Характерный для области пример сельского культового комплекса, хорошо сохранившего историческую территорию и постройки в стиле классицизма. Церковь стоит на вершине холма в центре села у проходящей мимо нее главной улицы и доминирует в окружающем ландшафте. Село Домнино известно как старинная вотчина бояр Шестовых и в нач. 16 в. принадлежало Василию Михайловичу и Ивану Васильевичу Шестовым, а позже дочери последнего Ксении Ивановне в замужестве Романовой (в иночестве Марфе) – матери царя Михаила Федоровича. В 1631 г. она передала село по духовной московскому Новоспасскому монастырю. В это время здесь существовала деревянная шатровая церковь Воскресения, упомянутая в описи 1636 г., а рядом с ней деревянный дом Романовых. По преданию, именно на месте этого дома в 1809-1817 гг. была возведена каменная церковь Успения. Ее приделы Тихвинской Богоматери и Николая Чудотворца были освящены в 1818 г., а главный престол – в 1827 г. Церковная территория была окружена каменной оградой с воротами и небольшой шестигранной башней на северо-восточном углу, которая использовалась под лавку.
Старый деревянный храм был разобран по ветхости в 1831 г. В 1850 г. (по другим сведениям, в 1851 г.) именным указом Николая I на «обновление» церкви было отпущено 2785 рублей. В 1850 г. выполнены настенные росписи в храме, а в 1856 г. поновлен главный иконостас и установлены новые придельные иконостасы. Видимо, в этот же период была сооружена церковная сторожка. Церковная лавка разобрана в кон. 20 в. Во время ремонтно-реставрационных работ нач. 21 в. столбы ограды, ворота и сторожка оштукатурены, последняя перестроена (вместо разобранной кладовой в западной части объема выложены новые стены из силикатного кирпича, толстый слой штукатурки скрыл клинчатые перемычки окон). Вместо деревянного штакетника, соединявшего столбы, сделаны металлические решетки. Все сооружения комплекса возведены из кирпича, храм побелен по слою известковой обмазки. Храмовая территория имеет форму неправильного многоугольника. Центром комплекса является церковь Успения. К северо-западу от нее находятся ворота, а западнее них в линии северной линии ограды – сторожка.
Церковь Успения, 1810-1817 гг., относится к распространенному в области типу бесстолпных пятиглавых храмов, суховатый декор которых типичен для провинциального классицизма. Объемная композиция церкви симметрична относительно продольной оси. Двусветный четверик храма увенчан пятью чешуйчатыми луковичными главами с тонкими шейками, поднятых на граненых барабанах (центральный световой). Более узкий прямоугольный в плане пониженный алтарь имеет скругленные восточные углы, заглубленные в раскреповках основных стен. Равновысокая алтарю трапезная с приделами, имеющими алтарные скругления с маленькими главками, значительно шире четверика. С запада к ней примыкает закрытая паперть, растянутая в ширину, соединяющая трапезную с трехъярусной колокольней. Она состоит из четвериков, уменьшающихся по площади кверху, и увенчана высоким шпилем на четырехгранном трибуне, водруженном над «дутой» кровлей с люкарнами.
Все объемы церкви объединены гладким цоколем, из-за понижения рельефа более выраженным на южном фасаде. Боковые фасады четверика украшены четырехпилястровыми портиками тосканского ордера (боковые пилястры поставлены с выпуском углов), причем западные прясла, частично прикрытые алтарями приделов несколько шире остальных. Над неполным антаблементом с поясом сухариков в карнизе возвышается горизонтальный аттик с многополочным карнизом, под которым по центру стены между двух лежачих нишек помещен небольшой треугольный фронтон, уравновешивающий легкую асимметрию фасадных членений. Высокий арочный входной проем и два арочных окна в перспективных амбразурах по его сторонам украшены трехчастными замками и импостами на уровне полуциркульных перемычек. Под прямоугольными во вдавленных рамках окнами второго света помещены квадратные филенки. Вход на южном фасаде акцентирован двускатным металлическим зонтом на крупных ажурных кронштейнах. Барабаны глав на диагональных гранях украшены вертикальными нишками. Прямоугольные окна алтаря на восточной грани и скругленных углах, а также пары ложных окон на боковых фасадах соединены подоконной полочкой, горизонтали которой вторит неполный антаблемент с лентой сухариков. Аналогичный декор имеют и фасады трапезной с пилястрами на углах и у алтарных скруглений. Стены паперти, а также углы двух нижних ярусов колокольни обработаны горизонтальным рустом. Высокие проемы в четвериках колокольни, прямоугольные в нижнем ярусе (на северном фасаде ложный) и арочные в верхнем, фланкированы пилястрами, которые в двух верхних ярусах несут неполные антаблементы, а в нижнем не достигают его. Нижний четверик завершен треугольными фронтонами, наложенными на аттик, а в верхних четвериках выделены своеобразные основания-стилобаты, украшенные маленькими вертикальными впадинками. Круглые люкарны в кровле колокольни вписаны в полуциркульные фронтоны. Дополнительную стройность рустованному трибуну придают три щелевидные нишки на каждой грани. Над крыльцами входов через колокольню с западной и южной сторон укреплены крупные металлические зонты, идентичные зонту над южным входом в храм.
Храмовый четверик перекрыт четырехлотковым сводом с круглым отверстием светового барабана в шелыге. Алтарь, коробовый свод которого замкнут с востока граненой конхой, открывается в пространство храма широкой аркой. Трапезная и приделы перекрыты продольными коробовыми сводами, разделенными между собой подпружными арками, опирающимися на два столба. Паперть имеет плоское перекрытие. В ее западной стене находится вход на лестницу к звону, устроенную в северной стене нижнего четверика колокольни, перекрытого коробовым сводом с распалубками.
Стенопись храма, выполненная маслом в 1850 г., поновлена в начале 20 в. и в 2002-2005 гг. Живопись ориентирована на академические образцы. В своде главного алтаря написан образ Саваофа на облачном фоне, окруженного ангелами и херувимами, с парящим голубем в зените. На западной стене алтаря над аркой помещены два ангела с образом Спаса Нерукотворного. В проеме алтарной арки написаны фигуры двух ангелов с рипидами. Гризайльный орнамент в оформлении алтарной арки имеет вид симметричных клейм с розетками, тонкими спиральными побегами аканта и виноградной лозы. В оформлении восточной стены алтаря присутствуют изображения канелированных пилястр с композитными капителями, несущих антаблемент из рисованного фриза и тянутого карниза. Несколько схематичная орнаментика относится ко времени поновления росписи.
В своде храма на четырех лотках размещены четыре клейма крупного формата. На восточном лотке (над иконостасом) показан вид города Иерусалима, над ним – образ Саваофа и Святого Духа с херувимами и с ангелами, оплакивающими распятого Христа. На северном лотке представлено Вознесение, на южном – Воскресение Христово в иконографии «Восстания от гроба», а на западном – Воскресение в иконографии «Сошествия во ад». В нижних углах лотков написаны орнаментальные композиции, вокруг основания главы сосредоточены изображения херувимов.
На западной стене храма в двух ярусах расположены большие сюжетные композиции. В верхнем ярусе, оформленном пилястрами, развернуто во всю ширину стены соименное храму «Успение Богоматери». Две группы летящих к ложу Богоматери апостолов показаны в боковых клеймах с хорошо выписанными пейзажными фонами. В нижнем ярусе клейма очерчены рамами со срезанными верхними углами. По сторонам от «Входа Господня в Иерусалим» представлены сопутствующие эпизоды «Христос в доме Симона Волхва» и «Призвание Закхея». На боковых стенах храма клейма расположены в трех ярусах. В простенках между окнами второго света по южной стороне помещены: «Жертвоприношение Авраама», образ пророка Мельхиседека и «Моисей перед Неопалимой купиной». На северной стене соответственно: «Лествица Иакова», образ царя Давида и «Моление о чаше». В среднем ярусе росписи, во фризе между окнами первого и второго яруса в восьмиугольных клеймах представлены поясные образа евангелистов, а также Митрофаний Воронежский и Николай Чудотворец. Собор избранных святых продолжен в образах первого яруса росписи. В простенках окон первого света представлены: апостолы Петр и Павел, Зосима и Савватий Соловецкие, а также местно чтимые Феодосий Тотемский и Иаков Железноборский.
Главный иконостас возведен в стиле позднего классицизма и датируется по времени освящения главного престола – 1827 г. В сер. 19 в. он обновлен с частичной заменой орнаментики. Иконостас двухъярусный, на семь прясел, с откосно выступающим центральным ризалитом. Ярусы на ризалите оформлены гладкоствольными колоннами на постаментах, с композитными капителями. Антаблементы содержат орнаментированные фризы и карнизы. Царские врата помещены в нише, увенчанной конхой. Центральный образ второго яруса фланкируют две пары колонн. Центральное прясло увенчано аттиком, на котором установлена обрезная композиция Распятия с предстоящими. Основной набор орнаментальных мотивов в оформлении иконостаса относится к классицизму. Это розетки, венки, вазы, гирлянды, подвесные полотенца, пальмовые ветви и волютные завитки аканта. Изменены в сер. 19 в. капители колонн, орнаментальный фриз во втором ярусе иконостаса и в боковых пряслах первого яруса. Орнамент по сторонам конхи сменили головки херувимов. Царские врата в главном иконостасе решетчатые, с четырьмя тонкими колоннами и антаблементом в центре. Они увенчаны овальной иконой Благовещения, обрамленной гирляндами. Две пары малых овальных икон на створах содержат изображения евангелистов.
Пристолпные киоты в трапезной по времени и стилю близки главному иконостасу. Два придельных иконостаса в трапезной изготовлены в сер. 19 в. Они одноярусные, в пять прясел по фасаду, с заворотами вдоль прохода в храм, с надставными иконами над царскими вратами и прилегающими пряслами. Стиль иконостасов эклектичен, с читаемыми элементами псевдобарокко и псевдорококо. Иконостасы оформлены витыми колоннами и антаблементами с резным декором во фризах. Орнамент на тумбах – венок с сетчатым заполнением или венок с крестом внутри. Царские врата содержат круглые образа Благовещения и Евангелистов, обрамленные травным орнаментом коврового типа. Киоты надставных икон имеют изогнутые очертания, их навершия обвиты орнаментом рокайльного типа.
Ворота в наивно трактованных формах классицизма типичны для подобных сооружений области. Они имеют симметричную трехчастную ступенчатую композицию. Над центральной аркой проезда возвышается ступенчатый аттик с маленькой главкой на цилиндрическом барабане, а по сторонам расположены более низкие и меньшие по размеру арки калиток, прорезающие отрезки стен. Полуциркульные перемычки арок подчеркнуты массивными профилированными архивольтами. Центральный проезд фланкирован парными полуколоннами, ранее завершавшимися маленькими односкатными кровельками, а стены по сторонам калиток обработаны крупным квадровым рустом. Со стороны двора, где вместо полуколонн использованы парные пилястры, все формы декора еще более огрублены. Сохранились металлические створки ворот, ажурный узор которых с использованием волютообразных завитков, типичен для стилистики ампира.
Сторожка, сер. 19 в. Небольшая одноэтажная постройка без выраженных стилистических признаков. Прямоугольный в плане объем, вытянутый с востока на запад, завершен вальмовой кровлей. Фасадный декор ограничен гладкими лопатками, узким карнизом и подоконной полочкой. На продольных фасадах средистенная лопатка, отмечающая место примыкания поперечной стены, указывает на существование в сторожке двух помещений: в большем восточном расположена жилая комната, которую освещают прямоугольные окна без наличников (по два на северном и восточном фасадах и одно на южном), а в более узком западном – сени с крыльцом входа на южном фасаде и маленьким прямоугольным окошком на северном.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 234; Домнинский А. Историко-статистическая заметка о достопримечательностях селе Домнина и церкви в ней существующей // Русский архив. М., 1871. Стлб. 11–34; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 128. № 158; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 227; Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома, 2000. С. 457; Кучин Н.П. Сусанинской тропою. Кострома, 2000. С. 41, 173–175; Исторические города и села Костромской области. Кострома, 2004. С. 182–183; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 10: Буйский район, Сусанинский район. Кострома, 2008. С. 286-289.
http://svodokn.ru/object/101526953?open=true