ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Юрьевец. Храмовый комплекс. Соборы Входа Господня в Иерусалим и Успения Пресвятой Богородицы и церковь Георгия Победоносца в колокольне.

Старый и новый Входоиерусалимские соборы


Юрьевец. Храмовый комплекс. Соборы Входа Господня в Иерусалим  и Успения Пресвятой Богородицы и церковь Георгия Победоносца в колокольне
Храмовый комплекс. Действует.  
Год постройки:Между 1733 и 1840.
Архитектор:Н.И. Метлин, П.И. Фурасов
Адрес:
Ивановская обл., г. Юрьевец, ул. Советская, д. 39

Координаты: 57.318852, 43.111264





Сортировка:

Храмовый комплекс. Соборы Входа Господня в Иерусалим  и Успения Пресвятой Богородицы и церковь Георгия Победоносца в колокольне, Вид с западного холма<br>, Юрьевец, Юрьевецкий район, Ивановская область
Вид с западного холма
exploremanАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
19 сентября 2015
Храмовый комплекс. Соборы Входа Господня в Иерусалим  и Успения Пресвятой Богородицы и церковь Георгия Победоносца в колокольне, , Юрьевец, Юрьевецкий район, Ивановская область
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
16 апреля 2006
Храмовый комплекс. Соборы Входа Господня в Иерусалим  и Успения Пресвятой Богородицы и церковь Георгия Победоносца в колокольне, , Юрьевец, Юрьевецкий район, Ивановская область
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
8 октября 2005
Храмовый комплекс. Соборы Входа Господня в Иерусалим  и Успения Пресвятой Богородицы и церковь Георгия Победоносца в колокольне, , Юрьевец, Юрьевецкий район, Ивановская область
Юрий Моченов
6 июня 2023
Храмовый комплекс. Соборы Входа Господня в Иерусалим  и Успения Пресвятой Богородицы и церковь Георгия Победоносца в колокольне, , Юрьевец, Юрьевецкий район, Ивановская область
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
16 апреля 2006
Храмовый комплекс. Соборы Входа Господня в Иерусалим  и Успения Пресвятой Богородицы и церковь Георгия Победоносца в колокольне, , Юрьевец, Юрьевецкий район, Ивановская область
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
16 апреля 2006
Храмовый комплекс. Соборы Входа Господня в Иерусалим  и Успения Пресвятой Богородицы и церковь Георгия Победоносца в колокольне, , Юрьевец, Юрьевецкий район, Ивановская область
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
16 апреля 2006
Храмовый комплекс. Соборы Входа Господня в Иерусалим  и Успения Пресвятой Богородицы и церковь Георгия Победоносца в колокольне, Старый Входоиерусалимский собор<br>, Юрьевец, Юрьевецкий район, Ивановская область
Старый Входоиерусалимский собор
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
8 октября 2005
Храмовый комплекс. Соборы Входа Господня в Иерусалим  и Успения Пресвятой Богородицы и церковь Георгия Победоносца в колокольне, Фото 1950-х гг. Государственное бюджетное учреждение Ивановской области "Областной музей "Музеи города Юрьевца"<br>, Юрьевец, Юрьевецкий район, Ивановская область
Фото 1950-х гг. Государственное бюджетное учреждение Ивановской области "Областной музей "Музеи города Юрьевца"
Дмитрий Дроздецкий
1950
Храмовый комплекс. Соборы Входа Господня в Иерусалим  и Успения Пресвятой Богородицы и церковь Георгия Победоносца в колокольне, фотоснимок со старой дореволюционной фотокарточки<br>, Юрьевец, Юрьевецкий район, Ивановская область
фотоснимок со старой дореволюционной фотокарточки
Алексей Кротов
1 июля 1916
Храмовый комплекс. Соборы Входа Господня в Иерусалим  и Успения Пресвятой Богородицы и церковь Георгия Победоносца в колокольне, c cайта: pastvu.com/614912 и http://prokudin.gorskiy.ru/image PHP?id=2293<br>, Юрьевец, Юрьевецкий район, Ивановская область
c cайта: pastvu.com/614912 и http://prokudin.gorskiy.ru/image PHP?id=2293
Алексей Кротов
1 июля 1910
Храмовый комплекс. Соборы Входа Господня в Иерусалим  и Успения Пресвятой Богородицы и церковь Георгия Победоносца в колокольне, Рис. из журнала "Нива"<br>, Юрьевец, Юрьевецкий район, Ивановская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1888
Храмовый комплекс. Соборы Входа Господня в Иерусалим  и Успения Пресвятой Богородицы и церковь Георгия Победоносца в колокольне, Фото начала ХХ века<br>, Юрьевец, Юрьевецкий район, Ивановская область
Фото начала ХХ века
Т.
Храмовый комплекс. Соборы Входа Господня в Иерусалим  и Успения Пресвятой Богородицы и церковь Георгия Победоносца в колокольне, Колокольня после урагана 15.05.2021 без шпиля<br>, Юрьевец, Юрьевецкий район, Ивановская область
Колокольня после урагана 15.05.2021 без шпиля
Dr-ozzyАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
19 мая 2021
Храмовый комплекс. Соборы Входа Господня в Иерусалим  и Успения Пресвятой Богородицы и церковь Георгия Победоносца в колокольне, , Юрьевец, Юрьевецкий район, Ивановская область
Алексей Кротов
23 сентября 2021



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 17 декабря 2005

Собор состоит из храмовой части - грузного двухсветного четверика с обширной апсидой, восточная стена которой имеет в плане очертания трехлопастной кривой, - и примыкающей к четверику с запада небольшой трапезной, почти равной апсиде по протяженности бокового фасада. Четверик с двумя стоящими поперек храма столпами, перекрыт системой идущих параллельно стенам узких коробовых сводов на подпружных арках, перекинутых от столбов на стены. Своды осложнены широкими распалубками в местах их пересечения и сложными вырезами вокруг пяти световых барабанов, из которых центральный тесно зажат между столпами, а боковые вплотную придвинуты к углам. Существующие ныне своды четверика не первоначальные. Следы срубленных пят старых сводов, располагающихся значительно ниже, видны на внутренних поверхностях стен храма. Апсида с полусомкнутым сводом соединяется с храмом тремя проемами; такие же три проема ведут из храма в перекрытую полулотковым сводом трапезную. Первоначальная фасадная декорация памятника имеет очень плоскостной характер. Ее элементы - угловые лопатки, обрамления окон второго света четверика с тонкими полуколоннами, колонки во входящих углах восточной стены апсиды и в начале закруглений боковых дуг кривой, венчающий многообломный карниз с лентой поребрика и сухариками - восходят к традициям XVII в., но выполнены в характерной для XVIII столетия суховатой манере. Барабаны и верхние части фасадных стен были выполнены заново при замене сводов, осуществленной по проекту архитектора Мечнинова в 1806 г., после пожара, но карниз четверика повторяет форму старого карниза апсиды. Аркатурные пояса из штукатурки под карнизами памятника, штукатурные обрамления окон апсиды, трапезной и первого света храма, а также полуциркульные завершения наличников окон второго света (эти окна, видимо, были растесаны вверх) относятся также ко времени переделки сводов. Обрамления порталов храма отсутствуют, судя по старым фотографиям и акварелях братьях Чернецовых, перед ними были крыльца с высокими фигурными кровлями.

Дату сооружения колокольни по имеющимся в распоряжении авторов проекта библиографическим материалам установить не удалось. Впервые она показана на плане Юрьевца 1850 года. По стилистическим признакам здание относится к периоду позднего классицизма, хронологически укладывающемуся во вторую четверть XIX в.; ряд общих декоративных мотивов и характер кладки сближает его со зданием Успенского городского собора 1833 года. Пятиярусная 70 метровая (до основания шпиля) беленая колокольня стоит на переломе Советской улицы по оси ее южного отрезка от Соборной площади до южной части города. Ее характерный для приволжских колоколен стройный вытянутый силуэт является доминантой ансамбля городского центра. Памятник представляет собой ярусную композицию из четырех последовательно убывающих по площади высоте четвериков, увенчанных цилиндрическим пятым ярусом с куполом и шпилем. В конструктивном отношении каждый четверик состоит из четырех несущих угловых пилонов, соединенных перемычками, образующими арочные пролеты звена. Первый ярус, в котором помещалась церковь во имя Георгия Победоносца (в память Георгиевской церкви, построенной при основании Юрьевца), перекрыт крестовым сводом. Перекрытия вышележащих ярусов деревянные, и только последний ярус накрыт кирпичным куполом с люкарнами, играющими роль резонатора звона. Фасадные грани пилонов декорированы трехчетвертными колонками тосканского ордера, количество которых убывает от шести в первом ярусе до двух в четвертом, развитыми классическими антаблементами, и фронтонами над пролетами звена, организующими обрамления пролетов в композиционно законченные ячейки, построенные по принципу табернаклей.

Зимний Успенский городской собор стоит к северу от старого Входоиерусалимского собора на небольшой площади между Советской улицей и восточным склоном Предтеченской горы. Кубический объем собора накрыт железной кровлей в форме четырехгранного сомкнутого свода, которую венчала декоративная глава на деревянной тумбе с волютами. Плоский карниз со ступенчатыми модульонами отсекает в верхней части стен аттик, в который вписаны приплюснутые фронтоны, покрывающие четырехколонные тосканские портики северного и южного фасадов и равновеликие прямоугольные объемы апсиды и притвора, примыкающие к центральному кубу с востока и запада. Торцовые фасады притвора и апсиды обработаны приставными портиками - у притвора из трехчетвертных колонн, а у апсиды из пилястр - аналогичными боковым портикам собора. В интерколумниях всех портиков в два яруса прорезаны оконные проемы. На гладких полях стен справа и слева от портиков помещено по одному большому окну с широким рустованным наличником, переходящим выше проема в полуциркульный архивольт с лепным акантом на замковом камне. Объем собора очень статичен, чувствуется стремление достичь максимально возможной одинаковости всех четырех фасадов. Все детали декора выполнены с предельным упрощением форм - так, например, у тосканских капителей колонн отсутствует эхин, замененный преувеличенной тяжелой абакой.

В интерьере собора подпружные арки, опирающиеся на четыре широко расставленных столпа, несут полусферический купол без барабана, перекрывающий центральную часть помещения. Боковые пространства невелики и перекрыты плоскими деревянными потолками, что еще больше подчеркивает значение подкупольного пространства; только выдвинутая на восток апсида имеет цилиндрический свод. Росписей в интерьере не было. Темными кантами, проходящими вдоль ребер архитектурных членений, коричневато-зеленые поверхности стен разделены на поля различной формы.

yuryevets.ivanovo.ru/ru/m1-2-2-1.html


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 19 декабря 2007

ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: СОБОРЫ ВХОДОИЕРУСАЛИМСКИЙ И УСПЕНСКИЙ И КОЛОКОЛЬНЯ, 1-я треть 18 - 1-я пол. 19 в., ул. Советская, 43, 43а.

Находится на пересечении главной улицы и торговой площади. Состоит из Входоиерусалимского собора, возведенного в 1733 г. и перестроенного в 1806 г. губернским архит. Н.И. Метлиным; Успенского собора, более известного под названием нового Входоиерусалимского - предположительно по проекту ар-хит. П.И. Фурсова; колокольни (с церковью Георгия Великомученика в нижнем ярусе) - также по его проекту, в 1840 г. В описи церковного имущества 1865 г. храмы Успения и Георгия датируются по-иному: соответственно 1839 и 1828 гг. Там же имеется указание на заказчика Успенского храма - купца Ивана Васильевича Полякова. Все сооружения выполнены из кирпича и оштукатурены (старый собор первоначально имел известковую обмазку). Они расположены по фронту улицы, храмы обращены к ней апсидами. Высокая многоярусная колокольня фиксирует угол квартала и является доминантой не только храмового комплекса, но и всей застройки центра города. Главный архитектурный комплекс Юрьевца, в котором сооружения в стиле классицизма объединены с несколько архаичным по формам храмом в духе зодчества кон. 17 - нач. 18 в.

Беляев, 1863, с. 199; ИАК, 1909, вып. 3, с. 276; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 232-233; Шлычков, 1983, с. 76-78; Полякова, 1984, с. 111-116; РГИА. Ф. 835. Оп. 3. Д. 2713. (Опись церковного имущества епархиального Костромского Спасов-ходненского собора в 1865 г.); ЮКМ 585 (Рукопись Б.В. Ширяева. Юрьевец, 1912-17, с. 61). Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 734-737


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 10 апреля 2014

Собор г. Юрьевца имеет два храма, оба каменные: холодный, построенный в 1733 г. тщанием прихожан и городских жителей, и теплый, построенный в 1833 г. на средства прихожан. Под колокольней церковь в честь св. вмч. Георгия Победоносца и св. благоверного князя Георгия – основателя г. Юрьевца, однопрестольная. Ограда деревянная, кладбище общее для всех церквей города, на расстоянии около 300 саженей от собора. В холодном храме 2 престола: в честь Входа Господня в Иерусалим и св. вмч. Иоанна воина; в теплом 3 престола: в честь Успения Божией Матери, архистратига Михаила и ст. апостола Иоанна Богослова.

Достопримечательности собора: древний сребропозлащенный напрестольный крест с 33 частицами св. мощей, напрестольное Евангелие, печатанное в Вильне в 1575 г., дар боярина Ивана Никитича Романова на поминовение боярина Федора Васильевича Головина, на правом столпе Успенского собора образ Господа Вседержителя, принесенный в начале XVIII столетия с Вознесенской башни Белого города, чтимый в г. Юрьевце и в уездах Юрьевецком и Макарьевском.

Постоянные средства собора – проценты с капитала общего назначения в 4731 руб. 26 коп.

Причт: 1 протоиерей, 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика. Постоянные средства его: проценты в количестве 186 руб. с общего причтового капитала в 4991 руб. 20 коп. и 546 руб. арендной платы за землю. Причтового дохода при богослужении и треб бывает до 1120 руб. в год. Церковные помещения есть для всех членов причта, кроме 3-го священника, который живет в школьном помещении.

Земли церковной в пользовании причта состоит: усадебной 332 кв. сажени, пахотной 127 десятин 708 кв. сажень и сенокосной 36 десятин 662 кв. сажени; из числа сенокосной удобной 10 десятин и неудобной 26 десятин 662 кв. сажени. Планы на церковную землю и межевые книги есть.

Прихожан состоит: муж. пола 272, жен. пола 293, из них живущие в деревнях занимаются сельским хозяйством, горожане же – работами на фабрике и в винном складе. Приходских селений 4, на расстоянии не далее 5 верст. В Юрьевце следующие учебные заведения: женская гимназия, городское 4-классное училище, ремесленная школа, три приходских училища (мужское, женское и фабричное) и две церковно-приходские школы.

К собору Входа Господня в Иерусалим приписана бесприходная и без особого причта кладбищенская церковь г. Юрьевца, при городском общественном кладбище, однопрестольная - в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, каменная, с такою же колокольней, построена в 1839 г. тщанием г. Юрьевца купца Ивана Васильевича Полякова. Ограда с двух сторон каменная и с двух сторон - деревянная. Постоянные средства этой церкви - проценты скапитала в 661 руб. 33 коп.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 19 июня 2025

Соборный ансамбль Юрьевца находится в историческом центре города на пересечении главной Георгиевской улицы и Торговой площади и состоит из Входоиерусалимского летнего собора, именуемого старым Входоиерусалимским собором, Успенского зимнего (или нового Входоиерусалимского) собора и пятиярусной колокольни с церковью св. великомученика Георгия и св. благоверного князя Георгия Всеволодовича в нижнем ярусе. Он впервые запечатлен на параллели правого берега реки Волги, выполненной художниками братьями Чернецовыми во время путешествия, совершенного в 1838 г., и на картине Н.Г. Чернецова 1850-х годов, написанной по материалам этого путешествия. Соборный ансамбль упомянут в Статистических сведениях о церквях Костромской епархии, в которую входил Юрьевец с 1778 г, в «Известиях Императорской археологической комиссии», сведения о нем опубликованы в краеведческой литературе и «Своде памятников архитектуры и монументального искусства России по Ивановской области».

Судя по документам, деревянный соборный храм, освященный в честь Происхождения честных древ Креста с приделами свв. Космы и Дамиана и великомученика Георгия, первоначально находился на горе и именовался по приделу Георгиевским. История перенесения соборного храма подробно отражена в Ведомостях Юрьевецкого духовного правления, содержащих сведения о церквях города на 1819 г. В них сказано, что соборная церковь во имя великомученика Георгия была возведена легендарным основателем города св. благоверным князем Георгием Всеволодовичем еще в 6736 (1228) г. и являлась соборной до 7107 (1599) г. После пожара по указу царя Алексея Михайловича «построена в Юрьевце соборная церковь на новом месте под горою против той же Георгиевской церкви в посаде во имя Входа (Господня в Иерусалим) холодная, деревянная». После возведения нового соборного храма Георгиевская нагорная деревянная церковь, неоднократно обновляемая, стала приходской. Точно неизвестно, до какого времени она просуществовала. По некоторым источникам храм сгорел в 1826 г.

О деревянной соборной Входоиерусалимской церкви сообщает Писцовая книга города Юрьевца Поволжского 1676 г.: «Церковь соборная деревянная, во имя Входа Иерусалима, рублена на четыре угла с прирубами, да в приделах архистратига Михаила да Алексея, Человека Божия. На церкви пять глав круглые, обиты чешуею, на главах кресты деревянные, обиты железом белым немецким; с двух сторон паперть, от паперти рундук; по стороне церкви колокольня на столбах; покрыта церковь и алтарь и трапеза, и паперть, и крыльцо тесом… Строена церковь Государевою казною. … по Государевой грамоте из приказу Большого Дворца 7136-го (1628) году». По сведениям «Писцовой книги» получается, что Входоиерусалимская соборная церковь первоначально построена еще при царе Михаиле Федоровиче. Именно в нее был поставлен в протопопы и прослужил в ней восемь недель будущий предводитель раскола протопоп Аввакум в 1652 г. По всей видимости, она также неоднократно обновлялась.

Из «Ведомостей Юрьевецкого духовного правления» узнаем, что она возводилась вновь при воеводе Иване Иванове по просьбе юрьевецкого земского старосты Фомы Ситникова и всех посадских людей в 7194 (1686) г. Интересно, что упомянутый в источнике Фома Климентьевич Ситников был впоследствии заказчиком первого юрьевецкого каменного храма Благовещения, возведенного в 1700 г. По-видимому, в конце XVII в. была построена и теплая деревянная Успенская церковь, так как в документе далее сказано, что когда соборные церкви обветшали, то в 1733 г. епископом нижегородским Питиримом был дан указ «как вместо холодной деревянной Спасовходской, так и вместо Успенской церкви в те же именования построить каменные…»

Во всей вышеуказанной литературе сообщается, что каменный Входоиерусалимский собор был построен в 1733 г. Высокий двусветный четверик с огибающими лопатками вытянут по продольной оси и увенчан пятью световыми барабанами глав. Боковые фасады зрительно членятся на три оси окнами верхнего и нижнего света, боковые порталы расположены не по центру, а под западными верхними окнами. С востока и запада к основному четверику примыкают равные по ширине трехчастная абсида и трапезная, возведенная, по всей видимости, одновременно с собором. Известно, что в 1786 г. по прошению церковного старосты Николая Сухова и приходских людей для «отправления ранней Литургии» в уже существующей трапезной с правой стороны был устроен придел в честь св. Иоанна Воина. Возможно, придел планировалось устроить изначально, так как юго-восточном углу свода трапезной имеется дополнительная распалубка, отсутствующая в северо-восточном углу.

Апсида украшена сдвоенными полуколоннами на боковых фасадах, места соединения полукружий отмечены одной, более крупной полуколонной. Вытянутые прямоугольные окна фланкированы тонкими колонками. При проводимых в настоящее время реставрационных работах под поздним декором на фасадах обнажились контуры подлинных сбитых при перестройке завершений окон с тремя фиалами и вставками в тимпанах. Этот характерный декор нарышкинского стиля в упрощенном варианте стал очень популярным для памятников окрестных земель первой половины – середины XVIII в. От первоначального декора сохранился также фриз, идущий по верху четверика и абсиды, раскрепованный над лопатками и полуколоннами и представляющий собой ряд сухариков, нескольких уступов и поребрика.

В интерьере в центре четверика помещены два столба со скругленными углами, несущие сложные своды: от столбов на стены перекинуты арки, а все остальное пространство перекрыто отрезками обходящих коробовых сводов. Между столбами помещен центральный световой барабан, переход к которому осуществляется через распалубки, идущие в восточном и западном направлениях, а боковые сдвинуты в углы. Алтарь перекрыт коробовым сводом с распалубками над окнами, в трапезной сомкнутый свод. На стенах и сводах четверика частично сохранились росписи XIX в. В 1806 г. собор был перестроен по проекту губернского архитектора Н.И. Метлина, согласно которому были вновь переложены столбы и своды, окна барабанов глав получили стрельчатые очертания.

Сохранившийся план сопровождается комментариями зодчего. Вверху: «План и фасад соборной Спасовходской церкви с алтарем и трапезою для сделания над настоящею церков(ью) (ка)менного свода и под оным двух каменных столбов и над сводом пролетных каменных пяти шей с главами и покрышки кровли вновь железом так же поправки карниза и окошек и поднятия пола Костромской Епархии в уездном городе Юрьевце Повольском». Слева: «Экспликация плана. Прикрытые стены темною тушью старые, а прикрытые светлым кармином вновь сделать каменные столбы и шеи». Внизу: «№ 1061 Марта 24-го года 1806-го в натуре осматривал и план сочинил Костромской Губернский Архитектор Титулярный Советник Николай Метлин». Судя по надписи, тогда же был выполнен ныне существующий штукатурный декор фасадов – лучковые завершения наличников с небольшими скульптурными головками херувимов в завершении и аркатурный пояс под карнизом основного объема, абсиды и трапезной. На фасаде и плане Метлина перед входами показаны одинаковые паперти-крыльца, оформленные как двухколонные портики с треугольными фронтонами.

На картине Н.Г. Чернецова видно северное крыльцо, завершенное высокой фигурной кровлей. После перестройки собор представляет собой поздний пример центрического двустолпия с пятью световыми барабанами, центральная из которых помещена непосредственно между столбами. Невозможно со всей уверенностью определить, как выглядел первоначальный свод собора, до его перестройки Н.И. Метлиным, однако двустолпие храма не вызывает сомнения (боковые входы смещены к западу, чтобы избежать их размещения по одной оси со столбами; в интерьере на восточной стене видны следы срубленных пят первоначальных арок). Этот тип храма восходит к Благовещенскому собору в Сольвычегодске, возведенному Строгановыми в 1560-1584 гг. Он получил широкое распространение на Севере и в Поволжье, особенно в костромских землях.

Ранний пример среди костромских памятников — церковь Троицы в Костроме (1645-1650, не сохр.), у которой имелась лишь одна световая глава, а боковые компартименты были перекрыты лотковыми сводами. К этому типу относятся также церковь Вознесения на Дебре (ок. 1654), все пять глав которой световые, а остальное пространство перекрыто коробовыми сводами, и храм Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе (1681-1687) с центральной световой главой, в интерьере которого имеются два столба, несущие обходящие коробовые своды. В окрестностях Юрьевца имеются четыре двустолпных храма, возведенные в последней четверти XVII ст. Это собор Тихоно-Луховской пустыни (1678) и церковь Воскресения в Лухе (1680), церковь Макария Унженского в Макариеве-Унженском монастыре (1675) и Спасо-Преображенский собор одноименного монастыря в Кинешме (1694). Если три первых собора имеют световое пятиглавие и перекрыты системой коробовых или лотковых сводов, ориентированных по оси запад-восток, то кинешемский собор, как и храм в Ипатьевской слободе, перекрыт обходящими коробовыми сводами с разнонаправленными ребрами без дополнительных арок и имеет лишь одну центральную световую главу, расположенную между столбами. Возможно, изначально юрьевецкий собор также имел лишь центральную световую главу.

Поздним примером подобной композиции является Успенская церковь села Порздни Лухского район Ивановской области (ранее Юрьевецкий уезд Костромской губернии), возведенная в 1751 г. Центральный неф двустолпного храма перекрыт коробовыми сводами, ориентированными по оси запад-восток, а боковые компартименты – такими же сводами, ориентированными по оси север-юг. Популярность центрического двустолпия в этих землях во второй половине XVII — первой половине XVIII ст. привела к созданию разных вариантов перекрытий и размещения боковых порталов. При этом на боковых фасадах неизменно помещается по три окна, в чем очевидна ориентация на четырехстолпные соборы. Успенский или Новый Входоиерусалимский собор в Статистических сведениях датируется 1833 г.

В краеведческой литературе проект собора приписывается губернскому архитектору П. И. Фурсову, а датой строительства считаются 1825-1833 гг. Основанием этому является хранящийся в Юрьевецком историко-художественном музее план на постройку каменной церкви 1825 г., очень близкий плану Успенского собора. Единственным существенным отличием плана Фурсова от плана Успенского собора является наличие колонных портиков не только с боковых сторон, но и со стороны алтаря и притвора. Из надписи на плане узнаем, что он составлен по благословению епископа Костромского и Галицкого Самуила и что к нему прилагались также фасад и разрез.

Архитектурные формы и декоративное убранство Успенского собора, возведенного в стиле позднего классицизма, отличаются монументальностью и лаконичностью. Храм представляет собой крупный кубический объем, увенчанный небольшой главкой на четырехгранной фигурной кровле. С востока и запада к основному четверику примыкают прямоугольные в плане алтарь и притвор, расчлененные соответственно пилястрами и полуколоннами и увенчанные фронтонами, а с севера и юга равные им по объему четырехколонные портики тосканского ордера. По сторонам от ризалитов и портиков на каждом фасаде расположено по одному окну с оригинальными рустованными наличниками, которые завершаются полуциркульной аркой с ушками и сережками. Боковые стены притвора также рустованы. В интерколумниях расположены окна в два света в строгих обрамлениях, причем верхние значительно меньше нижних. Развитый антаблемент, опоясывающий здание под аттиком, украшен мелкими консолями. В интерьере сферический купол на парусах покоится на четырех столбах, апсида перекрыта полуциркульным сводом.

Предположительный автор проекта собора Пётр Иванович Фурсов занимал пост костромского губернского архитектора с 1822 по 1831 гг., много строил в Костроме и губернии. Среди церковных зданий ему принадлежат проекты Богоявленской церкви с. Кажирово Кологривского уезда (1825), Покровской церкви в с. Ножкино Чухломского уезда (1826), Никольской церкви в с. Козура Костромского уезда (1829), ансамбля Игрицкого Песошенского монастыря (1826-1833). П.И. Фурсов, учившийся в Петербургской Академии Художеств у лучших мастеров позднего классицизма Тома де Томона и В.П. Стасова, оставался верным этому стилю во всех своих постройках. В церковных зданиях он использовал крупные объемы с монументальными портиками, ротондальные завершения, руст и тосканский ордер. Архитектурные формы Успенского собора чрезвычайно близки постройкам П.И. Фурсова, но исполнены в несколько упрощенном варианте, возможно без его непосредственного надзора. Это предположение объясняет отказ от портиков на восточном и западном фасадах и несколько суховатое декоративное убранство.

В Описи церковного имущества 1865 г. Успенская церковь с приделами Архистратига Михаила (справа) и апостола и евангелиста Иоанна Богослова (слева) датируется 1838 г. При этом в Ведомостях Юрьевецкого духовного правления 1819 г. теплая Успенская церковь с приделом Архистратига Михаила уже показана каменной, о чем было упомянуто выше. Две каменные соборные церкви показаны и на плане межевания Юрьевца, составленным инженером Федором Гине в 1779 г.

В другом документе, датированном 1825 г., в котором говорится об устройстве от холодной соборной до Рождественской церкви каменной ограды или палисада по Георгиевской улице и Святых ворот «подле собору» для прохода в овраг, именуемый «Гребешки», упоминается лишь один соборный храм. По всей видимости, в 1733 г. был возведен не только ныне существующий холодный Входоиерусалимский собор, но и небольшой теплый каменный Успенский храм, снесенный к 1825 г. для постройки на этом месте нового собора по проекту П.И. Фурсова.

Дата 1833 г. может относиться к окончанию строительства нового собора и освящению главного престола, а 1838 г. – являться датой освящения приделов. Стройная пятиярусная колокольня юрьевецкого соборного ансамбля является основной градостроительной доминантой города. Автор проекта и точная дата строительства неизвестны. В краеведческой литературе она датируется 1840 г. Но в 1838 г. колокольня уже была запечатлена братьями Чернецовыми. В Ведомостях Юрьевецкого духовного правления 1819 г. колокольня не упоминается, а в Описи церковного имущества 1865 г. сказано, что церковь святого великомученика Георгия и святого благоверного князя Георгия Всеволодовича теплая однопрестольная устроена в 1828 г. Таким образом, колокольня, очевидно, построена между 1819 и 1828 гг., ранее Успенского собора. Их строительство могло быть начато одновременно по единому замыслу и осуществляться параллельно.

Колокольня представляет собой четыре яруса убывающих четвериков и ротонды, увенчанной высоким шпилем с крестом. Первый ярус, в котором находится храм, служит основанием для четырех сквозных ярусов звона. На каждом фасаде яруса-постамента по шесть строенных колонн (угловые читаются с двух фасадов), завершенные раскрепованными треугольными фронтонами. В интерколумниях расположены окна в два света: полуциркульные над прямоугольными. Второй и третий ярусы украшены двухколонными портиками с треугольными фронтонами. На углах второго яруса помещены трех-четвертные колонны, в третьем они утоплены в основной объем. Портики четвертого яруса завершаются лучковыми фронтонами. Между арками звона пятого яруса-ротонды помещены сдвоенные колонки, несущие антаблемент. Венчает ротонду сферический купол, на восточной и западной стороне которого имеются люкарны сложной формы с круглыми окнами. На северном и южном фасадах им вторят ложные люкарны. Базы колонн декорированы филенками, а фронтоны мелкими сухариками. Помещение церкви, расположенной в первом ярусе, разделенном на два этажа, перекрыто сомкнутым сводом.

Проект колокольни в краеведческой литературе также приписывается П.И. Фурсову. Но, несмотря на завершение верхнего яруса ротондой, стиль памятника в целом отличается от творческой манеры зодчего. Колокольня возведена в эпоху ампира, но имеет явные реминисценции раннего классицизма. Об этом свидетельствуют общие вытянутые пропорции, разорванный фронтон первого яруса, филенки в основании колонн, мелкие сухарики портиков, люкарны на куполе. Вполне возможно, что проект был создан губернским архитектором Н.И. Метлиным, занимавшим этот пост до Фурсова с 1796 вплоть до своей смерти в 1822 г. Среди его церковных проектов, выполненных в стиле раннего классицизма, известны неосуществленный проект каменной церкви села Прискокова Костромского уезда 1822 г. и церкви Благовещения села Благовещенского Юрьевецкого уезда 1810 г.

Вполне вероятно, что проект юрьевецкой колокольни был разработан Н.И.Метлиным еще в 1806 г. при создании проекта перестройки Входоиерусалимского собора и с некоторыми изменениями воплощен уже Фурсовым. Подобная история произошла со строительством Верхних торговых рядов в Галиче, спроектированных Метлиным и завершенных после его смерти Фурсовым с некоторыми переделками. В то же время, в первой четверти XIX века церковные здания в этих землях возводились по проектам не только губернских архитекторов. Так, скажем, автором проектов отдельно стоящих колоколен при храмах в Тетеринском (1820, Нерехтский район Костромской области), Лежневе (1816-1823, Ивановская область) и Шуе (первоначальный проект, 1810, Ивановская область) был итальянский архитектор Я.Я. Маричелли, работавший в России в 1792-1822 годах.

Следует отметить, что в конце XVIII – первой трети XIX в. в Юрьевце осуществляется строительство нескольких колоколен, изменивших внешний облик города. В этот период возводятся колокольни Кривоезерского монастыря (1795 г.), Преображенского и Рождественского храмов (конец XVIII в.), Богоявленской церкви (1810 г.). Колокольня Казанской церкви, наиболее близкая соборной по стилю, строится, по всей видимости, в 1820-е гг. К сожалению, соборная колокольня – единственный памятник этого жанра, дошедший до наших дней. Таким образом, соборный ансамбль Юрьевца сформировался в течение столетия с 1733 по 1833 г.

Построенный в древнерусской традиции двустолпный Входоиерусалимский собор, слегка поновленный в начале XIX ст., прекрасно вписался в классицистическую архитектуру Успенского собора и колокольни. Зодчие, создавшие этот проект, явно ориентировались на соборный ансамбль губернского города Костромы, где древний Успенский пятиглавый собор, дважды перестроенный в XVII в., был еще раз поновлен после пожара в 1773 г., а в 1776-1791 гг. архитектором С.А. Воротиловым был возведен в барочном стиле одноглавый Богоявленский собор и четырехъярусная колокольня. Эта история повторилась через пару десятилетий в уездном Юрьевце, когда был перестроен древний пятиглавый городской собор, а рядом возведены одноглавый храм и колокольня. Подобная ориентация на соборный ансамбль губернского города не уникальна для костромских земель. Так, в соседнем уездном городе Кинешме рядом с шестистолпным Успенским собором, возведенным в 1745 г. в древнерусских традициях, в 1798 г. возводится колокольня, а в 1838 г. по проекту архитектора И.Е. Ефимова строится первоначально одноглавый Троицкий собор. При этом, в начале XIX в. древний Успенский собор также перестраивается. В то же время следует отметить необычное расположение зданий юрьевецкого соборного ансамбля, вытянувшихся четко вдоль красной линии центральной Георгиевской улицы, идущей параллельно Волге, что прекрасно подчеркивает ее перспективу. Колокольня расположена не в центре ансамбля, а эффектно вынесена вперед, на Соборную площадь. Она прекрасно читается с Волги, с юрьевецких гор, и, находясь на главной городской оси, оформляет, таким образом, самый центр города.

С сайта: https://life.kostromka.ru/Мерзлютина Н.А. «Архитектурное наследство». №56. М., 2012/Соборный ансамбль города Юрьевца



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.