Первая древняя церковь располагалась с севера от торговой площади в верховье Городенковского оврага. До 1685 г. на этом месте сменилось несколько деревянных зданий. По описи Калуги 1626 г., на данном месте значится деревянная церковь Рождества Богородицы с приделом св. Николая «На посаде». В 1685 г. была построена каменная церковь на месте деревянной. По описи 1685 г. она названа уже с приделом великомученика Никиты и с «колокольнею в 7 колоколов». Посвящение придела было изменено по просьбе новых прихожан в память о храме покинутого села Спасского.
«В 1678 г. по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова сей церкви дан антиминс…» Помета стоит под названием «церкви Никиты Чудотворца, что на площади». К тому же времени относится упоминание церкви под названием «Никиты великомученика, что на Старом торгу». Называли её и «Никитской церковью, что на подзавальях».
К 1685 г. прихожане Рождество-Богородицкой церкви перестроили здание церкви, расширив его и сделав из кирпича. При строительстве нового здания церкви по желанию вновь прибывших прихожан из села Спасского, придел Николая был заменен приделом великомученика Никиты в память бывшего в селе Спасском храма, построенного боярином Никитой Ивановичем Романовым, дядей первого русского царя из рода Романовых, во имя великомученика Никиты. Расположенная в самом центре культовая постройка быстро завоевала популярность ввиду близости к Старому Торгу. Улица, проходившая вблизи в направлении к р. Оке и к Москве, стала называться «Никитской». Овраг, доходивший до церкви и заканчивающийся у р. Оки – тоже назывался Никитским или Городненским (ров был засыпан только в 1782 г.).
Выстроенные в конце 18 в. два северных корпуса «Гостинного Двора» назывались «Никитскими», как явствует из рукописного чертежа, сохранившегося в Калужском областном краеведческом музее. Чертеж выполнен П.Р. Никитиным или И.Д. Ясныгиным, архитекторами, строившими Гостинный Двор.
В 1754 г. во время крупнейшего калужского пожара, истребившего 1200 жилых домов и 14 церквей, церковь вмч. Никиты также пострадала от огня горевших Гостинных рядов. В 1755 г. она была возобновлена, о чем рассказывают клировые ведомости. Тогда же была достроена или перестроена колокольня. Южный придел во имя Иоанна Златоуста был устроен в 1850-х гг. по проекту И.Д. Ясныгина.
Здание Никитской церкви того времени отличается оригинальностью и в то же время имеет много черт, характерных для калужского культового зодчества 17 столетия. Так, объем четверика несколько вытянут с юга на север, а не квадратен. В плане первоначальная трапезная равна по своей ширине ширине четверика и ширине алтарной части. Под зданием церкви размещается 6 вместительных подвалов и имеется место для начала внутренней лестницы на колокольню. Благодаря своему размещению на крутом участке земли, здание с южной стороны кажется стоящим на втором этаже, являющемся по существу цокольным этажом хозяйственного назначения. Ворота цокольных помещений выходили на юг напротив Гостинного двора.
Фасады четверика обильно декорированы архитектурными деталями, свойственными другим сооружениям Калуги 17 в.: пучками колонок, акцентрующими углы, карнизами из фигурного кирпича, рядами декоративных кокошников, с нишками для цветных изразцов. Главы отличались богатством и уникальностью. Главная глава четверика была двойная, в два яруса размещались луковицы. Боковые четыре главки были собраны воедино, близко поставлены к главной главе. Но их расположение отличалось неповторимостью: главки были поставлены не по углам четверика, а посредине фасадов и ориентированы по четырем сторонам света. Подобный пример в архитектуре калужских культовых зданий можно найти только в здании Ромодановской церкви (1694 г.), для которой Никитская церковь являлась не только аналогом, а образцом по времени возведения.
Трапезная Никитской церкви перекрыта цилиндрическим сводом. Боковые приделы более позднего происхождения. Северный придел пристроен по проекту архитектора И.Д. Ясныгина в 1790 г., о чем свидетельствует его подписной собственноручный чертеж, сохранившийся ныне в фондах Калужского областного краеведческого музея. Наряду с обмером первоначального объема, чертеж показывает пристраиваемую северную часть, выделенную красной краской. Историк Д.И. Малинин описывает, что свод в северной части придела опирается на столп. В 19 в. возникли две крытые паперти с севера и юга от четверика. Они были построены архитектором Н.Ф. Соколовым в 1825-26 гг. В плане эти крытые паперти имеют неправильную геометрическую форму, соответствующую очертаниям угла городского квартала, где расположен объект.
В 1825-26 гг. архитектором Н.Ф. Соколовым была перестроена алтарная часть четверика. Первоначальная трехчастная апсида при этом была заменена прямоугольным объемом в плане. Три полукруглые традиционные выступы были заменены ампирным кубическим объемом с тремя проемами, выходящими на б. Никитскую улицу (ныне ул. им. В.И. Ленина).
Колокольня была восьмигранная, четырехъярусная. Из них два яруса 17 в. ,третий и четвертый яруса колокольни возведены в первой трети 18 в. и имеют восьмигранные очертания в плане. Колокольня завершалась легким шатром. Первоначально верхний ярус колокольни имел три часовые циферблата, что видно на всех многочисленных фотографиях здания (верх колокольни был разобран в 1932 г.). Многочисленные классические крытые паперти не закрывают живописный объем 17 в., а являются как бы его окружением и поддержкой. Как отмечает Д.И. Малинин в своем путеводителе 1912 г., своды и стены храма были расписаны. В храме почитались несколько древних икон, в том числе и образ великомученика Никиты (XVII в.).
По описи 1800 г. значится: «Внутри церкви иконостас деревянный, позлащенный о шести ярусах. В первом ярусе: Царские врата резные, на них изображены резьбою образ Сошествия Святаго Духа, без венцов. По правую сторону Царских врат - Образ Отечества Господь Саваоф и Иисус Христос. На нем риза накладная серебреная и позлащенная и два венца серебренные и позлащенные, семьдесят второй пробы, в них весу и с позолотою двенадцать фунтов девяносто три золотника. Против праваго клироса образ великомученика Никиты штилистовый, на нем оклад медной , венец с гривною и еще маленький венчик серебряный и позлащенный без пробы. Около его образа написаны на большой доске разные праздники и святые без окладу и без венцов. По левую сторону Царских врат- Образ храмовой Рождества Богородицы с зачатием и Введением во храм Богородицы. На нем риза накладная серебреная и позлащенная 72 пробы, в ней весу 18 фунтов и сорок шесть золотников. Против леваго крилоса образ Иоанна Богослова и Сергия Радонежского чудотворца. На них положены три венцы и риза накладная серебреная непозлащенные 72 пробы, весу во всем одиннадцать фунтов тридцать восемь золотников. На северных дверях образ архидиакона Стефана, а на южных - архидиакона Филиппа. Во втором и третьем ярусах иконостаса образа двунадесятых праздников без оклада и без венцов. В четвертом ярусе иконостаса образа посредине деисус, а по обеим сторонам святых апостол, без окладу и без венцов. В пятом ярусе иконостаса образа в середине Печерския Богоматере, а по обеим сторонам святых пророков без окладов и без венцов. В шестом ярусе иконостаса образа в средине Господа Саваофа, а по сторонам святых праотец без оклада и без венцов. Сверх иконостаса крест, на нем Распятие резное, а по сторонам по два образа на круглых досках писаны без окладов и без венцов».
По той же описи «в приделе святаго мученика Никиты» зафиксирован ещё: « Внутри церкви иконостас деревянный о пяти ярусах позлащен. В первом ярусе посреди иконостаса Царские врата, на них образа Благовещения и четырех Евангелистов без окладу и без венцов. По правую сторону Царских врат образ Спасителев по полям без окладу, на нем венец серебрянный непозлащеный непробнаго серебра весом двадцать шесть золотников. Образ храмовой святаго великомученика Никиты, на нем над главою образ Нерукотворенного Спаса. На нем венец и риза, также на Нерукотворенном Образе риза и венчик, накладные серебреные позлащеные 72 пробы, весу во всем оном и с позолотою двенадцать фунтов. К стене против праваго крилоса в иконостасе образ Животворящего Креста Господня, на нем Распятие с предстоящими Богоматерию и Богословом и прочими резные. На нем два венца медные. По левую сторону Царских врат образ Боголюбския Богоматере, по полям без окладу. На нем два венца сребреные непозлащеные безпробнаго серебра весу тридцать золотников. На северных дверях образ архангела Михаила без окладу и без венца. Образ святителя и чудотворца Николая, над ним образа Спасителя и Богоматери. На нем риза накладная и венец в ч.6 штуками финифтяными серебреными позлащены, весу во всех онех с штуками тринадцать фунтов и девять золотников… Во втором ярусе предельнаго иконостаса образа двунадесятых праздников без окладов и без венцов, точию на одном образе Воскресения Христова. На нем венчик маленький сребреной. В 3-м ярусе иконостаса образа, посредине Царем царь, а по обеим сторонам святых апостол, без окладу и без венцов. В 4-м ярусе иконостаса образа, в средине Печерския Богоматере, а по сторонам святых пророков, без окладов и без венцов. В 5-м ярусе иконостаса образ Отечества и посреде Богоматере без окладу и без венцов. Сверх онаго образ Распятия Господня, написанный без венца».
С 1799 по 1819 гг. церковь приобрела большое значение и стала выполнять роль кафедрального собора в связи с тем, что Троицкий собор пришел в ветхость, и с 1809 г. служба в нем уже не проходила. В годы Отечественной войны 1812 года в Никитской церкви освящалась хоругвь Калужского ополчения, служились молебны о даровании победы русскому оружию, провозглашались царские манифесты, обращения губернатора и известия о боевых действиях. Хоругвь Калужского народного ополчения после 1815 года вернули в собор, т.е. б.ц. Никиты, где она и сохранялась до 1819 г., до открытия нового здания собора.
В 19 в. здание храма было увеличено и частично реконструировано. Церковь была закрыта в 1926 г. В марте 1929 г. властями было принято решение снести верхние ярусы колокольни и центральный купол, а сам храм переоборудовать. В 1930-х гг. здание храма использовалось как склад зерна и овощей, в алтарной части было жильё. В октябре 1941 г. в алтаре был пожар, но свод не обрушился. В 1944 г. горисполкомом было решено устроить в здании кинотеатр для детей. Для нужд кинотеатра в бывшей трапезной храма сооружена сцена и возведены перегородки, отделившие её от приделов и колокольни. Южный придел и ярус колокольни расчленены перегородками. Северный притвор перепланирован, в южном ликвидированы лестница в подцерковье и отделявшая её стена. Детский кинотеатр открылся 25 марта 1950 г. и получил название «Пионер».
В 1990-х гг. в здании кинотеатра размещались коммерческие структуры, скверик пришел в запустение. 22 мая 2001 г. в сквере представители Калужского общероссийского общественного движения «Россия Православная» торжественно освятили Покаянный Крест в память респрессированных священнослужителей и порушенных большевиками храмов.
В октябре 2004 г. решением Городской Думы г. Калуги храм был передан Калужской епархии. Восстановительные работы в храме начались в апреле 2005 г. и 28 сентября 2005г. после более чем 80-летнего перерыва, в Никитском храме было совершено первое богослужение (молебен с акафистом), которое совершили архимандрит Никита (Ананьев) и священник Алексей Пелевин. 18 января 2006 г. Была совершена первая Божественная литургия.
28 сентября 2006 г. Архиепископ Людиновский Георгий на престольный день совешил первую Литургию архиерейским чином. 6 апреля 2007 г. в нишах каменной стены сквера у храма были открыты три образа - Великомученика Никиты, Иисуса Христа и Калужской Божией Матери. Все они выполнены в виде барельефов на тёмном камне.
На Пасху 2007 г. была совершена первая Божественная литургия в восстановленном правом пределе великомученика Никиты. 28 сентября 2008г. архиепископ Георгий освятил кресты на колокольню и на апсиду алтаря. На Благовещение 2009 г.с колокольни Никитского храма прозвучал первый колокольный звон.
27 декабря 2009 года митрополит Калужский и Боровский Климент в сослужении иерея Алексея Пелевина и собора духовенства совершил Великое освящение трех пределов храма. В этот же день был освящен памятный крест, сооруженный в честь события освящения храма и 325-летнего юбилея со дня его постройки.
https://nikita-hram.ru/index.php/o-khrame