ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Диево-Городище. Церковь Смоленской Иконы Божией Матери.


Церковь. Действует.  
Престолы:Смоленской иконы Божией Матери, Андрея Критского, Трёх Святителей
Архитектурные стили:Барокко, Классицизм
Год постройки:Между 1699 и 1890.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Ярославская область, Некрасовский район, село Диево-Городище, 2-я Бутырская ул.

Координаты:57.640619, 40.193357


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
Вид с Волги
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
12 сентября 2015
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
19 октября 2012
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
8 февраля 2012
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
Дмитрий Васильков
4 августа 2005
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
Алексей Кротов
2 октября 2016
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
Алексей Кротов
2 октября 2016
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 марта 2016
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
28 сентября 2011
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 января 1996
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
oldboy
31 января 2021
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
Алексей Кротов
2 октября 2016
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
фасад колокольни
Алексей Кротов
2 октября 2016
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 марта 2016
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 марта 2016
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 марта 2016
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 марта 2016
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
28 сентября 2011
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
28 сентября 2011
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
28 сентября 2011
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
28 сентября 2011
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
28 сентября 2011
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
28 сентября 2011
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
Росписи в интерьере
oldboy
31 января 2021
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
Трапезная
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
31 января 2021
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 марта 2016
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 марта 2016
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
19 октября 2012
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
yozik
28 сентября 2011
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
1 января 1910
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево-Городище - Некрасовский район - Ярославская область
А на том берегу...
Buba-1_2M
22 мая 2014



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Александр Хмелевский,  3 августа 2006

Храм построен в 1699 г. на средства бояр Колычевых и прихожан. Во второй половине XIX ст. устроены приделы и холодный храм.

Статью добавил(а): Алексей Кротов,  28 сентября 2016

В старину на месте, где возвышается величественная Смоленская церковь, находилась усадьба, в которой, по преданию, в 16 веке родился Федор Колычев, впоследствии митрополит Филипп. На средства А.М. Колычева, в память о знаменитом митрополите, в 1699 году была воздвигнута взамен обветшавшего деревянного храма каменная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. Этот храм не сохранился до наших дней.

Ныне существующая церковь перестроена в 1877-1884 годах. Имеет два придела: Трех святителей и Андрея Критского. Пользуется особым почитанием у прихожан храмовая чудотворная икона Смоленской Божией Матери. Церковь выстроена "кораблем". Это самый распространенный в ярославском зодчестве того времени тип храма. Его композиция складывается из собственно храма (летней, холодной церкви), трапезной (зимней, теплой церкви) и колокольни. Обе части здания связаны друг с другом, расположены симметрично по отношению к продольной оси восток-запад. Летний храм представляет собой кубический объем четверика, перекрытый сомкнутым сводом. Прямоугольная в плане трапезная, как правило, более обширна, чем летняя церковь. Четырехъярусная величественная колокольня выполнена в стиле позднего классицизма с элементами эклектики. Главную роль в образной выразительности Смоленской церкви играют хорошие пропорции и удачная компоновка объемов.

Храм выстроен в непосредственной близости от Волги и рассчитан прежде всего на обозрение со средней и дальней дистанции. Его стройный силуэт отчетливо рисуется на фоне неба и бескрайних волжских просторов. У подножия храма сохранилась кирпичная церковная ограда конца 19 века с въездными воротами да старинное сельское кладбище. Внешне Смоленская церковь весьма гармонирует с Троицкой. Все тот же белоснежный классический объем, лаконичное ярко-синее в золотых звездах пятиглавие, стройная четырехъярусная колокольня со скромными портиками, увенчанная шпилем. Храм ни когда не закрывался.

httm.dievo-gorod/smolenskaya cerkov.ru


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  4 июня 2020

Как известно, в русской провинции храмы часто строились не по индивидуальным проектам, а либо по типовым (если речь конкретно о ХIХ веке, то это, в частности, - проекты из альбомов К. А. Тона), либо вообще "по образцу и подобию". За образец брался либо храм, существовавший на этом месте до постройки нового здания, либо храм, считавшийся "эталонным" для данной области или данного контекста. Так, например, храм Успенского Отроча монастыря в Твери породил значительное число подражаний и в конечном итоге - региональное направление в архитектуре, которое можно условно назвать "тверским барокко". Совершенно очевидно, что таким эталоном для Диева-Городища послужили ранне выстроенные храмы в окрестностях Ярославля, в частности Троицкий храм одноимённого села. Действительно, в этих двух сооружениях много общего в иконографии (двусветный четверик с относительно некрупным для ярославской зодческой школы пятиглавием), стилистике (сочетание элементов барокко и классицизма, особенно в деталировке колокольни), компоновке (сильно вытянутый по оси запад-восток "корабль" с чётким акцентом на колокольню) и даже в пространственной планировке. Вообще, при взгляде с Волги две похожие церкви, фиксирующие южную и северную границу исторической части села, выглядят прекрасной архитектурной и градостроительной парой, словно так и задумывалось изначально.

Если сравнивать колокольни Троицкой и Смоленской церквей, то на первый взгляд они могут показаться близняшками; но уже на второй взгляд видны различия. В облике Смоленской церкви много смещено в сторону упрощения. Сочные, выразительные колонны заменены полуколоннами, а в третьем ярусе и вовсе лишь обозначены пилястрами; значительно упрощено подножие шпиля и пр. Что ж, упрощение - это всегда примета эпохи, когда "искусство шагает в массы": развитие каменного строительства делает кирпичные храмы более доступными, а массы, в свою очередь, начинают искать пути упрощения тех решений, что показались для них сложными. Уникальность Троицкой церкви в том, что она - прототип, эталон; уникальность Смоленской церкви в том, что она - абсолютный, кристально чистый анахронизм. Бесполезно искать аналоги в Ярославской губернии - на её территории во второй половине ХIХ века так уже не строили. Аналог - не в пространстве, а во времени. В соседнем храме второй половины ХVIII века, который, кстати, и сам был достаточно анахроничен для своего времени. То есть, получается уже анахронизм в квадрате. Пятиглавие у Смоленского храма измельчённое, широко расставленное, что немедленно противопоставляет его абсолютному большинству построек традиционной ярославской школы, практиковавшей тесное расположение крупных глав; однако в ХIХ веке такая эстетика уже близка многим заказчикам и исполнителям храмовых проектов. Обратим внимание на практически полностью отсутствующий декор гладких стен, оживлённых лишь филенками, в которых расположены окна, угловыми парными пилястрами и сильно раскрепованным, но при этом геометрически простым карнизом.

В плане лаконичности Смоленская церковь следует за "эталонной" Троицкой. Интересно решение полукруглого с килевидным завершением фронтона над порталом четверика, использующегося как своего рода киот для живописной иконы. Крупные окна трапезной с полуциркульным завершением и минимальным декором - стандартное решение для храмов того времени. Лапидарность такого декора полностью гармонирует с декоративным решением самого основного объёма. Алтарная часть храма - простая пятигранная апсида, стилистически выдержанная в единстве с остальным зданием и увенчанная приподнятой кровлей с маленькой луковичной главкой. Компоновка храма традиционная - "кораблём". Во второй половине ХIХ века такой тип храма абсолютно преобладал в русском церковном зодчестве, что связано не в последнюю очередь с политикой "возвращения к истокам", провозглашенной в архитектуре на государственном уровне. Впрочем, храмы "кораблём" были настолько близки отечественной религиозной культуре, что смогли "отформатировать под себя" каноны предыдущих архитектурных течений.

"Церкви-корабли" активно строились и в стилистике классицизма. А в эпоху русско-византийского стиля и ретроспективизма были возведены практически в абсолют. Вход в храм под колокольней. Притвор в её нижнем ярусе достаточно просторный, с высокими потолками. Он сохранил старинные росписи в академическом стиле. Как известно, этот стиль, не посягая на каноничность сюжетного ряда и композиции живописных изображений, делает их максимально реалистичными и даже историчными, исполненными ярких цветов, насыщенными деталями и эмоциями. Самая обширная по площади часть внутреннего пространства - трапезная. При этом своды её достаточно низкие, полностью покрытые росписями (евангельские сюжеты и лики святых в сплошном обрамлении растительного орнамента), зрительно ещё более "схлопывающими" пространство. Добавьте к этому два массивных столпа, на которые опираются своды, - однако при всем при этом помещение не кажется ни приземистым, ни мрачным, благодаря богатому естественному освещению. В трапезной по шесть окон на южный и северный фасады, по одному из которых приходится на алтарные части приделов. От пространства трапезной придельные алтари отгорожены одноярусными иконостасами. Практически все простенки заняты большими иконами в старинных напольных окладах.

Главный иконостас храма - старинной работы, трёхъярусный, с большим количеством резных декоративных деталей, витыми балясинами, традиционными ещё с эпохи барокко головками ангелов и ещё более традиционными кокошниками с килевидными завершениями. Свод сомкнутый, четырёхлотковый. Четверик двухсветный, во втором ярусе - крупные окна по три в ряд. В простенках - большие живописные изображения, полностью покрыт росписями и свод. Храм Смоленской Иконы Божией Матери никогда не закрывался. Поэтому в нём сохранилось всё дореволюционное убранство. В первую очередь глаз выхвтывает живописные фрески, а также роскошные оклады икон. Большая часть массивных киотов выполнена в одном стиле. Особо почитаемый храмовый образ - икона Божией Матери "Смоленская" находится в иконостасе, слева от царских врат.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №396, ООО "Де Агостини", 2020


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  5 июня 2020

Название селу было дано по имени удельного князя Ивана Дея, правнука князя Василия Грозные Очи, который, в свою очередь был женат на дочери Ивана Калиты. Князь Василий известен, например, как основатель города Тутаева. А от Ивана Дея произошёл род Деевых. Удел князя был достаточно велик: в него входило, помимо самого Диева-Городища, половина города Романова, а также Кубена. В наши дни от собственно древнего финно-угорского городища остались лишь небольшие валы. Вокруг Диева-Городища в ХV веке располагались владения князей Деевых, что позволяет говорить о наличии территории княжества. Земли удельного княжества находились в ХV веке как на левом, так и на правом берегу реки Волги и составляли значительную территорию. Достоверно известно, что до 1700 года село было разделено на две части. Одна часть была вотчиной стольника Ждана Колычёва, вторая числилась за князьями Хворостиниными. Потом их территория была передана Троице-Сергиеву монастырю, а через 60 с небольшим лет, в результате секуляризации, отошла государству. В 1787 году там возвели каменный храм и освятили в честь Святой Живоначальной Троицы.

Церковь строили на средства прихожан. Для неё на излучине насыпали искусственный мыс - из валунов, которые свозились сюда со всей округи. Построен храм "кораблём": высокий и светлый четверик, полукруглая апсида с восточной стороны, квадратная в плане трапезная - с западной, колокольня. Внешне оформление Троицкого храма выполнено в стиле раннего классицизма с элементами барокко. В ярославской традиции было принято украшать четверик мелкими кокошниками. В храме имелись приделы, посвящённые святителю Николаю Чудотворцу и преподобному Сергию Радонежскому. Почти через сто лет после возведения Троицкого храма во второй части села появилась церковь Смоленской Иконы Божией Матери. Известно, что храм строили на месте усадьбы Колычёвых. Именно из этого рода происходил Фёдор Колычёв, получивший известность как Филипп, митрополит Московский, который не побоялся осудить опричнину. В усадьбе уже имелась деревянная церковь, которая к концу ХVII века обветшала. На её месте в 1699 году, говорят, в память о митрополите, возвели каменный храм и освятили в честь Смоленского образа Богородицы.

Церковь простояла 70 лет и была разобрана, вероятно, за ветхостью. На её месте в 1877 году началось строительство нового каменного храма. Через семь лет в Диевом-Городище появился изящный и одновременно величественный храм с двумя приделами - Трёх Святителей и Андрея Критского. Смоленскую церковь сделали весьма похожей на Троицкую. У стен тоже разбили кладбище.

Путешественники не раз отмечали, сколь прекрасно храм смотрится издалека, и как прекрасно выглядит его точеный силуэт на фоне волжских просторов. Поскольку Диево-Городище считалось весьма богатым селом, то уже с начала ХIХ века гражданские постройки в нём тоже стали возводить в камне. Во второй половине ХIХ века Троицкую церковь решили перестроить. В результате у окон её трапезной и ярусов звона колокольни появились килевидные архивольты. Кроме того, колокольню украсили коринфские колонны (от яруса к ярусу количество их уменьшалось). В верхней части звонницы помещались часы с четырьмя циферблатами - по сторонам света (часовые отверстия видны и поныне). Храм был обнесён кирпичной оградой с башенками-цилиндрами, возведённой ещё в конце ХVIII века.

Интересно, что после революции Троицкую церковь закрыли далеко не сразу. Она прекратила свою работу только после окончания Второй мировой войны - в 1946 году. С тех пор долгое время она была абсолютно бесхозной и заброшенной. Лишь относительно недавно её привели в порядок и в ней возобновились службы. Смоленская же церковь была возведена на месте деревянного храма, сильно обветшавшего и пострадавшего от пожара. Его главной святыней всегда являлся Смоленский образ Богородицы, подаренный, по преданию, кем-то из бояр Колычёвых. Тот образ носили в рядах русского ополчения во время Смуты. Говорят, что в ХIХ веке вместо старинной чудотворной иконы на обозрение и поклонение выставили список.

В 1903 году в Диевом-Городище, на сельской площади появилась каменная часовня, освящённая во имя Святителя Николая Чудотворца, покровителя императора Николая II. В ней хранили иконы, лампады и всевозможную церковную утварь. После революции, несмотря на антицерковные настроения, охватившие всю страну, Смоленский храм не закрыли. Он оставался действующим на протяжении всего советского времени, и благодаря этому всё его роскошное убранство, старинные иконы в тяжёлых окладах и изящнейшие росписи прекрасно сохранились.

Почти четверть века назад церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Это произошло 22 августа 1994 года.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №396, ООО "Де Агостини", 2020



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Надпись на доске на храме: "Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II посетил сей храм 22 августа 1994 г."
6 октября 2011, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Павел.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.