Николаевская церковь в селе Пушкине в 1585 г. была деревянная, клетцки; под 1623 г. значится: «в церкви образы и книги, и свечи, и на колокольнице колокола все строенье патриаршее». Церковной дани с Николаевской церкви не бралось, и в приходных книгах Патриаршего казенного приказа она не писалась. В 1643 г. Николаевская церковь по случаю ветхости, была построена вновь и освящена св. патриархом…
В селе Пушкине построена каменная церковь во имя Николая Чудотворца при патриархе Адриане. «24 апреля 1692 г. св. патриарх Кир Адриан пошел в домовое село Пушкино для осмотру и благословения места, где в селе Пушкине строить новую каменную церковь во имя Николы Чудотворца; 26 апреля перед литургией патриарх в селе Пушкине благословил место, где строить каменную церковь Николы Чудотворца, и слушал божественную литургию, после литургии пожаловал той церкви попу Семену 10 алтын, дьячку и пономарю по гривне».
4 сентября 1692 г. св. патриарх ходил к церкви Космы и Дамиана, что в Кадашове, для досмотру иконостаса и на церкви глав, которые строит в домовом патриаршем селе Пушкине, в новопостроенной каменной церкви Николая Чудотворца. В сентябре 1693 г. по указу патриарха куплено в его патриаршее село Пушкино к церкви Николая Чудотворца колокол весом 20 пуд. 236 фунт., а за тот колокол отдано по 4 руб. 8 алтын по 2 деньги за пуд.
15 июня 1694 г. св. патриарх Кир Адриан пошел с Москвы в свое домовое село Пушкино для освящения новопостроенной каменной церкви Николая Чудотворца. 16 числа патриарх в старой деревянной церкви слушал божественные литургии, а 17 числа с властями новопостроенную каменную церковь святил и по освящении служил божественную литургию, после литургии пожаловал той церкви попу Семену на молебен рубль, дьячку, пономарю и просвирне по 8 алтын 2 деньги, а 18 числа патриарх изволил быть в селе Пушкине.
В переписных книгах 1702 г. Николаевская церковь описана: «церковь каменная во имя Николая Чудотворца, а в ней царские двери писаны на золоте; в ней образы: над царскими дверями в клейме резном позолоченном Вечеря Тайная, образ Всемилостивого Спаса, писан на красках с золотом, образ Николая Чудотворца писан на красках с золотом, образ Спасов и Богородицы, образ Богородицы Смоленской, образ Илии пророка… у местных икон все иконостасы и столбы, и тумбы вызолочены и серебрены…».
В 1714 г. управляющий селом Пушкиным Кузьма Боровитинов входил в Дворцовый приказ с доношением, в котором писал, что «на каменной Николаевской церкви кровля сгнила и на колокольне глава, опаянная белым железом, распаялась». Вследствие сего доношения князь П. И. Прозоровский приказал: «ветхости на церкви перекрыть, а прибасов, что понадобно, кроме тесу, купить и плотников нанять из Приказу прямою настоящею ценою без передачи, а тесу к тому строению взять из Сенежской волости, из оброчного».
В 1749 г. в Синодальном экономическом правлении производилось дело об исправлении Николаевской, что в селе Пушкине, церкви. Дело началось по доношению священника оной церкви Кириака Филиппова. В доношении, поданном в правление 19 июля 1749 г., написано: «в оной Николаевской церкви иконы письмом обветшали, також иконостас позолотою обветшал, а в приделе новой иконостас не вызолочен; на колокольне глава весьма обветшала; внутри и около церкви стены беленьем обветшало; при партях рундуки нижние совсем ветхи, которые следует все возобновить и лампады медные вылудить, и просил, чтобы повелено было всю ветхость возобновить от оной канцелярии и погост около церкви огородить из казенного лесу».
3 ноября 1753 г. от того же священника Кириака Филиппова подано другое доношение, в котором он объясняет: «в Николаевской церкви имеется патриархово место, которое обито было бархатом зеленым и оное ныне обветшало, тако ризы, стихари, подризники и прочая одежда к священнослужению… книги служебные все ветхи, слюдяных 21 оконница в деревянных рамах ветхи ж и просил, чтоб повелено было всю ветхость возобновить, а книги старопечатные переменить и в верхних 6 оконницах сделать сетки и проволоки от птиц, в железных рамах».
Вследствие сего донесения того же года 12 ноября из Синодального экономического правления послан указ на имя священника Николаевской церкви, которому велено: «патриаршее место из церкви вынести и поставить в удобном месте, бархат же с него снять, ежели годен в церковное употребление, опоров, обще того села с управителем прислать в канцелярию, а также ветхие чаши, кадилы и подсвешники привесть для усмотрения, в скорости». Из бархата, снятого с патриаршего места, по распоряжению Синодального правления, сделаны: пелена настольная, другая пелена маленькая, епитрахель, 5 пар поручей и мешочек для просфор, которые и были отданы в Николаевскую церковь иерею Кириаку с тем, чтобы оные вещи были вписаны в резестр с прочею церковною утварью. На исправление ветхостей в каменной церкви разрешено от канцелярии Синодального правления в 1755 г. отпустить белого камня 200 штук, 2000 кирпичу и 50 бочек извести.
В 1726 г. по указу св. правительствующего синода велено «вместо хлебного жалования, которое выдавалось попам с причетниками, определить по 10 четвертей пашни и сенных покосов из домовой земли села Пушкина».
Село Пушкино в 1585 г., находившееся Московского уезда, в Бохове стану, принадлежало митрополичьему, а потом патриаршему дому. В селе Пушкине находились в 1585 г. двор митрополичий и 17 дворов крестьянских, людей в них тож; в 1623 г. – двор патриаршего приказного сына боярского и 15 дворов крестьянских и бобыльских, в них людей тож; в 1646 г. – 42 двора крестьянских и бобыльских, в них 72 чел. и 1 двор вдовы нищей; в 1678 г. – двор св. патриарха становой, в котором жил посельский старец, да приказчик, дворы: конюшенный и скотный, у церкви на церковной земле в кельях жили нищие 6 чел., да в селе 46 дворов крестьянских и бобыльских, 3 двора мастеровых людей кузнецов, 5 дворов плотников, 2 двора рыбаков, 2 двора сторожей и 14 дворов деловых работных людей, которые работали из жалования; в 1704 г. – двор патриарший, двор приказчиков и 102 двора крестьянских.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.