ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Тимошкино, Благовещенский Погост. Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.


Тимошкино, Благовещенский Погост. Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Благовещения Пресвятой Богородицы, Троицы Живоначальной, Сергия Радонежского
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:приблизительно 1530 - 1540. Колокольня - 1851.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Владимирская область, Кольчугинский район, историческая местность Благовещенский Погост (окрестности деревни Тимошкино)

Координаты: 56.317538, 39.129865
Входит в коллекцию:Федеральная программа консервации (сезон 2025)
Проезд: На дороге между райцентрами Кольчугино-Киржач следует повернуть у села и одноименной ж/д станции Желдыбино на север, через 2км на въезде в с. Афанасово повернуть направо. Асфальтированная дорога переходит в щебеночную. Миновать Савельево. Далее щебеночная дорога переходит в грунтовую с сезонным прое ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На дороге между райцентрами Кольчугино-Киржач следует повернуть у села и одноименной ж/д станции Желдыбино на север, через 2км на въезде в с. Афанасово повернуть направо. Асфальтированная дорога переходит в щебеночную. Миновать Савельево. Далее щебеночная дорога переходит в грунтовую с сезонным проездом. Перед д. Ясная Поляна стоит знак, запрещающий въезд на территорию охотхозяйства любых видов транспорта. Двигаясь на север пересекаем ж/б мост через р. Шорна, въезжаем в с. Скоморохово. Сразу за Никольской церковью в центре Скоморохово поворачиваем направо и двигаемся до конца села. В этом месте в лесу, на горизонте, в восточном направлении заметен купол и шпиль колокольни ансамбля Благовещенского Погоста. От Скоморохово к Погосту пешком, по заболоченной местности и труднопроходимому лесу, придерживаясь выбранного направления и пешеходной тропы. Погост находится в 500 м не доходя до д. Тимошкино.





Сортировка:

Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Панорама с юго-запада<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Панорама с юго-запада
Олег Щёлоков
1 октября 2005
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Вид с севера<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 апреля 2017
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Вид с северо-востока<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 апреля 2017
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Вид с юго-востока<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 апреля 2017
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Колокольня с запада<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Колокольня с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 апреля 2017
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Остатки завершения колокольни<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Остатки завершения колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 апреля 2017
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Основной объем с юга<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Основной объем с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 апреля 2017
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Вид с востока, апсида<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Вид с востока, апсида
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 апреля 2017
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Основной объем с севера<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Основной объем с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 апреля 2017
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
20 июля 2013
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
20 июля 2013
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Dandy
18 июня 2011
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Dandy
18 июня 2011
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Dandy
18 июня 2011
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Dandy
18 июня 2011
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Вид с юго-западной стороны.<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Вид с юго-западной стороны.
иеромонах Арсений (Железнов)
12 декабря 2006
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Южный фасад<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Южный фасад
Олег Щёлоков
1 октября 2005
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Вид на колокольню с территории кладбища<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Вид на колокольню с территории кладбища
Олег Щёлоков
1 октября 2005
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Восточный фасад апсиды<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Восточный фасад апсиды
Олег Щёлоков
1 октября 2005
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Апсида, вид с юга<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Апсида, вид с юга
Олег Щёлоков
1 октября 2005
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Главка апсиды<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Главка апсиды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 апреля 2017
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 апреля 2017
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Фронтон колокольни<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Фронтон колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 апреля 2017
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Барабан и купол основного объема<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Барабан и купол основного объема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 апреля 2017
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Вид с юго-востока<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Вид с юго-востока
Василий Балашов
13 августа 2015
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Кровля апсиды<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Кровля апсиды
Олег Щёлоков
1 октября 2005
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Завершение колокольни<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Завершение колокольни
Олег Щёлоков
1 октября 2005
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Интерьер основного объема<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Интерьер основного объема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 апреля 2017
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Колокольня, вид наверх<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Колокольня, вид наверх
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
5 апреля 2017
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Остатки иконостаса Благовещенского храма. Центральная часть.<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Остатки иконостаса Благовещенского храма. Центральная часть.
иеромонах Арсений (Железнов)
12 декабря 2006
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Остатки иконостаса Благовещенского храма. Северная сторона.<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Остатки иконостаса Благовещенского храма. Северная сторона.
иеромонах Арсений (Железнов)
12 декабря 2006
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Трапезная часть Благовещенского храма. Придел Святой Троицы.<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Трапезная часть Благовещенского храма. Придел Святой Троицы.
иеромонах Арсений (Железнов)
12 декабря 2006
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Северная часть Благовещенского храма. Усыпальница князей Нагих.<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Северная часть Благовещенского храма. Усыпальница князей Нагих.
иеромонах Арсений (Железнов)
12 декабря 2006
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Благовещенский храм. Остатки иконостаса - царские врата.<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Благовещенский храм. Остатки иконостаса - царские врата.
иеромонах Арсений (Железнов)
12 декабря 2006
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Интерьер трапезной. Западный вход.<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Интерьер трапезной. Западный вход.
Олег Щёлоков
1 октября 2005
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Интерьер притвора-палатки между трапезной и колокольней<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Интерьер притвора-палатки между трапезной и колокольней
Олег Щёлоков
1 октября 2005
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Интерьер основного объема. Остатки иконостаса<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Интерьер основного объема. Остатки иконостаса
Олег Щёлоков
1 октября 2005
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Южный фасад. Фото Егорова 1956 г. из коллекции ГНИМА. (ГК № 48038816)<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Южный фасад. Фото Егорова 1956 г. из коллекции ГНИМА. (ГК № 48038816)
Дмитрий Волохов
1 июня 1956
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Вид с востока. Фото Егорова 1956 г. из коллекции ГНИМА. (ГК № 48038812)<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Вид с востока. Фото Егорова 1956 г. из коллекции ГНИМА. (ГК № 48038812)
Дмитрий Волохов
1 июня 1956
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Вид с северо-запада. Фото Егорова 1956 г. из коллекции ГНИМА. (ГК № 48038846)<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Вид с северо-запада. Фото Егорова 1956 г. из коллекции ГНИМА. (ГК № 48038846)
Дмитрий Волохов
1 июня 1956
Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Фото с сайта pastvu.com<br>, Тимошкино, Благовещенский Погост, Кольчугинский район, Владимирская область
Фото с сайта pastvu.com
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
1950



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  18 декабря 2005

"Благовещенская церковь в с. Благовещенский Погост редчайший тип крещатого храма, являющийся прототипом церкви Вознесения в Коломенском. Восходит к образцам московского зодчества кон. XV - нач. XVI в.в. Участие в его строительстве принимали, видимо, западноевропейские мастера. Памятник близок по стилю к первым постройкам Александровской слободы времен Василия III. Особенно поражает своей необычностью и скульптурностью архитектурных форм уникальная конструкция перекрытия внутри основного объема с двумя столпами в четверике".

Из книги "Памятники истории и культуры Владимирской области. Каталог" издание Госцентра по учету использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области. Владимир. 1996, стр.226 


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  4 июля 2007
«В Александровом уезде в церкви Благовещенского погоста хранится древний холстинный антиминс*, на котором находится следующая надпись, свидетельствующая об освящении этой церкви** Патриархом Филаретом: «Освятися алтарь Великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме Пресвятой Богородицы Честного и славного Её Благовещения на память святых Мученицы Варвары и Преподобного Отца нашего Иоанна Дамаскина Великим Государем Святейшим Филаретом Патриархом Московским и всея Руси при державе Благоверного и Христолюбивого Государя, Царя и Великого князя Михаила Фёдоровича всея Руси Самодержца и при Благородном Царевиче Князе Алексее Михайловиче всея Руси, в лета 7148/1640 года Декабря в 4 день индикта 15.»***

(Из книги Тихонравов К. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. – Москва, 1857г. (стр. 53)

Прим. О.Щ.:
* - Шелковый или, как здесь, льняной платок (плат), которым покрывают престол в алтаре храма, в большом храме может быть несколько престолов.
** - Видимо имеется ввиду придел, или перестроенный объём, например трапезная. Цитируемый фрагмент из книги Тихонравова возможно интересен при датировке объемов в истории самого храма, так как наиболее древняя его часть датируется 1501 годом постройки.
*** - Текст из книги приводится в современной транскрипции.

Марина Зуйкова  12 сентября 2019

Монастырь возник на месте Благовещенского погоста в 1501 году. Церковь в Благовещенском погосте каменная; время построения ее неизвестно, но должно относиться к глубокой древности. В ведомости о церквях Переславльского уезда, составленной в 1799 году, сказано, что эта церковь построена в 1501 году помещиком Иваном Ивановичем Нагим. Достоверность этой даты до некоторой степени подтверждается сохранившейся на надгробной плите надписью о смерти Ивана Ивановича Нагого в 7047 (1539) году. Близ северной стены храма лежат несколько надгробных плит из белого камня с вырезанными в глубину и покрытыми черной краской надписями, но от времени надписи стерлись и разобрать можно только две: 1) «Лета 7047 (1539) месяца Апреля въ 10 день преставися Иванъ Ивановичъ Нагой»; 2) «Лета 7000 (другие буквы разобрать трудно) Декабря въ 22 день преставися въ Сибири Евфросиния девица на память пророка Аввакума». Думают, что это могло быть не ранее 7098 года и не позднее 7105 года, когда в городе Лозве, устроенном на Сибирской реке того же имени, был воеводою некто Иван Григорьевич Нагой; дочь его там умерла, а останки ее были перевезены в Благовещенский погост. Кто из рода Нагих еще погребен в данной церкви, письменных свидетельств не осталось, но местное предание говорит, что недавно перестали поминать в церкви имена бояр Иоанна, Алексея, Василия и княжны Евфросинии.

«Благовещенская церковь в с. Благовещенский Погост редчайший тип крещатого храма, являющийся прототипом церкви Вознесения в Коломенском. Восходит к образцам московского зодчества кон. XV - нач. XVI в.в. Участие в его строительстве принимали, видимо, западно-европейские мастера. Памятник близок по стилю к первым постройкам Александровской слободы времен Василия III. Особенно поражает своей необычностью и скульптурностью архитектурных форм уникальная конструкция перекрытия внутри основного объема с двумя столпами в четверике» (из книги "Памятники истории и культуры Владимирской области. Каталог", издание Госцентра по учету использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области. - Владимир, 1996, стр. 226).

Об освящении Благовещенского храма патриархом Филаретом в 1642 году свидетельствует сохранившийся антиминс из толстого русского холста, в котором зашиты были в пяти местах святые мощи. На антиминсе имеется надпись: «Освятися алтарь великаго Бога и спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Благовещения, на память святыя мученицы Варвары и преподобнаго отца нашего Иоанна Дамаскина, Великимъ Государемъ святейшимъ Филаретомъ патриархомъ Московскимъ и всея Руси при державе благовернаго и христолюбиваго Государя царя и Великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии Самодержца и при благородномъ царевиче Алексие Михайловиче всея Руси лета 7140 Декабря въ 4-й день». Св. антиминс, на котором в XIX веке совершалось богослужение, также древний, на холсте же, но печатный; он освящен в 1690 году преосвященным Иларионом, митрополитом Суздальским и Юрьевским. На антиминсе имеется надпись: «Жертвенникъ Божественный и священный совершися чрезъ святое Божественное Священнодействие, освященъ Божетсвенною Благодатию Всесвятаго и Животворящаго Духа. Сие жебысть при державе Благочестивейшихъ Государей Царей и Великихъ Князей Иоанна и Петра Алексеевичей и при великомъ Господине Киръ-Адриане, Архиепископе Московскомъ и всея Руси и всехъ северныхъ странъ патриархе. Лета 7207 месяца Марта въ 10 день. Имеетъ власть священнодействовати въ храме Благовещения Пресвятыя Богородицы; священнодействованъ Преосвященнымъ Илариономъ, митрополитомъ Суздальскимъ и Юрьевскимъ».

В 1797 году с разрешения преосвящ. Виктора, епископа Владимирского и Суздальского, к главной церкви пристроена каменная трапеза, в коей освящен придел во имя препод. Сергия Радонежского, другой же престол в трапезе во имя св. Живоначальной Троицы освящен в 1851 году.
Каменная колокольня при церкви устроена в 1833 году.

Алтарь в главной церкви троечастный: разделен толстыми каменными стенами; престол выложен из кирпича, по левую сторону отделение для жертвенника, по правую же, по местному преданию, был когда то придел во имя преп. Сергия. Сам храм имеет 10 аршин в длину и 19 в ширину; свод поддерживается двумя каменными столбами; вместо железных связей вложены дубовые брусья.

1885 г. «Внутри храма алтарь святой устроен, по древнему, на три отделения: с северной стороны жертвенник, с южной для ризницы; в алтаре трещина, по замечанию людей сведущих в деле строительном, не опасна. В средине алтаря святой престол весь сделан из кирпича и на кирпичном своде, вместо верхней доски, выстлан он также кирпичом. Следовательно он может существовать еще многие столетия; ежели даже необходимость потребует переделать храм и тогда престол этот можно сохранить без повреждения. В трапезной - теплой церкви престолов два: на южной стороне во имя Св. Живоначальной Троицы, на северной во имя преп. Сергия Радонежского Чудотворца, устроенный в 1797 г. Иконостас в главном храме простой — без резьбы; особенно замечателен поставленный вверху его деревянный четвероконечный крест с резным изображением распятого Спасителя. Снаружи храма, с северной стороны приметно по карнизу, что под фронтоном была дверь. Из этого можно заключить, что гробы князей Нагих поставлены под полом в палатке. Во св. алтаре, от иконостаса до восточного окна, длины 9 арш.; в поперечнике во всех трех отделениях 9 арш.; от иконостаса до западной стены 10 арш.; от северной до южной двери 19 арш. Весь же храм создан на семнадцати арках и двух столбах. Вместо связей, в церкви положены дубовые брусья.

По входе северною дверью во храм лежат на правой стороне вытесанные из белого камня надгробные доски, на которых были вырезанные в глубину и покрытые черной краской надписи: кто из рода князей Нагих, в каком году, месяце и числе скончался; но от долговременности, буквы во многих местах на плитах почти совсем изгладились; только на первом при входе камне уцелела следующая, кажется, полная надпись: «Лет †змз м ця Апреля i ди преставися иван иванович нагои». Из этой надписи, свидетельствующей о преставлении 7047 (1539) году князя Ивана Ивановича Нагого, заключить можно, что Благовещенский храм существовал уже за 93 года до освящения его в 7140 году святейшим патриархом Филаретом. Кроме этой надгробной надписи, еще на одном из надгробных камней над князьями Нагими можно разобрать следующее: «О дн Лет †зие декбря вв престави в сибири ефросиния девица на памят пророка авакума».

Об освящении Благовещенского храма московским патриархом Филаретом в 7140 (1632) году свидетельствует доселе сохранившийся здесь антиминс, из толстого русского холста, в котором зашиты были в пяти местах святые мощи. Св. антиминс, на котором ныне совершается богослужение, также древний, на холсте же, но печатный; он освящен в 1690 г. преосвященным Иларионом, митрополитом Суздальским и Юрьевским. Из других древних церковных вещей хранились следующие: 1) Евангелие, в полулист, на златообрезной бумаге, печатанное от сотворения мира в лето 7145 (1637), в царствование государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Русии, при святейшем патриархе Иоасафе 1-м. 2) Напрестольный крест серебряный вызолоченный, с мощами в большом поперечнике, в трех местах: в середине мощи преподобного Саввы Освященного, с правой стороны — святого благоверного князя Владимира, с левой — святых мученик Кирика и Иулитты. 3) Ризы: а) объяринные; на оплечьях их, по малиновому атласу, вышиты весьма искусно золотом деревья, в средине и на ветвях которых отличной работы разными шелками вышиты цветы; оплечья и оподольник обложены серебряными кружевами; б) ризы матерчатые ветхие, на оплечьях которых, по вышитой серебром земле, весьма плотно, прочно и искусно вышиты золотом ветви и цветы; в) ризы малиновые атласные с цветами, но от долговременности довольно изветшавшие; на оплечьях вышиты золотом деревья с весьма искусными цветами из шелков. 4) Епитрахиль глазетовая; в середине вышиты: Спаситель, Божия Матерь и Иоанн Предтеча, с окружающими их сверху серафимами, а снизу — ангелами; лица и руки все вышиты шелками, а одежды золотом.

Утварью, ризницею и св. иконами эта церковь снабжена достаточно. Богослужебные книги имеются в полном составе, кроме оных есть книги, служащие к назидательному чтению.

Кладбище при церкви. Кроме описанной каменной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя в ней приделами, в погосте находится еще приходская церковь, деревянная, холодная в честь Знамения Пресвятой Богородицы; она освящена в 1751 г. июня 21 дня, а в 1881 году исправлена на сумму доброхотных жертвователей, зданием крепка. Не понятно, почему прихожане на свои средства устроили эту приходскую церковь на самом конце всего прихода, а не в средине.

В состав прихода, кроме погоста Благовещенского, в коем 4 двора, входят следующие селения: д. Тимошкина и сельцо Петрищево; последнее сельцо отстоит от церкви в 4 верст. и есть самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 256 м. и 254 ж. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию; занимаются хлебопашеством и по уборке хлеба на фабриках и заводах промышленностью. Раскольников в приходе не имеется.

Причта при сей церкви по штату положено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священщенником состоит Евграф Грандилевский, который священствует с 1872 г. и имеет набедренник.

При сей церкви земли: усадебной и под построением 1 дес. и 214 кв. с., пахотной 57 д. 1203 кв. с., в том числе выгонной 15 д., сенокосной 6 д. 1604 кв. с. Под церквами, кладбищем, проселочной дорогой и полуречкой 1 д. 1648 кв. с. Всего в окружной меже сей писцовой дачи 67 д. 1809 кв. с., на каковую землю план и межевая книга имеются и хранятся в церковной ризнице. Владеет этою землею причт сам, дела об оной земле никакого не производится, лесных дач не имеется, а равно и арендных статей нет. Дома у причта собственные — деревянные на церковной земле. На содержание причта постоянного оклада не имеется. Причтом получается всего в год до 190 рублей.

При Благовещенском погосте нет никаких благотворительных учреждений»...

В 1950-х гг. послевоенных годах первыми в Кольчугинском районе были реставрированы Благовещенский храм и Знаменская церковь. Подновлялись в основном кровли храмов, фасады. На Знаменской церкви остатки рухнувшего деревянного шатра были разобраны, вместо него на основном объеме утстроена временная кровля в виде конуса. Упавшие кресты с обоих храмов, остатки конструкций и глав складированы в деревянной Знаменской церкви.

Погост обнесен каменной оградой с Северными трехчастными воротами. Внутри, на территории, древнее кладбище. В тридцати метрах от ограды Погоста была единственная жилая изба.

Богослужение в Благовещенской церкви погоста совершается с 1993 года два раза за лето, в дни памяти преподобного. Окормляет обитель настоятель Свято-Введенского храма с. Флорищи прот. Вячеслав Буланов.

В 2006 г. Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием решался вопрос о возобновлении богослужения на Благовещенском погосте и об организации монастыря. Настоятелю Свято-Успенского Космина Яхромского монастыря игумену Серафиму (Котеневу) поручено силами его братии приступить к освоению Благовещенского погоста…

По материалам: Добронравов В. Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886. http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/kolchugino/m/69-1-0-1903


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 января 2025

«…Памятник, являющийся предметом данного очерка, совершенно не известен в литературе, это церковь – усыпальница Нагих в их старой вотчине Благовещенском погосте, построенная И.И. Нагим в 1501 г. В этой же церкви он и погребен в 1539 г. Антиминс, освященный Филаретом в 1631 году, связывался с возобновлением им церкви. В 1797 г. с запада пристраивается придел Сергия, а в 1832 г. происходят некоторые переделки самого памятника.

Церковь сложена из кирпича (размером 25X12,5X7 см) с деревянными, квадратными в сечении, связями, как в сводах так и внутри стен, под церковью усыпальница, куда ход с северо-восточной стороны заложен кирпичем. В плане – это крестовая форма, с вытянутым трехлопастным алтарным помещением; ветви креста образуются с северной и южной сторон выступами; такая же часть с запада отломана, что доказывается размером существующей арки в придел, являвшейся началом свода западной ветви, а также фасадными профилевками, попавшими теперь внутрь придела.

Крестчатые столбы сдвинуты из линии западных стен притворов на восток. Алтарь отделен стенкой с неправильными проемами входов; тою же неправильностью отмечен сам алтарь с кривыми простенками неравной толщины, деформированными окнами и внешними стенами. Эти явления деформации следует объяснить попыткой 1832 г. расширить окна и входы алтаря, не законченной, благодаря исключительной твердости кирпича; позже сделаны большие окна южного и северного фасадов. Диаконик вмещал в себе маленькую ризничную палатку, остатки ее свода сохранились на южной стене; существующей ход в диаконик квадратной формы пробит позже, первоначально его не было. Скол южной стены произошел, вероятно, при сломе палатки, или был сделан первоначально для открывания ризничной двери.

Система сводов, при данном плане, отмечена исключительной оригинальностью. Столбы соединены арками с западной северной и южной стенами, между столбами коробовый свод, с шелыгой в восточно-западном направлении. Два симметричных свода той же вышины, но с шелыгами перпендикулярными, направляются со столбов к алтарной стене и опираются там на выносные арки с профилеванными консолями. Получаемое, вытянутое с запада на восток, пространство приводится к квадрату, путем пары ступенчато-повышенных арок плоского очертания, выступающих с алтарной стены, в которой, под нижней аркой, сделана ниша с полуциркульным верхом. Придвинутый, таким образом, к столбам барабан стоит на парусах, несколько нависая из их кольца. Под существующей кровлей, скрывающей низ барабана, прекрасно сохранился квадратный постамент его, обработанный по каждой стороне тремя килевидными кокошниками, из которых средний шире и выше боковых.

Промежутки меж кокошников и углы постамента заняты белокаменными водостоками. Кокошники опираются на оборванные пилястры, законченные тремя полочками, и идущие до сводов по углам. Два прямоугольных окна в барабане – старые, между ними было по узкому щелевидному окну, остаток западного сохранился. Полусферическое, несколько приплюснутое, очертание главы, законченное сейчас дополнительной луковичной главкой, заставляет думать о первоначально шлемообразной форме ее. Фасады обработаны полуциркульными нишами, раскрепованными в цоколе. Около окна на южном фасаде сохранились остатки колонок с консолями в форме усеченной пирамиды.

Оси главных масс здания – сводов, купола, северных и южных выступов – сдвинуты и не совпадают; асимметрия эта вызывает неравнобедренную форму фронтов северного и южного, которую мастер пытается смягчить членением плоскости фронтона пилястрами; со сторон же западной и восточной фронтон правилен, и его щипец приходится в центр среднего кокошника постамента. Чтобы приблизить основание кровли к форме квадрата, западный и восточный фасады урезываются с углов наискось, полученный выступ покрывается особой кровелькой. Считать такое покрытие наиболее верным вариантом реконструкции, несмотря на карниз косого поребрика, позволяет пофронтонная же кровля двух памятников того же плана и фасадной обработки: церковь Иоанна Предтечи в Москве и Ильинской церкви Калужской губернии, причем в карнизе последней находим также два ряда косого поребрика.

Оба памятника, однако, бесстолпны и с различной системой сводов. Первый из них крыт двумя пересекающимися цилиндрическими сводами, в их перекрестье – световая глава, барабан которой, с перемежающимися широкими и узкими окнами, близок барабану Благовещенской церкви. Планы по пропорциям почти тождественны, а алтарь вытянутый и неправильного очертания внутри, снаружи гранен. Под церковью – усыпальница. Сходство это заставляет приближать дату к началу XVI в., хотя конкретных указаний о времени не имеем.

Второй памятник, Ильинская церковь, при том же плане, с тянутыми гранеными апсидами, крыт смешанной системой сводов так, что восточная и западная части квадрата покрываются двумя парами ступенчато повышенных арок, середина же параллельной им аркой, как бы разорванной посредине и несущей на двух дополнительных арочках, ей перпендикулярных, световую главу. Эта система напоминает перекрытие церкви Никиты мчк. во Пскове (1472 г.), но в то же время отлична от нее. Алтарная стена прорезана над ходовыми пролетами тремя арками.

Церковь точно не датируется; издатель считает основателями ее, предположительно, князей Репниных, в вотчине которых она находится, и, упоминая о предании, относящем постройку к XV в., склонен отодвигать дату к концу XVI в. Близость типа к датированной церкви погоста позволяет ставить Ильинскую церковь в первую четверть XVI в., но после Благовещенской, т. к. обрамление барабана первой кокошниками, изгибающимися по кругу, явление более позднее.

В обработке фронтонов церкви погоста можно было бы предполагать заполнение углов отрезком многолопастной формы, как в Николе в Мясниках, однако широкий центральный раздел может быть крыт только фронтонно, а угловые пространства слишком незначительны. Таковы три памятника, объединяемые сходством плановых решений и фасадной обработки, и различные по системе перекрытия.

Вопрос о мастерах, строивших Благовещенскую церковь, несколько освещается данными самого памятника. Период конца XV и начала XVI в. связан со сложными взаимоотношениями строительных школ. Укажем здесь лишь на работу ростовских мастеров «Прохора съ товарищи» в Кирилло-Белозерском монастыре, по постройке Успенского собора, освященного в 1497 г. В этом памятнике глава поставлена в центре всей массы здания, а не основного куба, и, таким образом, сдвинута к востоку.

Северный и южный фасады не соответствуют членением своим внутреннему строению здания, а закомары венчающие их не отвечают размещению сводов, тогда как восточный и западный фасады выражают действительное размещение их. То же можно сказать о церкви Владимира в Кирилло-Белозерском монастыре (1554–1555 гг.), закомарное завершение которой не соответствует внутренней системе. Это те явления асимметрии и несоответствия фасада, в верхней его части, конструкции, которые мы отмечали как особенности церкви Благовещенского погоста.

Смелость конструкции Благовещенской церкви совмещается с робостью и неумелостью строителя. Так например: он ведет со столбов арки, не считаясь с крестчатым сечением опоры; арки, идущие на северную и южную стены, упираются в концы сводов, кроющих ветви креста, и с них идет нагруженная пара широких арок к восточной стене. Псковская, в принципе, конструкция центральной части, однако, однобока, т. к. ступенчатые арки введены лишь с одной стороны; и, если отбросить выносные арки на восточной стене, и, мысленно, прибавить симметричную пару ступенчатых подпружин с запада, мы получим псковскую систему (Никола-Каменноградский), повернутую поперек церкви. Налицо, таким образом, с элементами ученичества, и попытки новшества.

Более рациональную интерпретацию псковского канона находим в отмеченных особенностях конструкции Ильинской церкви, стоящей хронологически позже Благовещенской. Такой подход скорее понятен для средне-русского мастера, прошедшего псковскую школу, но вышедшего из стадии подражания на путь самостоятельной переработки архитектурных форм. Из средне-русских же школ времени перелома XV–XVI вв. сейчас более ясно выдвигается ростовская.

Вотчины Нагих заходили в границы нынешних Ростовского и Углицкого уездов (Тархов холм, Рославльский городец и друг.), к концу XVI в. они продвигаются и в пределы Тверской губернии. Юго-восточнее лежала старая вотчина их, с Благовещенским погостом в центре, с группой селений в округе. Таким образом приглашение ростовских строителей является наиболее понятным и возможным по бытовой связи вотчины Нагих с Ростовским краем.

На близость плана Ильинской и Ивановской ц. ц. плану Вознесения в Коломенском указывалось раньше, при чем автор не высказался определенно о датах их и ставил ли он их раньше или позже Коломенской церкви. При нашей постановке вопроса, они являются, таким образом, предшествующими церкви Вознесения 1532 г. К этой же группе следует отнести позднейшую церковь Петра-митрополита в Переславле Залесском, где, при упрощенном, без средокрестий, плане со ступенчато повышенных арок идет шатер на восьмерике, и, отчасти, очень архаичную церковь села Каменского, Калужской губ. Наиболее характерные из этих памятников возникли в вотчинах и служат усыпальницей рода основателей (Ильинская и Благовещенская церкви).

Тип двухстолпных разрешений церковного здания, возникающий на Севере в половине XVI в., имеет в церкви погоста не прямой прототип, а лишь частный случай, при иной сводчатой системе, так же как вне этого течения остается такой одинокий вариант, как Марковская церковь.

Следует отметить родство некоторых особенностей Благовещенской церкви с архитектурой молдаванских церквей, строенных преимущественно воеводами или видными представителями боярства, большинство из них является усыпальницами. При вытянутом в восточно-западном направлении плане, купол сдвинут к востоку, и со стороны алтаря к нему подводят две или три повышающиеся арки. По осям купола на восток, север и юг выступают апсиды, образующие в плане форму креста с полукруглыми лопастями. На систему парных повышенных перекрещивающихся арок ставится иногда сферический свод над средней частью церкви.

В фасадах крестовая часть разбивается длинными, полуциркульными нишами. Тройная полоса косого поребрика, мотив, кажущийся поздним в русском зодчестве, в молдаванской архитектуре встречается с раннего времени. В обработке оконных и дверных пролетов профилевка начинается значительно выше основания проема, а завершается иногда стрельчатой формой, это, может быть, объясняет остатки обработки на южном фасаде Благовещенской церкви, напоминающие упрощенную форму сложных молдаванских приемов. Связи Московского государства этого времени с Молдавией, позволяют ставить, на этом основании, проблему возможных связей между молдаванской и русской архитектурой этой эпохи, поставленную для живописи уже давно Н.П. Кондаковым…»

Источник: Воронин Н.Н. К истории русского зодчества XVI века. В кн.: Государственная академия истории материальной культуры. Бюро по делам аспирантов. Л., 1929. Вып. 1. С. 83–93.

РусАрх - Воронин Н.Н. К истории русского зодчества XVI века



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.