ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Дорки. Церковь Богоявления Господня.


Дорки. Церковь Богоявления Господня
Церковь. Не действует.  
Престолы:Богоявления Господня, Николая Чудотворца, Флора и Лавра
Год постройки:1806.
Адрес:
Ивановская область, Юрьевецкий район, село Дорки

Координаты: 57.287437, 42.839626
Проезд:Свернуть с дороги Кинешма-Юрьевец направо у села Ёлнать и проехать 5-7 км






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 апреля 2007

ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ, нач. 19 в.

Стоит в центре села. Построена из кирпича в 1806 г., фасады не оштукатурены. Утрачена глава, от колокольни уцелел лишь нижний ярус. Пример скромного сельского приходского храма в запоздалых формах барокко. Крупный двусветный четверик храма покрыт восьмигранной высокой кровлей гуськового профиля, на которой возвышается восьмигранный световой барабанчик. Значительно суженная и пониженная полукруглая апсида одной высоты с широкой трапезной. Приделы последней полукружиями апсид охватывают западные углы четверика, заходя на его боковые фасады. Восточная стена нижнего яруса колокольни включена в объем трапезной. Лопатки на углах и фасадах, горизонтально рустованные на всю высоту, придают стенам особую фактурную выразительность (в простенках четверика лопатки гладкие). Декор дополнен рамочными наличниками окон с замковым камнем. Проемы нижнего яруса всех объемов прямоугольные, окна второго света четверика - небольшие, с лучковыми перемычками. Основной объем перекрыт восьмилотковым сводом на угловых тромпах со световым кольцом, в апсиде - конха. Лестница к звону находится в отгороженном слева от входа помещении нижнего яруса колокольни. Масляная роспись кон. 19 в. — типичный пример провинциальной живописи в духе позднего академизма. Утрачена в нижнем ярусе стен. В колорите преобладают блеклые синие, темно-зеленые, коричневатые и разбеленные красные тона. В своде написаны восемь композиций на слова "Отче наш", довольно редко встречающиеся в стенописях этого времени. На стенах между окнами верхнего света изображены святые, под ними - евангельские сцены. На своде апсиды — ангелы, по сторонам центрального окна - две евангельские сцены.

Беляев, 1863, с. 219-220; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 250. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 744-745


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 апреля 2014

Богоявленская церковь с. Дорков зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1806 г. тщанием прихожан. Ограда каменная, кладбище в церковной ограде. Престолов три: в честь Богоявления, св. Николая чудотворца и св. мч. Флора и Лавра. Постоянных средств нет.

Причт: священник и псаломщик, постоянные средства его - жалование от казны священнику 294 ру., псаломщику 98 руб. Получается также 10 руб. арендной платы за лавку. Причтового дохода при богослужении и треб бывает до 240 руб. в год. Для священника есть церковный дом, ветхий, псаломщик живет в собственном, не получая квартирных денег. Земли церковной состоит: усадебной 2168 кв. сажень, луговой 815 кв. сажень, пахотной 31 десятина 2060 кв. сажень. План и межевая книга есть.

Прихожан муж. пола 336, жен. пола 373. Они занимаются сельским хозяйством. Приходских селений 10, в приходе земская школа.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография. 1911 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 июня 2025

Храм строили всем миром. Терпеливо строили, с любовью. Крестьяне на своих лошадях подвозили лес, кирпич, песок, глину. Льняное масло и яйца собирали по дворам. Краску, плиты чугунные, половую плитку закупали на пожертвования, а кирпич делали сами. Кирпичных «заводов» тогда было много. Их еще называли «ляпотными». Один житель вспоминает, как выглядел такой «завод».

В огромных чанах замешивалась глина. Месили ее не лопатой, как сейчас, а ногами, иногда босыми, иногда обутыми в старые лапти. Затем эту глину мастер, взяв в пригоршню, клал в деревянную форму по размеру кирпича. Излишек сбрасывал снова в чан. Выровняв ладонью сначала одну сторону кирпича, он ловко переворачивал форму вместе с глиной и «оглаживал» другую его поверхность. Сырой кирпич рядками складывали под навесом на просушку. Сушился он нескольку дней. Затем его обжигали в печи. Печь обычно устраивали в горе или холме. Копали что-то вроде пещеры, в ней устраивали печь и стеллажи под кирпич. Растапливать печь надо было постепенно, иначе кирпич при обжиге лопался.

В Дорках такой кирпичный «завод» был у Василия Макаровича Кульпина (в Любкином долу), в Малявине у Ремизовых и Волковых, а в Меньшикове, говорят, такое заведение было почти у каждого. Так что с кирпичом особых забот не было. Лес тогда тоже был не то что нынче, столетние ели еще водились в окрестных лесах. Однако много требовалось и покупного материала: железо, чугунное литье, колокола… Большие пожертвования делали сами люди, но помогало и государство. Сохранился документ, в котором сказано, что церковь в Дорках получила 500 рублей государственного вспомоществования. По тем временам это были большие деньги.

Большое попечение об устройстве храма имел староста Сергий Федорович Шумилов. За свои труды он был награжден тремя медалями: бронзовой, серебряной и золотой. Последнюю, в 1913 году, за покупку и установку колокола весом в 86 пудов. Большим подвижником был дорковский староста — три года пешком ходил в Иерусалим, собирал медяки на храм. Принес из святого града священные книги, иконы, камни. Его портрет был нарисован в летней церкви на стене слева от входа, но в 1956 году, когда храм перестраивали под овощехранилище, изображение замазали краской.

Видно, от отца Федора Ефимовича передалась ему ревность к вере православной. Тот тоже много делал для церкви, да так и погиб на этом деле: когда поднимал крест, был этим крестом придавлен, не смог поправиться и вскоре умер. Церковь ему памятник поставила. Незадолго до революции распахнул новый храм свои врата для прихожан. Хоть и невелик он был по размерам, росписью и убранством не уступал окрестным храмам. Сохранившиеся до сих пор фрески говорят о мастерстве и тонком вкусе трудившихся здесь живописцев. Прекрасны были фрески «Крещенье Господне», «Явление Христа народу», «Благословение детей», «Моление о чаще…»

Цвета поражали сочностью и гармонией сочетаний. Синие, голубые, зеленые, белые цвета, немного красного… И «золото» иконостаса — такие сочетания создавали впечатление небесного царства. Ведь храм — это образ царства божьего. И в Богоявленском это особенно чувствовалось. В зимней церкви было два алтаря: справа во славу Флора и Лавра, слева — Николая (Чудотворца, в котором служили только два раза в году, на Николу «летнего» и «зимнего».

Оба алтаря были отделены резным иконостасом золотого цвета длиною в 17 и высотой в 3 м. Пол был выложен квадратной плиткой желтого и зеленого цвета размером 20×20 см. От входной двери до двери в летнюю церковь по полу шла широкая полоса чугунных плит. Зимняя церковь соединялась с летними полукруглыми дверями арочного типа.

В летней находился третий, главный, самый большой алтарь и престол Богоявления Христова. Иконостас (размером 10×8 м) был выполнен из липы с резьбой и с позолотой. Пол в летней церкви был выложен белой плиткой с голубым рисунком. Паперть была небольшая. Справа картина «Страшный суд» (дабы люди имели память смертную), слева выход на колокольню по винтовой деревянной лестнице.

Церковь поражала богатством своего внутреннего убранства. Согласно описи имущества, хранящегося в архиве, подсвечников было 10, паникадил — 4, воздухов парчовых — 10, разной расцветки (желтой, белой, вишневой, малиновой, черной, красной), несколько крестов, множество дорогих икон и скульптур.

Недостатка в голосах в то время тоже не было. Особенно выделялся голос жены дьячка Ирины Черновой, говорят, «очень походил на голос Ермоловой». Кроме нее пели на клиросе два брата Кульпиных — Василий и Иван Макаровичи. Иван был регентом. Церковная община состояла в основном из людей молодого и среднего возраста. Сохранились точные данные: oт 18 до 23 лет — 10 человек; в возрасте 27 лет — 2; от 30 до 40 лет — 20; от 40 до 50 лет — 9; от 50 до 60 лет — 5; от 60 до 70 лет — 4 человека.

Храм закрыли 20 августа 1935 г. Старосте Матрене Лапшиной предъявили распоряжение о расторжении договора с религиозной общиной на пользование церковью. Староста отстаивала храм как могла. Во всех документах, которые ей предъявлялись, написано «От подписи Лапшина отказалась». А в 1940-м году церковь начали громить. Сбрасывали и разбивали колокола, кресты, маковки на куполах. Часть церковного имущества увезли, часть растащили по домам. Иконы кидали в кучу, жгли, растаскивали сундуки, лавки, покровы, воздуха, разломали иконостасы, а все оставшееся свалили в летнюю церковь. Ограду разобрали, кирпич продали, ворота сдали в металлолом.

В церкви после разгрома сначала хранили зерно, потом в начале войны в ней жили эвакуированные дети. Они мерзли, залезали на высокие круглые печки, пытаясь согреться. Некоторое время после войны в церкви жили пленные немцы. Потом зимнюю церковь оборудовали под клуб. Пол заменили на деревянный. Плитку выломали и продали. Затем председатель колхоза решает устроить в летней кухне церкви картофелехранилище. Надстраивают потолок, чтобы было теплее, большие нижние окна закладывают кирпичом, верхние застекляют, красят крышу и рамы. В алтаре устраивают склад. Пол выкладывают иконами.

В 1960 г. председателю показалось, что колокольня наклонилась в сторону его дома (он занимал церковную сторожку). Убоялся глава колхоза и добился решения облисполкома уронить колокольню. Тогда подогнали два трактора, натянули троса, а она ни с места, второй раз взревели моторы — стоит, потом уже как-то неохотно, но бесшумно рухнула ничком на запад.

В наше время храм продолжает разрушаться. Здание без крыши, дверей и окон быстро приходит в негодность, портятся стены, выкрашивается кирпич, исчезают росписи. Прошлой зимой, подумать только, сняли железо и с алтаря. А перед этим пробили стену в летней церкви (искали золотой крест), сняли несколько листов железа с крыши...

По материалам сайта города Юрьевец: https://yurevets37.ru/

Богоявленский храм (с. Дорки) — Сайт города Юрьевец


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 июня 2025

Церковь Богоявления Господня, села Дорков, каменная, с каменною колокольнею, построена 1806 года. Престолы: в славу Богоявления Господня на Иордане, и в честь: Святителя Николая и св. мучеников Флора и Лавра.

Причта состоит: священник, дьячек и пономарь. Жалованья причет не получает.

Земли 33 десятины. План на землю и межевая книга есть. Прихожан муж. пола 333, жен. 466, дворов 138. В приходе селений 19, на пространстве 7 верст от церкви; препятствий в сообщении нет. Богородицкая церковь, села Жарков, в 4, и Воскресенская, села Елнати, в 7 верстах. От Костромы 133 версты.

Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству... - СПб., 1863, стр. 219-220

Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленный на основании подлинных сведений и имеющихся по духовному ведомству... - Беляев Иоанн - Cистема онлайн-просмотра



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.