Находится в 5 км к северо-востоку от г. Лух; расположен на возвышенности, у дороги Лух–Вичуга–Кинешма, на правом берегу р. Лух, при впадении в нее р. Возополь. К западу от монастыря, по другую сторону от дороги лежит пос. Тимирязево – бывш. Подмонастырская слобода – с большой площадью напротив западного участка монастырской ограды, где ежегодно устраивались ярмарки. Основан в самом конце 15 в. (1498) иноком-отшельником Тихоном Луховским, пользовавшимся поддержкой князя Федора Ивановича Бельского – владельца Луха и прилежащих территорий. Основатель пустыни, в 16 в. был причислен к лику святых и считается покровителем окрестных земель. К 1571 г. в монастыре было две деревянные церкви – Николая Чудотворца и Дмитрия Великомученика (последняя – выстроенная в нач. 16 в. сыном Федора Ивановича, Дмитрием), а также братские и настоятельские кельи. В 1678 г. монастырь полностью сгорел. Первая послепожарная каменная постройка – собор Воздвижения Креста 1679 г. – была осуществлена на деньги посадского жителя Луха, «попова сына» Максима Федорова.
С посл. четв. 17 до сер. 18 в. на территории Николаевской Тихоновой пустыни не появилось ни одного нового здания. Во 2-й пол. 18 в., после получения самостоятельности, в пустыни вновь начинается строительство. В 1765 г. возводятся каменная ограда с западной стороны с двуарочными Святыми воротами (над ними в 1781–84 гг. сооружается храм Преображения), а также части южного и северного участков ограды с четырьмя башнями (две на ее западных углах и две в центре боковых сторон). Остальные стены, а также угловые восточные башни и Водяные ворота строятся в 1786–87 гг. В 1787–89 гг. к северу от церкви Преображения с использованием монастырской ограды ставится каменное здание настоятельских келий, а с юга – каменная сторожка. В 1792 г. на некотором расстоянии от Воздвиженского собора, вдоль его северного фасада сооружаются братские кельи, в 1797 г. их достраивают. В 1791 г. в пустыни учреждается духовное училище (в 1816 г. – 200 учеников, 5 учителей; в 1833–35 гг. – 300 учеников; в 1847 г. переведено в Кинешму), для которого в 1808–09 гг. у южной монастырской стены возводится каменный корпус. В 1832–35 гг. на месте шатровой колокольни и старых приделов собора строятся многоярусная колокольня и трапезная. Напротив монастыря, на другом берегу р. Лух, на месте первой кельи Тихона в 1876 г. взамен прежней часовни была поставлена церковь Покрова и Преподобного Тихона с колокольней (не сохр.); там же существовал «изрытый преподобным колодезь».
К настоящему времени в плохом состоянии сохранились все перечисленные постройки монастыря, кроме двух башен в середине южной и северной ограды. Все сооружения кирпичные, побеленные.
Прямоугольная в плане территория обнесена каменной оградой с угловыми башнями. В продольных сторонах ограды расположены ворота. В середине западной, обращенной к дороге и слободе, – главные, Святые, с надвратной церковью Преображения под высокой, «дутой», четырехскатной кровлей. Церковь композиционно перекликается с угловой северо-западной башней-часовней. К надвратной церкви с севера примыкает длинный настоятельский корпус, поставленный в одну линию с оградой, что подчеркивает главенствующую роль западного фасада монастыря. В восточной стене, обращенной к реке, находятся меньшие Водяные ворота с башней-часовней. В общей пространственной композиции монастыря доминирует кубический объем стоящего посреди территории пятиглавого Воздвиженского собора с высокой колокольней. К северу от собора, параллельно ему, стоит протяженный корпус братских келий, а к северо-западу от последнего – дом священника. На южной границе участка – одноэтажное здание духовного училища.
Значительный архитектурный комплекс включает оригинальные сооружения разных периодов развития русской архитектуры, в том числе одно из наиболее древних произведений культового зодчества костромской школы в области (собор Воздвижения), а также редкие сохранившиеся примеры монастырского строительства 2-й пол. 18 – 1-й трети 19 в.
Башня-часовня в северо-западном углу ограды – редкий в области пример сооружений данного типа посл. четв. 18 в. Играет важную роль в пространственной композиции монастыря, закрепляя северный угол главной (с запада) панорамы комплекса. Выдержана в классицистических формах с кровлей барочного типа. В 20 в. при приспособлении здания под жилье высокий второй этаж был разделен на два, в стенах пробито два яруса небольших окон. Квадратный в плане компактный двухэтажный объем завершен высокой, круто изогнутой четырехгранной кровлей со шпилем. К восточной стене примыкает, вероятно, более поздняя пониженная пристройка лестничной клетки. Фасады украшены крупными пластичными элементами. Оба яруса основного объема завершены ступенчатыми карнизами (первый – более широким). Стены второго этажа, поставленные с небольшим отступом от фасадной плоскости нижних стен, отмечены по краям тосканскими пилястрами, оставляющими свободными углы. Главный западный фасад выразительно оформлен внизу в виде портика с четырьмя тосканскими полуколоннами и крупным треугольным фронтоном, а в верхнем прорезан тройным итальянским окном (возможно, 19 в.). Входной проем с лучковой перемычкой находится между средними колоннами портика, по сторонам – прямоугольные окна, над которыми помещены полочки и лежачие нишки. В проемах сохранились кованые решетки ромбовидного рисунка. Первый этаж основного объема разделен поперечной стеной на два изолированных помещения, перекрытых коробовыми сводами. Верхнее пространство завершено сомкнутым четырехлотковым сводом.
Братские кельи, 1792, 1797 гг. Редкий сохранившийся в области пример жилого здания кон. 18 в. с барочным убранством фасадов. Утрачен второй деревянный этаж; окна в 20 в. растесаны, вследствие чего исчезла большая часть наличников. Одноэтажный, прямоугольный, сильно вытянутый объем покрыт вальмовой кровлей. Почти в середине северной протяженной стороны находится крупный выступ. Фасады расчленены рустованными лопатками, расположенными вне какой-либо системы, фиксируя места примыкания поперечных стен. Между ними в пряслах помещаются окна (в западной половине здания они расставлены более редко, чем в восточной). Стены завершены крепованным над лопатками ступенчатым карнизом. Главным декоративным элементом фасадов были пластичные барочные наличники с сандриками в три уступа, дугообразно изогнутые в средней части (близкие по рисунку оконным обрамлениям надвратной церкви). К настоящему времени их сохранили лишь несколько окон северного фасада. Внутренняя планировка изменена. Во многих помещениях уцелели штукатурные тянутые карнизы; в средней квадратной комнате имеется большая печь нач. 19 в., украшенная изразцами с синими ромбами.
Настоятельский корпус, 1787-1789 гг. Скромный пример провинциальной архитектуры кон. 18 – 1-й пол. 19 в.; прямоугольный, вытянутый по оси север–юг двухэтажный объем под двускатной кровлей почти лишен декора – за исключением лопаток на углах, рустованных в верхней части. На главном фасаде (западном, обращенном к дороге) 9 прямоугольных окон второго этажа сгруппированы по три; четыре редко расставленных окна первого этажа, отличающихся необычной формой в виде широкого лежачего прямоугольника, расположены асимметрично относительно верхних. Внутри корпус разделен поперечными капитальными стенами на четыре части. В первом пониженном этаже находятся подсобные помещения с отдельными входами со двора, в крайнем южном отсеке – лестница, ведущая на второй этаж и в примыкающую церковь Преображения. Во втором жилом этаже вдоль уличного фасада расположены анфиладой три отапливаемых печами помещения, соединенных двустворчатыми дверями. Со стороны двора проходит коридор, заканчивающийся дверью в крайнюю южную комнату – большую приемную, перекрытую коробовым сводом. Остальные перекрытия плоские с открытыми в интерьер бревенчатыми балками.
Водяные ворота с башней-часовней, 1786-1787 гг. Интересный пример редкого в области типа сооружений посл. четв. 18 в. Прямоугольный двухъярусный башнеобразный объем с крупным арочным проездом в нижнем уровне и часовней в верхнем завершен четырехскатной выпуклой барочной кровлей со шпилем. Стены башни отмечены огибающими угловыми лопатками и узким междуэтажным пояском. Почти всю плоскость восточного (внешнего) фасада занимает широкий, слабо выступающий ризалит, украшенный междуэтажным поясом из двух полочек с рядом мелких нишек между ними. Верхний ярус западного фасада расчленен лопатками на три части, в которых помещены дверной (в центре) и оконные арочные проемы. К двери ведет крыльцо с лестницей 20 в. Проезд ворот перекрыт коробовым сводом, часовня – сомкнутым.
Ограда с угловыми башнями, 1786-1787 гг. Стены и малые угловые башни образуют прямоугольное в плане ограждение монастыря. Толщина стен – 2,5 кирпича, высота до 3 м. Первоначальные завершения утрачены. Юго-восточная башня искажена пристройкой к ее западной стене. Редкое сохранившееся в области сооружение данного типа посл. трети 18 в. Малые угловые башни однотипны по архитектуре, но различны по размерам. Юго-западная и юго-восточная выстроены в линию со стенами, выдаются лишь их угловые лопатки. Северо-восточная более крупная и значительно выступает за ограду. Все элементы ограды объединены одинаковым цоколем; его уровень отмечает ряд поребрика между горизонталями выступающих полуваликов. В верхней части стен с большими интервалами расположены вертикальные ступенчатые амбразуры. Подобные проемы-щели размещены по одному в каждом прясле башен.
Дом священника, 1-я треть 19 в. Интересный пример крупного каменного жилого дома для духовенства 1-й трети 19 в., дошедший до нашего времени с большими искажениями фасадного убранства. В 20 в. проемы растесаны, оконные наличники утрачены. Прямоугольный двухэтажный объем завершен высокой крутой вальмовой кровлей с мезонином, обращенным на главный южный фасад к центру территории монастыря. С западного торца к дому примыкает перестроенный объем лестничной клетки с кирпичным первым и деревянным вторым этажом. Углы здания отмечены огибающими лопатками. Стены расчленены междуэтажным ступенчатым поясом и завершаются декоративным карнизом с широкой полосой поребрика. На главном фасаде во втором жилом этаже – три окна; под крайними из них расположены два окна нижнего хозяйственного этажа. Торцовая стена мезонина почти целиком заполнена широким тройным проемом, средняя часть которого служит дверью на балкон. Сильно вынесенный портик мезонина с двускатной кровлей поддерживают на углах парные колонки; тимпан фронтона прорезан глубокой аркой. Северная стена здания расчленена надвое лопаткой, чуть смещенной с центра; в каждом прясле в первом и втором этажах – по одному окну (их оси не совпадают). На восточном фасаде также по одному окну в каждом этаже. Внутри поперечная капитальная стена делит дом на две неравные половины. Первоначальная планировка не сохранилась.
Училище духовное, 1808-1809 гг. Скромный пример архитектуры учебных зданий в формах классицизма. В 20 в. к восточной стене были сделаны пристройки, часть старых проемов заложена или растесана, пробиты новые. Одноэтажный прямоугольный в плане корпус завершен двускатной кровлей. Фасады расчленены прямоугольными окнами и завершаются карнизом. Вход расположен в центре северной стороны.
Библиография: Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1892, т.2, № 895; Ильинский П.А. Луховская Тихонова пустынь Костромской губернии: История. Кострома, 1898; Краткий исторический очерк.., 1903, с. 235–245; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908, с. 329, № 347; ИАК, 1909. Вып. 31, с. 282–283; Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 218–220, № 772; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 2. М., 2000. С. 663-671.