ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Чухлома. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Чухлома. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Макария Желтоводского, Петра и Павла
Год постройки:1730.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Костромская область, Чухломский район, г. Чухлома, ул. Свердлова, д. 1

Координаты: 58.757017, 42.683017



Сортировка:

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид на храм от Чухломского озера<br>, Чухлома, Чухломский район, Костромская область
Вид на храм от Чухломского озера
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
3 августа 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Чухлома, Чухломский район, Костромская область
Алексей Кротов
3 января 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Чухлома, Чухломский район, Костромская область
Маресев Юрий
29 июля 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Чухлома, Чухломский район, Костромская область
Илья Смирнов
24 февраля 2008
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Чухлома, Чухломский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
5 апреля 2019
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото Людмилы Васильковой<br>, Чухлома, Чухломский район, Костромская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
3 января 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Чухлома, Чухломский район, Костромская область
Алексей Кротов
3 января 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Чухлома, Чухломский район, Костромская область
Алексей Кротов
3 января 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Чухлома, Чухломский район, Костромская область
Алексей Кротов
3 января 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Чухлома, Чухломский район, Костромская область
Илья Смирнов
24 февраля 2008
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Чухлома, Чухломский район, Костромская область
JuNe
20 сентября 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Чухлома, Чухломский район, Костромская область
JuNe
20 сентября 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Чухлома, Чухломский район, Костромская область
Алексей Кротов
3 января 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Чухлома, Чухломский район, Костромская область
Илья Смирнов
24 февраля 2008
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Чухлома, Чухломский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
11 мая 2014
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1900—1917 год с сайта https://pastvu.com/p/238381<br>, Чухлома, Чухломский район, Костромская область
1900—1917 год с сайта https://pastvu.com/p/238381
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1917
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото начала ХХ века из фондов Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника<br>, Чухлома, Чухломский район, Костромская область
Фото начала ХХ века из фондов Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Из фондов ГИМ, ГК:48099826, 1910 г.<br>, Чухлома, Чухломский район, Костромская область
Из фондов ГИМ, ГК:48099826, 1910 г.
Алёна Александровна Силина



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


JuNe  2 декабря 2005

Первое упоминание о Чухломской церкви Успения Пресвятой Богородицы сохранилось в писцовых книгах Галичской осады за 1628 год. Записи эти связаны с уплатой пошлинных сборов с доходов этой церкви, которые ежегодно собирались со всех церквей в государственную казну. Храм в то время был деревянным, но в 1723 году поп Лука Васильев, церковный староста Григорий Дмитриев с городскими и уездными приходскими людьми написали прошение в синодальный приказ о том, что церковь от древности очень ветхая, церковный покров обвалился, и службы Божии в ней вести невозможно. Поэтому с общего согласия городские и уездные жители решили на месте ветхой деревянной церкви построить каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделами святых апостолов Петра и Павла и Макария Желтоводского и Унженского чудотворца. Через 7 лет в июле месяце 1730 года Лука Васильев писал в синодальный приказ о том, что приделы при Соборной каменной Успенской церкви построены и к освящению готовы.

Церковь строилась по типовому проекту на деньги прихожан, но письменных сведений об именах подрядчиков и строителей этого храма не сохранилось. Известно, что кирпич для постройки делали здесь же из высококачественной местной глины. В 1739 году в церкви служили иереи Стефан Никитин и Петр Лукин. Прихожанами храма до революции 1917 года были не только горожане, но и жители близлежащих деревень. В 1450 году, когда полностью сгорел женский монастырь, построенный на берегу озера в том месте, где сейчас расположена ветлечебница, то кое-какую церковную утварь и иконы удалось спасти от огня. Эти древние чудотворные иконы Божьей матери "Страстная" и Николая-Чудотворца передали в Преображенский собор, где они находились до момента упразднения собора в 1932 году. Всё имущество собора, в том числе и иконы, было передано в Успенскую церковь. В 1831 году существовавшее при Успенской церкви кладбище было закрыто, и все захоронения стали производить на Казанском кладбище, действующем и поныне. В 1861 году напротив церкви построили корпуса торговых лавок или так называемые торговые ряды, простоявшие на этом месте около ста лет и разобранные в 1956-1957 годах. По своему направлению Успенская церковь была Тихоновской.

С 1877 года по 1881 год священником церкви был Виктор Васильевич Котельский. Александр Павлович Лебедев, женившись на дочери В.В. Котельского Павле Викторовне, унаследовал после смерти тестя приход Успенской церкви. В 1887 году священником храма стал Павел Вениаминович Троянов, сын дьякона Никольской церкви с. Понизье. Дьяконом все эти годы служил в Успенском храме Иван Семенович Ильинский. 24 ноября 1901 года чествовали священника Ивана Андреевича Софийского по случаю его 35-летнего служения. С 1917 года в священники храма был рукоположен Николай Петрович Голоушин, сын чухломского купца.

С 1937 года почти все храмы района были закрыты, а священники, дьяконы, пономари арестованы и многие расстреляны исполнительными органами НКВД. Арестовали батюшку и Успенского храма Пикалева Павла Александровича (отца Ефимия). Он был расстрелян в августе 1937 года. Местные власти запретили верующим совершать богослужения, планировали переоборудовать церковь под музей, но староста церкви Мария Андреевна Смирнова и её помощница, жившая в сторожке Успенского храма Анна Андреевна Киркина, встали на защиту храма, не отдали ключи, спасая храм от разграбления. В первый же год власти прислали бумагу, где значилась огромная сумма налога с требованием уплаты в указанный срок. Всем миром прихожане собирали необходимые деньги, а на следующий год сумма налога увеличилась. Тогда Мария Андреевна продала корову, швейную машину и другие ценные вещи, но налоги заплатила. С 26 ноября 1946 года и до настоящего времени Успенский храм ни на один день не закрывался.

В конце июля 2000 года Успенский храм отметил свой 270-летний юбилей. В строгой симметрии постановки колокольни, в прямолинейном рисунке наличников приделов, в завершении лопаток барабана, превратившихся в пилястры, чувствуются художественные влияния новой архитектурной эпохи. В остальном храм чрезвычайно типичен и, возможно, именно благодаря этому он так хорошо вписывается в обычную картину русского провинциального городка. Каменный храм старше площади, он хорошо поставлен и читается с многих точек в городе, усиливая выразительность его спокойного силуэта.

Библиография: Байкова Т. Торжество православия//Вперед. 2000. 5 августа; Байкова Т. Успенскому храму - 270 лет //Вперед. 2000. 1 июля, 15 июля; Кузьмина М. Звучала духовная музыка//Вперед. 2000. 10 августа; Тиц А.А. На земле древнего Галича. - М.: Искусство, 1971. По материалам сайта www.kmtn.ru/~kultura


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 мая 2014

Успенская церковь г. Чухломы зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1730 г. на средства прихожан. Ограды нет, кладбище общее городское, на расстоянии полуверсты от церкви. Престолов три: в честь Успения Божией Матери, св. ап. Петра и Павла и пр. Макария, Унженского чудотворца. Постоянные средства церкви - проценты с капитала общего назначения в 5000 руб. 90 коп. Есть капитал в 500 руб. со специальным назначением на устройство часовни в д. Починке, проценты присоединяются к капиталу для увеличения его. При церкви есть общество трезвости.

Причт: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Постоянные средства его – проценты с общего причтового капитала в 10 280 руб. 65 коп. Дохода при богослужении и треб бывает до 1 500 руб. в год на причт. Для священников есть церковные помещения, для остальных членов причта нет; им выдаются квартирные деньги из остатков кошельковых сумм. Земли церковной в пользовании причта нет.

Прихожан муж. пола 1024, жен. пола 1229, из них живущие в городе занимаются мелкой торговлей и отхожими промыслами, а живущие в деревнях почти все - отхожими промыслами. Приходских селений 23, самое дальнее в 9 верстах от церкви. Школы в приходе нет.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография. 1911 г.


Вадим кр
 
Вадим кр  17 мая 2017

Свято-Успенский храм был построен в 1730 году, прежде он был деревянным, и упоминание о нем как о действующем встречается уже в 1615 году. Со временем деревянная церковь пришла в ветхость, и тогда решено было сделать храм каменным во имя Успения Божией Матери. 12 июля 1723 года был издан указ о построении нового храма. Через 7 лет храм был выстроен.

Согласно проекта, церковь состоит из шатровой колокольни, двухстолпной трапезной и с двумя боковыми приделами, перекрытой системой коробовых сводов и храма типа четверика с малым световым восмериком в завершении. В ее стилистическом облике своеобразно сочетаются традиционные формы и приемы XVII века с новым барокко XVIII века.

В советское время храм не закрывался и продолжает действовать по настоящее время. В 2005 году храму исполнилось 275 лет. В настоящее время является памятником истории и культуры.

http://uspenie-chuhloma.cerkov.ru/xramy/?shared=email&msg=fail


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  15 декабря 2024

295 лет тому назад на высоком холме, сбегающем к речке Никеровке, неизвест­ные мастера-каменщики из великого Ус­тюга, а возможно из соседнего Солигалича, закончили строительство первой в Чухломе каменной церкви в честь Успе­ния Божией Матери. С того далекого вре­мени ее шатровая стройная колокольня устремилась в синее небо, где летом с раннего утра снуют веселые стрижи, при­ветствуя восход солнца. А когда-то на этом месте стояли две небольшие деревянные церкви Воскре­сенская и Успенская, упоминаемые в пис­цовых книгах Галичской осады в 1615 го­ду, в связи с уплатой пошлинных сборов с доходов, ежегодно собираемых со всех церквей в государеву казну.

Вполне возможно, что Воскресенская церковь раз­рушилась от ветхости или сгорела и больше не восстанавливалась, а что каса­ется Успенской церкви, то в 1723 году в царствование Петра I священник Лука Васильев, церковный староста Григорий Дмитриев с городскими и уездными приходскими людьми написали прошение в синодальный казенный приказ о том, что «оная церковь от древности весьма ветха, церковный покров обвалился и службы Божии в ней вести невозможно». А по­тому с общего согласия градские и уезд­ные жители положили намерение на мес­те той ветхой древней построить камен­ную церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы с приделами Святых апосто­лов Петра и Павла и Макария Желтоводского — Унженского чудотворца. Вскоре последовала резолюция, где говорилось, что «1723 года июля 12 дня дан приказ о строении и велено священнику Луке Ва­сильеву с прихожанами вновь построить каменную церковь».

Ровно через семь лет, в июле 1730 года священник Лука Васильев написал в си­нодальный приказ о том, что приделы ка­менной церкви построены и готовы к ос­вящению, но сама Успенская церковь не достроена из-за скудости приходских лю­дей. Несмотря на это, последовал указ об освящении храма. Оно состоялось 31 ию­ля 1730 года. Именно эту дату принято считать началом 295-летней истории единственной из сохранившихся церквей города Чухломы.

После того как в 1930-е годы разо­брали колокольню Преображенского со­бора, единственной высотной доминантой города Чухломы осталась Успенская цер­ковь. Она состоит из шатровой колокольни, двухстолпной трапезной с двумя бо­ковыми приделами, перекрытой системой коробовых сводов и собственно храма ти­па четверика (с малым световым восьме­риком в завершении), перекрытым сомк­нутым сводом с четырехскатным пере­крытием. Фасадное убранство церкви ти­пично для провинциального строительст­ва XVIII века, сочетающего традиционные формы и приемы ХVIII века с новым барокко ХVII века. Характерными явля­ются широкие лопатки по углам объема, горизонтальные тяги венчающих карни­зов, состоящие из кирпичных элементов. Окна церкви обрамлены рамочными на­личниками в духе «Петровского барокко» и помещены в фасадные ниши. Над пор­тальным обрамлением входа углы основания колокольни отмечены небольшими нишами. В донца этих нишек вмонтиро­ваны белокаменные резные вставки в ви­де рельефных изображений — просфирок, мотив уместный, но нечасто встречаю­щийся в декоре церковных зданий.

Из сборника описания церквей Чухломского округа Костромской Епархии очевидно, что церковной ограды никогда не было. А старинное кладбище, существовавшее у церкви с незапамятных времен, закрыли в 1831 году, и хоронить усопших прихожан было велено на Казанском кладбище, впоследствии именуемом «каменным». Интересен тот факт, что в 1902-1903 го­дах в доме мещанина на Успенской улице рабочие, строя новый погреб, наткнулись на колоды-гробы из осины и дуба, в ко­торых хоронили усопших. Внутри колоды выдалбливали выемку в форме человече­ской фигуры и помещали туда умершего. Наличие старинного кладбища под­тверждает и другой факт: в 1960-х годах связисты, копая траншею под телефон­ный кабель, наткнулись на множество захоронений.

Летопись Успенской церкви, хранив­шаяся в музее, по неизвестной причине оказалась утраченной, а потому восстано­вить полную картину жизни прихода невозможно. Восполнить пробелы помогли церковные метрические книги за период с 1854 по 1918 годы и воспоминания чухломичей. В 1861 году напротив Успенской церкви отцами города, купцами были выстроены корпуса торговых рядов. Они простояли на своём месте почти сто лет и были разобраны в 1956-1957 годах.

Накануне Первой мировой войны в приходе Успенской церкви было 23 селе­ния, самое дальнее в 9 верстах. В церкви служили 2 священника, дьякон и два пса­ломщика.

Спустя 10 лет после постройки камен­ной церкви священником в 1740 году был Петр Лукич Гусев, видимо, сын Луки Ва­сильева, хлопотавшего о постройке ка­менной церкви, а также иерей Стефан Никитин. В 1762 году значатся — Иоанн Стефанов и Петр Гаврилов. Долгие годы служил в Успенской церкви иерей Мирон Потехин, его портрет можно увидеть в экспозиции Чухломского краеведческого музея. Протоиерей Федор Васильевич Ма­линовский в 1859 году переведен в Чух­ломский Преображенский собор, а с 1855 года в храме служил Иоанн Григорьевич Листов, который в 1844 году окончил Костромскую духовную семинарию. Семеро детей отца Иоанна Листова и матушки Александры Аркадьевны родились в Чухломе, но в июле 1863 года его перевели в огородицкую церковь села Морозовское Чухломского уезда. Вместе с Листовым в Успенской церкви служил священником Николай Николаевич Рощин. В 1863 году его сменили священники: Федор Арсень­евич Ардентов и Николай Петрович Ве­селовский. В 1871 году священником стал Николай Петрович Троицкий. После его смерти приход возглавил бывший свя­щенник села Нероново Солигалического уезда Виктор Васильевич Котельский. В 1886 году закончил Костромскую духовную семинарию Павел Вениамино­вич Троянов, сын дьякона с. Понизье Со­лигалического уезда и 1 сентября 1887 г. назначен священником Успенской церк­ви, хотя и ненадолго.

В мае 1893 года Троянова перевели на другой приход, а на его место прибыл из Солигалича Иосиф Андреевич Софий­ский, которого в 1896 году сменил брат Иоанн Софийский. 25 ноября 1901 года в Успенском хра­ме состоялось большое торжество. Чествовали Иоанна Андреевича Софийского по случаю 35-летнего служения в сане священника. Накануне в доме отца Иоан­на состоялся молебен, а 25 числа празд­ничную литургию в церкви служил его младший брат преосвященнейший Никон, в миру Николай Андреевич Софийский, епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской митрополии, который специально приехал в Чухлому на юбилей брата. Вместе с ним служил благочинный протоирей Преображенского собора Ни­колай Антонович Соболев и священник г. Саратова Иосиф Андреевич Софийский.

В 1906 году священник Иоанн Андреевич Софийский был переведен в соседний Преображенский собор, откуда возможно ушел за штат. 11 ноября 1908 года в половине одинна­дцатого вечера колокол Успенской церк­ви возвестил жителей города о прежде­временной кончине 49-летнего настоятеля этой церкви Александра Павловича Лебе­дева, после непродолжительной тяжелой болезни. Отец Александр 27 лет прослу­жил священником Успенской церкви и в продолжение 25 лет состоял законоучите­лем в чухломском городском 3-х класс­ном училище. Его несколько раз выбира­ло духовенство кандидатом, а затем и де­путатом на уездные и епархиальные съез­ды духовенства. За полезные труды отец Александр получил разные награды, вплоть до ордена Святой Анны 3-ей сте­пени включительно. Отпевали усопшего 13 священников при стройном пении Ус­пенского хора любителей «Помощник и Покровитель». Погребен отец Александр 15 ноября на Казанском кладбище города Чухломы.

К сожалению, имена всех священни­ков, служивших в Успенской церкви в период с 1818 года по 1937 год, неизвест­ны, но одного из них, отца Ефимия, пом­нят немногочисленные старожилы. Высо­кий, черноволосый, красивый священник-монах имел удивительно звонкий, хорошо поставленный голос, жил на квартире у Марии Николаевны Кирилловой в боко­вушке дома по улице Никеровке. В цер­ковь неизменно ходил одним и тем же маршрутом, вне службы близко ни с кем не общался, но очень любил детей. Если встретит, ласково погладит по голове, в праздник даст всем ребятишкам по кон­фете. Отец Ефимий, в миру Павел Александрович Пикалев, родился в 1897 году в селе Александровка Белоостровского уез­да Санкт-Петербургской губернии. Был арестован 1 октября 1936 года, обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян 26 августа 1937 года в ярослав­ской тюрьме Коровники вместе с други­ми 38 чухломичами, членами так назы­ваемой «троцкистской группировки».

По воспоминаниям старожилов, коло­кола со звонницы Успенской церкви сня­ли в 1934 году. Местные власти запретили верующим совершать богослужения, даже хотели переоборудовать Успенскую церковь под музей, но староста церкви Мария Андреевна Смирнова и ее помощница, жившая в сторожке Успенского храма Анна Андреевна Киркина, встали на защиту храма, не отдав богоборцам вандалам ключи от входных дверей, тем самым сохранив старинный храм от разграбления. Тогда, уполномоченный городской орган прислал бумагу прихожанам, где значилась огромная сумма налога с требованием уплаты в указанный срок. Всем миром прихожане собирали необходимые деньги, а на следующий год сумма налога увеличилась. Тогда Мария Андреевна продала корову, швейную машину и другие ценные вещи, но налоги заплатила.

Первое же письмо от общины верующих в адрес советской власти с просьбой вновь от­крыть молитвенное здание, зарегистриро­вать нового священника и разрешить бо­гослужения члены церковной двадцатки послали в марте 1938 года. В августе того же года в церкви сделали ремонт, побели­ли стены и покрасили крышу. А в 1943 году председатель общего собрания ве­рующих общины Успенской церкви Ми­хаил Сергеевич Путров от имени приход­ского совета обратился в Чухломский райисполком с просьбой зарегистриро­вать избранного еще в 1940 году священ­ника протоиерея Николая Александрови­ча Ардентова, 1867 года рождения, назна­ченного в храм Московским митрополи­том Сергием. И получил отказ.

В течение всей Великой Отечествен­ной войны верующие продолжали ходатайствовать об открытии церкви. Предсе­датель религиозной общины Мария Анд­реевна Смирнова, проживающая в цер­ковной сторожке, писала жалобы на дей­ствия местных властей в исполнительный комитет Ярославского областного Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР сначала по ярославской, а позднее по Костромской области. Не­смотря на то, что в ноябре 1943 года вы­шло постановление Правительства СССР «О порядке открытия церквей» за №1725, переписка продолжалась всю войну. Эта отважная женщина от имени 429 верую­щих чухломичей в октябре 1942 года не побоялась написать заявление прокурору РСФСР. Надеясь «на получение верного и справедливого решения». Не получив от­вета у прокурора, Мария Андреевна пи­шет депутату Верховного Совета СССР, Герою Советского Союза летчику М.М. Громову, который в 1937 году накануне выборов прилетел в Чухлому на самолете для встречи с избирателями. Но, увы, и Михаил Михайлович не помог, он пере­слал полученное от М.А. Смирновой письмо председателю Чухломского рай­исполкома с резолюцией: «На ваше ус­мотрение».

Ответный ход местных властей не за­ставил себя ждать. 19 января 1943 года техническая комиссия в составе началь­ника горкомхоза О.И. Загвоздкиной, тех­ника горсовета В.И. Арефьева и началь­ника пожарной охраны В.Н. Прутковой, обследовала здание Успенской церкви и, не обнаружив особо опасных дефектов, вынесла решение о весеннем косметиче­ском ремонте здания. В апреле 1943 года Мария Андреевна вновь отправляет заяв­ление в Ярославский Облисполком, но тщетно. Спустя 2 года 13 апреля 1945 председатель Чухломского райисполкома Державин предоставляет Уполномочен­ному Совета по делам Русской право­славной церкви СНК СССР по Костром­ской области справку о том, что церковь Успенская не действует с 1937 года, дей­ствия прекращены из-за отказа служителя культа (какой цинизм!) и требуемого ре­монта. Здание церкви ничем не заполне­но, а все имущество находится в ведении общины верующих. Задолженность в де­нежной сумме церкви не имеется. Подписи: председатель испол­кома райсовета Державин. Секретарь: Казакова. В 1946-м году православную святыню местные власти всё же решили открыть для верующих жителей Чухломы. С 26 ноября 1946 года и до настоящего времени Успенский храм ни на один день больше не закрывался. В конце июля 2025 года Успенский храм отметит свой 295-летний юбилей.

В строгой симметрии постановки колокольни, в прямолинейном рисунке наличников приделов, в завершении лопаток барабана, превратившихся в пилястры, чувствуются художественные влияния новой архитектурной эпохи. В остальном храм чрезвычайно типичен и, возможно, именно благодаря этому он так хорошо вписывается в обычную картину русского провинциального городка. Каменный храм старше площади, он хорошо поставлен на выгодном месте, в связи с чем виден со многих точек в городе, усиливая выразительность его спокойного силуэта.

С сайта: https://kostromka.ru/Татьяна Байкова/Наши святыни- православные храмы Чухломского края и с сайта: https://lib-chuhloma.kst.muzkult.ru/media/2018/08/07/Исторические и архитектурные памятники города Чухломы/2003



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.