Венец - место с таким названием, представляющее собой высокий красивый обрыв над Клязьмой, известно в «песенной столице» России в Вязниках. Куда меньше знаком туристам другой Венец на той же реке посередине между Ковровом и Мстерой.
Сегодня туда нет проезжих дорог и добраться до этого немного таинственного и овеянного множеством преданий места можно лишь пешком или на лодке, причем, даже обладая картой и навигатором почти неизбежно придется изрядно поплутать в прибрежной чаще. И лишь колокольня венецкого Преображенского храма, хотя и давно потерявшая свой купол, до сих пор видна над кронами деревьев, служа единственным ориентиром.
В старину судоходство по Клязьме было весьма интенсивным - ладьи, барки и баржи разных типов при помощи парусов и весел, а то и волоком, поднимались от устья до Владимира с различными грузами, в том числе муки и соли, которые доставлялись с низовьев Волги через Оку. Однако клязьминское русло изобиловало опасными для судоходства мелями, из которых самым серьезным препятствием на пути купеческих караванов по праву считалась Венецкая мель. Река в том месте делала крутой поворот меж лесных берегов, из-за чего заметить перекат издали было невозможно, особенно в темноте или тумане. Не раз случалось, что тяжелогруженые барки выносило прямо на песчаную банку, где они разламывались или переворачивались. Некоторые суда, пытаясь уклониться от мели, врезались в береговую кручу, вообще разбиваясь в щепы.
Именно поэтому на высокой круче правобережье Клязьмы напротив Венецкой мели примерно четыре столетия назад и построили деревянный храм в честь Архангела Михаила, который стал уникальным речным маяком. Вечерами на его звоннице зажигали слюдяной фонарь, а в туман и с наступлением темноты оттуда по временам раздавались тревожные удары сигнального колокола. Во всяком случае, в 1628 году этот храм на Венце уже стоял: писцовые книги говорят о «церкви Михаила архангела на Венце на погосте». Несколько раз она ветшала или сгорала огне пожаров, но каждый раз на месте утраченного храма возводился новый. В 1820 году по инициативе тогдашнего настоятеля венецкого храма Симеона Кирилловича Венецкого началось строительство каменной церкви.
За помощью батюшка обратился к прихожанам - крестьянам соседних деревень Карики, Красная Грива и Федюнино. Мужики вняли просьбе пастыря-земляка. Так как офенский промысел тогда переживал расцвет, то и денежки у венецких прихожан водились немалые. Документы Государственного архива Владимирской области сохранили имена тех, кто жертвовал на новую церковь. Особое старание о благолепии будущего храма проявили приходские крестьяне: деревни Карики церковный староста Василий Григорьев, Федор Савельев, Козьма Федоров, Максим Сидоров; деревни Красной Гривы строитель Анисим Кондратов, Захар Лукьянов, Никифор Маркелов; деревни Федюнино Василий Васильев, Ефим Васильев. Все вместе они собрали значительную по тем временам сумму 9600 рублей. На храм пожертвовали также местные помещики Симоновы, Хотяинцевы и Шестаковы.
К 1830 году каменная церковь на Венце была закончена постройкой и тогда же освящена по благословению епископа Владимирского и Суздальского Парфения (Черткова) в честь Преображения Господня (его стали называть Спас на Венце), а Михаило-Архангельский престол стал придельным. Храм представлял собой ротонду на четверике с «фонариком» над куполом и двумя колонными портиками с северного и южного фасадов. Особенностью здания стала необычно высокая для затерянного в лесах погоста четырехъярусная колокольня, которая по-прежнему использовалась в качестве импровизированного маяка и придавала храму особенно величавый, парадный вид.
Старожилы, с которыми довелось беседовать более 20 лет назад, рассказывали, что колокольный звон Преображенского храма был слышен окрест на десятки верст, особенно на низменном левом берегу, служа часами и ориентиром для жителей многих деревень. Преображенский храм на Венце нельзя было спутать по внешнему виду и его внутреннему великолепию ни с одним другим храмом Ковровского уезда. Проводящие свои барки купцы считали своим долгом жертвовать дорогую церковную утварь в храм-маяк, и даже те из них, кто во второй половине XIX века после упадка судоходства на Клязьме переселился в другие губернии, продолжали поддерживать Спас на Венце.
Преображенскому храму на Венце принадлежали две часовни, одна из них стояла на месте прежней деревянной церкви, а также два деревянных на каменном фундаменте дома, построенные в 1898 году. Один из домов служил церковной сторожкой, другом - приютом для богомольцев.
В середине 1900-х гг. на Венце началось строительство двух солидных каменных зданий. Соединенные коридором, они имели по переднему фасаду около 70 аршин длины. Стройка началась по инициативе священника Ефима Белороссова и производилась под его наблюдением на средства местных уроженцев Алексея и Елены Морозовых, купцов города Бийска Томской губернии. Священник Белороссов умер 27 августа 1908 года, а вскоре скончались и благотворители Морозовы. Купец Алексей Морозов — уроженец и благотворитель прихода Венецкого погоста Елена Морозова — супруга А. Морозова.
Перед смертью Елена Морозова поручила заведование стройкой проживавшему на Венце во время летних каникул помощнику инспектора Московского императорского технического училища Александру Ефимовичу Покровскому - местному уроженцу, сыну диакона Преображенской церкви. К концу 1908 года одно здание уже было закончено и покрыто. Первоначально предполагалось в этих зданиях открыть профессиональную женскую школу с сиротским приютом, но потом было решено устроить богадельню для престарелых.
После 1917 года начатое священником Белороссовым и купчихой Морозовой благотворительное дело оказалось заброшенным. Сейчас от здания богадельни не осталось и следа, хотя его подвалы кладоискатели ищут до сих пор, так как существует легенда о том, что в них в 1930-е годы были спрятаны церковные ценности. Трагически сложилась и судьба Покровского, под чьим надзором завершалось строительство богадельни. Он погиб во время пожара, случившегося в Венце 14 октября 1928 года, в возрасте 70-ти лет.
Преображенская церковь на Венце была закрыта уже после начала Великой Отечественной войны 14 июля 1941 года. Еще в марте 1941 года располагавшийся по соседству колхоз «Прогресс» просил продать ему на слом церковное здание, но война помешала осуществить этот проект. С тех пор прежде великолепный венецкий храм медленно разрушается, оказавшись в лесной безлюдной глуши. Заросли кустов и травы окружили церковное здание почти вплотную, поэтому его даже толком сфотографировать сегодня нельзя.
Близ ветшающих кирпичных стен скрываются старинные надгробные камни и плиты, на большинстве из которых надписи уже не разобрать. Однако некоторые из них, еще поддающиеся прочтению, подчас складываются в проникновенные эпитафии. Например, на разбитой беломраморной плите с именем Григория Игнатьевича Зайцева, скончавшегося «25 мая 1839 г. 30-ти лет от роду» выбит несовершенный, но трогающий глубиной чувства стих: «Ты умер, оставив меня одинокой/ Дни коротать без тебя./ Кто даст забвенье в скорби глубокой?/ Кто приласкает меня?»
На Венце деревья шумят как будто с особенной грустью, и сам заброшенный погост представляет собой печальное зрелище. На современной топографической карте к маленькому крестику с надписью «погост Венец» ведет лишь тоненькая прерывистая линия исчезающей непроезжей и почти непроходимой дороги. А охотникам и рыбакам, как говорят, и в наши дни порой чудится звон венецких колоколов…
Автор: Николай Фролов
Престолы:Преображения Господня, Троицы Живоначальной
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:1820.
Адрес:Владимирская область, Ковровский район, погост Венец (д. Обращиха, д. Красная Грива)
Координаты: 56.4939, 41.6913
Проезд: Из райцентра Ковров восточный выезд на Мстёру, через 28км движения вдоль берега реки Клязьмы, левый поворот на север к д. Обращиха. Далее, не заезжая в деревню следует её обогнуть с севера, асфальтированная дорога через километр приводит к бывшей молочно-товарной ферме, нынче лесопильному цеху. Дале ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из райцентра Ковров восточный выезд на Мстёру, через 28км движения вдоль берега реки Клязьмы, левый поворот на север к д. Обращиха. Далее, не заезжая в деревню следует её обогнуть с севера, асфальтированная дорога через километр приводит к бывшей молочно-товарной ферме, нынче лесопильному цеху. Далее грунтовой дорогой следует двигаться от цеха в лес. Лесная колея имеет постоянный уклон вниз на протяжении 1,5км и выходит к берегу р. Клязьма. Далее следует свернуть налево на запад и двигаться по кромке берега реки до места слияния старицы Клязьмы и основного русла 1км. Автотранспортное средство возможно придется оставить на ближайшем же непроезжем участке леса или берега и далее двигаться пешком. Наличие непроезжиз участков варьируется от сезона, погоды, наезженности колеи и общей проходимости автомобиля. На конечном участке следует двигаться пешком вдоль берега. Слева, южнее, от старицы ещё одно небольшое озерцо, слева, южнее, от озерца лесной склон, в котором у подножия угадывается дорога наверх. Эта дорога без следов колёс единственная, через 300м по густой лесной чаще приведёт к церкви. При затруднении с поиском объекта следует вновь вернуться к старице, дойти до её западной оконечности, над верхушками деревьев будет просматриваться крест церкви и верхний обрез колокольни. Ориентироваться по ним и вновь штурмовать лесной склон. Внимание! Местность опасна дикими животными и змеями! Обязательно соответствующее снаряжение и меры предосторожности.
Комментарии и обсуждение