 руб.; напрестольный крест серебряный вызолоченный 300 руб. Иконы Божией Матери «Млекопитательницы», Покрова Пресвятой Богородицы и Николая чудотворца в серебряных вызолоченных ризах. Остальные украшения церковные, утварь, ризница также весьма богаты. Своим благолепием храм обязан по преимуществу семейству купцов Костеревых и из них главным образом Никифору Андреевичу Костереву, которым на украшение и устройство храма пожертвовано 88 683 руб. Церковь владеет капиталом в 17 764 руб., составившимся из разных пожертвований.

В церковном архиве хранятся: храмозданная и храмоосвятительная грамоты, выданные в 1776-77 гг. при постройке деревянного храма епископом Владимирским Иеронимом, копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1829 г. Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается: от земли пахотной и сенокосной 100 руб., процентного капитала 261 руб. и от служб и требоисправлений 1350 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле.

Приход состоит из села Власовского и 6 деревень, в коих по клировым ведомостям числится 1215 душ муж. пола и 1310 жен. Кроме того, в приходе находится два стеклянных завода: Мишеронский и Личерский братьев Костеревых. В селе с 1865 г. существует земская школа, с 1886 г. существует церковно-приходская женская школа, на Мишеронском заводе с 1882 г. существует народная школа.

В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  30 июля 2020

Церковь, что величаво возвышается в старинном селе Власово освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы, по праву считается одной из самых красивых и представительных в своей округе. К тому же и храм, и его местоположение имеют большое историческое значение; не случайно бывшее Власовское-Покровское является одним из самых древних сёл всего Подмосковья. Места вокруг живописные: рядом простираются густые леса знаменитой Мещёры, о которой писатель Константин Паустовский говорил: "Я не буду называть широт и долгот Мещерского края. Достаточно сказать, что он лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногочисленных уцелевших лесных островов, остатком великого пояса хвойных лесов". А по соседству - ветви рек и синие глаза озёр Белого и Карповского, с давних пор именуемого Власовским. И чистые родники, в том числе и источник возле села, освящённый во имя преподобного Серафима Саровского. Село Власовское Владимирской губернии было основано на реке Поле - там, где Покровский уезд граничил с Егорьевским, относившимся к Рязанской губернии. По сведениям местных переписных книг за 1678 год, Власовская (тогда ещё деревня) принадлежала знатному боярину Голицыну. Также в собственности Михаила Андреевича состояли и две ближайшие деревеньки, Лемешинская и Семёновская. В 1705 году Власовской владел наследник князя, стольник Михаил Михайлович. Переписные книги отмечают наличие в деревне 12 дворов, где проживало почти четыре десятка мужиков с семьями. Однако минуло ещё 70 лет, прежде чем здесь появилась церковь: в 1777-м году князь Пётр Михайлович Голицын построил в своей вотчине деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Место воздвижения первого Божиего дома во Власовской известно: неподалёку от нынешнего Покровского храма, на территории местного кладбища, был установлен памятный часовенный столб. Именно тут много лет назад стояла старая деревянная церковь. Это примерно область левого крыла сегодняшнего Власовского кладбища, там где ныне располагается створ его ворот из красного кирпича в форме арки. Есть предположение, что парные боковые калитки, украшенные кованой работой отменного качества, могли быть сооружены не позднее середины ХIХ столетия, то есть ещё в пору существования первоначальной деревянной церкви.

С момента постройки Покровского храма в его архиве хранились храмозданная и храмоосвятительные грамоты, которые епископ Владимирский Иероним выдал, соответственно, в 1776 и 1777 годах. Вместе с этими документами в храме всегда пребывали копии метрических книг начиная с 1802 года, а в 1829-м тут стали вестись исповедные росписи. Следом за постройкой здания Покровской церкви началось и формирование её прихода. Прежде селяне округи были приписаны к церкви села Кривандина, впоследствии перевезённой в Рязанскую губернию. Отныне же в храм новоиспечённого села, получившего новый статус, стали приходить жители окрестных деревень - Семёновской, Гармонихи, Лемешина, Захарова и Андреевки, а с 1790 года - Дмитриевской. Уже в следующем столетии в округе появились стекольные заводы, и жители двух рабочих поселений были также причислены к Покровскому приходу. Активное строительство каменных церквей в ХIХ веке подвигло и жителей Власовского на возведение новой церкви, чтобы уж - на века! Инициатива принадлежала состоятельному сельчанину Никифору Костерёву. 25 августа 1862 года он обратился к епископу Владимирскому и Суздальскому с прошением о постройке в селе на его деньги новой каменной Покровской церкви. Никифор Андреевич не привык откладывать дела в долгий ящик и сразу внёс первый вклад на строительство будущего храма - 8000 рублей серебром. Его поддержал брат Иван, вложив в строительные работы 12 000 рублей. Получив разрешение, к 1866 году братья совместными усилиями построили каменную церковь. Они же финансировали обустройство и украшение нового здания. Добрым подспорьем в строительстве храма во Власовском стал для братьев Костерёвых их Мишеронский стеклянный завод, построенный возле одноимённой реки. От села его отделяли семь вёрст. История сохранила некоторые архивные документы предприятия, включая отчёты о расходовании средств, в том числе и на Покровскую церковь. В них управляющий заводом Климент Хопаев оставил подробные сметы на купленные за счёт предприятия стройматериалы, их число и стоимость. По всей видимости, он принимал активное участие в возведении церкви: впоследствии сам Климент Иванович и некоторые его родственники были удостоены чести быть похороненными у стен Покровского храма. Костерёвы считались весьма богатыми промышленниками: Никифор владел только в одном Покровском уезде 11 643 десятинами земли. За щедрые пожертвования на постройку церкви Покрова Пресвятой Богородицы Никифор Андреевич в 1868 году по ходатайству Владимирской епархии был представлен к ордену Святой Анны 3-й степени. К тому времени Власовское уже было владением здешнего помещика Николая Поливанова. Ещё один представитель семьи Костерёвых, Александр Андреевич, который скончался в период завершения строительства Покровской церкви, погребён у её стены. После того как братья Костерёвы выстроили в селе Власовском каменный храм, деревянное здание его предшественницы, решено было отдать в открывшийся недавно соседний Марковский приход. Вместе с иконостасом и большим числом икон её по брёвнышку перевезли на правобережье Клязьмы. В Маркове старая церковь простояла ещё сорок лет, вплоть до ХХ века, после чего в 1902-м её заменил каменный храм.

Священник, историк и краевед Василий Ундольский в №15 "Владимирских епархиальных ведомостей" за 1875 год так описывал истоки появления каменной церкви в этом подмосковном селе. "По скудости церковных средств и недостатку поблизости строительных материалов для постройки каменного храма, оно, быть может, и долго бы ещё принуждено было довольствоваться сим скудным, холодным храмом. Но, благодаря обилию средств и щедрости одного из обитателей села Власовского, вот уже около десяти лет в этом селе красуется великолепный каменный храм, неизвестно, как давно явилась эта благочестивая мысль, о построении здесь каменного храма, в уме благочестивого строителя; знаем только, что при помощи Божией и постоянном усердии строителя, она скоро получила своё существование". Об авторстве здания Власовской церкви высказывают различные предположения, большинство из которых сводится к двум личностям. Так, существует мнение, что в качестве зодчего каменного Покровского храма выступил опытный художник-архитектор Императорской академии Дмитрий Гущин. У него уже имелся опыт храмоздательства: до Власовского Гущин воздвиг церковь в подольском селе Покрове, также освящённую в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В Московской губернии на его творческом счету проект колокольни, церковные приделы и библиотека, храмы Высоцкого монастыря в Серпухове и часовня в Хлебникове. Примечательно, что и звание свободного художника Гущин получил в 1863 году в Академии художеств именно за проект сельской церкви. По другой версии, в проектировании храма Покрова Пресвятой Богородицы мог участвовать и другой известный зодчий, а также реставратор - академик Николай Андреевич Артлебен (1827-1882). В пользу этого предположения говорит тот факт, что в описываемый период Артлебен являлся епархиальным архитектором и служил в строительном отделении Владимирского губернского правления. Поначалу в новом храме были освящены местным благочинным приделы тёплого храма - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца (1866). Доработку и отделку холодной части церкви строители задержали, и освящение всей церкви было отложено до 1875 года. Подробное описание подготовки и проведения этой торжественной церемонии 6 июля 1875 года оставил в своих мемуарах её очевидец и участник, известный священник Василий Ундольский. Судьбы потомственных священнослужителей Ундольских, людей весьма незаурядных, многими узами связаны с храмом села Власовское. Кстати, его священник Сергей Павлович Ундольский водил дружбу со знаменитым полководцем Александром Васильевичем Суворовым, оба были заядлыми рыбаками. Внук священника, Василий Павлович Ундольский (1836-1884) служил в церкви села Власовское, поселившись здесь в 1859 году вместе с семьёй. Отец Василий успешно обращал к православию раскольников, за что получал благодарность епархиального начальства. Согласно архивным данным, он обучал детей местных крестьян, а в год освящения Покровского храма был "определён законоучителем Власовского народного училища". Ещё в 1862-м Ундольский указом Владимирской духовной консистории был назначен членом Комитета при построении каменной церкви во Власовском. А три года спустя "за обеспечение обустройства приходской церкви награждён Набедренником".

Приход Покровского храма на пороге ХХ века включал в себя само село Власовское, поселения двух стекольных заводов братьев Костерёвых и окрестные деревни в радиусе до восьми вёрст. В этих деревеньках совокупно проживало, согласно статистике из клировых ведомостей, 1215 человек мужского пола и 1310 женского, причём все были православными. Если в 1777-м году прихожан поначалу было 435 мужского пола и 472 женского, то, по состоянию на 1897 год, приход Власовской церкви насчитывал 5225 человек. В 1865 году во Власовском открылась земская школа, и спустя 30 лет здесь обучалось уже почти 60 мальчиков. В 1886 году начала работу и церковно-приходская школа для девочек. Кроме того, меценаты, братья Костерёвы открыли в 1873 году, в этом же селе ещё и сельское земское училище. Попечителем его был потомственный почётный гражданин Николай Иванович Костерёв, содержащий училище за свой счёт. Учащихся было к 1-му января 1883 года - 61 мальчик и 3 девочки. Покровская церковь на протяжении всего её существования - это средоточие истории окрестных земель и их жителей. Судьбы каждого из них были неразрывно связаны с родным храмом от первого и до последнего дня жизни: долгие годы здесь крестили детей и отпевали завершивших свой жизненный путь как власовцев, так и уроженцев соседних деревень, а также работников заводов династии Костерёвых. По соседству с храмом были обустроены первые захоронения заводчан, которых продолжали отпевать в этой церкви и погребать рядом вплоть до второй половины ХIХ столетия. Возле церкви были похоронены и владельцы стекольного завода Семён Григорьевич и Александр Андреевич Костерёвы. С приходом к власти большевиков село не подверглось большому разорению. Именно в советское время село стали называть Власовым. Отметим, что происхождение ни этого, ни предыдущего его названия неизвестно; скорее всего, оно как-то связано с именем Влас, либо с производной от него фамилией.

Несмотря на то, что уже с 20-х годов ХХ века в России начались гонения на Русскую Православную Церковь, храм Покрова Пресвятой Богородицы во Власове не был закрыт, хотя и основательно разграблен облечёнными властью вандалами. Но уже в 1930-е годы начались в селе репрессии против Покровского храма и его священнослужителей. Были взяты под стражу обвинённые в антисоветской агитации и "контрреволюционной поповской деятельности" священники Феодор Анисимов и Александр Крылов, а также диакон Павел. В 1932 году местные власти распорядились лишить храм главного голоса: с его звонницы сбросили колокол весом в пять тонн. Огромный "звон" был увезён и отправлен в переплавку. В октябре 1937 года в местные органы НКВД поступил клеветнический донос, как выяснилось впоследствии, одного из жителей села. После этого были тотчас арестованы несколько священнослужителей прихода: протоиерей Арсений Троицкий, священник Гавриил Хламов, протодиакон Иван Шляхтин и диакон Василий Васильев-Собакин. Оставшийся без клира сельский храм закрыли. Осиротевший сельский храм являл собой печальное зрелище. Двери его были закрыты, из окон не слышалось песнопений, и даже звонница Божиего дома безмолствовала. Так продолжалось долгих три года, прежде чем церковь вновь открыли для прихожан.

Шёл 1940-й год, и до великих испытаний Второй мировой войны оставались считанные месяцы. Верой и правдой служил во власовской церкви с 1942 года отец Фёдор Светлов вплоть до 1956 года, а после кончины был похоронен возле стены у южной стены храма. После Светлова в храм пришёл молодой священник, отец Пётр, а с 1961 года богослужения во Власове проводил отец Андрей Усков. Нынешний настоятель Покровского прихода пришёл в храм летом 1993-го. Протоиерей Михаил Депутатов с присущими ему энергией и трудолюбием продолжил дело своих предшественников. К великому юбилею 2000-летия Рождества Христова были организованы и проведены широкомасштабные реставрационные работы. А на западной окраине села, у лесной опушки, был обустроен родник со святым источником. Он освящён во имя преподобного Серафима Саровского, а рядом установлена часовня, приписанная к Покровской церкви.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №398, ООО "Де Агостини", 2020


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  31 июля 2020

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Власово издавна считается красивейшей в округе. Очевидцы строительства и освящения называли храм дивным, благолепным, неописуемым. Его большое здание сложено из камня и имеет три престола: летний Троицкий, главный Покровский и Никольский, устроенный в тёплом отделении трапезной. Весь архитектурный ансамбль спроектирован в привычной для отечественного церковного зодчества русско-византийской стилистике: к однокупольному основному объёму пристроены трапезная и высокая колокольня. Довольно крупный четверик служит основой для восьмигранного барабана с окнами в два света, который венчает небольшая и изящная главка. Трапезная Покровской церкви обширная и вместительная. В результате весь архитектурный комплекс органично сформирован в виде традиционного "корабля" с белоснежными стенами-бортами, величественно плывущего по волнам мирской жизни. Как отзывались о нём современники, "он поражает зрителя своею громадностью и особенностью стиля, редко встречаемыми даже в городах". В канун 2000-летия Рождества Христова коллективом соавторов-краеведов был издан сборник исторических сведений об этой церкви - "Святое место Покровского храма села Власово". По оценке одного из авторов, Нины Николаевны Санакиной, "храм имеет прекрасные пропорции, отличаясь могучей простотой".

Вдохновенно и поэтично описан облик Покровской церкви свидетелем и участником её освящения в июне 1875 года, священником Василием Ундольским: "Мы говорим, что храм сей дивен!"... Вид этого храма не свидетельствует ли о высоком таланте художника, начертавшего план его? Наконец, нельзя не приметить, что по своему богатству украшения своего, храм сей далеко не из обыкновенных!" Оштукатуренный и побелённый, Покровский храм красив в любой сезон. В наши дни им можно любоваться и в тёмное время суток: по всему объёму здания снаружи установлена декоративная электрическая подсветка, и с ней храм очень эффектно выглядит на фоне ночного неба, проявляя изящество оконных проёмов и особенности отделки фасадов. За основу планировки Покровской церкви в соответствии с особенностями её русско-византийской стилистики взята форма римской базилики. Поэтому на её фасадах отсутствуют древнегреческие колонны и портики, столь привычные в храмах русских усадеб - "дворянских гнёзд" ХIХ века. Приметы стиля - крестообразность в плане, большой центральный купол, как правило, имеющий две пары внутренних опор, и характерная форма оконных проёмов. Они арочные, с округлённым верхом, нередко сужены и группируются рядом, по два-три окна, как на фасадах основного объёма Покровского храма. Важная особенность зданий в русско-византийском стиле - более скромный внешний декор, нежели оформление внутреннего убранства. Однако фасады Покровской церкви отличаются изобилием декоративных деталей - лопаток, ложных окон, наличников, но при общей моноцветности здания они скрадываются на белом фоне стен. Верхние части фасадов украшены килевидными кокошниками; они расположены ярусно и по всему периметру основного объёма. Щедрый декор Покровской церкви связан со временем её постройки, для которого характерны усложнение стилей, внесение эклектических деталей и, как следствие, - большее декорирование. Казалось бы, византийская структура большого здания Покровского храма требует пятиглавия, ведь одна глава устанавливалась лишь на небольших церквях этого типа. Однако основной объём церкви во Власове увенчан одиночной главой, поскольку нет правил без исключений. Вдобавок одинаковые размеры глав барабана четверика и колокольни визуально уравновешивают довольно-таки протяжённый храмовый "корабль". Современники сравнивали колокольню церкви во Власове со свечой - она действительно имеет схожую форму. К тому же вся постройка имеет несколько ярусов, поэтому она достаточно высокая и видна издалека, являясь архитектурной доминантой окрестностей. Дополнительное сходство со свечой придаёт ей венчающее "златоглавие": в свете солнечных лучей купол ярко сияет, и издалека кажется, что он действительно горит, как свеча.

Известно, что в русско-византийской стилистике внутренняя красота интерьеров и богатство церковного убранства зачастую превалировали над более скромным оформлением фасадов. В Покровской церкви прекрасно всё, но каждый, очутившись внутри этого великолепного храма, неизменно испытывал на себе ошеломляющее величие и торжественность стиля древнего Константинополя. И это - в церкви, казалось бы, обычного, хотя и преклонного по возрасту подмосковного села! Когда-то, ещё при советской власти, церковь Покрова Пресвятой Богородицы стояла во Власове закрытой в течение трёх лет. По рассказам сельчан, храм был варварски разграблен, растащили многое из церковной утвари, уничтожили немало икон. Сегодня, стоя под высокими сводами Божиего дома пред алтарём, словно устремлённым к небесам, в окружении богатого убранства интерьеров, в это трудно поверить. Как же тогда выглядел этот храм в своей первозданной красоте? В сегодняшнем оформлении Покровской церкви сохранились лишь основные элементы его дореволюционного убранства - главный иконостас и удивительной красоты настенные росписи. Священник Василий Ундольский так описывал внутреннее устройство этого удивительного храма в 1875 году: "Не лишне сказать здесь несколько слов о великолепии и богатстве новоустроенного храма. Внутри как тёплый, имеющий два придела, так и холодный храм отличаются от обыкновенных сельских храмов, кроме обширности, высотою, открытостью и обилием света. Свод тёплого храма и купол холодного поддерживаются четырьмя довольно тонкими столбами, а другие четыре столба закрываются иконостасами". Что касается икон, то первое внимание новые посетители Покровской церкви всегда уделяли храмовым образцам - Покрова Пресвятой Богородицы, Троицы Живоначальной и Святителя Николая Чудотворца. Все они были заключены в дорогие ризы, серебряные или позолоченные. Иконостасы были белыми, из вызолоченной меди, и покрыты искусной, очень тонкой резьбой с обилием мельчайших художественных деталей. Большинство икон храма были "новейшего греческого письма"; автором их считается один из московских художников-иконописцев ХIХ века.

Ещё в период завершения основных строительных работ посещавшие храм богомольцы восхищались: пожалуй, для полного великолепия этого храма остаётся только покрыть живописью его стены! И это было сделано: роскошные росписи Покровской церкви во Власове и ныне поражают воображение, специалисты же отмечают их художественные достоинства, стилевое и жанровое единство. Красота и роскошь считались неотъемлемой частью общей храмовой стилистики. Русско-византийские каноны требовали от церковных интерьеров богатого декора и применения дорогостоящих материалов, от золота с драгоценными камнями до бронзы и ценных пород древесины. Щедрость, с которой благотворители жертвовали средства на обустройство Божиего дома во Власове, вызывала всеобщее восхищение. Главным из них по праву считается Никифор Андреевич Костерёв, который пожертвовал на украшение храма почти 90 тысяч рублей серебром. Одним из самых дорогих предметов интерьера Покровской церкви было медное посеребренное паникадило. Оно обошлось Костерёвым в 880 рублей - огромные по тем временам деньги.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №398, ООО "Де Агостини", 2020



Комментарии и обсуждение


Подробную статью Д.П. Барскова об истории этой церкви можно найти на сайте Общественного краеведческого клуба "Селищенская волость". Адрес статьи - http://selvolostj.narod.ru/IZD/KF2006/BR1.pdf
30 марта 2007, Игорь Демин.