Начальная история Троице-Сканова монастыря затерялась где-то в первой половине ХVII века. Пожар 1676 года, к большому сожалению, уничтожил все имеющиеся тогда в монастыре документы. Название местности, где была основана обитель, истолковывается так: Местность, вместе с селом и монастырскими землями, исстари принадлежала боярам Исканским, и монастырь прежде носил именно это название, а село именовалось Искановым. Но с течением времени в народе повелось называть местность Сканью. Скановым стал и монастырь. Благодаря активности настоятелей монастырь довольно быстро отстроился после пожара и даже умножил свои владения. В частности, в 1688 году, как известно из документов Приказа Большого Дворца, "против челобития Нижнеломовского городища, Живоначальные Троицыскановой пустыни строителя старца Кирилла с братиею, велено им в Наровчатском городище из пустого огороду, на котором прежде сего севали на обиход Великих Государей анис, отвесть под двор и часовню 40 саж. в длину и 20 саж. в ширину". А еще прежде того, в 1673 году, Сканову монастырю по челобитью "черного попа Феодосия с братией да старца Кирилла" отвели "земли пашенностей и лесной поросли в полянках девяносто десятин, да сенных покосов по смете на семьсот копен".
В ХVIII веке обитель не только не запустела, но оказалась способна принять насельников из упразднённых по реформе 1764 года Краснослободского Предтеченского монастыря и Инсарской пустыни, и в 1786 году епископ Пензенский Афанасий (Корчанов) представил в Синод прошение об увеличении штатного числа монашествующих для Сканова монастыря. Предварительно здесь был введён строгий общежительный устав. Тем не менее, монастырские постройки вплоть до конца ХVIII века оставались деревянными, в том числе возведённые после пожара Троицкая и Никольская церкви. При этом Троицкая церковь простояла только до 1785 года, когда обитель снова погорела, хотя и не столь масштабно, как сто лет назад.
В 1795 году на месте сгоревшей Троицкой церкви был заложен ныне существующий собор. После этого пожара 1785 года, было принято решение постепенно отстраивать основные монастырские здания из кирпича. Последний деревянный храм обители, Никольский, разобрали "за ветхостью" в 1802 году. В 1792 году заложили первую каменную постройку обители - колокольню в четыре яруса. К 1796 году колокольню достроили, а в нижнем ярусе её устроили Никольскую церковь. По-видимому, в деревянном Никольском храме тогда уже не служили, предназначив его к сносу. Одновременно строился Троицкий собор, в одном с колокольней "сложносочиненном" стиле. Через несколько месяцев после его завершения, в 1809 году, с южной стороны монастырского двора началось возведение трапезной церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Её освятил в 1812 году игумен Корнилий. При нём же была построена и освящена больничная церковь с кельями при ней. Он, как говорится о нём в описании монастыря, "устроил, украсил и позлатил иконостасы, как в соборе, так и в больничной церкви, украсил церкви настенной росписью, им же приобретены колокола, хорошая ризница, ковчеги и паникадила и прочая церковная утварь".
Следующий этап формирования Троице-Сканова монастыря как единого архитектурного целого падает на середину ХIХ века, на довольно продолжительную эпоху настоятельства архимандрита Филарета (1827-1854), которого в монастырской истории принято называть "первым", поскольку впоследствии обителью управлял ещё один архиманрит Филарет (именно ему пришлось пережить закрытие обители). Главным памятником деятельности Филарета I в Скановой обители стала кладбищенская церковь, освящённая в 1853 году в честь главной монастырской святыни - Трубчевской иконы Божией Матери, к тому времени уже прославленной многочисленными чудотворениями. Разрастался монастырь, ведя довольно обширную хозяйственную деятельность и принимая большое число паломников, в том числе и за пределы ограды. "Вне ограды", - читаем в краткой летописи монастыря, - для посетителей были построены четыре двухэтажных каменных гостиных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей и иконописная. На берегу реки Мокши стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, гостиный, скотный и конный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. При монастыре был разведен сад, огород и имелись сенокосные луга и лесные угодья". Последнее, впрочем, к монастырской архитектуре относится лишь опосредованно, составляя как бы её обрамление. Что же касается мельницы на реке Шелдаис, то её пожаловал Троице-Скановой обители в 1797 году император Павел I. Наконец, на небольшом удалении от ограды находилась пасека на 80 ульев, в избытке дававшая мёд и воск для монастырских нужд.
Богослужебная жизнь в монастыре была довольно напряжённой, однако, помимо молитвенных трудов, иноки несли ещё труды в общечеловеческом смысле этого слова: косили, пахали, огородничали, ловили рыбу, ухаживали за скотиной. Число насельников к началу ХХ века всё более увеличивалось. Особенно людно бывало в Сканове на праздники, сопровождавшиеся крестными ходами. Крестных ходов в прежнее время здесь совершалось три (помимо общепринятых) - на Троицу и Успение (вокруг монастыря) и 3 октября, в день Трубчевской иконы Божией Матери, - к кладбищенской церкви, посвящённой ей. Всё это разом рухнуло с приходом большевиков.
В 1928 году Троице-Сканов монастырь был закрыт. Насельникам предложили убираться подобру-поздорову. Некоторое время несколько монахов, включая настоятеля, архимандрита Филарета (Игнашкина), ещё оставались в обители, живя в притворе Троицкого собора. Все жилые корпуса советская власть к концу 1920-х годов уже прибрала к рукам. В начале 1930-х годов в распоряжении новых хозяев жизни поступил и собор. Здесь устроили склад и птицеферму. Корма для птиц готовили в кладбищенской церкви, а в Иоанно-Предтеченском храме действовал клуб, в котором проводились танцы. Остальные монастырские здания были заняты магазином, столовой, гаражом и жильём для работников птицефермы. Кроме того, расчищая монастырскую территорию до состояния пустыря, её тогдашние хозяева утопили в реке почти все надгробья.
В 1990 году полуразрушенную обитель вернули Церкви. Возобновлена она была как женская. Пришедши в Сканово, инокини обнаружили Троицкий собор без крестов, без окон, почти без крыши, не говоря о том, что - без некогда существовавших росписей (частью забеленых, частью сбитых). До уровня первого этажа храм был завален землёй. В столь же унылом состоянии пребывали и другие монастырские постройки. Первое богослужение в возрождаемом монастыре было совершено 12 апреля 1990 года, в Великий Четверг. Монастырский хор в тот день составляли всего три человека, регентовала игумения Митрофания. С этого дня молитва в Скановом монастыре не прерывалась. Богослужения совершаются ежедневно, читается неусыпная Псалтирь. Молитвой - в пять часов утра, когда по двору разносится звон монастырского колокола, - начинается каждый новый день. После молитвенного правила сёстры расходятся на послушания. В свободное от послушания время сёстры занимаются рукоделием: плетут чётки и пояса, вышивают бисером иконы, делают поделки из природного материала, учатся золотошвейному мастерству, переплетают книги... Кроме того, в монастыре есть воскресная школа для детей, занятия в которой также ведут инокини.
Из журнала "Православные Храмы. путешествие по Святым местам". Выпуск №112, 2014 г.