ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Еськи. Церковь Богоявления Господня.


Еськи. Церковь Богоявления Господня
Церковь. Не действует.  
Престолы:Богоявления Господня, Николая Чудотворца, Зачатия Иоанна Предтечи, Казанской иконы Божией Матери, Петра и Павла
Год постройки:Между 1783 и 1810. Колокольня - 1820-е.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Тверская область, Бежецкий район, деревня Еськи.

Координаты: 57.9351, 36.3773
Входит в коллекцию:Федеральная программа консервации (сезон 2025)
Проезд:автобус от Твери до Бежецка, далее такси или общественный транспорт до д. Еськи.



Сортировка:

Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Антонио Голубев
16 апреля 2021
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Мария Сверчкова
5 января 2012
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Мария Сверчкова
8 октября 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
oldboy
26 июня 2021
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Иван Голубков
31 марта 2019
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
МОРПЕХ879
12 июня 2017
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
МОРПЕХ879
12 июня 2017
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
МОРПЕХ879
12 июня 2017
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
19 сентября 2015
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 августа 2008
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 августа 2008
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 декабря 2005
Церковь Богоявления Господня, фото 1994<br>, Еськи, Бежецкий район, Тверская область
фото 1994
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 января 1994
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Антонио Голубев
16 апреля 2021
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Антонио Голубев
16 апреля 2021
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
oldboy
19 сентября 2015
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
oldboy
19 сентября 2015
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
19 сентября 2015
Церковь Богоявления Господня, Надглавный крест колокольни<br>, Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Надглавный крест колокольни
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
19 сентября 2015
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
oldboy
26 июня 2021
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Инга Томан
16 июня 2019
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Инга Томан
16 июня 2019
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
МОРПЕХ879
12 июня 2017
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
МОРПЕХ879
12 июня 2017
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
МОРПЕХ879
12 июня 2017
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
МОРПЕХ879
12 июня 2017
Церковь Богоявления Господня, Орнаментальные росписи в интерьере<br>, Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Орнаментальные росписи в интерьере
oldboy
19 сентября 2015
Церковь Богоявления Господня, Росписи в интерьере<br>, Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Росписи в интерьере
oldboy
19 сентября 2015
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
19 сентября 2015
Церковь Богоявления Господня, Своды церкви<br>, Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Своды церкви
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
19 сентября 2015
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
19 сентября 2015
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 апреля 2011
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Екатерина
2 мая 2009
Церковь Богоявления Господня, Вход в алтарь<br>, Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Вход в алтарь
Екатерина
2 мая 2009
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 декабря 2005
Церковь Богоявления Господня, , Еськи, Бежецкий район, Тверская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 декабря 2005
Церковь Богоявления Господня, фото 1994<br>, Еськи, Бежецкий район, Тверская область
фото 1994
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 января 1994
Церковь Богоявления Господня, фото 1994<br>, Еськи, Бежецкий район, Тверская область
фото 1994
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 января 1994
Церковь Богоявления Господня, фото 1994<br>, Еськи, Бежецкий район, Тверская область
фото 1994
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 января 1994
Церковь Богоявления Господня, фото 1994<br>, Еськи, Бежецкий район, Тверская область
фото 1994
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 января 1994
Церковь Богоявления Господня, фото 1994<br>, Еськи, Бежецкий район, Тверская область
фото 1994
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 января 1994



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник 4 августа 2007

Церковь Богоявления (с. Еськи)

В архитектуре кирпичного здания с традиционной объемно-пространственной композицией, несколько архаичной для своего времени, использованы приемы и элементы барокко и классицизма. Церковь расположена в центре села на обширной площади. Её строительство было начато в 80-е гг. XVIII в., к 1801 г. завершено возведение храма, к 1819 г. - трапезной. В первой четверти XIX в. выстроена отдельно стоящая колокольня, в 1830-е гг. ее соединили с трапезной крытым переходом.

Трехсветный, четырехстолпный четверик храма завершен массивным световым пятиглавием. Угловые барабаны цилиндрические, центральный - восьмигранный. С востока к четверику примыкает пониженная трехчастная апсида, с запада - квадратная в плане четырехстолпная трапезная и трехъярусная колокольня. Фасады четверика разделены поярусными лопатками на три прясла, центральное завершено треугольным фронтоном. Стены первого яруса четверика образуют на уровне межъярусного карниза выступ в кладке. Второй и третий ярусы разделены тягой, стены завершает антаблемент. Оконные проемы различной конфигурации украшены наличниками с ушами, замковыми камнями в виде трилистника, треугольными сандриками, фигурными фронтонами и фартуками. Дополняют декоративное убранство рустованные лопатки в первом и втором ярусах четверика, алтарной части и трапезной. Большой интерес представляют кованые металлические двустворчатые двери, украшенные стилизованными цветами. Фасады узкого перехода с двумя экседрами оформлены двухколонными портиками тосканского ордера.

Высокая колокольня со шпилем состоит из трех квадратных убывающих объемов. Фасады первого яруса украшены четырехколонными портиками тосканского ордера с треугольными фронтонами, второго яруса - портиками ионического ордера, третьего - трехчетвертными колоннами с коринфскими капителями. Полуярус обработан рустом и прорезан полуциркульными окнами.

В интерьере храма восьмигранные столбы с перекинутыми между ними подпружными арками несут световые барабаны, угловые с куполами, центральный с сомкнутым сводом. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами. Крещатые столбы и подпружные арки трапезной несут крестовый и коробовые своды с распалубками. В толще западной стены четверика храма размещались хоры, на которые вела внутристенная лестница (арочный проем хоров заложен при выполнении живописи). В храме сохранились великолепные масляные росписи 1843-47 гг., выполненные в академической манере. Сюжетные композиции чередуются с пышными орнаментами, фризами, архитектурными деталями в технике гризайль.

По материалам: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Отв. ред. Г.К. Смирнов, Т. 2. М., 2006 г. С. 431-440.


Вадим кр
 
Вадим кр 21 мая 2018

Село расположено практически на месте, где река Осень впадает в Мологу. До постройки каменной церкви в селе находились два деревянных храма начала XVIII века (церкви Никольская и Воскресенская). Построенная на средства прихожан, каменная пятипрестольная церковь в стиле, переходном от барокко к классицизму, имеет Никольский и Предтеченский тёплые приделы в трапезной и Казанский и Петропавловский холодные приделы. Храм расположен в центре села, освящён в 1810 г., колокольня и трапезная возведены в 1818-1830-е гг. В стенах холодного храма еще сохранились уникальные клеевые росписи 1843-1847 гг., сочетающие стилистику классицизма и элементы барокко, как и непосредственно архитектура церкви.

В 2008 г. было совершено несколько поездок, в том числе с экспертами ЮНЕСКО и Лондонского общества охраны памятников. Уровень настенной живописи, по мнению и российских и зарубежных экспертов, соответствует памятникам мирового значения. Практически сразу притягивает взгляд на западной стене храма многофигурная композиция "Изгнание торгующих из храма" (по гравюрам с неаполитанских росписей Л. Джордано и Дж. Ланфранко).

https://www.liveinternet.ru/users/5273508/post337568765/#


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева 20 июня 2019

В 1801 г. в Еськах была открыта богатая каменная Богоявленская церковь с колокольней и уникальной клеевой росписью на стенах. По мнению российских и зарубежных экспертов, уровень настенной живописи церкви в Еськах соответствует памятникам мирового значения. На колокольне висели большие колокола, которые были отлиты на деньги, собранные жителями Есек. Церковь была обнесена кирпичной оградой и обсажена березовыми аллеями. После революции в 1934 г. церковь была закрыта. Сегодня вместо березовых аллей вокруг церкви высоченные заросли борщевика.

«В сотне метров слева я увидел большую церковь - или маленький собор? - с огромным, нависающим куполом, высокой барочной колокольней и портиком с колоннами в античном стиле. Вокруг - лишь леса, поля, кустарник. И все та же тишина. Словно некий русский Рэндольф Херст (американский медиамагнат, ведущий газетный издатель первой половины ХХ в.) купил в Риме большую древнюю церковь и по непонятному капризу привез её сюда, в пустынную глушь. Если бы в Западной Европе хоть одна церковь такого размера и красоты оказалась в столь ужасном состоянии, разразилась бы буря возмущения; в России же эти гибнущие сокровища исчисляются сотнями, если не тысячами. Протеста в обществе это не вызывает…». Так писал британско-австрийский журналист Робин Стаммер в декабре 2007 г. в своей статье, посвящённой затерянным и забытым храмам в сельской глубинке центральной части России.

Сколько было написано материалов о Еськах, сколько здесь побывало журналистов, историков, искусствоведов и этнологов, не перечесть. Между тем и сейчас яркими красками чарует каждого входящего в храм великолепная по исполнению и необыкновенная по масштабам живопись. Огромный сюжет «Изгнание торгующих из храма», занимающий всю западную стену, - это поистине шедевр, сравнимый с лучшими произведения столичных храмов. Весь живописный ансамбль холодного храма, датированный специалистами 1840-ми г.г., является незаурядным и ценнейшим памятником русского искусства. Специалисты не раз соглашались с тем, что лучшие образцы и архитектурного, и живописного искусства приходятся не на крупные города, а именно на провинцию, незаслуженно забытую. Местные жители рассказали, что церковь строилась около 40 лет: вместо цемента при строительстве использовался яичный белок, и долгие годы понадобились, чтобы достать его в необходимом количестве. Белок привозили также из окрестных селений.

В настоящее время церковь закрыта, и это практически всё, что сейчас делается для её спасения. На стене висит табличка, в которой перечислены названия фондов и небезразличных к судьбе уникальной церкви людей, где так и написано: «Церковь спасали: ...». В храме можно увидеть исчезающие шедевры настенной живописи, искусно выполненные орнаменты, а также колонны, своды и ниши. Если подойти вплотную к любому из решётчатых окон, в светлое время суток это можно увидеть.

https://geocaching.su/?pn=101&cid=17977


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 20 июля 2025

Село Еськи – одно из самых ранних поселений на территории Бежецкого района. Упоминание о нём есть в уставе новгородского князя Святослава Олеговича, датируемого 1137 годом: «А се Бежецкий ряд: Еськи 4 гривны 8 кун…»  Происхождение названия села, по мнению историков и бежецких краеведов, происходит от термина «ез» («яз») – закол из ветвей и дерна для ловли рыбы, что свидетельствует о важном значении рыболовства в системе хозяйства поселения.

ХIII век – время суровых испытаний для всей земли русской. Именно в этот период начинаются частые набеги литовцев, тверских князей, желающих отобрать бежецкие земли у Новгорода и присоединить к себе. Летописи пестрят сообщениями о жестоких разорениях нашей местности. Смутные воспоминания о том суровом времени сохранились в народном предании рассказом о том, как жители Есек во время одного из нападений разбежались по лесам, а затем вновь вернулись к своим разорённым домам, а иногда их встечало пепелище. Возможно, не один раз прекращалась жизнь на еськовском холме, но затем возрождалась: место было богато рыбой, покосами, зверьём, грибами и ягодами.

Народное предание гласит, что село Еськи было подарено царём Иваном Грозным завоевателю Сибири Ермаку Тимофеевичу, где впоследствии жили его потомки. По другой легенде в Еськи были сосланы несколько жён сибирского царя Кучума. В дальнейшем еськовские земли принадлежали монастырям, но по указу Екатерины II монастырские земли были переданы в ведение государства. Жители Есек (кстати, их называют ежане) не знали крепостного права, это обстоятельство способствовало бурному всестороннему развитию экономики села и превращению его в крупное и процветающее торговое поселение.

В середине ХIХ века в Еськах на пожертвования прихожан были построены две каменные церкви - одна среди села на большой площади Богоявленская, строилась 40 лет, другая, поменьше, в полуверсте, в честь Владимирской иконы Божией Матери. Кроме церквей, были ещё две часовни. Строительный материал (глину) брали недалеко от села, формовали кирпичи и обжигали их напольным способом. Роспись церкви осуществляли художники, которые не оставили своих имён, но были они явно с академическим образованием. Колокол был отлит в Ярославле, весил он 505 пудов 30 фунтов (8 тонн 92 кг). До станции Викторово его везли на поезде, а затем тащили на специально сделанной волокуше люди, причём без помощи лошадей, верёвками. Через леса прорубали просеки, чтобы спрямить путь. Поднимали колокол на верхний ярус колокольни при помощи верёвок, а язык колокола (128 кг) внёс один человек. Его имя сохранилось в памяти ежан – Василий Ведешкин.

В селе было более 300 дворов, проживали более 2 тысяч человек. Это был самый крупный населённый пункт после Бежецка. В центре села стоял памятник царю-освободителю Александру II. Еськи были торговым селом. Ежегодно проходили две ярмарки. Одна 1 июля (Петров день), другая 13 сентября (Царские дни).

В 1934 годау Богоявленский храм был закрыт. Священник о. Иоанн (Томилов) был арестован и отвезён в Бежецк, а потом в Тверь, где был расстрелян. Наступившее революционное лихолетье, когда коммунистами-богоборцами уничтожалось все лучшее и святое, созданное русским народом за многие века, положило конец духовному существованию этого замечательного памятника отечественной архитектуры на Бежецкой земле. В те годы, в разгар безбожных гонений, с храма были демонтированы кресты, затем купола, был сброшен и увезён на переплавку 505-пудовый колокол, вместе с другими звонами, а вскоре и сама разграбленная и осквернённая церковь была обращена в зернохранилище.

К концу 1980-х годов, громное здание бывшей церкви было брошено на произвол судьбы. Но ценители искусства и храмовых фресок часто стали посещать этот заброшенный храм, чтобы воочию увидеть великолепно сохранившиеся росписи. Росписи церкви Богоявления села Еськи – наиболее яркие и самобытные в монументальном искусстве эпохи классицизма в Тверской области. Несмотря на такое исключительное внимание, имена мастеров, расписавших храм в 1844–1847 годах, до настоящего времени оставались неизвестными. Документы, в которых описывались работы по росписи храма, считались утраченными. Некоторое время назад общепринятой стала версия о том, что знаменитые росписи были выполнены артелью иконописцев Пешехоновых. Эта версия строилась исключительно на связи Пешехоновых с селом: основатель прославленной династии Самсон Федорович Пешехонов был уроженцем Есек.

И вот теперь, наконец, мы можем назвать имя настоящего автора ансамбля еськовских росписей. Это бежецкий «живописного художества» мастер, губернский секретарь Михаил Васильевич Тыранов. Несправедливо избирательна человеческая память: если художник Алексей Васильевич Тыранов, яркий представитель венециановской школы, давно занял достойное место в истории русского искусства, то его старший брат Михаил как будто оказался в тени. К моменту начала работы в Еськах Михаил Васильевич был уже зрелым мастером, известным далеко за пределами Бежецка. Крестьяне и помещики выстраивались в очередь именно к Михаилу Тыранову, так же, как петербургские генералы, сановники и светские дамы к его младшему брату Алексею, второму после Брюллова портретисту столицы.

С середины 1820-х годов артель М.В. Тыранова написала иконы, спроектировала иконостасы и выполнила стенные росписи для десятков храмов в Бежецком, Кашинском, Весьегонском, Корчевском уездах, а также в пограничных с Тверской губернией уездах Ярославской губернии. К сожалению, из всех этих памятников до нас дошли считанные единицы. К самым ранним и наиболее сохранным из них относится Тихвинский храм в Сукромнах, над росписями которого М.В. Тыранов работал с 1831 года.

В 1838–1839 годах М.В. Тыранов расписывает Воскресенский собор Бежецка – главный храм округи, сразу после его перестройки в стиле позднего классицизма. Судя по всему, обновленный собор производил большое впечатление на всех, приезжавших в город. А приезжали туда хотя бы раз в год почти все жители уезда – на встречу чудотворного образа Святителя Николая из Теребенской пустыни, проходившую 30 июня. Не случайно бежецкий собор постоянно упоминается в условиях Тыранова с заказчиками в качестве образца «изящества работ, вкуса и доброты материалов». Не стал исключением и контракт мастера на росписи Богоявленской церкви в Еськах, по которому М.В. Тыранов обязывался «произвесть живописную стенную альфресковою работу… самым искусным образом, так, чтобы оная работа была не ниже искуством живописной работы, произведенной мною в Бежецком Воскресенском холодном соборе, как по историческим штукам, так и по уборке, самыми лучшими красками и самым прочным образом».

Сейчас последние слова приобрели особое звучание: даже после десятилетий запустения, которые пережил Богоявленский храм в XX веке, восхищают великолепные цвета клеевых росписей и мастерство «уборок» в технике гризайль. Контракт с Тырановым от имени прихода заключил «села Еська церковный староста крестьянин Федор Потапов» – глава многочисленного семейства крупнейших еськовских лесопромышленников Бычковых. Бычков умел вести дела и условия мастеру поставил жесткие: от прихода предоставляется только известка, все остальные материалы (даже дрова!) должны быть мастера Тыранова, а выполнить всю работу непременно за три лета 1845–1847 годов. В залог Тыранов оставлял купчую крепость на землю стоимостью 2060 рублей серебром, которую приход мог обратить в свою пользу, если работа будет «произведена ниже искуством работы в Бежецком Воскресенском соборе». Он же, староста Бычков, стал главным спонсором работ – уплатил 400 рублей серебром из своих средств. Еще по 300 рублей пожертвовали крестьяне Афанасий Иванов Шеньков и Яков Корнилов Левкин. Но, несмотря на щедрые пожертвования еськовских меценатов, приходу пришлось потревожить бюджет церкви – «кошельковую сумму», чтобы уплатить мастеру гонорар в 3143 рубля серебром.

Перед началом работ М.В. Тырановым был составлен план росписей храма, который предварительно был одобрен прихожанами и представлен «на благоразсмотрение» архиепископу Тверскому и Кашинскому Григорию (Постникову). Самого плана в Тверском архиве не сохранилось: после необходимых согласований он был возвращен просителям, а затем, вероятно, положен в архив самой церкви, судьбу которого в XX веке несложно себе представить. Но главное, что сами росписи, пусть и с существенными утратами, дошли до нас.

Огромный объем Богоявленского храма в Еськах, настоящего собора, позволил в полной мере реализовать фирменные приемы артели Тыранова. Во-первых, это виртуозная работа по написанию фактуры декоративного камня самых разных оттенков. Когда в сентябре 1841 года в только что расписанном М.В. Тырановым Воскресенском соборе Бежецка побывал известный историк и публицист Михаил Погодин, его удивили даже не сами священные сюжеты. «Столбы сделаны колоннами, у коих архитравы под потолком вызолочены, а сами выкрашены под мрамор!», – записал он в своем дневнике. Четыре массивных столба Богоявленского храма мастер превратил в изумрудно-зеленые колонны: «Отливы у всех окон и четыре столба стоящие посредине храма, сделать под лаковый мрамор», – специально указывалось в контракте.

Во-вторых, выдающиеся по мастерству исполнения и разнообразию орнаменты в технике гризайль. Их написанием занимались специальные мастера «уборщики» – художники-орнаменталисты. Нельзя сказать наверняка, кто именно выполнял «уборы» в Еськах, но за четыре года до этого, для этих работ в Алабузине М.В. Тыранов нанял московского цехового мастера Василия Леонтьева Королькова и дворового человека госпожи Алесовой Александра Иевлева Щелыванова.

Грандиозная композиция «Изгнание торгующих из храма», развернутая на всю западную стену храма в Еськах – это подлинный шедевр монументальной церковной живописи. Но, оказывается, что для М.В. Тыранова это была не первая подобная работа. За 8 лет до начала работы в Еськах прихожане Сретенской церкви села Быково Корчевского уезда (взорвана и разобрана в 1939 году) просили мастера написать на западной стене «в перепективе изгнание из Иерусалимскаго Храма торгующих и купующих». Подобные «перспективы» на западной стене – сложная декорации из портиков и колоннад – фрагментарно сохранились еще в двух церквях Бежецкого уезда – Троицкой в Градницах и Спасской в Констанинове.

Можно предположить, что такое же композиционное решение могло быть использовано и в бежецком соборе (снесен в 1936 году), дважды упомянутом в контракте на росписи в Еськах в качестве образца. Открытым остается вопрос об авторстве конкретных образов, ведь в артели работали многие мастера и подмастерья. При внимательном рассмотрении сюжетов в Еськах очень хорошо видно, что их выполняли художники разного уровня. Какие из сюжетов мы вправе приписывать кисти самого М.В. Тыранова? И кто был тем выдающимися мастером артели, кому доверили писать основные образы, находящиеся на близком расстоянии от зрителя?

Самые выразительные лики в Еськах столь характерны, что невольно заставляют предположить, что они написаны с натуры. Их автор, очевидно, был хорошо знаком с портретной живописью. Как раз в разгар работы в Еськах, в 1846 году, на родину в Бежецк возвратился академик Алексей Васильевич Тыранов. Три года он жил в доме старшего брата, зарабатывал на жизнь тем, что писал иконы и портреты. Позволю себе высказать смелое предположение, что Алексей Тыранов мог попробовать себя в монументальной живописи и приложить руку к работе в Еськах. Ничего невероятно в этом нет, например, его учитель Карл Брюллов с успехом работал над росписями Исаакиевского собора в Петербурге. Даже если Алексей Тыранов не принимал непосредственного участия в работах, он мог консультировать старшего брата при составлении композиций.

Как показано в монографии А.Л. Павловой, прообразом для знаменитого сюжета «Изгнание торгующих» в Еськах послужили, скорее всего, не гравюры с картины французского художника Жана-Батиста Жювене, а гобелен, висевший в Петербургской Академии художеств, лично купленный Петром I в 1717 году во время поездки в Париж. Конечно, ученику, а позднее члену Академии Алексею Тыранову эта работа была хорошо знакома.

В октябре 1847 года работа в по «стенному писанию» в церкви была успешно окончена. Михаил Тыранов и его артель продолжали активно работать еще по крайней мере 10 лет, правда столь масштабных храмов как в Еськах им расписать уже не довелось. Последний крупный заказ на росписи и новый иконостас в Казанской церкви села Шаблыкина Весьегонского уезда датируется летом 1856 года. После этого имя М.В. Тыранова исчезает со страниц маклерских книг бежецкого магистрата, что неудивительно – ему на тот момент шел уже седьмой десяток лет. С конца 1850-х годов в Бежецке и округе работали новые мастера-живописцы, среди которых были бывшие подмастерья Михаила Тыранова.

Шли годы, имя бежецкого живописца, долгое время бывшее знаком качества и высокого искусства, постепенно забылось. Остались только документы, пожелтевшие страницы которых донесли это имя до нас через полтора столетия. И, кажется, сегодня пришло время восстановить историческую справедливость, вспомнив о выдающимися мастере «живописного художества» из города Бежецка – Михаиле Васильевиче Тыранове.

Сегодня Богоявленская церковь в Еськах пребывает в бесхозяйном состоянии, является объектом культурного наследия регионального значения, что совершенно не отвечает ее значению как одного из подлинных национальных шедевров. В 2010 году Благотворительный центр "Сельская церковь" выполнил частичную консервацию храма: у четверика появилась крыша, укреплено завершие колокольни, это спасло великолепные росписи от полной гибели, но они продолжают медленно разрушаться.

В настоящий момент силами Центра продолжаются волонтерские работы на храме, однако памятнику требуется срочное покрытие глав, карнизов и других частей храма, а также работы по консервации самой живописи, что требует очень больших финансовых затрат.

С сайта: https://arch-conservation.ru/esky/Иван Крылов.Богоявленская церковь села Еськи.



Комментарии и обсуждение


Тексты по двум храмам села Еськи помещены "анонимным автором" без необходимых ссылок: между тем это цитаты (переписанные иногда дословно, но с небольшими ошибками - например в датировках) из второго тома фундаментального издания "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Отв. ред. Г.К. Смирнов, Т. 2. - М., 2006 г. С. 431-440".

Шорбан Е.А., сотрудник сектора Свода памятников архитектуры Гос. института искусствознания

15 декабря 2014.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.



Видео

26 июня 2021
Прислал(а): Павел
26 июня 2021
Прислал(а): Архиповы Маргарита и Владимир
26 июля 2021
Прислал(а): Архиповы Маргарита и Владимир