Село Шунга - одно из наиболее интересных исторических сёл Костромского района с незаурядным храмовым комплексом в стиле классицизма и ценной жилой застройкой. Это бывший Мерский стан, а позже здесь была Шунгская волость, в которой стояли погосты Шунга, Самин, Вежи и Куниково. Шунга известна с 13 века, здесь был погост, принадлежавший Владимирскому княжеству. Погост с соседними деревнями в 1459 г. был дан Галичским князем Дмитрием Шемякой в вотчину боярину М.Ф. Сабурову, потомку мурзы Чета, по прозвищу Сабур. Сабуровы и Годуновы считались покровителями Ипатьевского монастыря. М.Ф. Сабуров завещал монастырю Яковлевское и двор в Шунге, а рядом два озера. В дальнейшем "погост Шунга" упоминается в 1581 г., когда царь Иван Грозный пожаловал погост Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Шунга оставалась до 1764 года. В 1606 г. погост Шунга и ряд других владений Чудова монастыря были разорены отрядом польско-шляхетских интервентов. Было уничтожено 32 крестьянских двора, а "крестьян убили литовские люди с жёнами и детьми, а остальные люди сошли безвестно". Храм же в Шунге впервые упоминается в 1616 г., когда на погосте стояли "деревяны клетцки" церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы (летняя) и во имя свв. апп. Петра и Павла (зимняя), в приходе которых в 1653 г. было 133 крестьянских двора.
Близ церквей располагались дворы церковнослужителей, монастырский двор и двор иконника Любима Агеева, видного мастера, одного из основоположников Костромской школы стенного писания 17 в. Известны имена и других шунгенских иконописцев 17 века: Якима Зажарского, Оксена Попова, Андрея и Ивана Елепенковых. Талантливым иконописцем 18 века был и крестьянин с. Шунги - Василий Никитич Вощин. В Чудовской вотчине было также немало и мастеров-каменщиков, строивших каменные церкви. Так, в 1688 г. крестьянин села Шунги Данил Тихонов вместе с Спиридоном Хрящевым построили Троицкую церковь в Москве на Мясницкой улице. В Шунгенской волости было также развито картофелеводство и картофель поступал не только в Кострому, но и использовался на приготовление крахмала. В 1909 г. здесь был построен первый в России картофелетёрочный завод. Из подсобных промыслов в волости было развито изготовление из лозы корзин, плетёнок, циновок и др., которые с успехом расходились по всей округе.
В 1788 г. в центре села на месте деревянных церквей на средства Костромских купцов Ильи и Алексея Савиных был возведён каменный двухэтажный пятиглавый храм с четырёхъярусной колокольней, ныне существующий. В каменный храм перенесли три престола из деревянных церквей: 1) в верхнем (летнем) этаже - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в нижнем (зимнем) -2) во имя свв. апп. Петра и Павла, 3) во имя св. прор. Илии и свт. Алексия, митр. Московского (Ильинский престол, которого не было раньше, а также престол во имя св.Алексия, безусловно, посвящены небесным покровителям храмоздателей - Ильи и Алексия Савиным). Церковная территория, окружённая оградой, занимает довольно обширный участок, на котором сохранилось несколько надгробных памятников кон. 19 - нач. 20 вв., а также столб-часовня.
В 30-40 гг. 19 века с западной стороны храма были возведены Святые ворота в виде изящной одноглавой часовни, позднее соединённые с церковью переходом с лестницей на второй этаж. На юго-западном углу участка в 1-й пол. 19 в. также построена часовня. Прясла ограды, сохранившейся вдоль западной стороны церковной территории, относятся, по-видимому, ко 2-й пол. 19 в. Все сооружения церковного комплекса кирпичные и оштукатуренные. Композицию Покровской церкви составляют пятиглавый храм, более узкие прямоугольные в плане апсида и трапезная, а также четырёхъярусная колокольня. Храм и колокольня отличаются стройными пропорциями, столь редкими для провинциальной архитектуры. Углы основных объёмов - четверика храма, апсиды и трапезной - скруглены. Квадратные в плане барабаны храма (центральный световой, боковые глухие) со срезанными углами завершены луковичными главками с чешуйчатым покрытием. Близкие по ширине квадратные в плане ярусы образуют столпообразную композицию колокольни, которую завершает световой барабан со шпилем.
Храм был расписан, судя по программе, ярославскими мастерами стенного письма в кон. 18 - нач. 19 вв. Авторская живопись сохранилась лишь на своде и стенах в палатке под колокольней. Несмотря на небольшие размеры помещения она ориентирована на программы росписи сводов основного храма. На восточном лотке - "Троица Новозаветная", под этой композицией летящие ангелы несут Тихвинскую икону Богородицы, на остальных - архангелы; в вершине свода - сонм порхающих серафимов и херувимов. На стене палатки помещён редкий для сельского храма сюжет "Видение Иоанна Лествичника", что, возможно, связано с тем, что Шунга была владением Патриаршего Чудова монастыря. На первом этаже на сводах и стенах живопись 2-й пол. - кон. 19 в. Композиции вписаны в архитектуру в виде отдельных картин,круглых медальонов с орнаментальными рамками и заполнением цветочным орнаментом между ними. Сюжеты росписи связаны с посвящением престола апостолам Петру и Павлу. В основе их иконографии - произведения академических мастеров и гравюры иллюстрированных библий. К началу 20 века храм в Шунге являлся одним из наиболее выдающихся памятников церковной архитектуры Костромского уезда.
Весной 1930 г. колхоз "По заветам Ильича" упорно пытался закрыть церковь, чтобы разместить в ней столовую и мастерские. Однако последовавшая после публикации статьи Сталина "Головокружение от успехов" частичная смена методов проведения коллективизации, осуждавшая, в частности, одновременное с организацией колхозов закрытие сельских церквей, спасло Покровский храм. Церковь в Шунге относится к числу немногих в районе, избежавших в советские времена закрытия.
По материалам: Н.А. Зонтиков "Храмы Костромского района"; Д.Ф.Белоруков "Деревни, сёла и города Костромского района"; "Памятники архитектуры Костромской области", выпуск 2, стр. 134-137.