Своеобразный пример сельского приходского храма в традициях древнерусского зодчества 17 в. с великолепной барочной колокольней, одной из лучших в области. Небольшая Ильинская церковь с приделом во имя Иакова, брата Господня, и трапезной построена в 1768 г. “тщанием прихожан”. Колокольня, возведена на рубеже 1860-х — 1870-х гг. (до 1871 г.) и является почти полным повторением колокольни Костромского кремля, сооруженной в кон. 70-х — нач. 80-х гг. 18 столетия по проекту С.А. Воротилова. Видимо, тогда же перед северным входом в храм устроили закрытое крыльцо-паперть с килевидной кровлей (позже разобрано), частично переложили стены трапезной с растеской окон, а севернее церкви поставили одноэтажную сторожку. К 1874 г. все работы были окончены и состоялось освящение церкви. Все сооружения кирпичные, побеленные по обмазке (церковь) или штукатурке (колокольня и сторожка).
Церковь Ильи Пророка, 1768 г., кон. 1860 - нач. 1870- х гг. Небольшой двусветный четверик в две оси проемов, смещенных к востоку, завершен пологой четырехскатной кровлей и увенчан пятью чешуйчатыми луковичными главками на глухих цилиндрических барабанчиках. Примыкающая с востока пятигранная апсида значительно понижена и равна по высоте южному приделу и трапезной, расширенной к югу на величину придела. Монументальная четырехъярусная колокольня поставлена на продольной оси храма. Она состоит из уменьшающихся по площади четвериков, прорезанных арками, и увенчана главкой на высоком колоколовидном резонаторе с круглыми люкарнами.
Фасадный декор четверика ограничен низким цоколем с пояском поребрика, узкими огибающими лопатками на углах, четырехрядной пилой в завершении стен и суховатыми наличниками окон с лучковыми перемычками: тонкие боковины-полуколонки, соединенные подоконником несут треугольный валиковый фронтон. Арочный вход на северном фасаде обрамлен строгим порталом в виде килевидной арки, выложенной валиком. Аналогично декорированы фасады придела. Окна трапезной растесаны, а декор, кроме пилы в завершении и членящих стену лопаток, утрачен.
Основу фасадного убранства колокольни составляют пучки трехчетвертных колонн, оформляющих углы четвериков и несущих активно раскрепованные антаблементы. В двух нижних ярусах сдвоенные колонны (в нижнем ярусе пилястры), объединенные общим постаментом, фланкируют высокие арочные проемы звона, а еще одна оформляет угол, в третьем ярусе вместо угловой колонки выпущен угол стены, а в четвертом использованы одинарные колонны, а над антаблементом возвышается раскрепованный лучковый фронтон. В отличие от прототипа — костромской колокольни — в Яковлевском не использованы капители разных ордеров (в зависимости от яруса) и каменные вазы на углах ярусов по осям колонн.
Внутри четверик перекрыт сомкнутым сводом, алтарь — коробовым, замкнутым с востока тремя лотками, одностолпная трапезная — двумя лотковыми, разделенными подпружными арками и усложненными распалубками над окнами; нижний ярус колокольни завершен купольным сводом.
Четверик расписан по всем стенам и сводам сплошь ковровой росписью, что является большой редкостью для 1-й пол. 19 в. В сомкнутом своде живопись традиционной иконографии с “Новозаветной Троицей” на восточном лотке и архангелами на остальных. Она отличается уровнем профессионального мастерства художника. Автор свободно владеет искусством письма складок, драпировок, объемность и динамизм которых придает особую подвижность фигурам, стоящим на облаках. Живопись стен многоярусная, в виде отдельных клейм, разделенных живописными рамками, имитирующими архитектурный декор: тяги карнизы, пилястры. Евангельские и библейские сюжеты трактованы увлекательно в лубочной манере письма. В трапезной композиции размещены в виде отдельных картин в рамах, изображающих архитектурный лепной декор. Живопись правленая, в основе — письмо, аналогичное росписи свода четверика. Притвор церкви под колокольней расписан. Иконографическая программа оригинальна: купольный свод разделен на сектора, в каждом из которых помещена фигура святого, на парусах — евангелисты, на стенах — московские митрополиты, “Спас на престоле с предстоящими” и большая композиция “Усекновение главы Иоанна Предтечи”. Архитектурные элементы заполняет орнамент типа гризайли. Основные сюжеты написаны в той же стилистике, что и письмо трапезной.
Церковная сторожка — небольшое, прямоугольное в плане одноэтажное здание, крытое на два ската с фронтонами, зашитыми тесом. Оконные проемы и входная дверь на восточном фасаде имеют пологие двускатные перемычки и лишены обрамлений.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 44; Известия Императорской археологической комиссии (ИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 117, Церкви Костромской епархии по данным архива Императорской археологической комиссии. СПб., 1909. С. 53; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 2: Костромской и Красносельский районы. Кострома, 2000. С. 141-143. Архивные источники: ГАКО. Ф. 137. Оп. 2 доп. Ед. хр. 5046, 5287.
http://svodokn.ru/object/101520574?open=true