По местному преданию «старины глубокой», в селе Парское, что стоит на дороге от Вичуги в Шую, в церкви чудесным образом возникло необычно дорогое для сельского храма жертвенное украшение - серебряные царские врата в алтарь. Щедрый дар был сделан одним из вичугских купцов Галактионом Ивановичем Миндовским.
В Шуе в то время славилась Введенская осенняя ярмарка, на которую съезжались со всей округи крупные купцы, мелкие торговцы и множество покупателей. Приезжали по зимнему первопутку и вичужане. Железной дороги ещё не существовало, поэтому ездили сюда и товар привозили на лошадях.
Как-то раз, вечером, возвращался с ярмарки местный купец Галактион Миндовский, сильно под хмельком по случаю удачных торговых сделок в Шуе. Будучи навеселе поддался он искушению от нечистой силы, поэтому остановился у церковной ограды и позволил себе неудобную для такового места непристойность. Находясь под действием бесовского духа, купец обругал и даже оскорбил действием подошедшего священника, который вздумал сделать ему замечание. У церковной ограды затеялся скандал...
Именно в то время семейство Миндовских хлопотало о потомственном почётном гражданстве и уже немало десятков тысяч потратило ради этого на благотворительные дела - новая, большая церковь воздвигалась ими у себя на родине. Весьма не к месту началось судебное следствие по жалобе священника на напроказившего купца. Парская история испортила репутацию именитого купца и грозила строгим наказанием.
Пришлось Галактиону поездить по судебным канцеляриям, и обиженному батюшке в ноги покланяться. Официально из судейского стола вызволили дело за большую мзду, а чтобы покончить эту историю миром, священник выговорил с купца в свой Пармский храм дорогие серебряные врата, как говорят - «Не было бы счастья, да несчастье помогло!»
Древнее село Парское расположено на возвышенности по обоим берегам реки Парша. Первое упоминание о нём, как о селе, относится к 1399 году.
Во время одного из казанских походов в 1552 году Иоанн Грозный останавливался в Парском, отмечал день своего ангела, и, в благодарность за радушный прием, прислал в село Парское царский подарок - образ Иоанна Предтечи в золотом окладе с драгоценными камнями XV века и ещё большую икону святого в иконостас.
В то время в селе уже стояла огромная дубовая церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, по церковным свидетельствам дошедших до наших дней, она была больше по размерам каменного храма, который построили на средства князей Шуйских. Летний деревянный храм в честь святого пророка Иоанна Предтечи, постепенно приходил в ветхое состояние и в 1770 году сгорел от удара молнии.
На его месте, жителями села в 1773-1783 годах был воздвигнут и освящен в 1785 году новый каменный храм с шатровой колокольней, высотой 42,6 метра. Предтеченский пятиглавый храм кубической формы отличался необычной красотой и дорогим убранством, его стены и своды были расписаны фресками, многие из которых сохранились до сих пор.
Во времена революционного лихолетья обе церкви были закрыты, осквернены, а храмовые святыни: икона Иоанна Предтечи - дар Ивана Грозного, икона Спасителя XV века, одеяние на престол из чистого серебра с позолотой, серебряные царские врата незадачливого купца, раки с мощами святых и другое имущество церковной службы - пропали бесследно. Искушение!
Архитектурный ансамбль храмового комплекса села Парское дополняется зимним храмом Вознесения Господня с двумя пределами, освященными в 1863 году в честь Николая Чудотворца и трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Вознесенская церковь в русско-византийском стиле в сочетании с древнерусским зодчеством, венчается пятью луковичными главками на глухих барабанах. Парные колонны разделяют фасад на прясла, окна арочные с фронтонами.
Роспись частично сохранилась на своде и над алтарём.
Территория храмов ещё в 1822 году была обнесена массивной кованой оградой на кирпичных основах. В настоящее время по периметру ограды частично сохранились остатки двух ворот и четыре строения: часовня, сторожка и два складских помещения для церковной утвари. Часовня в стиле ампир с колоннами и окнами-нишами.
Храмовый комплекс села Парское ждёт щедрости от современных «купцов-меценатов», видно, что со свечных вкладов местных бабулек и случайных туристов, серебряных ворот для алтаря не видать...
http://turbinatravels.com
Комментарии и обсуждение
Священники: Иоанн Авраамович, (ок.1795); Андрей Васильевич, (ок.1800); Успенский Дмитрий Семенович, 1811-1865; с 1833 — протоиерей; Никольский Петр Андреевич, (1822-1841); Голубев Алексей Иоаннович, с 1830; Иоанн Иоаннович, (1837-1841); Нарбеков Василий Иванович, 1850-(1875); Юницкий Евлампий Аркадьевич, благочинный, 1866-1897; Веселовский Николай Иосифович, 1886-1907; Спасский Сергей Васильевич, 1897-1919; Сахаров Макарий Иванович, (1910)-1926. Среди других: Униковский Максим Лаврентьевич, дьякон, (1815)-1830; 1830-(1839) – заштатный; Александр Алексеевич, дьякон, (1815-1834); Николай Васильевич, пономарь, (1815-1834); Иван Васильевич, пономарь, (ок. 1825); Василий Петрович, дьячок, ранее 1837; Косаткин Сергей Алексеевич, дьячок, (1837)-1840 – заштатный; Думаревский Василий Александрович, дьякон, (1837-1841); Мудров Платон Иоаннович, дьякон, (1837-1842); Николаевский Иоанн Андреевич, дьячок, (1837-1841); Зосим Алексеевич, дьячок, (1837-1841); Андрей Васильевич, дьячок, (1837-1841); Ильинский Ипполит Иоаннович, пономарь, (1837-1841); Николай Васильевич, пономарь, (1837-1841); Кулицкий Александр Алексеевич, пономарь, (1837-1841); Прилуцкий Дмитрий Иванович, дьякон, 1863-1869; Сигорский Дмитрий Васильевич, дьякон, 1908-1909.
Указаны годы их служения; в скобках - год упоминания.
https://storage.yandexcloud.net/cadvmp/RT-YarIRO-Navigator-2/Documents/PK/Z003.pdf