Храм Казанской иконы Божией Матери - самый старый в Рыбинске. Изначально маленькая церквушка, построенная в 1697 году, а через сто лет украшенная прекрасными росписями, венчала Казанскую улицу; в наши дни она теряется среди неухоженных жилых домов и странного вида построек. А между тем эти постройки - всё, что осталось от некогда располагавшегося здесь храмового комплекса... Ещё в начале ХVII века здесь, на берегу реки Черёмухи, находился мужской монастырь. Его описания сохранились в Писцовых книгах тех лет: "Монастырь Казанской Богородицы, огорожен забором, вдоль того монастыря от передних ворот к реке Черемхе 28 сажень, поперёк от сторонних ворот 24 сажени, а на монастыре церковь Пресвятые Богородицы Казанские деревянная клецки". Из этой записи можно сделать вывод, что обитель была достаточно бедной - всего одна церковь, да и та весьма скромная, с убранством незавидным: "По иконе убрусец шит шёлком, пелена камчатая белая, перед образом свеча поставлена деревянная... Царские двери со святители, сень и столбцы писаны по вохре... Деисусов в двух тяблах 21 икона, паникадило медное о 5 шандалах". Рядом ещё находилась деревянная "колокольница" с четырьмя небольшими колоколами.
Что стало с обителью впоследствии? Как пишет краевед ХIХ века М. Гомилевский, монастырь "уничтожился сам собой", то есть в какой-то момент естественным образом обезлюдел и прекратил существование без чьего-либо вмешательства. На его месте к началу 90-х годов ХVII века существовал так называемый убогий дом - приют для нищих. А в 1697 году на прежнем "церковном месте" возвели каменный храм и освятили его, как и прежний, в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм дополняла "вертикаль восьмигранной шатровой колокольни с открытой папертью на столбах", - отмечает А.В. Михайлов в книге "Храмы и культовые сооружения Рыбинска". Возводили церковь, скорее всего, ярославские мастера - уж очень заметен их архитектурный почерк! Известно, что первыми переделками Казанской церкви занялись в 1767-1768 гг. Скорее всего, это делалось в преддверии визита императрицы Екатерины II. Так в Рыбной слободе (в то время Рыбинска как города ещё не существовало), идя на пристань, матушка Екатерина отправилась на молебен в Спасо-Преображенскую церковь. Говорят, что путь от берега до храма устилал белый холст. "Но этого рыбнослобожанкам показалось мало. выстроившись в две шеренги, женщины стлали под ноги императрицы свои шёлковые платки и целовали её следы", - пишет А.Б. Козлов. Хотя Екатерина в Казанскую церковь не пошла, этот храм подновляли к её приезду, как, надо думать, и всю Рыбную слободу. Стены покрыли росписями, установили новый иконостас. Фасады оштукатурили и покрыли охрой, выделив все детали белым цветом. Под главками сделали фальшивые окна, обрамив их наличниками. Что касается фресок, то их выполняла известная артель изографов Ф. Потатуева и М. Соплякова.
Следующая перестройка храма была осуществлена в 1824 году. Был составлен документ, по которому крестьянин Фёдор Иванов должен был провести ремонт, "не отступая ни в чём" от проекта, составленного церковным старостой. По договору, на месте старой колокольни должен был появиться притвор с цоколем "в два ряда белого тёсаного камня, с фронтоном карниз... кирпичный кумпол по изображённому на плане фасаду со сводом каменным привести... и где следует положить из белого камня фигуры". Вход должно было оформить в виде портала. А главное, что все эти работы строители обязывались выполнить "самым прочным образом, с тем, что если в течение пяти лет и появятся какие-нибудь попущения... то мне безоговорочно поправить на свой щёт, не доводя церковь ни до каких издержек". Вот такая гарантия! Отдельно стоящую колокольню храма Казанской иконы Божией Матери начали возводить в 1812 году. Тогда кто-то решил, что прежняя шатровая, в русских традициях устарела. Что ж, решили и решили - старую колокольню разобрали, а новую сделали четырёхъярусной, увенчав её высоким шпилем с крестом. Известно, что артелью церковных строителей руководил В.С. Карпов.
После революции для Казанского прихода настали сложные времена. В 1922 году начался процесс изъятия церковных ценностей. С храмовой Казанской иконы Божией Матери сняли драгоценностей на сумму почти в один миллиард рублей. Из церкви изъяли несколько пудов серебра. В 1926 году представители новой власти снова пришли в храм, на сей раз забрали всё, что представляло музейную ценность. Церковное имущество, в том числе и то, что хранилось в ризнице, передали в Госфонд. Иконостас разрубили на части и сожгли. Прошло ещё пять лет - взялись за колокольню. Её, бедную, разобрали до основания. Сам храм обезглавили. В 1934 году службы прекратились, Казанскую церковь закрыли. Общине оставили лишь тёплую Введенскую церковь, но и её вскоре закрыли и приспособили под жильё. Несколько лет Казанский храм стоял в запустении, здесь планировали открыть антирелигиозный музей. Но передача храма краеведческому музею не спасла его интерьер... Несмотря на то, что местная музейная комиссия ещё в 1926 году приняла её на учёт, как памятник старины, имеющий "фресковую живопись ХVII века", - пишет краевед А.В. Михайлов. К 1940-м годам в бывшей Казанской церкви разместили городской архив. Документы хранили там вплоть до 1980 года. Впрочем, это скорее спасло церковь, ведь для документов необходимо было поддерживать определённый температурно-влажностный режим. Соответственно, уцелели и стены, и фрески на них.
А теперь посмотрим на архитектуру этого храма. Казанская церковь представляет собой компактный бесстолпный храм, крытый высоким сомкнутым сводом. По традиции на глухой свод поставлено глухое же пятиглавие, в котором чуть позже (1794 г.) были прорезаны арки ложных окон. Таково было требование заказчика: "На шеях церкви под главами сделать карниз и при том на каждой шее сделать по четыре фальшивых окошка и при тех сделать наличники щекотурный", то есть штукатурные. Насколько можно судить по старым фотографиям, эти "фальшокна" сохранялись как минимум по первую четверть ХХ века. Ныне барабаны - гладкие цилиндры. Квадратный в плане двухсветный четверик Казанской церкви украшен максимально лаконично: небольшие угловые лопатки, деликатные плоские наличники, лишь обозначенный карниз. Полуколонки разделяют трёхчастную апсиду. Строгость всего сооружения подчёркивается равной высотой трапезной и алтаря. Нынешний цилиндрический объём над притвором, как бы "исполняющий обязанности колокольни", как некий эрзац, возведённый в отсутствие средств на капитальное строительство. Изначально колокольня примыкала к западной стене трапезной (эта ниша сохранилась до сих пор), потом новую колокольню поставили отдельно от храма и снесли в ХХ веке. Композиция храма - традиционный для срединной Руси "корабль", ориентированный по оси "восток-запад": алтарь-основное храмовое здание-притвор. Похожие по компоновке и оформлению бесстолпные храмы типичны для ярославской архитектурной школы.
На Ярославской земле родилось много различных вариантов традиционного завершения храма. Это т.н. ярославская "классика" - тяжёлые, мощные, близко посаженные главы - или они же, широко расставленные; на другой стороне спектра - изящные, словно воздушные, тесно собранные пятиглавия на узких барабанчиках. Пятиглавие Казанской церкви - "золотая середина": в меру крупное, в меру широко расставленное. Апсиды украшены, пожалуй, богаче, чем что бы то ни было другое во внешнем облике храма. Обращают на себя внимание фактурные "гофрированные" карнизы, геометрический орнаментный пояс на уровне фундамента, колонки, разделяющие апсиды. На традиционные для этого храма "почти несуществующие" наличники (фактически, простой прямоугольник!) глаз падает в последнюю очередь. Наличники предельно лаконичны. Простой прямоугольник с выступающими сверху и снизу планками выделяется на глади стен почти исключительно благодаря игре светотени. Абсолютно неожиданно как нечто, пришедшее из другого времени, смотрится растительный орнамент - ветвь по верху наличника. Она - единственный элемент, который вносит оживление в сухой декор. Казанская церковь очень компактна. Обмеры её четверика таковы: длина - 13,4 метра, ширина - 8,5 метра, высота - 12,7 метра. Высота верхней части храма (от среза кровли до вершины креста) примерно равна высоте четверика до среза кровли.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №175, 2016 г.