Своё название Троице-Лыково получило по имени возведённой в нём Троицкой церкви и по фамилии первого его владельца - князя Лыкова-Оболенского. Село Троицкое известно по историческим документам с ХVI века. При царе Василии Шуйском Троицкое было пожаловано за службу князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому. Борис Михайлович был правнуком князя Ивана Владимировича Оболенского, носившего прозвище "Лыко". Во времена правления царей Василия Шуйского и Михаила Романова князь занимал видное общественное и служебное положение. В 1606 году был пожалован во бояре. После свержения с престола Шуйского к власти пришла Боярская Дума, состоявшая из семи бояр, в числе которых был и боярин Лыков. В Смутное время совершил немало ратных подвигов: в 1609 году отличился в победном сражении на Ходынском поле, не дав полякам захватить и сжечь Москву, способствовал победе царских войск над отрядами самозванца Лжедмитрий II и повстанческой армией Болотникова, разбил войско гетмана Лисовского и освободил захваченный поляками город Коломну. По просьбе Земского собора при царе Михаиле Романове принимал активное участие в умиротворении страны: оборонял Можайск от поляков и бесстрашно усмирял разбойников, которые безчинствовали под Москвой. Он был женат на Анастасии Никитичне Романовой, родственнице жены Иоанна Грозного царицы Анастасии и сестре патриарха Филарета, поэтому по жене князь приходился дядей царю Михаилу Фёдоровичу Романову. Это родство выдвинуло его в первый ряд московской знати.
С 1619 по 1642 годы Лыков управлял важнейшими государственными Приказами. Боголюбивый князь строил храмы, помогал монастырям. Боярину Лыкову принадлежали также земли у озера Селигер и остров Столбный, где ещё в 1594 году был основан монастырь Нилова Пустынь, который своей известностью обязан преподобному Нилу Столобенскому. Лыков считал святого своим небесным покровителем и оказывал монастырю всяческую поддержку. Борис Михайлович Лыков, пятьдесят лет верой и правдой прослужив своему Отечеству, умер в 1646 году и был погребён в Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре. В конце ХVII века Троицкое переходит во владение князей Нарышкиных - братьев царицы Натальи Кирилловны, матери царя Петра I. Иван Кириллович Нарышкин, женившись на княжне Лыковой, получил, надо полагать, это поместье в приданое. В 1682 году, во время "стрелецкого бунта", он был схвачен мятежниками и принял мученическую смерть на Красной площади. В 1690 году село Троицкое было пожаловано другому брату царицы, стольнику царя Петра I - Мартемьяну Кирилловичу Нарышкину, одному из самых влиятельных и богатых царедворцев того времени, возглавлявшему Посольский приказ. Ему, в частности, принадлежали знаменитые Тульские заводы и подмосковное село Фили, в котором он построил всемирно известный храм Покрова Богородицы.
В 1749 году Троице-Лыково досталось Кириллу Григорьевичу Разумовскому, женатому на внучке Льва Кирилловича - Екатерине Ивановне Нарышкиной. Граф Кирилл Григорьевич был президентом Петербургской Академии наук, генерал-фельдмаршалом, блистательным вельможей при дворе двух императриц: Елизаветы и Екатерины Великой. Во второй половине ХIХ века владельцем имения стал граф, генерал-майор Николай Александрович Бутурлин - потомок древнейшего русского дворянского рода, уходящего корнями в ХIII век и давшего стране многих известных военных деятелей, государственных мужей и дипломатов. В 1876 году усадьба Троице-Лыково перешла к купцу Ивану Ивановичу Карзинкину - потомственному почётному гражданину, а после его смерти - к сыну Сергею Ивановичу, тульскому дворянину, главе известной чайной фирмы, который умер в 1886 году и погребён в фамильной часовне-усыпальнице у Троицкого храма. Последняя владелица Троице-Лыково - его вдова Юлия Матвеевна Карзинкина. К концу ХIХ века Троице-Лыково было классической русской усадьбой - подмосковным "дворянским гнездом": барский дом в русском стиле с затейливой резьбой, за ним сад с цветниками, парк с рекой, прудами, островками, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями. Центральное место занимали храмы.
На территории усадьбы Троице-Лыково в разное время было построено несколько храмов. Первую деревянную церковь во имя Святой Троицы (с приделами в честь святителя Николая и мучеников Флора и Лавра) построил в своём вотчинном селе ещё князь Лыков. Позднее она была разобрана и заменена каменной. Главным украшением парка и всей усадьбы - каменный храм во имя Живоначальной Троицы - изумительный по красоте вотчинный храм ХVII века "иже под колоколы" (когда здание церкви вверху завершается колокольней). На основании архивных материалов выяснилось, что заказчиком Троицкого храма был сам стольник Мартемьян Кириллович Нарышкин и что его строительство (без отделки) было закончено в 1694 году. Храм построен в стиле "московского барокко" (синтез западного барокко и древнерусского русского стиля), отличавшемся пышностью белокаменного декоративного убранства и строгой многоярусной центрической структурой.
Строителем Троицкого храма был Яков Бухвостов - известный зодчий того времени. Архитектурное совершенство этого храма, как и его внутреннее убранство, привлекали к себе исследователей, о нём много писали, им восхищались. Великолепный девятиярусный иконостас потрясал своей виртуозной золочёной резьбой, выполненной мастерами Оружейной палаты. Снаружи эта белоснежная церковь с золочёными ажурными крестами была так прекрасна, что её сравнивали с невестой, одетой в кружевной наряд и золотой кокошник, любующейся на своё отражение в водах Москвы-реки, поэтому храм ещё называли "Белым лебедем". Он был освящён в 1708 году при Петре I, и историки полагают, что царь посещал его, приезжая в Троице-Лыково навестить своих родственников.
Композиция храма - классическая барочная, ярусно-пирамидальная, или же, иначе говоря, "восьмерик на четверике". На широкий четверик поставлен высокий широкий восьмерик, а на нём установлен более узкий ярус звона, увенчанный одной главкой на узорчатом барабане. С боков храм окружают полукруглые симметричные алтарная часть и западный притвор с главками на двухъярусных восьмигранных барабанах. Храм поставлен на невысокий подклет-гульбище, со всех сторон окружённый изящной балюстрадой. Как во всех барочных храмах, здесь видна замечательная отделка наличников на высоких прямоугольных и небольших восьмигранных окнах: наличники всех ярусов оригинальны и не повторяют друг друга. Роскошно было и убранство интерьера. До разорения в храме сохранялся резной девятиярусный иконостас, украшенный в барочном стиле виноградными лозами и гроздьями, диковинными плодами и растениями. В западной части хоров было устроено царское место - фонарь с короной наверху. Первоначально стены изнутри были расписаны под мрамор. Хоры идут вдоль стен в два яруса; из верхнего есть выход на колокольню. Кованые двери и ставни были разрисованы растительным орнаментом, дополняющим резные каменные украшения стен. По верху восьмерика и яруса звона идёт ажурный декоративный ряд гребней, а грани ярусов разделены колонками.
1812 год принёс Троицкому приходу немало тягот и лишений. В деревнях сгорело 75 дворов, а двухмесячный постой французких солдат в селе в конец разорил местных жителей. Клириков храма постигли бедствия и голод. Французы увезли из храма богатую добычу. Среди украденных вещей было старинное серебряное паникадило, распиленное на куски. Партизаны отбили награбленное. Император Александр I вскоре прислал в храм новое бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. Вернули и древний антиминс. Три поколения Карзинкиных исполняли обязанности церковных старост: с 1876 по 1886 год - Сергей Иванович, затем до 1910 года - Сергей Сергеевич и до середины 1920-х годов Иван Сергеевич. В 1879 году Карзинкины взялись за ремонт храма: был заново вызолочен иконостас, вновь позолочена центральная глава, поновлена роспись, оштукатуренная церковь побелена. До самого закрытия храма в 1933 году здесь сохранялся первоначальный атласный антиминс с надписью: "Еже бысть при Державе Благочестивейшего государя царя и Великого Князя Всея России Самодержца Петра Алексеевича и при сыне его царевиче Алексее Петровиче Священнодействован Преосвященным Каллистом Архиепископом Тверским и Кашинским 1708 года месяца мая в 9 день". Храм Троицы закрыли вторым (после тёплой Успенской церкви) в 1933 году. В Троицком храме власти собирались открыть выставку народного хозяйства Туркменской ССР. С этой целью намечалась перестройка культового здания "в части изъятия глав, барельефов, украшения, отделки, напоминающих церковь". К счастью варварский замысел осуществить не удалось.
В 1935 году храм Живоначальной Троицы был объявлен памятником архитектуры мирового значения и взят на учёт Лигой Наций, позднее комиссией ЮНЕСКО. Таким образом он был спасён от разрушения. Зимой 1941 года Академия архитектуры организовала обмеры и фиксацию лучших памятников русского зодчества в Подмосковье. Вблизи шла война. В Лыково командировали знатока "нарышкинского" барокко Василия Николаевича Подключникова, который блестяще справился с этой работой. Результатом её стал замечательный, прекрасно иллюстрированный, несмотря на военное время, альбом "Три памятника ХVII столетия. Церковь в Филях. Церковь в Уборах. Церковь в Троицком", вышедший в свет в 1945 году, уже после смерти автора. Эти высокопрофессиональные обмеры впоследствии явились основой для реставрации здания. Ближе к нашему времени шедевр древнерусского зодчества оказался совершенно бесхозным.
Красавица-церковь отнюдь не перестала вызывать интерес - посмотреть на неё приезжали тысячи любителей старины. Однако к началу 1970-х годов в интерьере храма остались лишь жалкие фрагменты. Да и снаружи в нижнем ярусе сбили несколько резных колонн. Министерству культуры всё же удалось выделить на его реставрацию самые минимальные средства. Предполагалось открыть в его стенах, как и в церкви Покрова в Филях, филиал Государственного музея древнерусской живописи им. Андрея Рублёва. Более десяти лет здесь вела работы архитектор Всесоюзного производственного научно-реставрационного отдела Министерства Культуры СССР, заслуженный работник культуры Ирина Валентиновна Ильенко. Началось воссоздание утраченных элементов наружного убранства и деревянной резьбы в интерьере. Но финансирование прекратилось, и работы не были закончены. В середине 1980-х годов о создании нового музея не могло быть и речи, и памятник так и не обрёл пользователя. Лишь в октябре 1989 года оба храма в Троице-Лыково были возвращены Православной Церкви. В апреле 2013 года храмовый комплекс преобразован в подворье Покровского ставропигиального женского монастыря у Покровской заставы г. Москвы.
Материал взят из брошюры "Троице-Лыково. Подворье Покровского ставропигиального женского монастыря"