ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Погребищи. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь


Погребищи. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, "Знамение" иконы Божией Матери
Год постройки:1758.
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Прочее 
Адрес:
Владимирская область, Судогодский район, с. Погребищи

Координаты: 56.0513, 40.4795
Проезд:южный выезд из г.Владимира на Гусь-Хрустальный, Судогду. Через 8 км, сразу после транспортной развязки с Южной объездной дорогой М7 Москва-Нижний Новгород, первый правый поворот на запад с указателем "Вяткино", далее 2 км через Вяткино на Погребищи.



Сортировка:

Церковь Троицы Живоначальной, Вид с востока<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Вид с востока
Олег Щёлоков
24 июля 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Алексей Кротов
11 марта 2017
Церковь Троицы Живоначальной, , Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Алексей Кротов
11 марта 2017
Церковь Троицы Живоначальной, вид с запада<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
вид с запада
Андрей Ершов
13 июня 2012
Церковь Троицы Живоначальной, вид с юга<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
вид с юга
Андрей Ершов
13 июня 2012
Церковь Троицы Живоначальной, Вид с северо-запада<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Вид с северо-запада
Олег Щёлоков
15 октября 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Отреставрированная колокольня с установленным крестом.<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Отреставрированная колокольня с установленным крестом.
Скороходов И. М.
28 мая 2023
Церковь Троицы Живоначальной, Один из современных крестов основного объёма<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Один из современных крестов основного объёма
Олег Щёлоков
24 июля 2022
Церковь Троицы Живоначальной, , Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Алексей Кротов
11 марта 2017
Церковь Троицы Живоначальной, , Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Алексей Кротов
11 марта 2017
Церковь Троицы Живоначальной, Завершение основного объема<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Завершение основного объема
Олег Щёлоков
15 октября 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Апсида, вид с юга<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Апсида, вид с юга
Олег Щёлоков
15 октября 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Завершение колокольни<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Завершение колокольни
Олег Щёлоков
15 октября 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Южный придел<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Южный придел
Олег Щёлоков
15 октября 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Западный притвор<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Западный притвор
Олег Щёлоков
15 октября 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Северный вход в основной объем<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Северный вход в основной объем
Олег Щёлоков
15 октября 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Северный придел<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Северный придел
Олег Щёлоков
15 октября 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Северная стена трапезной в период реставрационных работ<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Северная стена трапезной в период реставрационных работ
Олег Щёлоков
15 октября 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Интерьер трапезной, северная стена<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Интерьер трапезной, северная стена
Олег Щёлоков
15 октября 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Интерьер трапезной<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Интерьер трапезной
Олег Щёлоков
15 октября 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Своды трапезной<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Своды трапезной
Олег Щёлоков
15 октября 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Своды трапезной<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Своды трапезной
Олег Щёлоков
15 октября 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Своды трапезной, один слой кирпича обрушился<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Своды трапезной, один слой кирпича обрушился
Олег Щёлоков
15 октября 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Деталь кованой двери северного входа<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Деталь кованой двери северного входа
Олег Щёлоков
15 октября 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Северная стена трапезной, рабочий момент производства работ<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Северная стена трапезной, рабочий момент производства работ
Олег Щёлоков
15 октября 2005
Церковь Троицы Живоначальной, Ограда церкви с северо-восточной башенкой<br>, Погребищи, Судогодский район, Владимирская область
Ограда церкви с северо-восточной башенкой
Олег Щёлоков
15 октября 2005



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  21 июня 2006

«Село Погребищи, расположенное на речке Черной, по жалованной грамоте царя Василия Ивановича было дано Ивану Самарину в 1625 году "за московское осадное сидение". В селе был деревянный храм свт. Николая Чудотворца.

Село Погребищи вошло в историю под разными названиями. Название "Самары" связано с фамилией первых его владельцев. Название "Николы в яслицах" связано с преданием о явлении иконы свт. Николая в яслях. И, наконец, закрепившееся за селом имя "Погребищи" обьясняют тем, что в этих местах погребали случайных людей, например, поляков. 

В 1758 году был построен пятиглавый каменный храм с колокольней и освящен воимя Живоначальной Троицы, а в теплой трапезе - во имя свт. Николая Чудотворца и иконы Божией Матери "Знамение". К приходу относились деревни: Вяткино (2 км), Байгуши (3 км), Бараково (4 км), Шепелево (6 км), Никулино (4 км), Высоково (2 км), Павловская (1 км), Ладога (3 км), Вилки (7 км), Аввакумово (7 км). 

В советское время приходской священник о. Николай (Смирнов) был репрессирован. В д. Шепелево в 1900 году была построена каменная часовня, крытая железом с одной главой. С 1904 года храм полностью отапливался. В 1995 году разрушенный храм был передан епархии и на приход сразу был назначен священник».

По материалам сайта «Православие на земле Судогодской» http://www.sudogda.ru/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  15 марта 2017

Строительство первой деревянной церкви в селе Погребищи относится к 1620-м годам. С этой церкви в 1628 году в патриарший казённый приказ платилось "дани 14 алтын с деньгою, наместничьих, тиунских и заезда 4 деньги", а в 1656 году "дани 19 алтын, заезда гривна". В нач. ХVIII века в Погребищах значатся уже две церкви: холодная Никольская и тёплая во имя иконы Владимирской Божией Матери. В 1721 году в городе Владимире сгорела деревянная Николо-Кремлёвская церковь. В этом же году взамен сгоревшего храма в Погребищах была приобретена тёплая деревянная церковь во имя Пресвятой Богороицы Владимирской. Её разобрали, перевезли во Владимир, и снова собрали на месте сгоревшей Николо-Кремлёвской церкви.

Дата строительства каменной церкви в Погребищах с точностью не известна; в местных клировых ведомостях значится 1758 год. Церковь была выстроена пятиглавой, кресты на главах были установлены позолоченные, четырёхконечные, с цепями, поверх которых красовались царские короны, а внизу под крестом - полумесяц. Шатровая колокольня с двумя рядами "слухов" была соединена с церковью посредством трапезной, расширенной, вероятно, в середине ХIХ столетия и вновь перестроенной в 1904 году.

Престолов в церкви три: холодный - во имя Живоначальной Троицы, и тёплые - во имя святителя Николая Чудотворца и Знамения Пресвятой Богородицы. Над престолом в Троицком храме на четырёх колоннах с клеймами вверху и по бокам была устроена сень. До закрытия храма в 1930-х гг. на этом престоле находился антиминс со следующей надписью: "... повелением самодержавнейшей великой государыни нашея императрицы Екатерины Алексеевны всея России и благословением св. Синода священнодействован преосвященным Павлом, епископом Владимирским и Муромским, в 1767 году". В храме до его разграбления находились особо почитаемые иконы - св. Николая Чудотворца и образ Божией Матери Боголюбовской, список которой был написан в 1848 году по случаю избавления от холеры.

При церкви имелась земля: пахотная и сенокосная - 34 десятин, 1229 саженей. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Содержание причт получает от служб и треб, хлебного сбора и земли, - всего до 1000 рублей в год. В 1904 году была расширена трапезная и в храме проведено отопление. В 1930-х годах приходской священник о. Николай (Смирнов) был репрессирован. Храм был закрыт и использовался под склад зерна. В 1980-х годах помещение было заброшено, бывший храм стал постепенно разрушаться, кладка получила повреждения, как и от времени, так и от вандалов, которые пытались разобрать здание на кирпич.

В 1995 году полуразрушенный храм был передан епархии. Силами православной общины были проведены ремонтно-восстановительные работы, в ходе которых восстановлены своды, кровля, установлены 5 главок с крестами на барабанах двухсветного четверика с пологой четырёхскатной крышей.

https://vladimirskaya-rus/region/sudogodskiy-raion


Скороходов И. М.
 
Скороходов И. М.  29 мая 2023

Первое дошедшее до нас упоминание церкви Николы Чудотворца в Погребищах относится к 1628 году. В 1721 году в делах патриаршего приказа сохранилась заметка о том, что «из села Погребищи тёплую церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирския велено перенести в город Владимир на место погорелой Николаевской церкви». Из этой заметки следует, что раньше в Погребищах было две церкви: холодная Николаевская и тёплая Владимирская.

Источники: Генеалогический форум ВГД, дневник manager_mix, История прихода в селе Погребищи


Скороходов И. М.
 
Скороходов И. М.  2 июня 2023

В деревне Погребищи, что во Владимирской области, стоит красивая церковь. В ней три престола: в честь Троицы Живоначальной, святого Николая Чудотворца и Знамения Пресвятой Богородицы. Храм был построен в 17 веке в духе традиционного зодчества. Эта церковь вплоть до 1917 года являлась духовной, культурной и основной административной точкой притяжения в округе, и именно поэтому следует обратить внимание на её историю.

Первое дошедшее до нас упоминание церкви Николы Чудотворца в Погребищах относится к 1628 году. В 1721 году в делах патриаршего приказа сохранилась заметка о том, что «из села Погребищи тёплую церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирския велено перенести в город Владимир на место погорелой Николаевской церкви». Из этой заметки следует, что раньше в Погребищах было две церкви: холодная Николаевская и тёплая Владимирская.

Известные вехи истории духовенства церкви:

В 1625-47(?) в церкви служил Пров Макарьев. В 1710 в церкви служил священник Фома Марков. В 1763-37, 47 – Симеон Гаврилов. В 1736 метрические записи ведёт один человек, а в 1737 – другой, судя по подписи, сам Симеон. Он склонен к архаичным лигатурам, к упоминанию старых, иногда уже умерших владельцев поместий. В 1747 почерк опять меняется, похож на первый. 1765-67 – дьяк Семён Иванов. 1770-73 – Пётр Дмитриев и Степан Иванов. Дьяк – Иван Васильев, пономарь – Алексей Дмитриев. В шапке одной из метрик упоминается некий священник Пётр Михайлов. Есть ощущение, что в метриках перепутаны листы, а кроме того, фамилия Михайлов указано ошибочно, т. к. в 1778 снова будет Михайлов, хотя подпись стоит Дмитриева. 1789 – дьякон Добродеев Василий Егорович. 1800 – Иван Степанов, Семён Васильев. По исповедной росписи. С 1814 Стефан Васильевич Простосердов. 1839-49 – Николай Иванович Оранский, фамилия отца – Шумиловский. 1841-1851 – дьякон Фёдор Алексеевич Авроров. 1861 – Николай Фёдорович Лебедев (с 1858) и Василий Касаткин (1843-1863). Дьячки – Андрей Львов и Терентий Дмитриев, пономари Григорий Веселовский, Фёдор Богословский. 1877 – Одоранский Иосиф Иванович. 1890 – Николай Лебедев, затем Дмитрий Беляев. Дьякон Алексей Нектаров. Псаломщик Кузьма Орлов. 1891, 93-94 – Дмитрий Беляев, 1905 – дьякон Василий Смирнов. Псаломщик Кузьма Орлов. 1923 – Н. Н. Орлов. Дьякон – П. П. Воскресенский. Псаломщик С. К. Орлов. 1930 – Николай Смирнов (репрессирован). 29.10.1929 арестован Пётр Кузьмич Орлов, священник. 1996-2000 – Михаил Морочев. 2001-2002 – Василий Николаевич Зимин. Из Вяткино. С 2002 по н. в. – настоятелем храма является Евгений Александрович Полищук.

Источник информации: Генеалогический форум ВГД, дневник manager_mix, История прихода в селе Погребищи

В статье некоего К. Смирнова «Нечто о селе Никола-Погребищи» о церкви сообщаются следующие сведения: «Если смотреть въ губ. гор. Владиміре съ бульвара на за-Кляземскую местность, то среди лесовъ, окаймляющихъ горизонтъ, виднеются три сельскихъ храма, изъ коихъ средній находится въ 10-ти верстахъ отъ города Владиміра, въ селе Никола-Погребищи. Село это не представляетъ собою ничего особо замечательнаго; мы бывали въ немъ зимою и весною, въ сельскіе его праздники: Святителю Николаю и Св. Троице. Храмъ белокаменный, за такою же оградою, имеетъ три придела: во имя Св. Троицы, иконы Знаменія Божіей Матери и Святителя Николая; по внешности и внутреннему украшенію это село, по справедливости, можетъ считаться въ числе лучшихъ сельскихъ церквей. Душъ въ приходе близь тысячи, но народъ, по большей части, промышляющій на стороне, особенно молодежь, подъ названіемъ Самаровцевъ населяетъ чуть-ли не все Владимірскіе трактиры, въ качестве половыхъ».

В «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 1, содержатся следующие сведения о церкви: «Село Погребищи при речке Черной находится въ 11 вер. къ югу отъ Владиміра и известно въ народе подъ разными названіями: «Погребищи», «Никола-Яслищи», «Самара». Офиціальное названіе села «Погребищи». Съ такимъ названіемъ оно известно съ начала XVII столетія. Въ то время была уже здесь церковь во имя Николая Чудотворца; съ этой церкви въ 136 (1628) г. въ патріаршій казенный приказъ платилось дани 14 алтынъ съ деньгою, наместничьихъ, тіунекехъ и заезда 4 деньги, а въ 164 (1656) г. дани 19 алтынъ, заезда гривна. Судьбы этой церкви совершенно не известны. Только подъ 1721 г. въ делахъ патріаршаго приказа сохранилась заметка о томъ, что изъ села Погребищъ теплую церковь во имя Пресв. Богородицы Владимірскія велено перенести въ г. Владиміръ на место погорелой Николаевской церкви. Изъ этой заметки видно, что въ селе Погребищахъ въ то время было две церкви: холодная Николаевская и теплая Владимірская. Въ настоящее время, въ Погребищахъ существуетъ каменная церковь; время построенія ея съ точностію не известно; въ местныхъ клировыхъ ведомостяхъ отнесено къ 1758 г. Церковь эта пятиглавая, кресты на главахъ четвероконечные съ цепями, вверху ихъ короны, а внизу полумесяцъ. Колокольня соединена съ церковью; время построенія ея также не известно. Престоловъ въ церкви три: въ холодной во имя Пресвят. Троицы, въ приделахъ теплыхъ во имя святителя Николая и Знаменія Пресвят. Богородицы. Надъ престоломъ въ Троицкомъ храме на четырехъ колоннахъ съ клеймами вверху и по бокамъ устроена сень. На этомъ престоле антиминсъ съ следующею надписью: «повеленіемъ самодержавнейшей великой государыни нашея императрицы Екатерины, Алексеевны всея Россіи и благословеніемъ св. Синода священнодействованъ преосвящ. Павломъ, епископомъ Владимірскимъ и Муромскимъ в 1767 г.».

Источник: Владимирские епархиальные ведомости. 1886, №21

Изъ св. иконъ пользуется особеннымъ уваженіемъ въ приходе икона Николая Чудотворца, письма древняго, и икона Боголюбивой Божіей Матери, написанная въ 1848 г. по случаю избавленія отъ холеры. Церковные документы хранятся въ целости: копіи метрическихъ книгъ съ 1801 г., исповедныя росписи съ 1829 г. Земли при церкви: пахатной и сенокосной удобной и неудобной 34 дес., 1229 саж. Причта по штату положено: священникъ, діаконъ и псаломщикъ. Содержаніе причтъ получаетъ отъ службъ и требоисправленій, хлебнаго сбора и земли — всего до 1000 р. въ годъ. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приходъ состоитъ изъ села Погребищъ и деревень: Вяткина (2 версты отъ церкви), Байгушъ (3 вер.), Никулина (4 вер.), Шепелева (5 вер.), Вилокъ (6 вер.), 15 Аввакумова (6 вер.), Баракова (4 вер.), Проскуривской, Павловской (1 вер.), Крестовъ, Высокова, Рязанова (2 вер.), Дубровки и Ладоги (3 вер.), въ коихъ по клировымъ ведомостямъ числится 1189 душъ муж. пола и 1233 души жен. пола, въ томъ числе раскольниковъ 13 душъ. Въ селе Погребищахъ имеется народное училище, помещается въ общественномъ доме, содержится на средства земства; учащихся бываетъ ежегодно около 60 человекъ».

Источники: Добролюбов В., Березин В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Выпуск I. Владимир и Владимирский уезд.

При отце Евгении храм начали активно восстанавливать: положили плитку на голый бетонный пол и вокруг храма, восстановили крышу, купола. Отстроили разрушенную колокольню, на которой уже начали расти маленькие берёзки. Устраивались многочисленные субботники, на которых убиралась территория храма.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  27 сентября 2023

Село Погребищи, расположенное на речке Черной, по жалованной грамоте царя Василия Ивановича было пожаловано Ивану Самарину в 1625 году "за московское осадное сидение". В селе был деревянный храм святителя Николая Чудотворца (впервые упоминается в 1628 году). Была и тёплая церковь во имя иконы Божией Матери Владимирская. С этой церкви в 7136 (1628) г. в патриарший казенный приказ платилось «дани 14 алтын с деньгою, наместничьих, тиунских и заезда 4 деньги», а в 7164 (1656) г. «дани 19 алтын, заезда гривна». Стояли эти храмы друг против друга до 1721 года, а потом произошло следующее. В губернском городе Владимире, по неизвестной причине, холодная и тёплая Николо-Кремлевские церкви сгорели. У прихожан этого храма встала дилемма: строить новую церковь или приобрести в каком-нибудь селе в окрестностях Владимира, правда, немного обветшавшую церковку, предназначенную к разбору. Такой случай подвернулся в селе Погребищи Судогодского уезда. В 1721 г. прихожанами была приобретена в селе Погребищах теплая церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, перевезена в стольный град Владимир и в том же году, на пепелище была возведена та теплая церковь из села Погребищи.

Село Погребищи вошло в историю под разными названиями. Населенный пункт был известен в народе под разными названиями: «Погребищи», «Никола-Яслищи», «Самара» (связано с фамилией его владельца Ивана Самарина). Эти названия отчасти объясняются преданием, что икона Николая Чудотворца являлась то в погребе (Погребищи), то в конюшне Никольской церкви на яслях (яслицах) - решётках, на которые кладут сено для лошадей (Яслищи). Официальное название деревни «Погребищи». С таким названием село было известно с начала XVII века. Название «Погребищи» одни торонимисты объясняют тем, что в этих местах погребали случайных людей, которых по разным причинам не отпевали и хоронили вне кладбищ, например, поляков. Погребищами на Руси называли и места совместного захоронения погибших на поле битвы (это вторая версия названия села). Но можно вспомнить, что погребищами назывались и старые кладбища, на которых прекратили захоронение. Так что, очень может быть, что село возникло недалеко от такого старого кладбища.

В 1758 году на погосте был выстроен каменный храм с шатровой колокольней. Церковь пятиглавая, кресты на главах четырехконечные с цепями, вверху их короны, а внизу полумесяц. Колокольня соединена с церковью, время ее построения не известно. Престолов в церкви три: в холодной, главный престол в честь Живоначальной Троицы, в тёплой трапезной обустроены были приделы во имя святителя Николая Чудотворца и в честь иконы Божией Матери, именуемой "Знамение". Над престолом в Троицком приделе на четырёх колоннах с клеймами вверху и по бокам устроена сень. На этом престоле антиминс со следующей надписью: «повеленiемъ самодержавнейшей великой государыни нашея императрицы Екатерины Алексеевны всея Россiи и благословенiемъ св. Синода священнодействованъ преосвящ. Павломъ, епископомъ Владимiрскимъ и Муромскимъ, въ 1767 г.».

Из всех имеющихся икон в кон. XIX века пользовалась особенным уважением в приходе икона св. Николая Чудотворца, письма древнего, и икона Боголюбской Божией Матери, написанная в 1848 году по случаю избавления от холеры. Земли при церкви: пахатной и сенокосной удобной и неудобной 34 дес. 1229 саж. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Содержание причт получает от служб и требоисправлений, хлебного сбора и земли,- всего до 1000 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход состоял из села Погребищ и деревень: Вяткина (2 версты от церкви), Байгуш (3 вер.), Никулина (4 вер.), Шепелева (5 вер.), Вилок (6 вер.), Аввакумова (6 вер.), Баракова (4 вер.), Проскуринской, Павловской (1 вер.), Крестов, Высокова, Рязанова (2 вер.), Дубровки и Ладоги (3 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 1189 душ муж. пола и 1233 души женского пола, в том числе раскольников 13 душ. В д. Шепелево в 1900 году была построена каменная часовня, крытая железом с одной главой. С 1904 года Свято-Троицкий храм полностью отапливался.

Но вот произошла Октябрьская революция, после чего над храмами Российской империи нависли чёрные тучи. После революции 1917 г. верующие стали считаться не собственниками, а арендаторами храмов, причем нередко построенных ими самими или их предками, и должны были заключать с местными органами власти договоры аренды на эти храмы. Религиозная община в с. Погребищи была зарегистрирована 22 декабря 1923 г. Служили в храме священник Н.Н. Орлов, дьякон П.П. Воскресенский и псаломщик С.К. Орлов. При церкви были каменная сторожка и деревянный сарай. На колокольне висело 5 колоколов, кроме того, были еще большой и малый разбитые колокола и колокол без языка. В 1922 г. в рамках всесоюзной программы "Помощи голодающим Поволжья", из храма изъяли сосуд, потир, дискос, дорогостоящие оклады с икон, крест и дарохранительницу из 4 частей . До 1924 г. село являлось волостным центром, после, до 1954 г. было центром сельсовета.

В июне 1929 г. в селе оформилась ячейка СВБ (Союза воинствующих безбожников) из 15 человек (один вскоре утонул), поставившая целью перенаправить на сельское хозяйство средства, идущие на церковь. Правда, как сами они потом вспоминали, работать было сложно, так как «даже молодежь была религиозной». Тем не менее, уже 19 августа в д. Вяткино создается колхоз «Безбожник» из 8 хозяйств. Ячейка СВБ росла, создалась ячейка СВБ при школе, и перед Днем Октябрьской революции безбожники заняли церковную сторожку под клуб. Верующие (И. Рыжов) пытались через рай- и окрисполком не допустить изъятия, но безрезультатно. В январе 1930 г. ячейки СВБ появились в Высокове и Бараках, шла речь о прекращении колокольного звона (продать колокола и получить трактор) и закрытии церкви под медпункт. Верующие не молчали: не пускали детей в ячейки «Юного безбожника», молодежь д. Проскуринской отказалась посещать клуб, наблюдались попытки срыва антирелигиозных лекций. В феврале был арестован священник (вероятно, Н.Н. Смирнов), обвинялся в связи с баптистами (!) и в ведении эксплуататорского хозяйства. Как позднее вспоминали безбожники, «после раскулачивания – стало потише» . По данным на 1936 г., в сторожке помещалась неполная средняя школа, церковь действовала, колокола весом 6,5 т. на колокольне висели. По данным на 1939 г., церковь действовала, но колокола были сняты.

Официально храм был закрыт в 1941 г. , но фактически мог перестать действовать раньше, возможно, с 1938 г. 21 июня 1944 г. верующие Погребищенского и Злобинского сельсоветов (60 человек) ходатайствовали перед Владимирским райисполкомом об открытии храма, чтобы «в переживаемое тяжелое время помолиться за своих детей, мужей и братьев». Райисполком к 2 сентября собрал следующие сведения о храме: «Здание Погребищенской церкви находится в удовлетворительном состоянии. Вся церковная утварь из церкви вывезена и реализована финансовыми органами, поэтому внутренний вид церкви потерял вид молитвенного здания, за исключением живописей на стенах. Здание церкви используется колхозом под зерносклады. Названная церковь по решению исполнительного комитета райсовета была закрыта в 1941 г. и передана РайФО, а последний продал ее Погребищенскому колхозу. Функционирующих церквей во Владимирском районе имеется две и намечена к открытию третья церковь (Николопольская). Расстояние от селений Погребищенского сельсовета до функционирующей церкви – Воскресенской (Лукинский сельсовет) – 8 км, от селений Злобинского сельсовета до этой же церкви – 10–12 км, до собора г. Владимира – 10 км». На этом основании Ивановский облисполком отказал верующим в открытии церкви.

По данным на 1962 г., в храме был склад, по данным на 1973 г., здание храма не использовалось, предполагалось к использованию под склад и во второй половине 1970-х годов, но насамом деле к 1980- м годам здание было заброшено. В документах, на бумаге Троицкая церковь числилась как памятник архитектуры, охраняемый государством. Осиротевший храм не ремонтировался, был брошен на произвол судьбы и постепенно разрушался. Каменное строение церкви располагалось на сельском кладбище, полуразрушенный храм был спрятан от глаз людских многочисленными могилами и деревьями.

В 1995 году осквернённый храм был передан Владимирской епархии, после чего на образовавшийся приход сразу был назначен священник. С 2002 года настоятелем храма является иерей Евгений Полищук. На сегодняшний день проведены ремонтно-реставрационные работы, в ходе которых во всем храме установлены тёплые окна, восстановлены своды, кровля, отреставрирован основной объём Троицкого придела и на барабаны храма установлены новые купола. Трудность полного восстановления сельской святыни обусловлена небольшим приходом. В основном – это жители посёлка Вяткино.

Из книги: Белицина Н. В., протоиерей Морохин Г. Судогодское благочиние. История приходов и храмов. - Владимир: "Транзит-ИКС", 2015



Комментарии и обсуждение


Подборка ссылок о храме: Сайт храма http://www.vatkino.narod.ru/index.html Не оскудеет рука дающего http://www.russdom.ru/2005/200508i/20050807.html Действующие храмы Судогодского района http://www.sudogda.ru/real/real_011.htm

18 января 2006, Олег Щёлоков.