ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Некрасово. Часовня Креста Господня на Святом озере.


Некрасово. Часовня Креста Господня на Святом озере
Часовня. Действует.  
Освящена в честь: Креста Господня
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:Между 1680 и 1700.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Костромская область, Костромской район, с. Некрасово

Координаты: 57.790466, 40.862267



Сортировка:

Часовня Креста Господня на Святом озере, , Некрасово, Костромской район, Костромская область
Алексей Кротов
5 августа 2024
Часовня Креста Господня на Святом озере, , Некрасово, Костромской район, Костромская область
zoi4ik
14 августа 2014
Часовня Креста Господня на Святом озере, , Некрасово, Костромской район, Костромская область
Алексей Кротов
5 августа 2024
Часовня Креста Господня на Святом озере, , Некрасово, Костромской район, Костромская область
Алексей Кротов
5 августа 2024
Часовня Креста Господня на Святом озере, , Некрасово, Костромской район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
13 октября 2019
Часовня Креста Господня на Святом озере, , Некрасово, Костромской район, Костромская область
JuNe
8 марта 2006
Часовня Креста Господня на Святом озере, , Некрасово, Костромской район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
4 октября 2005
Часовня Креста Господня на Святом озере, , Некрасово, Костромской район, Костромская область
JuNe
15 июня 2005
Часовня Креста Господня на Святом озере, , Некрасово, Костромской район, Костромская область
Алексей Кротов
5 августа 2024
Часовня Креста Господня на Святом озере, , Некрасово, Костромской район, Костромская область
Алексей Кротов
5 августа 2024
Часовня Креста Господня на Святом озере, Стена крупным планом...<br>, Некрасово, Костромской район, Костромская область
Стена крупным планом...
JuNe
15 июня 2005
Часовня Креста Господня на Святом озере, фото с сайта https://pastvu.com/p/464361 А. К. Шустов	"Кострома. Историческая энциклопедия" Издательство: Костромаиздат-850<br>, Некрасово, Костромской район, Костромская область
фото с сайта https://pastvu.com/p/464361 А. К. Шустов "Кострома. Историческая энциклопедия" Издательство: Костромаиздат-850
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1916
Часовня Креста Господня на Святом озере, фото В.Н. Кларка 1906 г. из журнала "Костромская старина", 1995, № 7<br>, Некрасово, Костромской район, Костромская область
фото В.Н. Кларка 1906 г. из журнала "Костромская старина", 1995, № 7
Monbes
1906
Часовня Креста Господня на Святом озере, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Некрасово, Костромской район, Костромская область
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
Часовня Креста Господня на Святом озере, Фото 1960-ых годов из частного архива<br>, Некрасово, Костромской район, Костромская область
Фото 1960-ых годов из частного архива
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Игорь Стрельников
 
Игорь Стрельников  14 января 2013

Часовня в д. Некрасово - выразительный памятник культовой архитектуры, отражающий особенности местной школы зодчества кон. 17 века. Стоит на окраине деревни на берегу оз. Святое. Кирпичная, покрытая известковой обмазкой часовня возведена в 1680 - нач. 1690-х гг., по-видимому, в память о победе над поляками у стен Ипатьевского монастыря в 1609 г. По поводу её посвящения существовали две точки зрения - одни исследователи считали, что она была поставлена в честь Фёдоровской иконы Божией Матери - главной святыни Костромского края, однако есть предположение, что Фёдоровской была вторая несохранившаяся часовня нач. 19 в., также стоявшая на Святом озере, а именно эта часовня посвящена празднику Происхождения Честных древ Животворящего Креста.

Реставрация данной часовни была произведена в 1960-е годы под руководством Л.С. Васильева. Квадратный в плане объём часовни завершён восьмигранным шатром с полицей, увенчанным чешуйчатой главкой на восьмигранном барабанчике. Углы объёма закреплены огибающими лопатками. Прямоугольные окна на северном и южном фасадах обрамлены наличниками с полуколонками, увенчанными разорванными фронтонами, перекрывающими карниз; вход на западном фасаде украшен валиковым порталом с перехватами. Все проёмы сохранили кованые ставни. Грани шатра, прорезанного по сторонам света маленькими проёмами слухов, подчёркнуты валиковыми гуртами. Пространство часовни перекрыто сомкнутым четырёхлотковым сводом. В интерьере сохранилось стенное письмо, реставрированное бригадой художников под рук. В.Г. Брюсовой в нач. 1960-х годов. Живопись продолжает традиции Костромской школы и является превосходным образцом синтеза живописи и архитектуры.

Возможно, часовню расписали в 1735 г. те же мастера, что работали в церкви Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе. Часовня была приписана к этой церкви и приближался 500-летний юбилей заступничества Фёдоровской Богородицы в битве на Святом озере, поэтому все сюжеты росписи посвящены "Сказанию о явлении и чудесах Фёдоровской иконы Божией Матери". В память о погибших восточный склон занимает композиция "Воскресение Христово", а завершает цикл "Покров Богоматери" как символ её покровительства Костроме. В росписи изобилие действующих лиц, присутствует народ, большое внимание уделено пейзажу и архитектурным мотивам. Под росписью на тяблах располагались иконы, стоял большой живописный крест, по преданию, стоявший на месте, где была икона Богородицы во время битвы с татарами. Реставрация креста уточнила дату создания его в нач. 18 века.

По книге: "Памятники архитектуры Костромской области", выпуск 2, стр. 43-45.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 апреля 2017

Историческое название села - Святое. Переименовано на заре советской власти. Часовен раньше было две.

Кирпичная часовня, построенная в 1680-х - нач. 1690-х гг., видимо, в память победы над поляками у Ипатьевского монастыря в 1609 г. и приписанная к Иоанно-Богословской церкви Ипатьевской слободы. Кубическая постройка, перекрытая стройным восьмигранным шатром с главкой.

В Некрасове после революции был создан колхоз, получивший название «Огородник». Казалось, что неизбежно было закрытие и этой часовни, но что-то в столь отлаженной к этому времени машине закрытия и разгрома не сработало. Свидетельством является заметка «Использовать часовню под склад», опубликованная в «Северной правде» 3 августа 1931 г., где говорилось: «На берегу бывшего Святого озера, в бывшей деревне «Святое» — ныне Некрасово — стоит старая часовня. Хотя и состоят крестьяне дер. Некрасово членами колхоза «Огородник», но часовня позорным пятном лежит на работе колхоза".

Вторично рука смерти была занесена над часовней Животворящего Креста через несколько лет — по свидетельствам старожилов, это произошло в 1938-1939 годах, — когда приехавшие рабочие начали разбирать сложенную из валунов и кирпича ограду вокруг часовни. Вслед за оградой ее судьбу должна была разделить и часовня, но собравшиеся жители деревни вновь не дали ее разрушить. Почему власти отступили, не раздули из этого события «дела», подав все как бунт? Этого мы не знаем, но как бы там ни было, часовня Животворящего Креста уцелела, хотя и лишилась ограды.

Точной даты закрытия выяснить не удалось, но по свидетельствам местных жителей, это произошло в середине 1950-х гг. Операция по закрытию часовни в этот раз прошла довольно спокойно, сведясь лишь к изъятию большого массивного ключа от ее входа. Так часовня стала недоступной для местных жителей.

В 1958 г. в Ипатьевском монастыре был организован историко-архитектурный музей-заповедник, к которому была отнесена и часовня в Некрасове. В 1959 г. началась реставрация часовни на Святом озере. Раскрытие восьмигранного каменного шатра и побелка вновь вернули часовне былое главенство в пейзаже Святого озера. С 1961 г. часовня в Некрасове, числясь за музеем-заповедником, фактически стояла заброшенной. Все планы по ее музейному использованию так и остались на бумаге. Часовня Животворящего Креста возвращена верующим в октябре 1992 г., в летние месяцы в ней проводятся богослужения.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  31 июля 2024

В 1958 году в Ипатьевском монастыре был организован историко-архитектурный музей-заповедник, к которому была отнесена и часовня в Некрасове. В этом году из монастыря выселили сотни живших в монастырских строениях, семей, после чего начались широкомасштабные реставрационные работы в бывшей Святой обители. В 1959 году началась также реставрация и часовни на Святом озере.

К этому времени часовня уже более 35 лет стояла закрытой. Была давно разобрана ограда, шатер покрывало проржавевшее железо, но внутри часовни сохранялось все убранство, бывшее в ней на момент закрытия. Реставратор В.Г. Брюсова, вдвоем с помощником, начавшая реставрацию стенописей часовни, писала, что в 1959 голу, «до начала реставрационных работ, восточная стена часовни и часть южной и северной стен были закрыты иконостасом простой столярной работы, окрашенным алюминиевой краской. Интерьер часовни был загроможден предметами церковной утвари: киотами, хоругвями, аналоем и т. п. На иконах были повешены гирлянды бумажных цветов, пелены и всевозможная мишура. Перед иконостасом посередине был установлен крест с живописным изображением на лицевой стороне Распятия, а на тыльной стороне — Николая чудотворца, XVIII века».

О том, что предшествовало реставрационным работам, мы узнаем из того же отчета реставратора В.Г. Брюсовой: «Было принято решение очистить помещение от культовых предметов, не имеющих художественной и исторической ценности. Был разобран иконостас, поскольку он закрывал собою фресковую живопись и внешним видом вносил диссонанс в оформление интерьера часовни». Не будем осуждать эти действия — они были вызваны реалиями времени и не могли быть другими. Взамен вынесенной утвари были поставлены леса, и реставраторы В.Г. Брюсова и В.И. Федоров приступили к расчистке и укреплению часовенной стенописи.

Дальнейшая судьба вынесенного из часовни убранства не совсем ясна. По рассказам, Животворящий крест и иконы были перенесены к одной из женщин, в доме которой, таким образом, была устроена как бы часовня. Потом, согласно этим же рассказам, к хозяйке дома «приехали из города» (кто именно приехал — милиция, представители советской власти, работники музея-заповедника, — выяснить не удалось) и все предметы из часовни забрали (в настоящее время главная святыня часовни — Животворящий крест — находится в фондах Костромского музея-заповедника).

К началу реставрационных работ стенопись внутри часовни, особенно на сводах, была покрыта слоем копоти, так что живопись сквозь черноту просматривалась слабо. Работы по расчистке и укреплению живописи, продолжавшиеся с 1959 по 1961 годы, фактически привели к открытию уникальных часовенных стенописей, состоящих из расположенных в четыре яруса двадцати многофигурных композиций, обрамленных снизу традиционными «полотенцами». Как уже писалось, подавляющее большинство фресок посвящено сюжетам явления и чудес Феодоровской иконы Божьей Матери (обретение иконы князем Василием Ярославичем, принесение иконы в костромскую соборную церковь, моление князя перед иконой и т. д.). Есть в часовне и фреска, изображающая битву с татарами. В.Г. Брюсова описывает ее так: «На первом плане — князь Василий Ярославич, у его ног — поверженные татарские воины. На заднем плане — воин держит икону Богоматери, от которой исходит (...) огненное пламя. Справа — вздулось горой озеро».

В ходе реставрационных работ был открыт ряд деталей первоначального убранства часовни: «После удаления иконостаса, в юго-восточном и северо-восточных углах в кладке были обнаружены специальные пазы для установки тябл для крепления икон иконостаса. В соответствии с этим принято решение установить на восточной стене часовни тябловый иконостас: тябла расписать по мотивам древних орнаментальных росписей», — писала В.Г.Брюсова.

В 1960-1961 гг. работы на стенописях продолжили и довели до конца костромские художники-реставраторы Г.Б. Губочкин, Е.В. Ильвес и А.М. Малафеев. В 1961 году были также проведены и общие реставрационные работы на часовне, выполненные по проекту Л.С. Васильева: с шатра часовни была удалена поздняя металлическая обшивка, произведена вычинка кладки, часовня была побелена, а ее металлические элементы — главка, ставни на окнах, входная дверь — выкрашены в зеленый цвет. При снятии металлической обшивки на гранях шатра обнаружились нанесенные на известковую обмазку декоративные шестиконечные звезды. Звезды этих двух цветов — желто-охристого и серо-голубого — были расположены рядами и по размеру убывали снизу вверх. От какого точно времени сохранились они на шатре, сказать трудно, но примечательно, что такие же шестиконечные звезды были и на поздней металлической обшивке шатра.

Раскрытие восьмигранного каменного шатра и побелка вновь вернули часовне былое главенство в пейзаже Святого озера. В первые годы после реставрации отражавшийся в глади озера белый силуэт часовни Животворящего Креста был виден издалека и, как прежде, «словно магнит» притягивал к себе туристов и паломников.

С 1961 года часовня в Некрасове, числясь за музеем-заповедником, фактически стояла заброшенной. Все планы по ее музейному использованию так и остались на бумаге. Не осуществились и планы восстановления внутреннего облика часовни, близкого к первоначальному, — на расписанные в старинном стиле тябла, установленные во время реставрации, так и не было поставлено ни одной иконы.

Более того, примерно через год после завершения реставрационных работ в дверях был взломан замок, и древняя часовня превратилась в место, где пьянствовали, жгли в холодное время костры и справляли различные нужды местные хулиганы. Только года через два все эти безобразия пресекли, и дверь в часовню наглухо закрыли.

За минувшее с начала 1960-х годов время огромный ущерб был нанесен почти всей историко-природной среде Святого озера. В конце 1960-х годов вырубили большую часть замечательной дубовой рощи у озера, на месте которой встали постройки 2-й передвижной механизированной колонны, только несколько старинных дубов и вязов уцелело по обе стороны от окружающего территорию ПМК-2 забора из железобетонных плит. В 70-80-е годы разрастающийся город протянул вдоль древней дороги к озеру линию низкокачественных панельных домов. В эти же годы за озером, у развилки дорог, в непосредственной близости от часовни Животворящего Креста встали громоздкие бетонные стеллы с названиями двух местных колхозов — «Дружба» и «Новый путь» (бывшие «Огородник» и «За новую жизнь»). Десятилетие за десятилетием по дороге, ответвляющейся от главного шоссе и проходящей на расстоянии буквально двух метров от часовни, грохочет, сотрясая старинную постройку, тяжелый транспорт...

Историки не раз называли Святое озеро с его окрестностями «Куликовым полем костромского края». Это определение тем более верно, если мы вспомним послереволюционную судьбу и настоящего Куликова поля, и Бородинского поля, и места, где произошла Невская битва. Ведь и там везде так же закрывали, ломали, взрывали памятные монастыри, храмы, часовни, так же уродовали природную среду, и так же десятилетиями пребывали эти святыни России в постыдном запустении. Лишь в самое недавнее время — чуть более десяти лет — начался в этих местах процесс возрождения. Совсем недавно этот процесс пошел и на Святом озере.

3 ноября 1989 года впервые за последние семь десятилетий в Троицком соборе Ипатьевского монастыря состоялась служба, проведенная костромским епископом Александром, а вскоре вопрос встал уже и о возрождении Ипатия как действующего монастыря. В апреле 1992 года примыкающей к монастырю слободе было возвращено ее историческое имя — Ипатьевская слобода. Рано или поздно реальный процесс перемен должен был коснуться и Святого озера, издавна почитавшегося как место совершения одного из самых известных чудес Феодоровской иконы Божьей Матери.

«Прорыв» произошел в августе-сентябре 1992 года, когда по инициативе работников Костромского районного отдела культуры было решено отметить 730-летие битвы с татарами церковными службами.

30 августа, в воскресенье, у часовни Животворящего Креста прошел первый за почти четыре десятилетия молебен, проведенный о. Владимиром, настоятелем Петропавловской старообрядческой церкви из соседней деревни Стрельниково. В службе участвовал знаменитый стрельниковский церковный хор, наряду со старообрядцами присутствовало много местных жителей.

Через несколько дней, в субботу, 5 сентября, у часовни произошло еще одно несравненно более торжественное богослужение, проведенное — впервые с 1909 года — главой Костромской епархии, епископом Александром. В панихиде, отслуженной епископом, приняли участие многочисленные представители костромского духовенства, а также монахини возрождающегося Богоявленского монастыря во главе с игуменьей Иннокентием. «По чину служба была очень высокой, — писал корреспондент «Северной правды», — но получилась она камерной и — да простится мне столь неторжественное слово — уютной. Самому завзятому атеисту, для которого переступить порог церкви все равно, что нелегально перейти границу, трудно было бы найти слова упрека для этого богослужения под открытым небом. Ритуальные облачения священнослужителей, резной аналой, мягко погрузившийся в зеленую травку, язычки пламени на свечах, сгибающиеся в поклонах под напором легкого ветерка и вновь распрямляющиеся, плавное течение церковных песнопений без видимых глазу границ сливались единой гармонией с широким лугом и высоким небом».

Проведение обеих служб явилось событием поистине историческим, рубежным, переломным, явилось важнейшим шагом к возрождению этого места. Юбилей и возобновление служб ускорили и решение вопроса о возвращении озеру и селению на его берегу их исторических названий. 30 сентября 1992 года состоялся сход жителей Некрасова, посвященный вопросу, прямо противоположному тому, который решали граждане Святого на сходах 1924 года. Конечно, между этим сходом и сходами 1924 года большая разница — ну хотя бы потому, что тогда жители по вполне понятным причинам боялись прямо высказываться против переименования и споры велись только вокруг того, как именно переименовать, хотя и общего, несмотря на минувшие семьдесят лет, оказалось немало.

Стоит упомянуть, что Н.А. Некрасов не раз проезжал через Святое, направляясь из Грешнева в Кострому, но ведь, охотясь, например, в куниковских и мисковских местах, он посещал десятки сел и деревень, которые при желании можно было бы с таким же успехом переименовать в честь поэта. Спустя много лет, когда обстоятельства переименования Святого уже забылись, само название «Некрасово»послужило причиной появления полулегенд о том, что Н.А. Некрасов был как-то связан с поселением на Святом озере. Н.К. Некрасов, внучатый племянник поэта и автор нескольких книг о нем, в частности, пишет: «Возвращаясь с охоты из Мазаевых мест, Некрасов любил отдохнуть в березовой роще у озера, на берегу которого стояла старая часовня (она сохранилась до наших дней, находится в деревне Некрасово)». Такой отдых Некрасова у озера, конечно, мог иметь место, хотя никаких докуметальных подтверждений ему нет, и все это вытекает лишь из желания как-то объяснить нынешнее название деревни.

Здесь уместно вспомнить, как были переименованы несколько других населенных пунктов, связанных с Некрасовым и расположенных в относительной близости от Святого. Вспомним: в начале 1938 года, когда отмечалось 60-летие со дня смерти Н.А. Некрасова, село Грешнево — по сути, родина поэта — в духе господствовавших тогда представлений об «увековечивании памяти»было переименовано в Некрасово, а находившееся на правом берегу Волги село Большие Соли, районный центр Ярославской области, — в село Некрасовское (ныне — поселок Некрасовское). Таким образом, между Ярославлем и Костромой появилось три населенных пункта, переименованных в честь поэта: два Некрасова (б. Святое и б. Грешнево) и одно Некрасовское (б. Большие Соли).

В 1986 году здравый смысл отчасти восторжествовал: указом Президиума Верховного Совета РСФСР Грешневу было возвращено его исконное, дорогое для каждого культурного человека имя. Нет сомнения, что рано или поздно вернутся к нам и Большие Соли, и Святое.

https://kostromka.ru/kostroma/land/Из истории Костромы/Н. А. Зонтиков/На Святом озере.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.