ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Спас-Беседа. Церковь Спаса Преображения.

Преображенская церковь


Спас-Беседа. Церковь Спаса Преображения
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения, Казанской иконы Божией Матери, Сергия Радонежского
Год постройки:1808.
Адрес:
Владимирская область, Судогодский район, с. Спас-Беседа

Координаты: 55.9842, 40.8153
Проезд:по трассе Р72 при движении от Владимира на окраине райцентра Судогда развилка: прямо на восток Муром, направо на юг Судогда, налево на север Спас-Беседа, 2 км. По указателю асфальтированный проезд.



Сортировка:

Церковь Спаса Преображения, , Спас-Беседа, Судогодский район, Владимирская область
Константин 55
23 февраля 2021
Церковь Спаса Преображения, , Спас-Беседа, Судогодский район, Владимирская область
Константин 55
23 февраля 2021
Церковь Спаса Преображения, Вид с юго-востока<br>, Спас-Беседа, Судогодский район, Владимирская область
Вид с юго-востока
Олег Щёлоков
8 марта 2012
Церковь Спаса Преображения, , Спас-Беседа, Судогодский район, Владимирская область
ДмитрийП.
16 сентября 2015
Церковь Спаса Преображения, , Спас-Беседа, Судогодский район, Владимирская область
Геннадий.
1 мая 2014
Церковь Спаса Преображения, Общий вид с севера<br>, Спас-Беседа, Судогодский район, Владимирская область
Общий вид с севера
Олег Щёлоков
17 июня 2006
Церковь Спаса Преображения, Северный фасад основного объёма<br>, Спас-Беседа, Судогодский район, Владимирская область
Северный фасад основного объёма
Олег Щёлоков
17 июня 2006
Церковь Спаса Преображения, северо-восточный фасад<br>, Спас-Беседа, Судогодский район, Владимирская область
северо-восточный фасад
chirokov
12 мая 2001
Церковь Спаса Преображения, западный фасад<br>, Спас-Беседа, Судогодский район, Владимирская область
западный фасад
chirokov
12 мая 2001
Церковь Спаса Преображения, Завершение основного объёма<br>, Спас-Беседа, Судогодский район, Владимирская область
Завершение основного объёма
Олег Щёлоков
17 июня 2006
Церковь Спаса Преображения, Завершение колокольни<br>, Спас-Беседа, Судогодский район, Владимирская область
Завершение колокольни
Олег Щёлоков
17 июня 2006
Церковь Спаса Преображения, Западный вход<br>, Спас-Беседа, Судогодский район, Владимирская область
Западный вход
Олег Щёлоков
17 июня 2006
Церковь Спаса Преображения, Интерьер церкви<br>, Спас-Беседа, Судогодский район, Владимирская область
Интерьер церкви
Олег Щёлоков
17 июня 2006
Церковь Спаса Преображения, главный иконостас<br>, Спас-Беседа, Судогодский район, Владимирская область
главный иконостас
chirokov
12 мая 2001
Церковь Спаса Преображения, Храмовая икона на западном входе<br>, Спас-Беседа, Судогодский район, Владимирская область
Храмовая икона на западном входе
Олег Щёлоков
17 июня 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  21 июня 2006

Погост Спас-Беседы, расположенный на реке Войминге, находится в 5 км. от Судогды и в 36 км от Владимира. Предание связывает основание погоста со временем возвращения царя Ивана Васильевича из-под Казани. Действительно, войска могли возвращаться вдоль рек р. Судогды до Клязьмы. Первоначальная церковь 16 века была построена на левом берегу р. Войминги, вблизи Муромской дороги, где, по преданию, отдыхала царская дружина. Но построенная церковь в начале 17 века почему-то запустела и в патриарших книгах до 1635 года значилась в числе церковных пустовых земель. Не исключено, что это могло быть связано с грабежами и близостью Муромского тракта.

В 1635 году была построена новая деревянная церковь, но на другом берегу реки и в стороне от большой дороги. Так же, как и предыдущая церковь, она была освящена во имя Преображения Господня. До последнего времени от старого места расположения церкви сохранялись следы бывшего кладбища. В 1715 году в погосте была построена еще одна церковь в честь Казанской Божией Матери. А в 1808 году вместо двух деревянных церквей был построен один каменный храм с колокольней. Престолов в этом храме три: главный - во имя Преображения Господня, а теплой части - в честь Казанской Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского.

Храм в Спас-Беседе после революции не закрывался. В нем нашли прибежище ряд икон из закрываемых или разрушенных в округе храмов. Так храмовая икона мч. Мины с житием была передана православными в храм Преображения Господня при ликвидации городского собора и сохранилась до наших дней. Образ св. царицы Александры из храма усадьбы Храповицкого прошел такой же путь своего спасения и ныне украшает открывшийся храм мц. Александры. Нерукотворный образ Спасителя был принесен из часовни, когда-то расположенной в Лухтонове, которую разобрали в связи со строительством дороги. Утварью, святыми иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Храмовые иконы Преображения Господня и преп. Сергия Радонежского в житии были украшены серебряными позолоченными ризами.

Приход состоял из деревень: Лобанова (3 км), Пеньков (6 км), Горок (7 км), Овцына (3 км), Соймы (7 км), Хохлачей (6 км), Кощухина (7 км). Во всех этих деревнях по клировым ведомостям числилось 906 человек муж. и 971 жен. пола. В погосте Спас-Беседы с 1892 года была церковно- приходская школа. В ней обучалось 22 ученика.

В д. Лобаново была каменная часовня, уничтоженная в советское время. В деревне почитались святые мчч. Флор и Лавр. В настоящее время на средства военного из г. Мурманска (Крупнова) построена деревянная часовня. Она была освящена в память мучеников Флора и Лавра архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием 23 августа 2003 года. 

Храм Преображения Господня в Спас-Беседе ремонтировался периодически: в 1953 году - настенная роспись, позолота иконостасов и киотов; в 1976 году роспись в теплых приделах. В 1998 и 2002 годах осуществлялся частичный ремонт. В храме есть несколько икон нового письма - это икона Казанской Божией Матери и прп. Сергия Радонежского.

По исповедальным книгам храма в Спас-Беседах в 60-е годы 19 века владельцами деревень были: в Лобанаве - князья А.С. и П.А. Курцевичи (в это время там было их имение). Затем деревня была куплена М.К. Фон-Цеймером. В Пеньках (Никольское) - С.Б. Аляев, затем его племянники. (В Пеньках также была усадьба помещиков). В Горках - после П.П. Владыкиной деревня принадлежала помещику Н.В. Роговскому (при Владыкиной Горки назывались сельцом). В Овцыно - князья Мещерские, Ольга Петровна по жен. линии была родственницей Хоненевых. В Сойме - одновременно было много владельцев, но все они были одной фамилии - Языковы. В Хохлачах - А.А. и Н.С. Хоненевы, а затем Е.И. Преображенская. В Кощухине - одно время А.А. Хоненев, а потом - Е.А. Дубенская и наконец М.К. Фон-Цеймер.

По материалам сайта «Православие на земле Судогодской» http://www.sudogda.ru/real/real_005.htm 


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  12 октября 2023

В советское время храм в Спас-Беседах богоборцы хоть не разрушили, но всё же пытались закрыть. Общество верующих церкви Спаса-Преображения села Спас-Беседа было зарегистрировано в августе 1923 года. Служили тогда в этом небольшом кладбищенском храме священник В. Ф. Трелин и псаломщик В. М. Беневоленский. По официальным данным на 20 сентября 1938 года, храм функционировал. Есть сведения, что священник В. Ф. Трелин пострадал в годы репрессий, про псаломщика сведения отсутствуют. С 1939 по 1947 год богослужения в Спасо-Преображенской церкви не проводились, но верующие бдительно охраняли как саму церковь, так и внутреннее убранство и имущество храма.

Не позднее начала 1944 года прихожане начинают ходатайствовать перед Судогодским райисполкомом об открытии храма в Спас-Беседе, ссылаясь на то, что покойников надо где-то отпевать, а новорождённых - крестить. Сначала им власти отказывают в просьбе, ссылаясь на отсутствие священника. Но сельчане, не сдались, а пошли ещё дальше: они просят у Патриарха Всероссийского Сергия (Страгородского) прислать им батюшку в храм. Перед праздником Благовещения в храм Спас-Беседа переводят священнника из села Халтурка Собинского района, о. Алексия Миролюбова. Верующим сельчанам этот священник был известен, репрессиям он не подвергался. Но местные власти на протяжении более месяца не открывали храм, из-за чего верующие лишились праздников Благовещения, Вербного Воскресения и Пасхи.

В апреле жители деревни Овцыно пишут жалобу на происходящее беззаконие самому Патриарху, а 16 и 26 мая верующие из деревни Лобаново и Хохлачи пишут в свою осередь, жалобы в Ивановский облисполком (в те годы Владимрская область относилась к Иванову), в тоже время была передана с ходоками в облисполком ещё, как минимум одна жалоба. В них верующие указывали, что в Судогодском районе нет ни одной действующей церкви, из-за чего им приходится ходить на службы за 40 км во Владимир, дети остаются некрещёнными, а умерших хоронят без отпевания. Во всех письмах верующие неизменно связывали необходимость открытия храма с потребностью поиска утешения в храме от тягот войны. (Гос. архив Ивановской области. Ф. Р-2953. Оп. 1, Д. 289, Л. 5-10). Облисполком перенаправил жалобу верующих в райисполком.

8 августа 1944 года последний написал, что открытие храма нецелесообразно, т. к. недавно открыта церковь в с. Ликино Судогодского района, до которого от указанного села 15 км, кроме того, церковь в Спас-Беседы требует ремонта. Прилагавшееся техническое заключение от 20 апреля 1944 г. гласило: "По внутреннему и наружному осмотру стен трещин не имеется, в самом помещении церкви имеются следующие недостатки, которые требуют восстановления: 1. Калориферное отопление в плохом состоянии разрушения, требует восстановления или же взамен такового сложить 2 голландские печи в соответствии коэффициента выделения тепла на общую кубатуру помещения церкви и сложить к печам отдельные отставные трубы в 2 дыма. 2. Произвести частичное оштукатуривание стен. 3. Произвести капитальный ремонт рам частично. 4. Произвести частичное застекливание рам ввиду сквозного ветра через помещения церкви. 5. Произвести укрепление крыши зонта над выходом и дверями в церковь ввиду опасности его обвала. 6. Произвести частичный ремонт железной крыши. 7. Сделать между каменными столбами деревянную решётку 3-х сторон ограды взамен пришедшей в ветхость". Ивановский облисполком поддержал позицию Судогодского райисполкома. Верующие не опустили руки. В 1945 году (когда уже была создана Владимирская область) они 2 раза писали заявления об открытии церкви и 14 раз лично посещали уполномоченного Совета по делам РПЦ при СНК СССР (Зин Н. В. Деятельность Владимирской епархии по открытию приходов в 1943-1953 гг. //Записки Владимирских краеведов. - Владимир: "Транзит-ИКС", 2010, стр. 120).

16 декабря 1946 года Владимирский облисполком дал положительное заключение по вопросу открытия храма, 24 декабря его утвердил СНК СССР. По данным на июль 1947 года церковь в селе Спас-Беседа действует, на учёте памятников Облотдела по делам архитектуры не состоит (ГАВО. Ф. Р-3789. Оп. 1. Д 76. Л. 92). В 1953 году реставрировались настенные росписи, позолота иконостасов и киотов, в 1976 году - росписи в тёплых приделах. В церкви сохранились некоторые иконы из разрушенных и закрытых храмов, некоторые из которых в 1990-х и нулевых годах были переданы вновь открывающимся храмам района. Последующие реставрации (косметический и частичный ремонт) этого старинного храма, произошли в 1998 и 2002 году.

Из книги: Белицина Н. В., Морохин Г. В. Судогодское благочиние. История приходов и храмов. - Владимир: "Транзит-ИКС", 2015



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.