Село Золоторучье находится на высоком обрывистом берегу Волги у устья Золотого ручья на совсем малом расстоянии от Углича - в настоящее время окраина села, примерно, в пятистах метрах от последнего здания набережной.
Первые сведения о селе относятся к ХVІ столетию. Оно неоднократно упоминается в Угличском летописце, как одна из границ города. Вплотную к землям села подходили городские выгонные земли, рядом находилась Рыбная слобода. Но эти места имеют очень давнюю историю. Археологические раскопки, проведенные Д.А. Крайновым в 1950-1970-х годах, позволили выявить здесь стоянку первобытного человека, датированную концом палеолита, существовавшую 15000 лет назад. Также были обнаружены остатки Фатьяновского поселения и древнерусского селища. Современное село, несомненно, существовало и раньше ХVІ века.
Первое, конкретное упоминание о церкви находится в Писцовых книгах Угличского уезда Северьяна Давыдова и Осипа Трофимова 1629- 1631 гг. Там упоминается «церковь Святого Пророка Ильи да предел Николы Чудотворца ветх, пуст, без пения, паш. церковные перелог. Серед. Земли 15 чтв в поль, а в дву потомуж». В том, что церковь стояла «ветхой», «пустой», и «без пения», конечно, сказывались недавние события Смутного времени, страшного разорения города и окрестностей. Село в это время состояло «за Федором Ивановым сыном Погожим».
Далее сведения о храме отсутствуют. Мы не знаем, сколько он простоял. Когда уступил место новому. Какие события предшествовали строительству каменного храма в 1753 году. Незадолго до этого село покупает московский помещик Ф.В. Сухово-Кобылин, дед известного драматурга А.В. Сухово-Кобылина. А в 1753 году строится новый храм. Строится «иждивением лейб-гвардии капитана Ф.В. Сухово-Кобылина». Впоследствии строитель храма был похоронен около его стен. У церкви традиционно с давних пор существовало кладбище, где хоронили прихожан.
Устройство церкви для того времени традиционно. Она выстроена «кораблем». В храмовой части помещён летний храм в честь Ильи Пророка, а в трапезной - зимний в честь Николая Чудотворца. Как видим, прежние посвящения были сохранены. Основа церкви - храмовая часть, представляющая собой небольшой четверик, увенчанный массивным восьмериком. Северный и южный фасады обработаны одинаково. Один с тремя окнами, на другом появляется дверь. Все проемы обведены простыми наличниками, состоящими из подоконного пояска, двух колонок и полукруглого архивольта. На углах имеются лопатки, под крышей карниз с поребриком. Убранство восьмерика в целом схоже. Его венчает фигурная кровля, граненый барабан с колонками и арочками и главка с перехватом, поставленная на небольшой столбик.
Алтарь довольно обширный, пятигранный с теми же лопатками и похожими наличниками, фигурной кровлей. С запада примыкает трапезная, вытянутая с севера на юг. Её фасады имеют по два окна; с севера имеется дополнительный выступ для придельного алтаря. К трапезной примыкает паперть и поставленная над ней колокольня. Последняя очень невелика. Она поставлена на четверичок, второй этаж восьмигранный, а верхний прорезан проемами для колокола. Выше поставлен купол и маленький барабан со шпилем.
Облик и композиция храма типичны для «нарышкинского» барокко, но в целом он очень простоват, зауряден и отличается очень малыми размерами, нечеткой композицией, расплывчатыми объемами. Убранство очень скупо и несколько грубовато. Местами применен лекальный кирпич, штукатурка отсутствует, стены выбелены сразу по кирпичу.
Небольшие храмы типа восьмерик на четверике на протяжении всего XVIII века строились и в Угличе, и в уезде. В качестве примеров назвать Введенскую, Воскресенскую, Вознесенскую, Васильевскую церкви Углича, также церковь в стоящем напротив Красном селе. Все они имеют сходство и определенные отличия, особенности. Все несколько тяжеловаты, просты, но по-своему очень теплы и уютны.
Интерьер храма тоже традиционен. Трапезная невелика. Сверху перекрыта полуциркульным сводом. Слева помещен алтарь придела, отгороженный иконостасом. Широкой аркой трапезная соединяется с храмовой частью. Последняя довольно обширна и высока. Грани восьмерика утверждены на ступенчатых тромпах. Сочетание, восьмигранных и прямоугольных частей, удачные переходы все создает ощущения торжественности и простора. Венчает восьмерик восьмилотковый сомкнутый свод.
Вид церкви очень эффективен. Она завершает перспективу городской набережной, становится неотъемлемым элементом городского пейзажа. Она прекрасно смотрится и вблизи, и издали, видна с очень большого расстояния - и из города, и с левого берега Волги. Со временем Ильинская церковь подверглась небольшим перестройкам. Так в храмовой части и трапезной некоторые окна были уменьшены и стали прямоугольными, некоторые части наличников были стесаны, пробиты новые окна, появились новые решетки, но в целом первоначальный облик храма сохранился довольно хорошо.
Говоря об интерьере, следует отметить, что в трапезной стены были просто выбелены, отсутствовали росписи. В ХІХ веке там был «приличный по белому фону иконостас». Храмовая часть, вскоре после постройки церкви, была расписана. Имя живописца не установлено, но, по мнению А.Н. Горстки, росписи мог выполнить работавший в это время в Угличе художник Сапожников, выполнивший храмовую роспись со сценой убиения царевича Димитрия в угличской церкви «на крови». В золоторуцкой церкви особенно был примечателен сюжет «Вход в Иерусалим». В более позднее время в храмовой части стоял пятиярусный покрытый кармином иконостас, был кирпичный пол. Этот иконостас довольно долго сохранялся и можно отметить, что он был выполнен очень просто, обычной «столярной работы». Лишь бруски основы, рамы для икон, разные карнизы и пояски составляли его убранство. Почти нет резьбы, фон окрашен в зеленый цвет, украшения отделаны под золото. Он поднимался до самого верха восьмерика, занимая восточную грань. Он мог быть и первоначальным.
Во второй половине XIX века, после одной из церковных реформ, золоторуцкий храм оказался приписанным к угличской Корсунской церкви. Но вскоре, уже в 1888 году, вновь обрел самостоятельность, получил отдельный причт. В начале ХХ века причт церкви состоял из священника и псаломщика. Были церковный дом для жительства причта и другой - для церковно-приходской школы.
В советское время судьба золоторуцкой церкви была схожа с судьбой многих других. В 1924 году, 4 октября, храм был закрыт из-за неуплаты налогов. Долгое время он использовался под склад, колокольню в 1930-х годах разрушили. Она якобы грозила обрушением в Волгу. Позднее он был освобожден от склада и оказался заброшенным. В таком виде храм простоял вплоть до последних лет.
Со временем совершенно разрушилась крыша, стал крошиться кирпич, храм стоял без дверей и оконных рам, совершенно открытый. Перед ним был сильно подмыт берег, и имелась серьезная опасность обрушения здания, его неминуемой гибели. Могила строителя храма Ф.В. Сухово-Кобылина затерялась или была уничтожена. Лишь несколько лет назад Ильинский храм был передан церкви, и с этого времени началось его восстановление. Уже оштукатурены стены, поставлена новая крыша, появилась новая вызолоченная главка с крестом, оконные ставни. Проводимые работы не всегда соответствуют нормам реставрации, но главное, что храм спасен и обрел новую жизнь. Проведенные берегоукрепительные работы позволили прекратить разрушение берега и заложить фундамент для колокольни. Возможно, в ближайшее время она будет восстановлена.
В зимнем храме сделано отопление и установлен новый иконостас. В летнем храме, при отделочных работах летом 2002 года, окончательно ликвидированы сильно поврежденные росписи. В последнее время территория около храма благоустроена: к нему была проведена дорога, появились асфальтированные дорожки, установлены перила вдоль набережной.
Источник: Краеведческий альманах Голос истории, «Из истории дворянского рода Сухово-Кобылиных», Некоуз, 2004, выпуск 7, стр. 65-68. Статья Лиуконена Е.А. «Церковь в селе Золоторучье».
Golos_istorii_N7.pdf