Несколько лет назад в отделе литературы русского зарубежья Российской государственной библиотеки в Москве (бывшая «Ленинка») мне довелось листать довольно редкую книгу - первое издание на русском языке эссе Александра Трубникова (псевдоним - Андрей Трофимов) «От Императорского музея к Блошиному рынку», с дарственной надписью библиотеке известного зарубежного собирателя-коллекционера князя Лобанова-Ростовского.
Так уж вышло, что замечательный по стилю и объёму информации труд одного из самых ярких отечественных искусствоведов прежде стал известен в Европе, чем на родине, он был издан во Франции в 1935 году и сразу же получил премию Французской Академии, что случалось нечасто. Невероятно, но книга-воспоминание заканчивалась описанием малоизученных фресок на тему Апокалипсиса (Откровения св. Иоанна Богослова)... в одной из наших рыбинских церквей, точнее, передачей того впечатления, которое они произвели некогда на автора. Они показались ему более яркими, чем росписи соборов старой Европы. Увы, эти фрески трапезной рыбинской Казанской церкви с изображением сюжетов из Откровения св. Иоанна Богослова дошли до нашего времени фрагментарно, поэтому тем ценнее для всех нас прозвучавшее из дальней дали, «из глубины» свидетельство А.А. Трубникова. Поскольку к их теме до настоящего времени по-существу ещё не обращались рыбинские исследователи и краеведы, не было и сколько-нибудь подробных публикаций на сей счёт, а также воспроизведений где-либо самих этих фресок, на страницах «Углече Поле» мы решаемся привести авторский текст, касающийся «рыбинского Апокалипсиса» (выражение автора), которым А.А. Трубников восемь десятилетий назад завершил своё повествование.
Но вначале кратко о забытом авторе, о самом храме и его фресках.
Александр Александрович Трубников (1882 (1883) - 1966), эмигрант первой волны, сотрудник императорского Эрмитажа, журналов «Старые годы» и «Аполлон», был, ещё раз повторим, одним из самых выдающихся русских искусствоведов ХХ века, коллекционером, предоставлявшим предметы из сво- их собраний для экспонирования в разных музеях Европы. Первая его книга «Моя Италия» вышла в свет в Санкт-Петербурге ещё в 1908 году.
Обладавший поистине энциклопедическими познаниями во многих областях культуры, он издал за рубежом книги «По Швейцарии без альпенштока», «Небеса и красоты Франции», «Рифмоплёты и малые поэты», удивившие тогда даже европейских специалистов. И, конечно же, упомянутую «От Императорского музея к Блошиному рынку» с уникальным, хоть и кратким описанием рыбинских фресок. Сохранились его портреты работы Александра Бенуа и Зинаиды Серебряковой. «О том, что красота не только скрывается под ярлыком «искусство» в больших музеях, соборах или центрах старинных городов, толкуют все его книги», написал в своём предисловии к книге его внучатый племянник Ю.А. Трубников.
...Церковь Казанской иконы Божией Матери, в которой уцелели единственные в Рыбинске фресковые росписи, — главное историко- культурное сокровище, доставшееся нам от Рыбной слободы. Это самое старое здание в городе, оно возведено в 1697 году на месте исчезнувшего Древнего монастыря. Построенная в традициях ярославского зодчества семнадцатого века, через семьдесят лет пятиглавая Казанская церковь была расписана артелью ярославских изографов, в числе которых были Фёдор Потатуев, Михаил Сопляков и Василий Курецков.
Утраты начались ещё в ХІХ веке. В 1824 году разобрали храмовую шатровую колокольню, тем самым впервые нарушив целостность замечательного архитектурного ансамбля. Построенный позднее вместо неё притвор с барабаном-ротондой красив, конечно, сам по себе, но дисгармонирует с древней архитектурой храма. В советское время церковь была обезглавлена, её помещения отдали под архив. Нелёгкая судьба выпала и на долю фресок.
Последний раз стенописи Казанского храма обновлялись на рубеже ХІХ и ХХ веков, и, видимо, после этого краски их потухли, померкли, утратив яркое цветовое буйство, поразившее незадолго до этого А.А. Трубникова. После закрытия храма в 1930 году за десятилетия забвения многие композиции в трапезной были утрачены, а научная реставрация фресок, проведённая в конце прошлого века, затронула в основном только алтарную часть. Фотографии этих отреставрированных фресок и украшают сегодня многие красочные фотоальбомы, посвящённые Рыбинску. В церковной же трапезной чудом сохранились композиции с Сыном человеческим, но с давно не сияющим золотым поясом, Всадниками Смерти и ряд других.
Трудно теперь определить место, где был изображён Новый Иерусалим «из чистого золота», «со стенами из сапфиров, бериллов и гиацинтов». В восьмидесятые годы начались восстановительные работы, в 1991-ом церковь была возвращена верующим, и на протяжении уже почти четверти века её настоятелем состоит протоирей Григорий Гогишвили, много сделавший для восстановления и сохранения древнего храма. Отметим, что памятник имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.
... На росстанях веков Рыбинск показался Саше Трубникову городом, «полным колоколен и церквей». Очень своеобразная и редкая метафора. Остаётся загадкой, почему именно рыбинский «Апокалипсис» столь потряс когда-то в детстве будущего рафинированного эстета и утончённого знатока искусства, что он решился его описанием закончить свою книгу. Ключом к разгадке может послужить признание А.А. Трубникова, что это были первые из вообще увиденных им русских фресок. И тем более детстве, и тем более - на весьма страшную тему для богобоязненной детской души. Но обратимся к самому финальному отрывку:
«... Во Франции я знал Байон как город, где под аркадами подают очень вкусное какао, видел колыбель-крепость Генриха IV, связанную у меня с красными одеждами и сворами собак живописный выезд на охоту; побывал в Бретани у голгоф, каменных распятий на перекрёстках дорог, и они неразрывны в моей памяти с громадными волнами, большими крабами, креветками и морскими гребешками, присыпанными крупной солью.
Но несмотря на это, беспорядочное нагромождение сведений, полученных от путешествий и отпусков за границей, я ничего не знал о чудесах, созданных в тени кремлёвских стен; ничего не знал о нашей архитектуре, живописи и фресках времён московских царей; ничего не знал об устремлённых горе иконостасах, этих лестницах Иакова, состоящих из многих ярусов прекрасных икон.
Мне было уже около двенадцати лет, когда я побывал в Новгороде, колыбели нашей культуры, и в соседней Старой Руссе, полной архаичной притягательности, в которой сплетены самые разнообразные мотивы старой России. Позднее я побывал в Москве и только в четвертом классе гимназии отправился вниз по Волге.
Путешествие вниз по реке длиной в более чем три тысячи километров открывало этнографическую панораму старой жизни. На стыке Азии и Европы царила особая, евразийская атмосфера: ни Европа, ни Азия, а Московское царство, Татария... В ней присутствовали не только отблески персидского востока с павлинами и изумрудами, но, главным образом, монгольский дух Чингисхана и Тамерлана, буйные ветры из той самой Сибири, одно упоминание которой бросает в дрожь добропорядочных западных буржуа.
По дороге к окраинам империи, к бывшим татарским ханствам, казанским минаретам, буддийским храмам Астрахани, песчаным пустыням, изборожденным кочевниками и пёстрыми караванами, Волга протекала по сердцу России.
Река текла через огромные леса. То тут, то там появлялась кучка изб с резными наличниками под сенью церкви, увенчанной яркими куполами; разноцветный городок; незамысловатые чтимые места. Ночью казалось, что пароход сбавляет ход и погружается в созерцание звёзд. Вдруг мигали огоньки: это были лампады, горевшие перед чудотворной иконой одинокой часовни, или огни, зажжённые на крестах луной, показавшейся из-за туч и покрывшей зеленоватыми отблесками стены спящего монастыря... Капитан - старый речной волк, проделавший этот маршрут тысячу раз, знал расположение каждого огонька и название каждого святого места:
- Сюда Богородица приходила благословлять речников... В этом монастыре приспешниками Бориса Годунова был убит царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного...
…Церковь Казанской иконы Божией Матери... самое старое здание в городе, оно возведено в 1697 году на месте исчезнувшего древнего монастыря. Построенная в традициях ярославского зодчества семнадцатого века, через семьдесят лет пятиглавая Казанская церковь была расписана артелью ярославских изографов, в числе которых были Фёдор Пототуев, Михаил Сопляков и Василий Курецков.
В глубокой тишине, где слышался только плеск воды, корабль сопровождали в ночи призраки, пришедшие с берегов. Для путешествия по Волге мы сели на пароход в Рыбинске, городе, полном колоколен и церквей. В одной из них я впервые и увидел русские фрески; они иллюстрировали Апокалипсис. Я их мысленно сравнил с фресками флорентийских часовен, и они мне показались совсем новым искусством, отличным от живописи, сродни скорее мозаикам, коврам и витражам. Эти фрески были моложе росписей Вестминстерского аббатства или Сен-Савена, но и куда ярче. В Сен-Савене цвета сдержанные: белый, охра, английская красная. В Рыбинске - никакой романской монохромности. Яркость фресок была вызывающей и орала во всю глотку; народные картинки со всеми цветами радуги на бирюзовом фоне вызывали рябь в глазах.
У нас в ХV и даже XVI веке истовость первых веков христианства не входила в противоречие с наивной верой, страхами, оставшимися от средневековья и темнотой народных верований. Поэтому, когда Запад отказался от изображений Страшного Суда и прочих пугал, наши художники все продолжали в них черпать богатое вдохновение.
Скульптурные Страшные Суды на романских и готических порталах - очень удачный педагогический приём. Вид всех этих пыток, ожидающих грешников, которых сатана и его черти рвут на части, жарят, как шашлык, глотают, как лапшу, какой остроумный способ удержать души на пути спасения! Из камня слышит ся скрежет зубов и треск челюстей. перетирающих человеческие кости. Рыбинский Апокалипсис вызывал такой же ужас. Что может быть страшнее буквальных толкований Иоанна Богослова. Печатный текст из чёрных букв по белому, обычно не вызывающий многоцветного зрительного образа, здесь был переведён в буйство красок.
Сын человеческий, опоясанный золотым поясом, с ногами цвета меди; Жена, облечённая в солнце", с венцом из звёзд на голове и луной под ногами; Престол Агнца под изумрудной радугой. Дальше - Новый Иерусалим" из чистого золота, переливающийся драгоценными камнями, со стенами из сапфиров, бериллов и гиацинтов, где каждая дверь изображена жемчужиной. Пёстрая мозаика экстатических видений. Наконец, ужасы: звери, появляющиеся из моря, страшное число 666, выходящее из-под земли, Жена в багрянице", держащая чашу, наполненную мерзостью своего блудодейства, Всадники Смерти, Ангелы, сеющие бедствия, саранча с зубами льва, нападающая на людей, чтобы их мучить... Кошмар азиатского воображения!»
Так заканчивается книга выдающегося искусствоведа русского зарубежья. Справедливости ради следует отметить, что переиздание её было осуществлено в 1999 году художественным журналом «Наше наследие» при Российском фонде культуры, в год кончины его основателя и учредителя, выдающегося культуролога России академика Д.С. Лихачёва. Автору этих строк посчастливилось в своё время состоять с ним в краткой переписке и даже побывать раз в гостях у него дома в 1996 году на Втором Муринском проспекте в северной нашей столице. Так же, как и Трубников, Лихачёв задолго до революции путешествовал с родителями по Волге. также побывал и в Рыбинске и тоже написал впоследствии восхищённые воспоминания о великой русской почти волшебной стране и о городах, её украшавших.
Статья Евгения Розова «Фрески рыбинского храма глазами просвещенного европейца» в журнале «Углече Поле», № 1 (24), 2015 г., стр. 128-137.