Достаточно только взглянуть на Благовещенский храм и сразу понимаешь - смотришь не на рядовую церковь, а на событие в архитектуре. Событие с большой буквы. Это сейчас кажется, что Вязники - "провинция". В далёком прошлом именно "провинциальные" зодческие школы делали русское искусство столь многогранным, ярким и самобытным! Вот что писал Алексей Алексеевич Тиц в своей книге из серии "дороги к прекрасному" - "По окраинным землям Владимирским" (1969 год): "Этот комплекс, оконченный в 1683 году, очень любопытен. В нём отразилась борьба двух художественных концепций - середины ХVII века, с её безудержным стремлением к узорочью, и конца века, с тенденциями к геометрически строгой регулярности. Живописность и симметрия сосуществуют в этом памятнике, они уживаются и придают ему особое своеобразие. Ассиметричная композиция всего комплекса с колокольней на северной стороне, галереей на западной и сильно выдвинутыми на восток апсидами уравновешивается спокойным объёмом храма. Зодчий, уподобляясь скульптору, как бы лепит своё произведение из отдельных объёмов... Испокон веку каменодельцы, подражая природе, делали нижние части сооружения массивнее, крепче. Идея роста организма, его развитие по вертикали используется и в Благовещенском соборе...
Группа дополняющих друг друга объёмов храма объединена общим основанием - подклетом, где размещалась тёплая церковь". "Общее основание" многокомпонентного сооружения позволило зодчим применить очень интересный, нечасто встречающийся приём - сделать "двухуровневые" апсиды, когда алтарные части нижнего и верхнего храма располагаются не сплошной стеной, а ступенчато, причём нижние апсиды сильно вытянуты на восток! Этот приём был весьма популярен у каменных дел мастеров из соседнего Гороховца (Никольский собор). Особой функциональной подоплёки это решение не имеет, оно играет чисто на эстетическое восприятие - делает силуэт храма более сложным, облик - более живописным, позволяет при минимуме декора создать выразительный рисунок фасада... Ну и, конечно, это бросающаяяся в глаза, запоминающаяяся "визитная карточка" местной архитектурной школы. По храмам эпохи узорочья впору писать "энциклопедию русского наличника": что ни храм - то глава. На северном фасаде Благовещенского собора насчитываем аж целых пять типов! Однако стоит обратить внимание - расположение окон подчинено строгим законам симметрии. А это уже - примета новой архитектурной эпохи...
Неожиданный элемент фасадного декора - изразцы. Их не сразу то и заметишь, они не "струятся" по фасаду целыми поясами, которые можно видеть, например, в памятниках московского узорочья; тем интересней подметить такую малозначимую, на первый взгляд, деталь и попытаться понять: а что хотел сказать этим приёмом зодчий? Изразцы, кстати, по оценкам специалистов, характерны для зодчества Нижегородской земли. С севера к паперти собора пристроена шатровая колокольня. Традиционный восьмигранный столп, характерный для Владимирского региона, здесь представлен с нетрадиционными элементами. Во-первых, четверик необычно высок (конструктивно это решение оправдывается требованием "вписать" в него высокое крыльцо-паперть). Во-вторых, сама колокольня пристроена не к западному фасаду - "кораблём", а к северному. Ассиметрия характерна для русского узорочья и также любима гороховецкими мастерами. Внутренняя композиция Благовещенского храма чётко структурирована, она подчёркнуто расчленена на три неравнозначные части, строго подчинённые каждая своей функции. Первая - нижний храм, где проводятся основные богослужения. Второй - верхний храм, недавно освящённый, - в нём ещё продолжаются отделочные работы. Наконец, третья - это западный "блок", объединяющий в себя притвор, крыльцо-галерею, паперть верхнего храма, колокольню и ещё ряд подсобных помещений, одно из которых приспособлено под монастырскую трапезную. В верхнем храме, справа от входа, находится специальный киот, в котором хранится главная монастырская святыня - мироточивая Казанская икона Божией Матери с нерукотворным образом...
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №242, 2017 г.
Комментарии и обсуждение